город Москва |
|
23 апреля 2024 г. |
Дело N А40-278021/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 апреля 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бондарева А.В., судей Панкратовой Н.И., Александровой Г.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ермаковой Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционных жалоб
Департамента городского имущества города Москвы, ООО "Сти-Инвест"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 11 января 2024 года
по делу N А40-278021/22
по иску Департамента городского имущества города Москвы
к ООО "Сти-Инвест"
о взыскании задолженности по договору аренды
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Котикова Е.М. по доверенности от 27.12.2023 г.,
диплом 107704 0021842 от 30.06.2016 г.;
от ответчика: Гордеев Д.Д. по доверенности от 24.01.2023 г.,
диплом 107806 0018849 от 08.07.2016 г.;
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - истец) обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском к ООО "Сти-Инвест" (далее - ответчик) о взыскании 889 297 руб. 97 коп. задолженности по договору аренды от 11.10.1999 N 06-00571/99, из них: 776 223 руб. 58 коп. - долг за период с 01.03.2020 по 30.06.2022, 113 074 руб. 39 коп. - пени за период с 01.07.1999 по 30.06.2022
Решением суда от 11.01.2024 с ответчика в пользу истца взыскано 400 447 руб. 28 коп. задолженности по договору аренды от 11.10.1999 N 06-00571/99, из них: 363 925 руб. 26 коп. - долг за период с 01.03.2020 по 30.06.2022, 36 522 руб. 02 коп. - пени по состоянию на 30.06.2022. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец и ответчик обратились с апелляционными жалобами, в которых просят обжалуемое решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители истца и ответчика доводы своих апелляционных жалоб поддержали по изложенным в них основаниям. Ответчик представил письменное пояснение по апелляционной жалобе, которое было приобщено к материалам дела в порядке ст. 81 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом по правилам, предусмотренным главой 34 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке ст.ст.268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционных жалоб, оценив объяснения представителя истца и ответчика, находит оснований для изменения обжалуемого судебного акта.
При этом суд исходит из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между Департаментом городского имущества города Москвы (Арендодатель) и ООО "СТИ-ИНВЕСТ" (Арендатор) заключен договор аренды нежилого помещения от 11.10.1999 N 06-00571/99 площадью 140,30 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, ул.Шаболовка, дом 46, корпус 3.
Согласно п. 5.1 Договора аренды от 11.10.1999 N 06-00571/99 Ответчик обязан вносить арендную плату не позднее 5-го числа текущего месяца.
В обоснование искового требования истец указывает, что за ответчиком образовалась задолженность по арендной плате за период с 01.03.2020 по 30.06.2022 в размере 776 223 руб. 58 коп. и по неустойки в размер 113 074 руб. 39 коп. за период с 01.07.1999 по 30.06.2022.
Досудебный порядок соблюден.
Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик указывает на обстоятельство того, что Общество является субъектом малого предпринимательства, обладает правом на применение льготной ставки по оплате арендной плате, заявил о пропуске истцом срока исковой давности.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, проверив расчет истца, учитывая пропуск срока исковой давности, применив мораторий к требованию о начислении неустойки, признал обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истца о взыскании с ответчика с пользу истца задолженности по арендной плате в размере 363 925 руб. 26 коп. за период с 01.03.2020 по 30.06.2022, 36 522 руб. 02 коп. пени по состоянию на 30.06.2022. отказа в удовлетворении требования в остальной части искового требования.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, учитывая доводы истца и ответчика, сложившуюся судебную практику по рассмотрению аналогичной категории дел, не может согласиться с выводами суда первой инстанции.
Согласно ст.614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
В соответствии со ст.ст.309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Согласно п.5.4 договора арендная плата по Постановлению Правительства Москвы подлежит ежегодному пересмотру и пересчету при изменении базовой стоимости 1 кв.м. строительства, изменении размера минимальной ставки арендной платы или методики расчета.
В соответствии с п. 5.1.3 дополнительного соглашения от 27.07.2009 к Договору арендодатель вправе ежегодно изменять размер арендной платы в соответствии с пунктами 6.2, 6.3 Договора, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и города Москвы.
П. 6.3 дополнительного соглашения от 27.07.2009 к Договору установлено, что арендная плата с учетом коэффициента-дефлятора подлежит обязательной уплате Арендатором без дополнительного согласования и внесения соответствующих изменений и дополнений в настоящий договор.
Как указывает истец, расчет арендной платы был произведен с учетом коэффициентов-дефляторов за соответствующий период, а в адрес Ответчика направлялись уведомления об изменении ставки арендной платы: - от 06.12.2019 N 33-6-502981/19-(0)-1, от 06.12.2019 N 33-6-502981/19-(0)-2 на 2020 год; - от 17.12.2020 N 33-6-707151/20-(0)-1, от 17.12.2020 N 33-6-707151/20-(0)-2 на 2021 год; - от 23.12.2021 N 33-6-693562/21-(0)-1, от 23.12.2021 N 33-6-693562/21-(0)-2 на 2022 год.
Согласно п. 1 ст. 424 ГК РФ, исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (подпрограммами). Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению. Согласно п. 1 постановления Правительства Москвы N 809-ПП от 25.12.2012 утвержден перечень случаев установления ставки арендной платы по договорам аренды нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы, на льготных условиях (приложение 1). В соответствии с п. 5 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 25.12.2012 N 809-ПП ставка арендной платы субъектам малого предпринимательства устанавливается Правительством Москвы.
Как следует из материалов дела, арендатор относится к субъектам малого предпринимательства.
Нормы законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства имеют более специальный характер по отношению к нормам антимонопольного законодательства, распространяющимся на всех хозяйствующих субъектов.
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", если стороны в договоре аренды государственного или муниципального имущества указали, что размер арендной платы или иное условие корректируется при изменении указанных актов публично-правового образования, то такое изменение в отношениях сторон происходит автоматически и не требует изменения договора аренды.
Установление арендной платы в соответствии с нормативными правовыми актами города Москвы согласовано в дополнительном соглашении к договору аренды.
Порядок определения арендной платы за объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, регламентирован постановлениями Правительства Москвы от 25.12.2012 N 809-ПП "Об основных направлениях арендной политики по предоставлению нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы" и N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы".
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 01.10.2020 N 305-ЭС20-1800, исходя из буквального содержания пунктов 1.1, 1(1) и 2.1 Постановления N 800-ПП в редакции, действующей с 01.01.2017, для субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м., не предусмотрена необходимость обращения в Межведомственную комиссию для получения имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы в размере 4500 руб. за кв.м; необходимость обращения в названную комиссию предусмотрена только для субъектов малого предпринимательства, претендующих на имущественную поддержку в виде иной льготной ставки в размере 3500 руб. за кв.м.
Согласно п. 1 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" (в редакции постановления Правительства Москвы от 22.09.2020 N 1554- ПП), с 1 января 2020 г. установлена ставка арендной платы в размере 4 750 рублей за кв. м в год субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв. м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по договорам аренды, заключенным без проведения торгов, срок которых не истек, за исключением договоров аренды, заключенных в порядке и на условиях, установленных частью 9 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Представитель Департамента указывает, что спорный договор аренды заключен по результатам конкурса, в связи с чем, ответчик не вправе претендовать на получение льготной ставки арендной платы в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Москвы от 25 декабря 2012 года N 800-ПП "О 7 мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы".
Отклоняя данный довод, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства" субъекты малого и среднего предпринимательства - это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными данным Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. В силу части 1 статьи 6 Закона N 209-ФЗ государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных данным Федеральным законом. Органы государственной власти Российской Федерации, публичной власти федеральной территории, органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства должны оказывать поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства в целях развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами) (пункт 5 статьи 3 Закона N 209-ФЗ).
В части 1 статьи 16 Закона N 209-ФЗ приведены виды и формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (финансовая, имущественная, информационная и другие). Одним из видов поддержки является предоставление данным субъектам государственного и муниципального имущества на льготных условиях (статья 18 данного Закона). Согласно части 2 статьи 16 Закона N 209-ФЗ условия и порядок оказания поддержки указанным субъектам устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).
Субъект Российской Федерации - город Москва принял Закон от 26 ноября 2008 года N 60 "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве" (далее - Закон города Москвы N 60), регулирующий отношения, возникающие между органами государственной власти города Москвы, юридическими и физическими лицами, в том числе в сфере предоставления поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в городе Москве. Данным Законом определены формы поддержки (имущественная, финансовая, информационная и другие), виды такой поддержки, источники ее средств и ресурсов, а также цели и условия деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Москве.
В пунктах 2.8.1 и 2.8.5 Положения об управлении объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 29 июня 2010 года N 540-ПП, указано, что в целях реализации полномочий города Москвы, предусмотренных Законом N 209-ФЗ, уполномоченные органы власти города Москвы могут оказывать имущественную и иную предусмотренную законодательством.
Правительство Москвы, осуществляющее от имени города Москвы полномочия по управлению государственным имуществом, в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), Закона N 209-ФЗ и Закона города Москвы N 60 в декабре 2012 года приняло Постановление N 800-ПП о предоставлении имущественной поддержки в виде льготной арендной платы. Пунктом 1 постановления N 800-ПП в редакции постановления Правительства Москвы от 21 декабря 2021 года N 2112-ПП "О внесении изменений в постановления Правительства Москвы от 25 декабря 2012 года N 800-ПП и от 25 декабря 2012 года N 809-ПП" с 01 января 2020 года установлена ставка арендной платы в размере 4 750 руб. за кв.м в год субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по договорам аренды, заключенным без проведения торгов, срок которых не истек, за исключением договоров аренды, заключенных в порядке и на условиях, установленных частью 9 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ.
С момента принятия постановления N 800-ПП в 2012 году и во всех последующих редакциях данного нормативного акта содержится указание на возможность предоставления льготной ставки только субъектам малого предпринимательства, арендующим нежилые помещения по договорам, заключенным без проведения торгов.
Таким образом, указанным нормативным правовым актом предусмотрена возможность предоставления льготной ставки арендной платы исходя из порядка заключения субъектами малого бизнеса договора аренды имущества, принадлежащего городу Москве, так как арендная плата по договору, заключенному на торгах, не подлежит нормативному регулированию со стороны публичного образования, а складывается на торгах. Вместе с тем размер арендной платы за пользование спорным нежилым помещением, предоставленным обществу в аренду в 1999 году, на конкурсе не формировался и не определялся на основании рыночной оценки.
Более того, условиями договора аренды от 11.10.1999 года и дополнительных соглашений к нему предусмотрено, что размер арендной платы определяется на основании действующих в Москве нормативов, корректируется арендодателем, может изменяться в одностороннем порядке путем направления арендодателем уведомления о том, что такое изменение произошло.
Согласно части 1 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ, введенной Федеральным законом от 30 июня 2008 года N 108-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", по общему правилу, заключение договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров.
Поскольку договор аренды заключен с истцом до введения в действие статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ, положения данной нормы к спорным правоотношениям неприменимы.
Дополнительное соглашение о продлении действия договора заключено сторонами 27.07.2009, 21.05.2010 года.
Согласно действовавшей до 01 июля 2013 года части 4 статьи 53 Закона N 135-ФЗ разрешалось заключение на новый срок без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества, заключенных до 01 июля 2008 года с субъектами малого или среднего предпринимательства.
В данном случае заключение договора аренды с субъектом малого предпринимательства в 1999 году, то есть задолго до принятия Закона N 135-ФЗ и Постановления N 800-ПП, по результатам конкурса, условия которого не влияли на размер арендной платы, подлежащей определению в силу условий договора в редакции дополнительного соглашения от 21.05.2010 года на основании действующих нормативных актов, в отсутствие иного согласованного сторонами механизма определения платы, не исключает применения положений постановления N 800-ПП, в том числе пункта 1.
В силу пункта 3 статьи 1 Гражданского кодекса при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" поведение стороны может быть признано недобросовестным по инициативе суда, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По правилам пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, Департамент в предыдущие периоды предоставлял обществу имущественную поддержку в виде льготной арендной платы, установленной постановлением N 800-ПП, в отношении спорного нежилого помещения, арендуемого по договору от 11.10.1999 года, тем самым признавая наличие у общества права на получение имущественной поддержки, установленной данным нормативным актом.
В постановлении N 800-ПП приведен исчерпывающий перечень оснований, при которых субъекты малого предпринимательства утрачивают право на льготную арендную плату (нецелевое использование помещения, наличие задолженности по арендной плате, передача без согласия арендодателя помещения в субаренду).
Судом первой инстанции установлено, что Департамент не представил доказательств, подтверждающих, что общество в спорный период не соответствовало критериям, установленным для применения льготной ставки (утратило статус субъекта малого предпринимательства, превысило лимит площади арендуемого объекта, нарушало условия договора аренды, использовало помещение не по назначению).
Учитывая изложенное, в спорный период истец имел право на имущественную поддержку в виде применения льготной ставки.
Проверив расчет истца, контррасчт ответчика, платежные документы, судом установлено, что:
- в 2020 году ответчиком было оплачено в общем размере 578 737 руб. 50 коп., недоплата по договору составила 87 687 руб. 54 коп.;
- в 2021 году ответчиком было оплачено в общем размере 740 765 руб. 50 коп. и подтверждается представленным расчетом Истца, переплата составила 74 340 руб.50 коп.;
- в период с 1 января 2022 год по 30 июня 2022 года ответчиком было оплачено в общем размере 358 758 руб. 00 коп., переплата составила 8 008 руб.02 коп.
Учитывая изложенное, размер задолженности по арендной плате за спорный период составил 5 339 руб. 06 коп.
Согласно ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Отказывая в удовлетворении требования о взыскании неустойки, суд первой инстанции исходит из того, что 01.04.2020 вступил в силу Федеральный закон от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (далее - Федеральный закон N 98-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 19 Федерального закона N 98-ФЗ арендатор по договорам аренды недвижимого имущества вправе потребовать уменьшения арендной платы за период 2020 год в связи с невозможностью использования имущества, связанной с принятием органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона N 68-ФЗ решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации.
Таким образом, право на отсрочку уплаты арендной платы на основании части 1 статьи 19 Закона N 98-ФЗ и на условиях, указанных в пункте 3 Требований, имеют организации и индивидуальные предприниматели - арендаторы недвижимого имущества, за исключением жилых помещений, по договорам аренды, заключенным до принятия органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации указанного в этой норме решения, которые осуществляют деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
При этом, обязательства сторон договора аренды считаются измененными в части предоставления арендатору отсрочки уплаты арендной платы с даты введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации независимо от даты заключения дополнительного соглашения к договору аренды либо даты вступления в законную силу решения суда о понуждении арендодателя к заключению дополнительного соглашения к договору аренды.
Установление наличия иных дополнительных оснований или условий для предоставления отсрочки уплаты арендной платы в силу части 1 статьи 19 Закона N 98-ФЗ, в том числе невозможности пользоваться арендованным имуществом по назначению, в соответствии с положениями указанных правовых норм не требуется.
Если арендатор не внес арендную плату в размере и сроки, установленные договором аренды, а арендодатель знал или не мог не знать об осуществлении арендатором деятельности в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, арендодатель информирует арендатора о наличии у него права на предоставление отсрочки в соответствии с Законом N 98-ФЗ (пункт 3 статьи 307 ГК РФ). В отсутствие такого информирования арендодатель считается предоставившим арендатору отсрочку на условиях, установленных пунктом 3 Требований. Аналогичные последствия применяются в случае, если арендодатель необоснованно уклонился от заключения дополнительного соглашения или своим поведением дал арендатору основания полагать, что отсрочка будет предоставлена, либо не выдвигал возражений против выплаты арендатором арендной платы на условиях, установленных пунктом 3 Требований (статья 10, пункт 3 статьи 432 ГК РФ). (вопрос 3 "Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.04.2020)).
Согласно Постановлению Правительства РФ от 03.04.2020 N 439 "Об установлении требований к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества" отсрочка предоставляется на срок до 1 октября 2020 г. начиная с даты введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации на следующих условиях:
а) задолженность по арендной плате подлежит уплате не ранее 1 января 2021 г. и не позднее 1 января 2023 г. поэтапно не чаще одного раза в месяц, равными платежами, размер которых не превышает размера половины ежемесячной арендной платы по договору аренды;
б) отсрочка предоставляется на срок действия режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации в размере арендной платы за соответствующий период и в объеме 50 процентов арендной платы за соответствующий период со дня прекращения действия режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации до 1 октября 2020 г.;
в) штрафы, проценты за пользование чужими денежными средствами или иные меры ответственности в связи с несоблюдением арендатором порядка и сроков внесения арендной платы (в том числе в случаях, если такие меры предусмотрены договором аренды) в связи с отсрочкой не применяются;
г) установление арендодателем дополнительных платежей, подлежащих уплате арендатором в связи с предоставлением отсрочки, не допускается;
д) размер арендной платы, в отношении которой предоставляется отсрочка, может быть снижен по соглашению сторон;
е) если договором аренды предусматривается включение в арендную плату платежей за пользование арендатором коммунальными услугами и (или) расходов на содержание арендуемого имущества, отсрочка по указанной части арендной платы не предоставляется, за исключением случаев, если в период действия режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации арендодатель освобождается от оплаты таких услуг и (или) несения таких расходов.
Таким образом, отсрочка предоставляется на период аренды начиная с даты введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации и до 01.10.2020, при том, что задолженность подлежит оплате не ранее 1 января 2021 г. и не позднее 1 января 2023 г. поэтапно.
Судом установлено, ответчик не вносил платежи и в размерах, исчисленных с учетом данного права на отсрочку.
При этом право на отсрочку учтено судом апелляционной инстанции при определении суммы неустойки, заявленной к взысканию.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не усматривает основания для начисления неустойки, в том числе с учетом пропуска истцом срока исковой давности и применения моратория, установленного Постановлением Правительства РФ N 497 от 28.03.2022.
Согласно ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Исходя из изложенного, из совокупности представленных по делу доказательств решение суда первой инстанции не соответствует обстоятельствам дела и закону и подлежит изменению.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266-268, п. 2 ст. 269, 271 АПК РФ, суд -
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 11 января 2024 года по делу N А40-278021/22 изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:
Взыскать с ООО "Сти-Инвест" в пользу Департамента городского имущества города Москвы задолженности по договору аренды от 11.10.1999 N 06-00571/99 в размере 5 339 рублей 06 копеек.
В удовлетворении остальной части иска - отказать.
Взыскать с ООО "Сти-Инвест" в доход федерального бюджета РФ госпошлину по иску в сумме 2 000 руб.
Взыскать с Департамента городского имущества города Москвы в пользу ООО "Сти-Инвест" судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины по апелляционной желобе, в размере 3 000 рублей.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Бондарев А.В. |
Судьи |
Панкратова Н.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-278021/2022
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: ООО "СТИ-ИНВЕСТ"