г. Вологда |
|
05 марта 2024 г. |
Дело N А66-7210/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2024 года.
В полном объеме постановление изготовлено 05 марта 2024 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Рогатенко Л.Н., судей Селивановой Ю.В. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Куликовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования город Тверь в лице Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери на решение Арбитражного суда Тверской области от 11 января 2024 года по делу N А66-7210/2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Тверская генерация" (ОГРН 1106906000068, ИНН 6906011179; адрес: 170003, Тверская область, город Тверь, Петербургское шоссе, дом 2, кабинет 12; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с исковым заявлением к муниципальному образованию город Тверь в лице Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери (ОГРН 1036900087806, ИНН 6901043057; адрес: 170034, Тверская область, город Тверь, улица Ерофеева, дом 5; далее - Департамент) о взыскании 11 636 руб. 11 коп. долга по оплате тепловой энергии, поставленной в периоды с октября 2021 года по март 2022 года, с ноября 2022 года по февраль 2023 года, 2 265 руб. 07 коп. неустойки, начисленной с 11.11.2021 по 15.05.2023, а также неустойки, начисленной с 16.05.2023 по день фактического исполнения денежного обязательства.
Решением суда от 11 января 2024 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Департамент с решением суда не согласился, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает на то, что бюджетные ассигнования на 2021-2023 годы на оплату коммунальных услуг (отопление) Департаменту не доводились; договор теплоснабжения между сторонами не заключен, в связи с этим законных оснований для оплаты выставленных счетов у него имеется.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили. Ввиду этого жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Отзыв на апелляционную жалобу в суд апелляционной инстанции не поступил.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается в материалах дела, истец в исковой период в отсутствие письменного договора через присоединенную сеть осуществлял поставку тепловой энергии в нежилое помещение площадью 53,1 кв. м, расположенное по адресу: г. Тверь, ул. Орджоникидзе, д. 49 корп. 5, и являющееся в данный период муниципальной собственностью.
Поскольку оплата поставленной тепловой энергии ответчиком в полном объеме и своевременно не произведена, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ приведенные сторонами доводы и доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь статьями 8, 210, 309, 329, 330, 539-548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ), информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" (далее - Информационное письмо N 30), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), разъяснениями, приведенными в пункте 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Постановление N 7), удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Так, рассматривая спор, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что отсутствие письменного договора с энергоснабжающей организацией не освобождает ответчика от оплаты стоимости потребленной им энергии.
В силу абзаца третьего пункта 6 Правил N 354, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498, с 01.01.2017 собственники нежилых помещений в многоквартирном доме обязаны заключать с ресурсоснабжающей организацией прямые договоры ресурсоснабжения в письменной форме для обеспечения своих помещений коммунальными услугами.
Как разъяснено в пункте 21 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, не может быть отказано в удовлетворении иска об оплате поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд в отсутствие государственного или муниципального контракта или с превышением его максимальной цены в случаях, когда из закона следует, что поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг являются обязательными для соответствующего исполнителя вне зависимости от его волеизъявления.
В соответствии с частью 7 статьи 15 Закона N 190-ФЗ договор теплоснабжения является публичным для единой теплоснабжающей организации.
Из указанной части также следует, что теплоснабжающая организация не может отказаться от поставки тепловой энергии потребителю и от заключения соответствующего договора с ним даже в случае нарушения потребителем положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, вопреки доводам апеллянта, отсутствие письменного договора с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности своевременно произвести оплату фактически принятой энергии (Информационное письмо N 30).
В статье 65 АПК РФ закреплено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что истец доказал факт поставки тепловой энергии на предъявленную к взысканию сумму. Объем поставленной тепловой энергии, ее стоимость ответчиком не опровергнуты.
Таким образом, учитывая, что факт нарушения обязательств по оплате поставленной в спорный период тепловой энергии и задолженность в заявленной истцом сумме в порядке статьи 65 АПК РФ ответчиком не опровергнуты, доказательств уплаты данной задолженности, ее отсутствия или наличия в ином размере последний не представил, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии у Департамента обязанности по уплате задолженности в размере 11 636 руб. 11 коп., в связи с чем обоснованно взыскал с него данную сумму в пользу истца.
Поскольку оплата тепловой энергии ответчиком своевременно не произведена, истец начислил 2 265 руб. 07 коп. неустойки за период с 11.11.2021 по 15.05.2023 на основании части 9.4 статьи 15 Закона N 190-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно части 9.4 статьи 15 Закона N 190-ФЗ собственники и иные законные владельцы помещений в многоквартирных домах и жилых домов в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии, потребляемой ими при получении коммунальных услуг, уплачивают пени в размере и порядке, установленных жилищным законодательством.
Пунктом 66 Правил N 354 предусмотрено, что плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата.
Суд первой инстанции удовлетворил требования истца в данной части в полном объеме и взыскал с ответчика неустойку в размере 2 265 руб. 07 коп. за период с 11.11.2021 по 15.05.2023.
При этом судом не учтено следующее.
Согласно пункту 1 статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" (далее - Постановление N 497) с 01.04.2022 на территории Российской Федерации сроком на 6 месяцев введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей (за исключением лиц, указанных в пункте 2 данного постановления).
На основании пункта 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2020 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 ГК РФ), неустойка (статья 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве).
Мораторий, введенный Постановлением N 497 на начисление, в том числе неустойки за неисполнение возникших до моратория денежных обязательств, распространяется на всех юридических лиц, граждан, индивидуальных предпринимателей независимо от того, обладают ли такие лица признаками неплатежеспособности и может ли быть в их отношении введена процедура банкротства.
Введение моратория направлено на обеспечение таких элементов публичного порядка Российской Федерации как стабильность экономики, поддержание всех субъектов экономической деятельности, в том числе государственных органов и учреждений.
Данная правовая позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.12.2023 N 306-ЭС23-18539.
Таким образом, неустойка на сумму долга, образовавшегося по март 2022, не подлежит начислению за период с 01.04.2022 по 30.09.2022 в силу действия указанного выше моратория.
Суд апелляционной инстанции откорректировал расчет данной неустойки исходя из приведенных норм и позиции Верховного Суда Российской Федерации. По расчету судебной коллегии сумма неустойки с учетом моратория, на которую вправе претендовать истец за период с 11.01.2021 по 15.05.2023, составляет 1 387 руб. 20 коп.
Требование истца о взыскании с ответчика неустойки, начисленной за период, начиная с 16.05.2023, по день фактического исполнения денежного обязательства, соответствует разъяснениям, изложенным в пункте 65 постановления Пленума N 7, следовательно, удовлетворено судом правомерно.
Доводы апеллянта о том, что бюджетные ассигнования на оплату коммунальных ресурсов до Департамента не доводились, не является основанием для освобождения последнего от оплаты поставленного ресурса и ответственности за ненадлежащее исполнение соответствующих обязательств (пункт 1 статьи 401 ГК РФ).
Принятие Департаментом от истца тепловой энергии влечет его безусловную обязанность, как покупателя, произвести оплату данной энергии.
В связи с изменением судом апелляционной инстанции суммы взыскиваемой с ответчика неустойки решение суда подлежит изменению. При этом в связи с предоставлением истцу отсрочки по уплате государственной пошлины и частичным отказом в удовлетворении иска на истца возлагается уплата государственной пошлины в бюджет пропорционально отказанной в удовлетворении части требований (статья 110 АПК РФ).
С Департамента государственная пошлина в бюджет не взыскивается в связи с освобождением его от ее уплаты на основании пункта 1.1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 11 января 2024 года по делу N А66-7210/2023 изменить, изложив его резолютивную часть в следующей редакции:
"Взыскать с муниципального образования город Тверь в лице Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери (ОГРН 1036900087806, ИНН 6901043057) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Тверская генерация" (ОГРН 1106906000068, ИНН 6906011179) 13 023 руб. 31 коп., в том числе 11 636 руб. 11 коп. долга и 1 387 руб. 20 коп. неустойки за период с 11.01.2021 по 15.05.2023, а также неустойку, начисленную на сумму долга по правилам части 9.4 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" с 16.05.2023 по день фактического исполнения денежного обязательства.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Тверская генерация" (ОГРН 1106906000068, ИНН 6906011179; адрес: 170003, Тверская область, город Тверь, Петербургское шоссе, дом 2, кабинет 12) в доход федерального бюджета 126 руб. государственной пошлины по иску".
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Н. Рогатенко |
Судьи |
Ю.В. Селиванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-7210/2023
Истец: ООО "Тверская генерация"
Ответчик: Департамент управления имуществом земельными ресурсами Администрации г. Твери