город Ростов-на-Дону |
|
13 марта 2023 г. |
дело N А32-27571/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 марта 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей И.Н. Глазуновой, М.В. Соловьевой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Струкачевой Н.П.
при участии: от департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел" Фролова О.В. по доверенности от 31.01.2023,диплом, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Краснодарского края "Краснодарский торгово-экономический колледж"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.12.2022 по делу N А32-27571/2022
по заявлению государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Краснодарского края "Краснодарский торгово-экономический колледж" (ИНН 2308028450, ОГРН 1022301215947)
к департаменту финансово-бюджетного надзора Краснодарского края (ИНН 2308076951, ОГРН1022301228630)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
об оспаривании постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края "Краснодарский торгово-экономический колледж" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным постановления Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края (далее - Департамент) от 20.05.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 22-012/ЮЛ/6 в части нецелевого использования бюджетных средств государственного задания на оплату труда работникам общежития, ввиду отсутствия события административного правонарушения.
Арбитражный суд Краснодарского края привлёк к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
об оспаривании постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении (далее - Министерство).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.12.2022 в удовлетворении заявления отказано.
Решение мотивировано наличием в действиях Общества состава административного правонарушения, отсутствием нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, привлечением в пределах срока, установленного статьёй 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствием оснований для признания правонарушения малозначительным.
Не согласившись с принятым судебным актом, Учреждение обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы Учреждение указывает, что в его действиях отсутствует состав правонарушения. предусмотренного статьёй 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд удовлетворил ходатайство Департамента об участии в судебном заседании путем использования системы веб-конференции.
От Департамента поступил отзыв на апелляционную жалобу. Апелляционный суд приобщил отзыв к материалам дела.
От Учреждения поступили возражения на отзыв. Апелляционный суд приобщил возражения к материалам дела.
В судебном заседании представитель Департамента не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Учреждение и Министерство, извещённые надлежащим способом о времени и месте судебного заседания, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путём размещения соответствующей информации на официальном сайте пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
15.01.2021 между Учреждением и Министерством заключено соглашение N 23-БУ о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), предметом которого являются взаимные обязательства и ответственность сторон при предоставлении Уполномоченным органом Учреждению субсидии из краевого бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ).
Департаментом в рамках осуществления внутреннего государственного финансового контроля проведена плановая выездная проверка в отношении Учреждения за период с 01.01.2020 по 21.03.2022.
По результатом выездной проверки Департаментом установлено нецелевое использование средств краевого бюджета в сумме 2090346 руб. 29 коп., выразившееся: в оплате труда работников общежития, не связанных с оказанием государственных услуг, за счёт средств финансового обеспечения государственного задания в сумме 27378 руб. 46 коп. (21028 руб. (оплата труда) + 6350 руб. 46 коп. (страховые взносы); в оплате за счёт средств финансового обеспечения государственного задания труда работников столовой, не связанных с оказанием государственных услуг, чем нарушены положения пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пункта 2.3.1 Соглашения от 15.01.2021 N 23-БУ.
По результатам проверки составлен акт от 12.04.2022 плановой выездной проверки, который 12.04.2022 вручен директору Учреждения.
28.04.2022 ведущим консультантом отдела Департамента, в присутствии представителя Учреждения, был составлен протокол об административном правонарушении N 22-012/ЮЛ/6 по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
20.05.2022 заместителем руководителя Департамента, в отсутствии представителя Учреждения, было вынесено постановление N 22-012/ЮЛ/6 о привлечении Учреждения к административной ответственности по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 211772 руб. 48 копеек.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьёй 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения являются общественные отношения в сфере бюджетного финансирования.
Объективная сторона правонарушения выражается в использовании бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе, являющемся основанием для получения бюджетных средств. Любые действия, приводящие к направлению предусмотренных бюджетом средств на цели, не обозначенные при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Статьёй 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии со статьёй 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации под нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определённым законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Приказом Министерства от 24.12.2020 N 3473 было утверждено государственное задание Учреждения на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годы которым Учреждению установлена обязанность оказывать в 2021 году государственные услуги: реализация образовательных программ среднего профессионального образования - программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих; реализация образовательных программ среднего профессионального образования - программа подготовки специалистов среднего звена; реализация дополнительных общеразвивающих программ; защита прав и законных интересов детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.
Государственное задание по предмету соглашения от 15.01.2021 не включает услуги, которые предусматривают содержание столовой и общежития.
Согласно карточкам-справкам (ф. 0504417), расчётным листкам в 2021 году следующим работникам столовой производились начисления и выплаты за счет средств бюджета:
- повару Гулину Д.С. (приказ о приёме на работу от 01.09.2020 N 188л, трудовой договор от 01.09.2020 N 35/20), размер начисленных отпускных в июле 2021 года составил - 9773 руб. 40 коп.;
- заведующему производством (шеф-повар) Черноусову Е.Г. (приказ о приёме на работу от 21.10.2013 N 122л, трудовой договор от 22.10.2013 N 37/13), размер начисленных отпускных в июне 2021 года составил - 6848 руб. 80 коп.;
- кухонному рабочему Лайко Т.Н. (согласно трудовому договору от 24.09.2020 N 3/20ф и приказу от 24.09.2020 N 31лф принята на работу на должность лаборанта, согласно приказу от 02.11.2020 N 40/1 лф и дополнительному соглашению от 02.11.2020 переведена на должность кухонный рабочий). Размер начисленных отпускных в июне 2021 года составил - 6307 рублей.
Из информации от 14.03.2022, подписанной главным бухгалтером Лобановой Е.П., следует, что услуги столовой относятся к источникам поступления собственных доходов Учреждения. В 2021 году доход от услуги столовой составил 25677496 руб. 16 копеек.
Указанная деятельность, приносящая доход, не связана с оказанием государственной услуги. При этом государственное обеспечение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится путём предоставления компенсации в денежном эквиваленте.
Таким образом, бюджетные средства использованы на оплату труда работников, приносящих учреждению доход при осуществлении соответствующей деятельности.
Частью 1 статьи 37 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) установлено, что организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность.
В силу части 4 статьи 37 Федерального закона N 273-ФЗ обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 23 Закона N 2770-КЗ обеспечение питанием обучающихся в государственных образовательных организациях Краснодарского края за счет средств краевого бюджета осуществляется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края. Несмотря на то, что организация питания обучающихся также включается в охрану их здоровья, оплата труда работников столовой среднего профессионального образовательного учреждения не может быть обеспечена за счет субсидий субъекта РФ, предоставленных для исполнения им государственного задания, поскольку в силу прямого предписания, содержащегося в статье 37 Федерального закона N 273-ФЗ, организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность; обеспечение питанием обучающихся за счёт бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов РФ.
Частью 2 статьи 8 Федерального закона N 273-ФЗ определено, что органы государственной власти субъектов РФ имеют право на дополнительное финансовое обеспечение мероприятий по организации питания обучающихся, но это не является их обязанностью.
Таким образом, финансовое обеспечение мероприятий по организации питания обучающихся в средних профессиональных образовательных учреждениях, к которым относится ГБПОУ КК "КТЭК", не является обязанностью субъекта РФ, так как такое финансирование прямо не предусмотрено государственными федеральными образовательными стандартами среднего профессионального образования. Финансирование организации питания учащихся осуществляется за счёт иных средств (собственных и выделенных).
С целью организации питания в 2021 году было заключено соглашение от 04.02.2021 N 23-БУ/П между Министерством и Учреждением, в котором предусмотрено предоставление из краевого бюджета в 2021 году субсидии на обеспечение бесплатным питанием обучающихся в государственных образовательных организациях Краснодарского края за счёт средств краевого бюджета, осваивающих программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих. Однако, финансирование расходов на выплаты работникам столовой, деятельность которых не связана с выполнением государственного задания, произведено за счёт средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ).
Согласно позиции Учреждения:
- повару Гулину Д.С., работнику столовой, в июле 2021 года осуществлено начисление отпускных в сумме 9773 руб. 40 коп. (в т.ч. НДФЛ в размере 1271 рублей), было отнесено за счёт средств субсидии на выполнение государственного задания, выплата произведена платёжным поручением от 29.07.2021 N 249245 (реестр от 29.07.2021). НДФЛ перечислен платёжным поручением от 05.08.2021 N 300372. Страховые взносы начислены в сумме 2951 руб. 57 коп., перечислены платёжным поручением от 05.08.2021 N 300321, N 300319, N 300323 и N 300325;
- заведующему производством (шеф-повар) Черноусову Е.Г., в июне 2021 года осуществлено начисление отпускных в сумме 6848 руб. 80 коп. (в т.ч. НДФЛ 890 рублей) ошибочно отнесено за счёт средств субсидии на выполнение государственного задания. Выплата произведена платёжным поручением от 07.07.2021 N 95516 (реестр от 07.07.2021). НДФЛ перечислен платёжным поручением от 07.07.2021 N 101665. Страховые взносы начислены в сумме 2068 руб. 34 коп., перечислены платёжным поручением от 07.07.2021 N 101657, N 101655, N 102240 и N 101659;
- кухонному рабочему Лайко Т.Н. в июне 2021 года начислены отпускные в сумме 6 307,00 рублей.
При исчислении среднего заработка в базу для расчёта отпускных выплаченных из средств финансового обеспечения выполнения государственного задания (КФО 4), за 12 месяцев, предшествующих отпуску, не верно включены суммы заработка по должности кухонный рабочий (из средств приносящей доход деятельности - КФО 2), а также стимулирующие надбавки (из средств субсидии на иные цели - КФО 5).
Размер начисленных за счёт средств государственного задания отпускных в июне 2021 года составил - 6 307 рублей (57296 руб. 01 коп./254,37 отработанных дней х 28 дней отпуска).
При исчислении среднего заработка в базу для расчёта отпускных выплаченных из средств финансового обеспечения выполнения государственного задания (КФО 4), за 12 месяцев, предшествующих отпуску, следовало включить заработок Лайко Т.Н. полученный из средств финансового обеспечения выполнения государственного задания - КФО 4 по должности лаборанта.
На основании изложенного верный размер отпускных составил - 1901 руб. 20 коп. (172070 руб. 95 коп./254,37 отработанно дней х 28 дней отпуска).
Размер неправомерно выплаченных отпускных Лайко Т.Н. в июне 2021 года составил - 4405 руб. 80 коп. (6307 рублей - 1901 руб. 20 коп.).
Сумма средств ошибочно отнесённых за счёт средств субсидии на выполнение государственного задания составила 4405 руб. 80 коп. (в т.ч. НДФЛ в размере 573 руб.).
Выплата произведена платёжным поручением от 07.07.2021 N 95516 (реестр от 07.07.2021). НДФЛ перечислен платёжным поручением от 07.07.2021 N 101663.
Страховые взносы начислены в сумме 1330 руб. 55 коп., перечислены платёжным поручением от 07.07.2021 N 101657, N 101655, N 102240 и N 101659.
Как следует из пояснений Учреждения от 17.03.2022 N 01-14/464, общая сумма выплат, направленных на оплату труда работников столовой, не связанных с оказанием государственных услуг в 2021 году составила 21028 руб., в т.ч. НДФЛ - 2734 рубля. Начисленные и уплаченные страховые взносы составили 6350 руб. 46 копеек.
Ввиду вышеизложенного, материалами проверки установлено, что в нарушение пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ, пункта 2.3.1 Соглашения от 15.01.2021 N 23-БУ, оплачивая за счёт средств финансового обеспечения государственного задания труд работников столовой, не связанных с оказанием государственных услуг, Учреждением допущено нецелевое использование средств краевого бюджета в сумме 27378 руб. 46 копеек.
Согласно карточкам-справкам, расчётным листкам в 2021 году работникам общежития производились начисления заработной платы за счёт средств бюджета, предусмотренных для финансового обеспечения выполнения государственного задания:
- заведующему общежитием Ерошенко Е.В. (трудовой договор от 01.04.2014 N 18/14, приказ о приёме на работу от 01.04.2014 N 28л), размер начислений составил - 396051 руб. 56 коп.;
- дежурному по общежитию Сафоновой Ж.В. (трудовой договор от 29.08.2008 N 48, приказ о приёме на работу от 01.07.2002 N 156), размер начислений составил - 16004 руб. 25 коп.;
- дежурному по общежитию Генерозовой Л.Р. (трудовой договор от 17.01.2019 N 1/19, приказ о приёме на работу от 17.01.2019 N 49л), размер начислений составил - 176333 руб. 41 коп.;
- дежурному по общежитию Митиной М.Н. (трудовой договор от 07.10.2019 N 89/19, приказ о приёме на работу от 07.10.2019 N 268л), размер начислений составил - 190280 руб. 42 коп.;
- дежурному по общежитию Гончар А.А. (трудовой договор от 01.03.2021 N 10/21, приказ о приёме на работу от 01.03.2021 N 82л), размер начислений составил - 148754 руб. 52 коп.;
- дежурному по общежитию Печевистой Н.Н. (трудовой договор от 25.03.2020 N 13/20, приказ о приёме на работу от 25.03.2020 N 80л), размер начислений составил - 110884 руб. 05 коп.;
- дежурному по общежитию Дьяченко Л.Д. (дополнительное соглашение от 02.08.2021 к трудовому договору от 18.05.2020 N 15/20, приказ о переводе работника на другую работу от 02.08.2021 N 259л), размер начислений составил - 81152 руб. 65 коп.;
- дежурному по общежитию, Кравец А.А. (трудовой договор от 30.04.2021 N 19/21, приказ о приёме на работу от 03.05.2021 N 109л), размер начислений составил - 41769 руб. 84 коп.;
- воспитателю общежития Губиной М.В. (трудовой договор от 12.09.2013 N 29/13, приказ о приёме на работу от 10.09.2013 N 89л), размер начислений составил - 446740 руб. 57 копеек.
Согласно Уставу Учреждения, оно призвано способствовать: решению задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека с целью подготовки квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по отдельным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворению потребностей личности в углублении и расширении образования; приобретению лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования; удовлетворению образовательных и профессиональных потребностей, профессиональному развитию человека, обеспечению соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды; получению образования, отвечающего потребностям личности в профессиональном росте и самоопределении.
Учреждение осуществляет следующие основные виды деятельности: реализацию образовательных программ среднего профессионального образования и основных программ профессионального обучения, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; обеспечение питанием учащихся; реализация дополнительных общеразвивающих программ.
Учреждение осуществляет в соответствии с государственным заданием деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в сфере образовательных услуг.
Согласно информации Учреждения, подписанной главным бухгалтером Лобановой Е.П., денежные средства, получаемые Учреждением в виде оплаты услуг общежития, относятся к источникам поступления собственных доходов Учреждения. Средств от оплаты услуг общежития в 2021 году поступило в сумме 2470264 руб. 65 копеек.
Данная деятельность, приносящая доход, согласно учредительным документам не относится к основной деятельности учреждения и не связана с оказанием государственных услуг.
Из расчёта, представленного Учреждением следует:
- заведующему общежитием, Ерошенко Е.В. осуществлены выплаты по начислениям заработной платы в 2021 год составили - 396051 руб. 56 коп. (в т.ч. НДФЛ в размере 51487 рублей). Страховые взносы начислены в сумме 119607 руб. 57 коп. Общий объём использованных бюджетных средств, связанных с оплатой труда Ерошенко Е.В. составил 515659 руб. 13 коп.;
- дежурному по общежитию, Сафоновой Ж.В., выплаты по начислениям заработной платы в 2021 год составили - 16004 руб. 25 коп. (в т.ч. НДФЛ в размере 2081 рублей). Страховые взносы начислены в сумме 4427 руб. 11 коп.. Общий объём использованных бюджетных средств, связанных с оплатой труда Сафоновой Ж.В. составил 20431 руб. 36 коп.;
- дежурному по общежитию, Генерозовой Л.Р., выплаты по начислениям заработной платы в 2021 год составили - 176333 руб. 41 коп. (в т.ч. НДФЛ в размере 22923 рублей). Страховые взносы начислены в сумме 52614 руб. 18 коп.. Общий объём использованных бюджетных средств, связанных с оплатой труда Генерозовой Л.Р. составил 228947 руб. 59 коп.;
- дежурному по общежитию, Митиной М.Н., выплаты по начислениям заработной платы в 2021 год составили - 190280 руб. 42 коп. (в т.ч. НДФЛ в размере 24736 рублей). Страховые взносы начислены в сумме 57464 руб. 69 коп.. Общий объём использованных бюджетных средств, связанных с оплатой труда Митиной М.Н. составил 247745 руб. 11 коп.;
- дежурному по общежитию, Гончар А.А., выплаты по начислениям заработной платы в 2021 год составили - 148754 руб. 52 коп. (в т.ч. НДФЛ в размере 19338 рублей). Страховые взносы начислены в сумме 44923 руб. 87 коп. Общий объём использованных бюджетных средств, связанных с оплатой труда Гончар А.А. составил 193678 руб. 39 коп.;
- дежурному по общежитию, Печевистой Н.Н., выплаты по начислениям заработной платы в 2021 год составили - 110884 руб. 05 коп. (в т.ч. НДФЛ в размере 14410 рублей). Страховые взносы начислены в сумме 33474 руб. 90 коп.. Общий объём использованных бюджетных средств, связанных с оплатой труда Печевистой Н.Н. составил 144358 руб. 95 коп.;
- дежурному по общежитию, Дьяченко Л.Д., выплаты по начислениям заработной платы в 2021 год составили - 81152 руб. 65 коп. (в т.ч. НДФЛ в размере 10550 рублей). Страховые взносы начислены в сумме 24508 руб. 10 коп.. Общий объём использованных бюджетных средств, связанных с оплатой труда Дьяченко Л.Д. составил 105660 руб. 75 коп.;
- дежурному по общежитию, Кравец А.А., выплаты по начислениям заработной платы в 2021 год составили - 41769 руб. 84 коп. (в т.ч. НДФЛ в размере 5430 рублей). Страховые взносы начислены в сумме 12614 руб. 49 коп.. Общий объём использованных бюджетных средств, связанных с оплатой труда Кравец А.А. составил 54384 руб. 33 коп.;
- воспитателю общежития, Губиной М.В., выплаты по начислениям заработной платы в 2021 год составили - 446740 руб. 57 коп. (в т.ч. НДФЛ в размере 58076 рублей). Страховые взносы начислены в сумме 132740 руб. 11 коп.. Общий объём использованных бюджетных средств, связанных с оплатой труда Губиной М.В. составил 579480 руб. 68 копеек.
Согласно реестрам выплаты заработной платы указанным работникам произведены платёжными поручениями от 22.01.2021 N 40292 (реестр от 22.01.2021), от 05.02.2021 N 121048 (реестр от 05.02.2021), от 18.02.2021 N 217487 (реестр от 18.02.2021), от 26.02.2021 N 252371 (реестр от 26.02.2021), от 04.03.2021 N 294796 (реестр от 04.03.2021), от 23.03.2021 N 406060 (реестр от 23.03.2021), от 07.04.2021 N 497534 (реестр от 06.04.2021), от 23.04.2021 N 625058 (реестр от 23.04.2021), от 29.04.2021 N 679559 (реестр от 29.04.2021), от 21.05.2021 N 791305 (реестр от 21.05.2021), от 07.06.2021 N 898394 (реестр от 07.06.2021), от 23.06.2021 N 2154 (реестр от 23.06.2021), от 07.07.2021 N 95516 (реестр от 07.07.2021), от 22.07.2021 N 203753 (реестр от 22.07.2021), от 27.07.2021 N 229956 (реестр от 27.07.2021), от 30.07.2021 N 256196 (реестр от 30.07.2021), от 05.08.2021 N 297961 (реестр от 05.08.2021), от 23.08.2021 N 408444 (реестр от 23.08.2021), от 07.09.2021 N 501635 (реестр от 07.09.2021), от 23.09.2021 N 614726 (реестр от 23.09.2021), от 07.10.2021 N 713892 (реестр от 06.10.2021), от 22.10.2021 N 833660 (реестр от 22.10.2021), от 08.11.21 N 907421 (реестр от 29.10.2021), от 23.11.2021 N 44571 (реестр от 22.11.2021), от 08.12.2021 N 152417 (реестр от 07.12.2021), от 23.12.2021 N 291625 (реестр от 23.12.2021), от 24.12.2021 N 306976 (реестр от 23.12.2021).
НДФЛ перечислен платёжными поручениями: от 05.02.2021 N 120751, от 04.03.2021 N 295041, от 07.04.2021 N 497551, от 29.04.2021 N 680062, от 07.06.2021 N 899023, от 07.07.2021 N 101665, от 05.08.2021 N 300372, от 07.09.2021 N 506516, от 07.10.2021 N 717761, от 08.11.2021 N 907963, от 08.12.2021 N 152412, от 24.12.2021 N 306947.
Страховые взносы перечислены платёжными поручениями: 05.02.2021 N 121175; от 04.03.2021 N 294566, от 07.04.2021 N 497538, от 30.04.2021 N 686739, от 07.06.2021 N 899010, от 07.07.2021 N 101655, от 05.08.2021 N 300319, от 07.09.2021 N 506505, от 07.10.2021 N 717755, от 08.11.2021 N 907957, от 08.12.2021 N 152406, от 24.12.2021 N 306953, 05.02.2021 N 120931, от 04.03.2021 N 294617, от 07.04.2021 N 497540, от 30.04.2021 N 686741, от 07.06.2021 N 899012, от 07.07.2021 N 101657, от 05.08.2021 N 300321, от 07.09.2021 N 506507, от 07.10.2021 N 717757, от 08.11.2021 N 907959, от 08.12.2021 N 152408, от 24.12.2021 N 306951, от 05.02.2021 N 121026, от 04.03.2021 N 294619, от 07.04.2021 N 497542, от 30.04.2021 N 686743, от 07.06.2021 N899014, от 07.07.2021 N102240, от 05.08.2021 N300323, от 07.09.2021 N506509, от 07.10.2021 N71775, от 08.11.2021 N907961, от 08.12.2021 N152410, от 24.12.2021 N306949, от 05.02.2021 N121158, от 04.03.2021 N294621, от 07.04.2021 N497544, от 30.04.2021 N686745, от 07.06.2021 N899016, от 07.07.2021 N101659, от 05.08.2021 N300325, от 07.09.2021 N506511, от 07.10.2021 N717742, от 08.11.2021 N907945, от 08.12.2021 N152428, от 24.12.2021 N306965.
В соответствии со статьёй 306.4 Бюджетного кодекса РФ направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств признается нецелевым использованием бюджетных средств.
Таким образом, контролирующий орган пришел к правомерному выводу о том, что Учреждением, в нарушение пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ, пункта 2.3.1 Соглашения от 15.01.2021 N 23-БУ допущено нецелевое использование средств краевого бюджета в сумме 2090346 руб. 29 коп. (1 607 971,27 рублей (оплата труда, в том числе НДФЛ) + 482375 руб. 02 коп. (страховые взносы), выразившееся в оплате труда работников общежития, не связанных непосредственно с оказанием государственных услуг, за счёт средств финансового обеспечения государственного задания). Следовательно, в действиях Учреждения имеется объективная сторона административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьёй 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В рамках дела N А32-33960/2022 Учреждение обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконными и отмене представления Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края от 24.05.2022 N 22- 012 в части пунктов 3, 6, 7.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.09.2022 по делу N А32-33960/2022 оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2022, было отказано Учреждению в признании незаконными представления Департамента от 24.05.2022 N 22-012 в части пунктов 3, 6, 7. Вступившими в законную силу судебными актами по делу N А32-33960/2022 установлена правомерность выводов контролирующего органа о том, что в нарушение пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ, пункта 2.3.1 соглашения от 15.01.2021 N 23-БУ, Учреждением допущено нецелевое использование средств краевого бюджета в сумме 2090346 руб. 29 коп., выразившееся в оплате труда работников общежития, не связанных с оказанием государственных услуг, за счёт средств финансового обеспечения государственного задания (пункт 6 представления от 24.05.2022 N 22-012).
Таким образом, материалами дела подтверждено наличие в действиях Учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у Администрации реальной возможности для соблюдения обязательных требований в сфере бюджетного законодательства, а также того, что Администрацией были приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение нарушений действующего законодательства, материалы дела не содержат.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, апелляционным судом не установлено.
При таких обстоятельствах, административным органом доказан состав вменяемого Учреждению административного правонарушения, выразившегося в нецелевом использовании средств краевого бюджета в размере 2117724 руб. 75 коп., что образует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьёй 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений административного законодательства при производстве по делу и составлении протокола об административном правонарушении апелляционным судом не установлено, равно, как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьёй 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек.
В силу части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьёй раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вина выражается в невыполнении Учреждением требований бюджетного законодательства в сфере бюджетной системы Российской Федерации и умаляет авторитет государственных органов. Кроме этого, ненадлежащее соблюдение бюджетного законодательства нарушает правовые и экономические основы комплексного рационального использования бюджетных средств, нарушение которого представляет угрозу бюджетным отношениям. Совершённое правонарушение в данном случае посягает на установленный публично-правовой порядок бюджетного финансирования.
Таким образом, апелляционный суд не находит оснований для изменения меры административной ответственности со штрафа на предупреждение.
Учитывая изложенное, принимая во внимание характер совершенного нарушения, исходя из принципов дифференцированности, соразмерности, справедливости наказания, индивидуализации ответственности за правонарушение, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что примененное к Учреждению наказание в виде административного штрафа в размере 211772 руб. 48 коп. соответствует тяжести совершенного правонарушения, отвечает критериям разумности, справедливости, а также обусловлено достижением целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В материалы дела Учреждением не представлены доказательства, подтверждающие наличие исключительных обстоятельств, которые указывали бы на малозначительность совершенного правонарушения.
Таким образом, оснований для признания вменённого Учреждению правонарушения малозначительным не имеется.
Доводы апелляционной жалобы Учреждения, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
Частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
С учётом изложенного, апелляционный суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.12.2022 по делу N А32-27571/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.В. Пименов |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-27571/2022
Истец: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края "Краснодарский торгово-экономический колледж", Государственное Бюджетное Профессиональное Учреждение КК "Краснодарский торгово-экономический колледж"
Ответчик: Департамент финансово-бюджетного надзора КК, Департамент финансово-бюджетного надзора Краснодарского края
Третье лицо: Министерство образования и науки КК, Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края