г. Киров |
|
13 марта 2023 г. |
Дело N А28-9360/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 марта 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой С.С.,
судей Ившиной Г.Г., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Подлевских А.Г.,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Управления федерального казначейства по Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 23.12.2022 по делу N А28-9360/2021
по заявлению муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования "Детско-юношеская спортивная школа" г. Малмыжа Кировской области (ОГРН 1024300608375; ИНН 4317004636)
к Управлению федерального казначейства по Кировской области,
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью Спортивная организация "Готов к труду и обороне" (ОГРН 1127747014845, ИНН 7718904380), Министерство спорта и молодежной политики Кировской области,
о признании недействительным представления,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования "Детско-юношеская спортивная школа" г. Малмыжа Кировской области (далее - заявитель, Учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Кировской области (далее - ответчик, УФК, Управление) от 11.06.2021 N 40-23-09/33.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью Спортивная организация "Готов к труду и обороне" (далее - Общество), Министерство спорта и молодежной политики Кировской области (далее - Министерство).
Решением Арбитражного суда Кировской области от 23.12.2022 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В жалобе ответчик указал, что результатом использования субсидии на закупку и монтаж оборудования должен быть комплект оборудования в соответствии с Перечнем спортивно-технологического оборудования для создания одной малой спортивной площадки, утвержденным приказом Минспорта России от 27.12.2019 N 1134 (далее - Приказ N 1134), то есть результат расходования средств субсидии один и не может изменяться при монтаже оборудования. Объединение поименованного в Приказе N 1134 спортивно-технологического оборудования приводит к созданию новой вещи - комплекса, в составе которого невозможно обособить каждый тренажер, поскольку части монтируемого оборудования используются в совокупности. Вместе с тем во исполнение муниципального контракта смонтирован комплекс ГТО-129, который в соответствии с техническим заданием муниципального контракта от 29.04.2020 не закупался и не предусмотрен перечнем, определенным Приказом N 1134. Управление также ссылается на несоответствие смонтированного оборудования требованиям пунктов 4.3.25.6 ГОСТ Р 52169-2012 "Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование покрытия детских площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования" (далее - ГОСТ Р 52169-2012), 4.3.14.2 ГОСТ Р 57538-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Тренажеры стационарные уличные. Общие требования безопасности и методы испытаний" (далее - ГОСТ Р 57538-2017).
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 27.01.2023 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 28.01.2023 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о принятии апелляционной жалобы.
Заявитель, третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с приказом от 26.03.2021 N 211 Управлением проведена выездная проверка Учреждения.
В ходе контрольного мероприятия установлено следующее.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 302 утверждены: государственная программа Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", включающая в числе прочих подпрограмму 1 "Развитие физической культуры и массового спорта" (далее - Государственная программа, Подпрограмма 1), Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование государственных программ субъектов Российской Федерации в части оснащения объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием (приложение N 32 к Государственной программе) (далее - Правила N 32).
Цели Подпрограммы 1: повышение мотивации граждан к регулярным занятиям физической культурой и спортом и ведению здорового образа жизни. Задачи Подпрограммы 1: совершенствование системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в сельской местности и образовательных организациях; создание спортивной инфраструктуры для массового спорта, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов; поэтапное внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО); развитие студенческого спорта на базе профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования; повышение эффективности участия социально ориентированных некоммерческих организаций в реализации мероприятий в области физической культуры и спорта.
Постановлением Правительства Кировской области от 30.12.2019 N 752-П утверждена государственная программа Кировской области "Развитие физической культуры и спорта" (далее - Государственная программа Кировской области).
Цели Государственной программы Кировской области: создание условий, обеспечивающих возможность гражданам систематически заниматься физической культурой и спортом, развитие системы подготовки спортивного резерва и совершенствование спорта высших достижений. Задачи Государственной программы Кировской области: повышение мотивации граждан к регулярным занятиям физической культурой и спортом и ведению здорового образа жизни; развитие спортивной инфраструктуры и материально-технической базы, в том числе доступной для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов; совершенствование подготовки спортивного резерва и создание условий для развития спорта высших достижений.
Постановлением Администрации муниципального образования Малмыжский муниципальный район Кировской области (далее - Администрация) от 14.10.2013 N 992 утверждена муниципальная программа "Развитие физической культуры и спорта" (с изменениями).
В 2019 году целях обеспечения достижения целей, показателей и результатов федерального проекта "Спорт - норма жизни" между Министерством спорта России и Министерством заключено соглашение от 29.01.2019 N 777-2019-Р50010-1 о реализации Регионального проекта "Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта, а также подготовка спортивного резерва". Предметом Соглашения N 777-2019-Р50010-1 является организация взаимодействия сторон при реализации регионального проекта и осуществления мониторинга его реализации по достижению целей, показателей и результатов федерального проекта "Спорт - норма жизни" в части мероприятий, реализуемых в Субъекте и (или) муниципальных образованиях, расположенных на территории Субъекта.
В приложении N 1 к Соглашению N 777-2019-Р50010-1 определены следующие показатели федерального проекта по Кировской области: доля детей и молодежи (возраст 3 - 29 лет), систематически занимающихся физической культурой и спортом, в том числе на 2020 год - 87,3 %; доля граждан среднего возраста (женщины 30 - 54 года; мужчины 30 - 59 лет), систематически занимающихся физической культурой и спортом, в том числе на 2020 год - 21,3 %; доля граждан старшего возраста (женщины 55 - 79 лет; мужчины 60 - 79 лет), систематически занимающихся физической культурой и спортом, в том числе на 2020 год - 5,8 %; уровень обеспеченности граждан спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта, в том числе на 2020 год - 49,4 %; доля занимающихся по программам спортивной подготовки в организациях ведомственной принадлежности физической культуры и спорта, в том числе на 2020 год - 77 %.
В приложении N 2 к Соглашению N 777-2019-Р50010-1 определены результаты федерального проекта по субъекту Российской Федерации: в спортивные школы олимпийского резерва, в том числе по хоккею, поставлено новое спортивное оборудование и инвентарь, в том числе на 25.12.2020 - 1 ед.; все организации спортивной подготовки предоставляют услуги населению в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе на 25.12.2020 - 2653,5 ед.; поставлены комплекты спортивного оборудования (малые спортивные формы и футбольные поля), в том числе на 25.12.2020 - 10 ед.
31.01.2020 Министерством и Администрацией заключено соглашение N 33623000-1-2019-005 о предоставлении субсидии на реализацию мероприятий по оснащению объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием (далее - Соглашение от 31.01.2020). Предметом Соглашения является предоставление из областного бюджета Кировской области в 2020 году бюджету муниципального образования Малмыжский муниципальный район Кировской области субсидии на реализацию мероприятий по оснащению объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием в рамках регионального проекта "Создание для всех категорий и групп населения условий для занятия физической культурой и спортом, а также подготовка спортивного резерва в Кировской области" государственной программы Кировской области "Развитие физической культуры и спорта" (пункт 1.1). Предоставление субсидии осуществляется в целях достижения результата регионального проекта по муниципалитету согласно приложениям N 1 и N 2 к Соглашению, утвержденному постановлением Администрации от 14.10.2013 N 992 (пункт 1.2).
В целях реализации мероприятий, предусмотренных Соглашением от 31.01.2020, Учреждением заключены муниципальные контракты от 29.04.2020 N 03402000033200024120001 (поставка комплекта спортивно-технологического оборудования на сумму 2 796 220, 90 рублей), от 15.09.2020 N 09/01 (поставка уличного кардиотренажера на все группы мышц с безынерционным нагрузочным механизмом на сумму 131 759, 00 рублей) с Обществом.
По данным товарных накладных от 02.10.2020 N 56 и N 57, акта приемки-передачи товара от 02.10.2020 Обществом поставлен, а Учреждением 02.10.2020 принят комплект спортивно-технологического оборудования в количестве 30 шт. на сумму 2 927 979,90 руб., что подтверждает оттиск штампа и подпись директора Учреждения.
По результатам проверки Управление пришло к выводу о том, что в нарушение подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), статьи 309, пунктов 1, 2 статьи 513 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), части 7 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), Приказа N 1134, пункта 4.3.14.2 ГОСТ Р 57538-2017, пунктов 1.1, 2.2, 6.2 муниципального контракта от 29.04.2020 Учреждение приняло и оплатило спортивно-технологическое оборудование, не предусмотренное Приказом N 1134 и муниципальным контрактом от 29.04.2020, на сумму 413 113,90 рублей (в том числе средства федерального бюджета - 404 892,93 рублей, средства областного бюджета - 4089,83 рублей, средства местного бюджета - 4131,14 рублей), что привело к нарушению условий предоставления субсидии, определенных Соглашением от 31.01.2020.
По результатам проверки составлен акт от 27.04.2021 и вынесено представление от 11.06.2021 N 40-23-09/33, в котором заявителю адресовано требование принять меры по устранению причин и условий выявленных бюджетных нарушений в течение 30 календарных дней со дня получения настоящего представления; в срок до 01.10.2021 включительно возвратить средства субсидии, выделенной из федерального бюджета, в целях их последующего перечисления в доход федерального бюджета, в сумме 404 892, 93 руб., использованных на оплату оборудования, не предусмотренного Перечнем N 1134, закупаемого за счет средств федерального бюджета в рамках Государственной программы и не соответствующего условиям муниципального контракта от 29.04.2020, либо путем установки на малой спортивной площадке (Кировская область, Малмыжский район, г. Малмыж, ул. Чернышевского, 2б) соответствующего условиям муниципального контракта от 29.04.2020 спортивно-технологического оборудования.
Полагая, что представление не соответствует закону и нарушает права Учреждения, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.
В оспариваемом представлении отражены нарушения подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ, статьи 309, пунктов 1, 2 статьи 513 ГК РФ, части 7 статьи 94 Закона N 44-ФЗ, Приказа N 1134, пункта 4.3.14.2 ГОСТ Р 57538-2017, пунктов 1.1, 2.2, 6.2 муниципального контракта от 29.04.2020, выразившиеся в осуществлении Учреждением приемки и оплаты спортивно-технологического оборудования, не предусмотренного Перечнем N 1134 и условиями муниципального контракта от 29.04.2020, а также не соответствующего требованиям безопасности.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В соответствии со статьей 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает необходимость достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств заключается в том, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (статья 38 БК РФ).
Пунктами 1, 2 статьи 513 ГК РФ установлено, что покупатель (получатель) обязан совершить все необходимые действия, обеспечивающие принятие товаров, поставленных в соответствии с договором поставки (пункт 1). Принятые покупателем (получателем) товары должны быть им осмотрены в срок, определенный законом, иными правовыми актами, договором поставки или обычаями делового оборота. Покупатель (получатель) обязан в этот же срок проверить количество и качество принятых товаров в порядке, установленном законом, иными правовыми актами, договором или обычаями делового оборота, и о выявленных несоответствиях или недостатках товаров незамедлительно письменно уведомить поставщика (пункт 2).
Согласно части 7 статьи 94 Закона N 44-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.
В акте проверки зафиксировано, что Учреждением во исполнение муниципального контракта от 28.04.2020 принято оборудование 29 наименований, во исполнение муниципального контракта N 09/01 принят 1 уличный кардиотренажер. На территории площадки ГТО установлено спортивное оборудование, представляющее собой отдельно стоящие конструкции в общем количестве 23 шт. (22 шт. приобретены по муниципальному контракту N 01 и 1 шт. приобретена по муниципальному контракту N 09/01). На площадке ГТО установлено 6 единиц спортивного оборудования, смонтированных в единый комплекс. Общее количество опорных столбов конструкций вышеуказанных изделий, смонтированных в единый комплекс, составляет 13 шт., что на 5 шт. меньше, чем предусмотрено Технической частью и Техническим заданием. В соответствии с Техническим паспортом на установленный комплекс (арт. ГТО-129) в конструкцию изделий входит 15 опорных столбов, что больше фактически установленных на 2 шт.
Ответчик, не устанавливая фактов допущенных нарушений при поставке спорного оборудования, в апелляционной жалобе указывает на то, что объединение поименованного в Приказе N 1134 спортивно-технологического оборудования приводит к созданию новой сложной вещи - комплекса, который приобретает иные характеристики, отличные от совокупности установленных на одной площадке отдельно стоящих тренажеров. При этом надлежащих и достаточных доказательств того, что названное действие привело к нарушению условия предоставления субсидии, установленного подпунктом "е" пункта 3.2 Соглашения от 31.01.2020 (закупка спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок согласно Приказу N 1134), Управлением не представлено.
Представленные в апелляционной жалобе пояснения Управления в части вмененного нарушения относительно зон безопасности со ссылкой на ГОСТ Р 51219-2012 не свидетельствуют о законности оспариваемого представления на дату его вынесения. В оспариваемом представлении нарушение требований ГОСТ Р 51219-2012 не указано в качестве правового основания для его выдачи.
Обосновывая наличие вмененного Учреждению нарушения, Управление также исходило из того, что при установке спортивного оборудования, смонтированного в единый комплекс, поставщиком не учтены зоны безопасности, предусмотренные ГОСТ Р 57538-2017.
Вместе с тем соответствующих доказательств того, что при монтаже комплекса тренажеров по типу ГТО-129 нарушены конкретные положения пункта 4.3.14.2 ГОСТ Р 57538-2017, ответчиком не представлено, равно как и не зафиксировано в акте проверки, в чем конкретно выразилось такое нарушение. Факт наличия указанного в представлении нарушения требований безопасности УФК не доказан. Между тем обязанность доказать обоснованность вынесенного представления в силу части 5 статьи 200 АПК РФ лежит на ответчике.
Исходя из анализа всех имеющихся в деле материалов, апелляционный суд приходит к выводу о том, что цель предоставления субсидии - реализация мероприятий по оснащению объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием получателем субсидии - Учреждением в рассматриваемом случае достигнута. При этом нарушений действующего бюджетного законодательства при использовании Учреждением выделенных средств субсидии не допущено. В этой связи достаточных фактических и правовых оснований для вынесения УФК оспариваемого представления не имелось.
Повторно исследовав и оценив обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ во взаимной связи с положениями подлежащего применению законодательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае имелась предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов и обстоятельств, установленных арбитражным судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, не свидетельствуют о неправильном применении им норм материального права и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение Арбитражного суда Кировской области следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождаются, в связи с чем государственная пошлина с ответчика не взыскивается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 23.12.2022 по делу N А28-9360/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления федерального казначейства по Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
С.С. Волкова |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-9360/2021
Истец: МКУ ДО "Детско юношеская спортивная школа" г.Малмыжа Кировской области
Ответчик: Представитель Минфина РФ в Кировской области -Управление федерального казначейства по Кировской области, Управлению федерального казначейства по Кировской области
Третье лицо: Министерство спорта и молодежной политики Кировской области, ООО СО "ГТО", Управление Федерального Казначейства по Кировской области