город Москва |
|
13 марта 2023 г. |
Дело N А40-98106/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.03.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 13.03.2023.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Левиной Т.Ю.,
судей Гончарова В.Я., Расторгуева Е.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Ногеровой М.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
Некоммерческой организации "Фонд-региональный оператор
капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах",
Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 08 декабря 2022 года по делу N А40-98106/22
по иску Некоммерческой организации "Фонд-региональный оператор
капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах"
(ИНН 7840290890, ОГРН 1137800010413)
к Министерству обороны Российской Федерации
(ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284)
о взыскании,
при участии в судебном заседании:
от истца Выборнова Е.Д. по доверенности от 22.12.2022,
от ответчика Мамонтов М.В. по доверенности от 11.10.2022
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческая организация "Фонд-региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" обратилась в Арбитражный суд города Москвы с иском к Министерству обороны Российской Федерации о взыскании в порядке субсидиарной ответственности задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома в размере 701 663,93 руб.
Решением суда от 08.12.2022 исковые требования удовлетворены в размере 204 143 руб. В удовлетворении иска в остальной части отказано.
На указанное решение Истцом и Ответчиком поданы апелляционные жалобы.
Истец просит решение суда изменить, принять новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на неправильное применение норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Ответчик просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы заявитель неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В судебном заседании апелляционного суда представители сторон поддержали требования и доводы своих жалоб.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке ст.ст.268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, оценив объяснения лиц, участвующих в деле, считает, что обжалуемое решение подлежит изменению, исходя из следующего.
Установлено, что решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.02.2021 по делу N А56- 54268/2020 полностью удовлетворены требования Фонда о взыскании с 2000 отделения морской инженерной службы (должник) задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт в размере 701 663 рубля 93 копейки за период 01.11.2014-30.06.2020.
Уведомлением от 19.07.2021 N 72-29-11/1143 Управление Федерального казначейства по Санкт-Петербургу возвратило исполнительный лист, выданный на основании решения, со ссылкой на отсутствие у должника лицевого счета получателя бюджетных средств в органах федерального казначейства. Согласно уведомлению, главным распорядителем средств федерального бюджета, несущим субсидиарную ответственность по долгам должника, является Ответчик.
Суд первой инстанции в связи с заявлением Ответчика об истечении установленного для защиты нарушенного права Истца срока исковой давности пришел к выводу о том, что установленный ст. 196 ГК РФ 3-х годичный срок исковой давности по требованию о взыскании в порядке субсидиарной ответственности задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома за период с 01.11.2014 по 11.05.2019 истек ранее предъявления иска.
Апелляционный суд не соглашается с указанным выводом суда первой инстанции.
Согласно п. 4 ст. 123.22 Гражданского кодекса РФ, при недостаточности средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Согласно подп. 12.1 п. 1, подп. 2 п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, ответчиком - субсидиарным должником по долгам казенного учреждения является главный распорядитель бюджетных средств.
Согласно п. 1 ст. 399 Гражданского кодекса РФ, до предъявления требований к лицу, которое несет субсидиарную ответственность, кредитор должен предъявить требование к основному должнику, если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
До предъявления требования к Ответчику Истец обратился в досудебном и впоследствии судебном порядке с требованием к основному должнику - 2000 отделению морской инженерной службы (должник), которое на момент рассмотрения дела N А56-54268/2020 являлось действующим юридическим лицом (в ЕГРЮЛ не была внесена запись о прекращении деятельности).
Решение по делу N А56-54268/2020 было принято 09.02.2021 и вступило в силу 10.03.2021, исполнительный лист выдан 21.03.2021, направлен Истцом на исполнение письмом N 1-13469/21 от 15.04.2021. Данное письмо было направлено по почте 30.04.2021 и получено 04.05.2021.
Как следует из уведомления Управления Федерального казначейства по Санкт-Петербургу от 19.07.2021 N 72-29-11/1143, исполнительный лист был возвращен Истцу 04.08.2021.
Согласно п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса РФ, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Согласно постановлению Президиума ВАС РФ от 10.07.2012 N 1880/12, начало течения срока исковой давности для предъявления требования к собственнику имущества учреждения, являющемуся субсидиарным должником, следует исчислять исходя из даты предъявления исполнительного листа к основному должнику и установленного законом срока для удовлетворения требования по исполнительному листу.
Согласно последнему абзацу ч. 7 ст. 242.5 БК РФ, при неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя
Таким образом, срок исковой давности по требованию к субсидиарному должнику начал течь не ранее 04.05.2021 (поступление исполнительного листа по почте, согласно отчету об отслеживании) и не позднее 19.07.2021 (направление Истцу уведомления о неисполнении требований основным должником).
С учетом обращения Истцом в суд с исковым заявлением в рамках настоящего дела в мае 2022 г., срок исковой давности не истек.
Ссылка Заявителя апелляционной жалобы Ответчика на ст. 63, 64 ГК РФ и п. 10 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 21, не принимается апелляционным судом.
В данном разъяснении идет речь о предъявлении требований после завершения ликвидации юридического лица. Согласно п. 9 ст. 63 ГК РФ, ликвидация юридического лица считается завершенной после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ. Согласно выписке из ЕГРЮЛ, ликвидация Должника была завершена 07.06.2022. Таким образом, и требования к Должнику в рамках дела N А56-54268/2020, и требования к Ответчику в рамках настоящего дела были заявлены до завершения ликвидации Должника.
Кроме того, согласно п. 1 ст. 63 ГК РФ, ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов. Учитывая, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт установлена законодательством, ликвидационная комиссия имела возможность установить наличие спорной задолженности у ликвидируемого лица.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд, руководствуясь ст.ст. 123.22, 399 Гражданского кодекса РФ, ст.ст. 158, 161, 242.3 Бюджетного кодекса РФ, нормами Положением о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082 и установив, что должник требования, содержащиеся в исполнительном документе не исполнены, а ответчик является главным распорядителем средств федерального бюджета и собственником имущества данного казенного учреждения, пришел к выводу об обоснованности исковых требований, предъявленных в порядке субсидиарной ответственности и его удовлетворении в полном объеме.
Решение суда первой инстанции подлежит изменению.
В соответствии со статьями 266-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 08 декабря 2022 года по делу N А40-98106/22 изменить.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284) в порядке субсидиарной ответственности в пользу Некоммерческой организации "Фонд-региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" (ИНН 7840290890, ОГРН 1137800010413) основного долга в размере 701 663,93 руб., расходов по оплате государственной пошлины в размере 17 033 руб.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий |
Т.Ю. Левина |
Судьи |
В.Я. Гончаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-98106/2022
Истец: НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ФОНД-РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Хронология рассмотрения дела:
17.01.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-3852/2023
27.06.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-12963/2023
13.03.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-3852/2023
08.12.2022 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-98106/2022