г. Москва |
|
07 марта 2023 г. |
Дело N А40-145595/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 марта 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Елоева А.М.,
судей: Лялиной Т.А., Яремчук Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гетажеевой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "Военторг" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.11.2022 по делу N А40-145595/22
по иску Минобороны России (ОГРН: 1037700255284)
к АО "Военторг" (ОГРН: 1097746264186)
о взыскании штрафа в размере 18 385,74 руб,
при участии в судебном заседании от истца: Шестакова О.В. по доверенности от 12.10.2022, от ответчика: Новиков О.В. по доверенности от 30.09.2022,
УСТАНОВИЛ:
Министерство обороны Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к акционерному обществу "ВОЕНТОРГ" о взыскании штрафа в размере 18 385,74 руб. по контракту от 31.05.2021.
Решением от 22.11.2022 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, указывая на суд первой инстанции не применил списание сумм неустоек и штрафов на основании Постановления Правительства России от 04.07.2018 N 783, когда такое списание предполагается императивным характером данного нормативного правового акта органа государственной власти и подтверждается необходимой совокупностью требований его применения к рассматриваемому предмету.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст.ст.266,268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы жалобы, апелляционный суд считает решение подлежащим отмене.
Как усматривается из материалов дела, между Министерством обороны Российской Федерации (заказчик) и АО "Военторг" (исполнитель) заключен государственный контракт от 31.05.2021 на оказание услуг по питанию для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2021 году, по условиям которого Исполнитель обязуется в установленный Контрактом срок оказывать услуги, соответствующие качеству и иным требованиям, установленным Контрактом.
Согласно п. 3.2. Контракта Исполнитель обязан:
- своевременно и надлежащим образом оказать Услуги в соответствии с условиями Контракта (пп. 3.2.1 Контракта):
- обеспечивать соответствие оказываемых Услуг требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям сертификации, безопасности (санитарным, ветеринарным нормам и правилам, государственным стандартам, санитарно-эпидемиологическим требованиям и т.п.), установленным законодательством Российской Федерации, в том числе законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, руководящими документами Заказчика и Контрактом (пп. 3.2.2 Контракта);
- ежедневно оказывать Услуги в объеме, соответствующем данным о количестве питающихся, стоящих на довольствии, которые письменно доведены до Исполнителя Получателем (пп. 3.2.3 Контракта).
Согласно п. 8.3 Контракта Исполнитель уплачивает Заказчику штраф за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства по Контракту, за исключением просрочки исполнения обязательства, в размерах, определяемых в соответствии с п. 3 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 (далее - Правила). Штраф исчисляется от цены этапа оказания услуг по Контракту по каждому установленному факту нарушения.
Согласно п. 8.4 Контракта штраф предъявляется по каждому факту выявления нарушения, о чем составляется соответствующий акт. Размер штрафа складывается из следующих показателей: цена этапа оказания услуг х количество фактов нарушения х размер процента, определяемого в соответствии с пунктом 3 Правил.
Обосновывая заявленные требования истец указывал, что в нарушение пп. 3.2.1, 3.2.2, 3.2.3 Контракта Исполнитель не обеспечил соответствие оказываемых услуг требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям, установленным Контрактом, а именно: соисполнителем услуг ООО "Альтернатива" по договору от 31.05.2021 N ОП-21-57, заключенному с Исполнителем, допущены нарушения при организации питания, что подтверждается актами о выявленных недостатках от 02.09.2021 N1765 (1 факт нарушения), размер штрафа на сумму 9 343,01 руб. от 27.08.2021 N 1731 (1 факт нарушения), размер штрафа на сумму 9 042,73 руб., всего на сумму 18 385,74 руб.
Ответчик в суде первой инстанции заявлял, что требования не подлежат удовлетворению, поскольку усматривается необходимость применения списания суммы неустойки (штрафа) по Постановлению Правительства России от 04.07.2018 N 783, при этом обязательства, предусмотренные Контрактом, исполнены ответчиком АО "Военторг" (Исполнителем) в полном объёме и исполнение соответствующих обязательств завершено в 2021 году, согласно единому сводному акту между сторонами Акту сверки за период с 31.05.2021 по 31.12.2021 по государственному контракту от 31.05.2021 за весь период исполнения Контракта, начиная с 15.06.2021 по 31.12.2021 оказаны услуги и исполнены обязательства по нему в полном объёме (о чём указано во всей совокупности строк "продажи", содержащих нумерацию и датирование промежуточных сводных актов поэтапной приёмки услуг), а именно на общую сумму оборотов за весь период в размере 36 459 352 720,65 руб.
По мнению ответчика, услуги по организации питания оказаны Ответчиком до 31.12.2021 (пункт 12.3 Контракта), срок действия Контракта истек 01.04.2022 (пункт 12.1 Контракта), обязательства по Контракту сторонами исполнены в полном объеме.
Также ответчик указывал, что начисленная истцом неустойка по данному спору не превышает 5% цены контракта и составляет 0,000018 % от цены Контракта, а согласно общей сверке всех начисленных истцом, но не уплаченных сумм неустоек, также значительно меньше положенной к списанию вышеназванной суммы, не превышающей 5% от размера цены Контракта (Запрос о сверке и списании общей суммы начисленной неустойки государственного контракта в 7 289 499 руб., равной 0,02 % цены Контракта).
По существу данный расчет истцом в суде первой инстанции и апелляционном суде оспорен не был.
Установив, что ответчик не представил в материалы дела доказательств признания начисленной Минобороны России неустойки и подписания сторонами акта сверки неуплаченных штрафных санкций, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для списания неустойки.
При этом суд первой инстанции указал, что решение о списании задолженности принимается комиссией по поступлению и выбытию активов, созданной заказчиком, и оформляется внутренним распорядительным документом заказчика (приказом, распоряжением), Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 не предусмотрена возможность обжалования отказа в списании неустойки в судебном порядке, следовательно, решение о списании неустойки не принимается заказчиком по собственному усмотрению, вопрос о списании неустойки решается комиссией по поступлению и выбытию активов и оформляется распорядительным документом, а не производится в судебном порядке.
Посчитав, что ответчик не исполнил свои обязанности, выполнение которых необходимо для осуществления Заказчиком списания начисленной неустойки, суд первой инстанции отказал в списании неустойки и на основании ст.ст.309,310 ГК РФ удовлетворил заявленные требования.
Апелляционный суд не может согласиться с выводами суда первой инстанции, поскольку судом первой инстанции не была дана надлежащая оценка обстоятельствам спора, а также проигнорированы доводы ответчика о необходимости применения Постановление Правительства РФ от 04.07.2018 N 783 (ред. от 15.10.2022) "О списании начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 установлен порядок и случаи списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику, но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, обязательства по которому исполнены в полном объеме.
Подпунктом "а" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 установлено, что списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек осуществляется заказчиком в случае, если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта.
Согласно п.4.1 Контракта его цена составляет 36 765 086 963 руб. 87 коп.
Представленными доказательствами подтверждается, что обязательства, предусмотренные Контрактом, исполнены ответчиком АО "Военторг" (Исполнителем) в полном объёме и исполнение соответствующих обязательств завершено в 2021 году.
Согласно единому сводному акту между сторонами - Акту сверки по государственному контракту N 310521/ВП от 31.05.2021 за весь период исполнения Контракта, начиная с 15.06.2021 по 31.12.2021 оказаны услуги и исполнены обязательства по нему в полном объёме (о чём указано во всей совокупности строк "продажи", содержащих нумерацию и датирование промежуточных сводных актов поэтапной приёмки услуг), а именно на общую сумму оборотов за весь период в размере 36 593 758 105,55 руб. (итоговая строка "обороты за период").
Кроме того, факту исполнения государственного контакта N 310521/ВП от 31.05.2021 в полном объёме, а также установлению общей суммы всех неустоек, давалась также оценка в иных судебных спорах между истцом и ответчиком, что не может не учитываться судом при рассмотрении настоящего дела в силу ст.69 АПК РФ.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2023 по делу N А40-122899/22 по иску Минобороны России к АО "Военторг" по спорному Контракту установлен факт его полного исполнения, а также наличие правовых оснований для применения Постановления Правительства РФ от 04.07.2018 N 783, и списания истребованной неустойки, поскольку её размер не превышал установленный Постановлением лимит.
Аналогичные выводы сделаны судом в рамках дела N А40-120844/2022, при этом судом были установлено, что все суммы неустоек (штрафов) по исковым заявлениям Минобороны России по государственному контракту N310521/ВП от 31.05.2021, начисленные и неуплаченные суммы неустоек не будут превышать 5 % от цены контракта (36 765 086 963,87 руб. * 5 % = 1838 254 348,19 руб.).
При указанных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о том, что в рамках настоящего спора установлены обстоятельства завершения и исполнения Контракта в полном объёме, а также бездействия заказчика по списанию начисленных и неуплаченных сумм неустоек и штрафов, не превышающих 5 процентов цены Контракта, в связи с чем апелляционный суд отказывает в удовлетворении исковых требований.
Расходы по уплате государственной пошлины в распределяются в соответствии со ст.110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.11.2022 по делу N А40-145595/22 отменить.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с Минобороны России в пользу АО "Военторг" 3 000 руб. расходов по оплате госпошлины за подачу апелляционной жалобы.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.М. Елоев |
Судьи |
Т.А. Лялина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-145595/2022
Истец: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: АО "ВОЕНТОРГ"