г. Москва |
|
09 марта 2023 г. |
Дело N А40-201575/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 марта 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: |
Марковой Т.Т., Лепихина Д.Е., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К. |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Финансово-хозяйственное Управление мэрии Москвы" и УФАС по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.12.2022 по делу N А40-201575/22
по заявлению ООО "ПРЕСТИЖ" (ИНН: 7735520016)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по г. Москве
третье лицо: Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Финансово-хозяйственное Управление мэрии Москвы"
о признании незаконными и отмене решение
при участии:
от заявителя: |
Милюков А.В. по доверенности от 25.11.2022, Захарова М.А. по доверенности от 15.09.2022; |
от заинтересованного лица: |
Полькин Н.М. по доверенности от 26.12.2022; |
от третьего лица: |
Якимова Е.в. по доверенности от 19.01.2023; |
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 08.12.2022 признано незаконным и отменено решение Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве N 077/10/104-9333/2022 от 20.06.2022 г.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Финансово-хозяйственное Управление мэрии Москвы" и УФАС по г. Москве обратились с апелляционными жалобами, по доводам которых просят отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Считает, что судом неполно выяснены обстоятельства по делу, выводы не соответствуют обстоятельствам дела, нарушены нормы материального и процессуального права.
В судебном заседании представители заявителей апелляционных жалоб поддержали доводы апелляционных жалоб, изложили свою позицию.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционных жалоб не согласен, считает их необоснованными.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 09.06.2022 N ИЗК1 ООО "Престиж" признано победителем Аукциона.
09.06.2022 Заказчиком направлен проект контракта в адрес Победителя.
14.06.2022 Заказчиком размещен в единой информационной системе Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 14.06.2022 N ППУ20_1, согласно которому Победитель не разместил на электронной площадке проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени такого победителя.
В антимонопольный орган поступило обращение заказчика ГБУ "ФХУ МЭРИИ МОСКВЫ" о рассмотрении вопроса о включении сведений в отношении ООО "Престиж" (далее - Победитель) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением от заключения государственного контракта по результатам запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей (реестровый N 0373200558322000029).
В результате рассмотрения указанного обращения антимонопольный орган согласился с заказчиком, признавшим общество уклонившимся от заключения контракта ввиду неподписания государственного контракта и непредставления его обеспечения, и счел возможным применить к заявителю меры публичной ответственности посредством включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков.
Не согласившись с выводом антимонопольного органа, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании вынесенного решения незаконным.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, пришел к выводу, что ООО "Престиж" не имело умысла намеренно снизить цену и уклониться от подписания договор, имеет большой положительный опыт выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей государственных и муниципальных заказчиков,
Обществом была допущена ошибка, что, по мнению суда, являлось очевидным.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что недопустимо за допущенную при заполнении конкурсной документации ошибку включать сведения об обществе в реестр недобросовестных поставщиков.
Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения сторон, участвующих в деле, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, приходим к следующему.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулирует Закон N 44-ФЗ.
В целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств, защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотребления в сфере размещения заказов со стороны недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Законом N 44-ФЗ предусмотрено создание реестра недобросовестных поставщиков.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона N 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается, в том числе, информация о поставщиках, с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов (часть 2 статьи 104 закона N 44-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила N 1078).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 13 Правил N 1078 по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" названного пункта, орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 названных Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр.
Таким образом, размещение сведений в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки выявит обстоятельства, свидетельствующие о направленности действий участника на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в Законе N 44-ФЗ, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов и, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вместе с тем включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в соответствующих закупках.
Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, справедливости, быть соразмерными конституционно закрепляемым целям и ценностям, характеру совершенного деяния.
Закон N 44-ФЗ не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. Антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр не должен ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом договорных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи, обязан устанавливать обстоятельства недобросовестного поведения хозяйствующего субъекта. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия).
Как следует из материалов настоящего дела и установлено судом, ООО "ПРЕСТИЖ" принимало участие в запросе котировок в электронной форме: номер извещения 0373200558322000029, наименование объекта закупки "Оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей", заказчик: Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Финансово-хозяйственное управление Мэрии Москвы". Максимальное значение цены контракта: 2 254 146,83 руб. Начальная сумма цен единиц товара, работы, услуги: 3 691 677 279,48 руб.
При расчете экономической составляющей по данной закупке для ООО "ПРЕСТИЖ" оптимальным снижением цен единиц товара, работы, услуги составляло 40% от указанной заказчиком начальной цены - 3 691 677 279,48 руб.
Однако, в котировочной заявке сотрудник ООО "ПРЕСТИЖ", занимающийся оформлением и подачей заявки, допустил техническую ошибку, указав предложение по цене единицы товара, работы, услуги- 1 352 488,10 руб.
В связи с чем, в договоре, который был направлен заказчиком для подписания в адрес ООО "ПРЕСТИЖ" была указана цена единицы услуги с учетом тендерного снижения 99,963363859% в размере 1 352 488,10 (один миллион триста пятьдесят две тысячи четыреста восемьдесят восемь) рублей 10 копеек, вместо установленной заказчиком начальной цены в размере 3 691 677 279,48 (три миллиарда шестьсот девяносто один миллион шестьсот семьдесят семь тысяч двести семьдесят девять) рублей 48 копеек.
В свою очередь, выполнение работ в соответствии с техническим заданием с полученной стоимостью нормо-часа и запасных частей невыполнимо.
ООО "ПРЕСТИЖ", являясь добросовестным участником гражданских правоотношений, с целью недопущения негативных последствий для Заказчика, для эффективного использованием бюджетных средств, после обнаружения вышеуказанной технической ошибки, незамедлительно обратилось к заказчику - ГБУ города Москвы "Финансово-хозяйственное управление Мэрии Москвы" с письменным обращением не признавать ООО "ПРЕСТИЖ" победителем по указанной закупке.
Однако, 09.06.2022 г. комиссия по осуществлению закупок приняла решение признать победителем электронного запроса котировок 0373200558322000029 участника с идентификационным номером 7 (ООО "ПРЕСТИЖ"), предложившего сумму цен единиц товара, работы, услуги 1 352 488,10 руб.
10.06.2022 г. и 14.06.2022 г. ООО "ПРЕСТИЖ" направило в Управление Федеральной антимонопольной службы по г. Москве письменные обращения, в которых разъяснялись основания, по которым ООО "ПРЕСТИЖ" не имеет возможности подписать договор с указанными в нем условиями.
14.06.2022 г. заказчиком размещен в единой информационной системе протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта.
По результатам рассмотрения обращения заказчика Управлением Федеральной антимонопольной службе по г. Москве 20.06.2022 г. было принято решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года сведения в отношении ООО "ПРЕСТИЖ".
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что в действиях ООО "ПРЕСТИЖ" отсутствовало недобросовестное поведение или злонамеренное уклонение от заключения контракта.
Нарушение интересов заказчика, а также нарушение публичных интересов, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов, в настоящем случае отсутствует и в материалах дела нет допустимых тому доказательств. Контракт третьим лицом был заключен и исполнен.
На основании ч. ч. 1, 2 ст. 71, ч. 1 ст. 268 АПК РФ апелляционный суд приходит к выводу, что недопустимо за допущенную при заполнении документации ошибку включать сведения об обществе в реестр недобросовестных поставщиков.
Поведение общества не является недобросовестным в целях применения ч. 2 ст. 5 Закона о закупках, п. 1 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25.
В такой ситуации, по мнению апелляционного суда, общество не может считаться недобросовестным в целях включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии с ч.1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Оценив представленные доказательства, обстоятельства дела, поведение сторон в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями Федерального закона N 44-ФЗ, исходя из недоказанности наличия оснований для внесения сведений об обществе в реестр, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности оспариваемого решения антимонопольного органа.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального законодательства судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 08.12.2022 по делу N А40-201575/22 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-201575/2022
Истец: ООО "ПРЕСТИЖ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ МЭРИИ МОСКВЫ"