г. Челябинск |
|
13 марта 2023 г. |
Дело N А47-5809/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 марта 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Арямова А.А., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новокрещеновой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 23.12.2022 по делу N А47-5809/2022.
Государственная жилищная инспекция по Оренбургской области (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с требованиями к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Солидарность" (далее - ООО "УК "Солидарность", заинтересованное лицо) о понуждении к исполнению предписания N ПР-2153 от 31.08.2021.
Судом первой инстанции в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Приоритет".
Решением суда первой инстанции в удовлетворении требований отказано.
Инспекция, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что в представленном договоре отсутствует условие о прекращении обязательств сторон по договору ввиду окончания срока его действия. Считает, что ввиду ненадлежащего исполнения обязанностей управляющей организации, ответчик необоснованно обогатился путем получения платы за содержание общего имущества многоквартирного дома. ООО "УК "Солидарность" не лишено права заключить гражданско-правовой договор с ООО "Приоритет" для исполнения обязанностей, указанных в предписании.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "УК "Солидарность" на основании лицензии и договора управления от 01.07.2020 осуществляло деятельность по управлению многоквартирным домом N 144А по пр. Победы г. Оренбурга. В связи с обращением жильцов указанного дома о ненадлежащем исполнении заинтересованным лицом обязанностей по договору управления многоквартирным домом инспекцией на основании части 1 ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" проведена внеплановая выездная проверка с целью осуществления лицензионного контроля. По результатам проверки должностным лицом инспекции 13.05.2021 составлен акт проверки N А-1167.
Проверкой установлено нарушение ООО "УК "Солидарность" положений частей 2 и 3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пп. "а" п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и об осуществлении регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 года N 1110 (далее - Положение N 1110), п. п. "к" п. 11, п. 11(1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, пунктов 18 и 20 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290.
В ходе проверки установлено, что заинтересованным лицом не обеспечено надлежащее состояние системы электроснабжения (скрутки, провисание кабеля электроснабжения, повсеместно, корпус 1, 2 отсутствие осветительных приборов (местами), не представлен отчет лаборатории электроиспытаний) дома N 144А по пр. Победы г. Оренбурга; не обеспечена проверка исправности, работоспособности коллективных (общедомовых) приборов учета ресурсов (не предоставлены акты проверки измерительных комплексов многоквартирного дома, акты приемки в эксплуатацию приборов учета водоснабжения, акт проверки учета тепловой энергии дома) дома N 144А по пр. Победы г. Оренбурга.
По результатам проверки заинтересованному лицу 13.05.2021 выдано предписание N ПР-1167 об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, срок исполнения - 15.06.2021.
По результатам внеплановой проверки исполнения предписания от 13.05.2021 N ПР-1167, оформленной актом проверки от 07.07.2021 N А-1834, инспекцией установлено, что предписание заинтересованным лицом не исполнено, в связи с чем ему выдано новое предписание от 07.07.2021 N ПР-1834 сроком исполнения до 15.08.2021.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 8 Ленинского района г. Оренбурга от 14.09.2021 ООО "УК "Солидарность" за неисполнение предписания от 13.05.2021 N ПР-1167 привлечено к административной ответственности по части 24 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
По результатам внеплановой проверки исполнения предписания от 07.07.2021 N ПР-1834, оформленной актом проверки от 31.08.2021 N А-2153, инспекцией установлено, что предписание заинтересованным лицом не исполнено (предоставлены акты проверки ОДПУ водоснабжения), в связи с чем ему выдано новое предписание от 31.08.2021 N ПР-2153 сроком исполнения до 25.10.2021.
По результатам внеплановой проверки исполнения предписания от 31.08.2021 N ПР-2153, оформленной актом проверки от 26.10.2021 N А-2625, инспекцией установлено, что предписание заинтересованным лицом частично не исполнено, в связи с чем ему выдано новое предписание от 26.10.2021 N ПР-2625 сроком исполнения до 05.02.2022.
Внеплановой проверкой установлены следующие нарушения: не обеспечено надлежащее состояние электроснабжения (корпус 1, 2 отсутствие осветительных приборов (местами), не предоставлен отчет лаборатории электроиспытаний) дома N 144А по пр. Победы г. Оренбурга; не обеспечена проверка исправности, работоспособности коллективных (общедомовых) приборов учета ресурсов (не представлены акты приемки в эксплуатацию прибора учета внутридомовой системы электроснабжения, акт проверки узла учета тепловой энергии).
Постановлением мирового судьи судебного участка N 2 Ленинского района г. Оренбурга от 20.01.2022 ООО "УК "Солидарность" за неисполнение предписания от 31.08.2021 N ПР-2153 привлечено к административной ответственности по части 24 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
В связи с неисполнением предписания N ПР-2153 от 31.08.2021 инспекция обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением об обязании ООО "УК "Солидарность" в срок не позднее одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу исполнить требования предписания:
обеспечить надлежащее состояние системы электроснабжения, путем устранения скруток, провисания кабелей электроснабжения, повсеместно, корпус 1, 2;
установить осветительные приборы местами;
предоставить отчет лаборатории электроиспытаний;
обеспечить проверку исправности, работоспособности коллективных (общедомовых) приборов учета ресурсов;
предоставить акты проверки измерительных комплексов многоквартирного дома;
предоставить акты приемки в эксплуатацию прибора учета внутридомовой системы электроснабжения, холодного водоснабжения;
предоставить акт проверки узла учета тепловой энергии.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о неисполнимости требований предписания ввиду смены управляющей организации спорного многоквартирного дома.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела, действующему законодательству.
В соответствии с частью 3 статьи 20 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи.
Согласно пункту 8 статьи 20 ЖК РФ при осуществлении государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в том числе в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности).
Федеральным законом от 11.06.2021 N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 170-ФЗ) в статью 20 ЖК РФ внесены изменения.
Так согласно пункту 6 части 12 статьи 20 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлением, в том числе, о понуждении к исполнению предписания.
Кроме того, Законом N 170-ФЗ также внесены изменения в пункт 4 части 2 статьи 90 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", согласно которому в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан, в том числе, принять меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений обязательных требований, предупреждению нарушений обязательных требований, предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, при неисполнении предписания в установленные сроки принять меры по обеспечению его исполнения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством.
Положением о региональном государственном лицензионном контроле за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению МКД в Оренбургской области, утвержденным Постановлением Правительства Оренбургской области N 858-пп от 27.09.2021, к полномочиям инспекции отнесено осуществление государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами путем проведения профилактических мероприятий, плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий.
С 01.03.2022 контрольные (надзорные) мероприятия в отношении лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, инспекцией осуществляются в соответствии Законом N 248-ФЗ и Положением N 858-пп.
Согласно подпункту 4 пункта 56 Положения N 858-пп, в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений лицензионных требований лицензиатом должностное лицо в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязано:
принять меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений лицензионных требований, предупреждению нарушений лицензионных требований, предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, при неисполнении предписания в установленные сроки принять меры по обеспечению его исполнения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении предписания.
В соответствии с абзацем 4 пункта 66 Положения N 858-пп, в случае если по итогам проведения контрольного (надзорного) мероприятия инспекцией будет установлено, что решение не исполнено или исполнено ненадлежащим образом, она вновь выдает лицензиату решение, предусмотренное подпунктом 1 пункта 56 настоящего Положения, с указанием новых сроков его исполнения.
При неисполнении предписания в установленные сроки инспекция принимает меры по обеспечению его исполнения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении предписания.
Поскольку ГЖИ по Оренбургской области является органом государственного жилищного надзора, то обращение с рассматриваемым исковым заявлением является правомерным.
Судом первой инстанции установлено, что инспекцией выдавались ООО "УК "Солидарность" предписания об устранении нарушений лицензионных требований: N ПР-1167 от 13.05.2021, N ПР-1834 от 07.07.2021, N ПР-2153 от 31.08.2021, N ПР-2625 от 26.10.2021 по результатам внеплановых проверок об устранении выявленных при проверках нарушений.
При этом за неисполнение предписаний N ПР-1167 от 13.05.2021, N ПР-2625 от 26.10.2021 заинтересованное лицо привлечено судом к административной ответственности.
Таким образом, ООО "УК "Солидарность" несмотря на предпринятые меры административного воздействия, требования предписания не исполнило, что и явилось основанием для обращения инспекции в суд.
Судом первой инстанции установлено, что предписания заинтересованным лицом обжалованы не были.
Между тем, на момент рассмотрения дела установлено отсутствие правовых оснований для удовлетворения требований об обязании ООО "УК "Солидарность" исполнить предписание.
В отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Оренбург, пр. Победы, 144А, в настоящее время ООО "УК "Солидарность" не осуществляет управление указанным домом, сведения о данном многоквартирном доме исключены из реестра лицензий заинтересованного лица.
В отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Оренбург, пр. Победы, 144А, с 01.06.2022 деятельность по управлению МКД осуществляет ООО "Приоритет".
По мнению апеллянта, прекращение договора управления в силу положений статьи 425 ГК РФ не свидетельствует о прекращении обязанности ООО "УК "Солидарность" выполнить предписание, выданное в период управления многоквартирным домом.
Указанные доводы подлежат отклонению, как приведенные без учета особенностей жилищных правоотношений.
Особенностью такого ненормативного правового акта, как предписание, является то, что данный вид ненормативных правовых актов направлен на устранение конкретных нарушений, выявленных уполномоченным органом, путем совершения лицом, в адрес которого выносится предписание, определенных действий.
Поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Из пункта 2 и пункта 9 статьи 161, пункта 2 статьи 162 ЖК РФ следует, что на управляющую организацию по договору управления многоквартирным домом возлагаются обязанности по оказанию услуг и выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлению иной направленной на достижение целей управления деятельности.
В силу части 6 статьи 198 ЖК РФ исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном статьей 200 Кодекса.
С даты исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации лицензиат не вправе осуществлять деятельность по управлению таким многоквартирным домом, в том числе начислять и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги, выставлять платежные документы потребителям, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 200 ЖК РФ.
По смыслу части 7 статьи 155, части 9 статьи 161 и части 4 статьи 198 ЖК РФ общество после прекращения действия договора управления и исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий не вправе производить какие-либо работы, относящиеся к ведению управляющей организации.
В силу части 3 статьи 200 ЖК РФ лицензиат в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а также в случае прекращения или аннулирования лицензии согласно статье 199 ЖК РФ, обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до дня:
1) возникновения в силу части 7 статьи 162 ЖК РФ обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса;
2) возникновения обязательств по договору управления многоквартирным домом, заключенному управляющей организацией с товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) возникновения обязательств по договорам, указанным в частями 1, 2 статьи 164 ЖК РФ;
4) государственной регистрации товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Приведенные законоположения не возлагают на иных лицензиатов, в частности, по заявлениям которых внесены изменения в реестр лицензий в связи с прекращением договора управления по окончании срока его действия, исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом после внесения соответствующих изменений в реестр лицензий.
Таким образом, приведенные положения законодательства не возлагают на лицензиата, в отношении которого внесены изменения в реестр лицензий в связи с исключением из лицензии многоквартирного дома, обязанности по содержанию и текущему ремонту многоквартирного дома, в том числе по устранению ранее допущенных нарушений обязанностй по содержанию и текущему ремонту многоквартирного дома.
Согласно части 10 статьи 162 ЖК РФ управляющая организация в течение трех рабочих дней со дня прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному или жилищно-строительному кооперативу либо иному специализированному потребительскому кооперативу, а в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если данный собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Вышеприведенными положениями обеспечивается непрерывность управления многоквартирного дома, однако не предусматривается осуществление несколькими лицами функций управляющей организации.
Следовательно, общество не обладает ни правовой, ни фактической возможностью исполнить требования предписания, обратное будет свидетельствовать об осуществлении фактически действий по выполнению части работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, лицом, которое собственниками помещений многоквартирного дома на такие действия не уполномочено.
Вопреки доводам апеллянта, применение статьи 425 ГК РФ не является корректным, поскольку вменяемая предписанием обязанность адресована специальному субъекту - управляющей организации, в отношении конкретного многоквартирного дома и совершение определенных действий, присущих именно управляющей организации.
По аналогичным основаниям не принимаются доводы инспекции о возможности заключения гражданско-правового договора ООО "УК "Солидарность" с действующей управляющей компанией.
Поскольку доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, однако не влияют на его обоснованность и законность и не опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 23.12.2022 по делу N А47-5809/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-5809/2022
Истец: Государственная жилищная инспекция по Оренбургской области
Ответчик: ООО Управляющая компания "Солидарность"
Третье лицо: ООО "Приоритет", Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд