г. Пермь |
|
05 марта 2024 г. |
Дело N А50-31571/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 марта 2024 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Герасименко Т.С.,
судей Муравьевой Е.Ю., Трефиловой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца, администрации Мотовилихинского района города Перми,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 25 декабря 2023 года
по делу N А50-31571/2022
по иску администрации Мотовилихинского района города Перми (ОГРН: 1025901377611, ИНН: 5906012420)
к товариществу собственников жилья "Солнечный" (ОГРН: 1055903328051, ИНН: 5906061160), индивидуальному предпринимателю Кучер Марии Евгеньевне (ОГРНИП: 317595800020894, ИНН: 591607043569)
о возложении обязанности совершить действия, о взыскании неустойки, в отсутствие лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Пермского края из Мотовилихинского районного суда города Перми поступило дело по иску администрации Мотовилихинского района города Перми (далее - Администрация) к товариществу собственников жилья "Солнечный", индивидуальному предпринимателю Кучер Марии Евгеньевне о возложении обязанности в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу привести в соответствие требованиям к внешнему виду, определенными Правилами благоустройства территории города Перми, утвержденными Решением Пермской городской Думы от 15.12.2020 N 277, внешний вид Нестационарного объекта - павильона "Цветы", расположенного на земельном участке с кадастровым номером 59:01:3911616:4107 по адресу: г. Пермь, ул. Ивана Франко, 38; взыскании судебной неустойки за неисполнение решения суда в размере 300 рублей за каждый объект с Кучер Марии Евгеньевны, 500 рублей с ТСЖ "Солнечный" за каждый объект за каждый день просрочки исполнения решения суда, начиная с истечения месяца с момента вступления решения суда в законную силу и по день исполнения решения суда.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 25 декабря 2023 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы истец указывает, что в период судебного разбирательства по настоящему делу произошли изменения положений Правил благоустройства города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 15.12.2020 N 277 (далее - Правила благоустройства) в отношении нестационарных торговых объектов (далее - НТО, Нестационарные объекты): решением Пермской городской Думы от 26.09.2023 N 199 внесены изменения в Правила благоустройства, в том числе изложено в новой редакции Приложение "Графическое изображение типовых проектов некапитальных строений, сооружений, используемых для осуществления торговой деятельности и деятельности по оказанию услуг населению, включая услуги общественного питания". Пунктом 4 данного Решения Пермской городской Думы установлен срок для добровольного исполнения владельцами НТО требований по приведению их внешнего вида в соответствие с Правилами благоустройства (до 01.01.2024). Указанные изменения вступили в силу с 29.09.2023, то есть после подачи иска по настоящему делу. Поэтому, по мнению Администрации, суд должен был отложить рассмотрение дела на дату после 01.01.2024. В результате принятого решения об отказе в удовлетворении исковых требований Администрация лишилась возможности повторно в судебном порядке требовать с ответчиков исполнения обязанности по приведению НТО в соответствие с Правилами благоустройства после окончания срока добровольного исполнения (после 01.01.2024), ответчики тем самым избежали ответственности.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, письменные отзывы на апелляционную жалобу не представили, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, при этом в порядке ч. 2 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Администрация письменно уведомила суд о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, на земельном участке с кадастровым номером 59:01:3911616:4107 по адресу: г. Пермь, ул. Ивана Франко, 38 расположен нестационарный торговый объект, в котором предпринимательскую деятельность осуществляет индивидуальный предприниматель Кучер М.Е.; земельный участок под многоквартирным домом находится в управлении ТСЖ "Солнечный".
09.08.2022 должностным лицом администрации проведено обследование территории, в ходе которого выявлено несоответствие указанного выше объекта установленным требованиям, а именно не соблюдены требования к параметрам, конструкциям, материалам, цветовому решению, применяемыми при изготовлении и отделке нестационарных объектов, чем, по мнению Администрации, нарушены пп. 9.4.4.1 и 9.4.4.3 Правил благоустройства.
В связи с отсутствием принятия ответчиками мер по приведению внешнего вида нестационарного торгового строения установленным требованиям, администрация обратилась в арбитражный суд с иском.
Судом принято приведенное выше решение.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения норм материального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частя 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному и другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 25 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории муниципального, городского округа (при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности); организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами.
Частью 1 статьи 2 Закона N 131-ФЗ установлено, что правила благоустройства территории муниципального образования - муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.
Как разъяснено в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19.04.2021 N 14-П, благоустройство направлено на обеспечение и улучшение условий проживания, в том числе с точки зрения внешнего облика населенного пункта. Действующее федеральное законодательство не содержит как такового запрета на размещение НТО в границах придомовой территории многоквартирного дома. В то же время такое размещение носит факультативный характер, в связи с чем допустимо установление требований, например, к удаленности таких объектов от зданий и сооружений, к их сочетанию с иными элементами благоустройства, к их внешнему облику и техническим (конструктивным) особенностям.
В силу статьи 45.1 Закона N 131-ФЗ правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования (часть 1).
Правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы: содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений (пункты 1-2 части 2).
С учетом изложенного органы местного самоуправления наделены полномочиями как по утверждению правил благоустройства, так и по осуществлению контроля за их соблюдением.
В порядке реализации указанных полномочий решением Пермской городской Думы от 15.12.2020 N 277 утверждены Правила благоустройства.
В силу пункта 9.4.4.1 Правил благоустройства (в редакции решения Пермской городской Думы от 26.04.2022 N 81) проектирование Нестационарных объектов осуществляется с учетом принципов функционального разнообразия и в целях сохранения архитектурного облика сложившейся застройки и благоустройства соответствующей территории города Перми, организации комфортной пешеходной среды, сохранения и повышения уровня комфортности проживания граждан, на основании требований к внешнему виду и местам размещения Нестационарных объектов, установленных настоящим подпунктом и подпунктами 9.4.4.2, 9.4.4.4 Правил.
Требования к внешнему виду, в том числе требования к размеру Нестационарных объектов, а также требования к местам их размещения подлежат применению при проектировании новых и обосновании размещения существующих Нестационарных объектов.
Внешний вид Нестационарных объектов должен соответствовать типовым проектам, утвержденным Правилами, за исключением сезонного (летнего) кафе. Размещение НТО по индивидуальным проектам (эскизам) осуществляется в случаях и порядке, предусмотренных подпунктом 9.4.4.4 Правил, за исключением сезонного (летнего) кафе.
Согласно пункту 9.4.4.3 Правил благоустройства требования к типовым проектам Нестационарных объектов установлены в Приложении 1 к Правилам.
Указанное приложение содержит требования к параметрам киосков и павильонов - их площади и высоте (пункт 3.1), к конструкциям и материалам киосков и павильонов (пункт 3.2), к их цветовому решению (пункт 3.5).
В приложениях к Приложению 1 Правил благоустройства (Требованиям к типовым проектам) содержатся графические изображения типовых проектов НТО.
Пунктом 5 решения Пермской городской Думы от 26.04.2022 N 81 (в редакции решения Пермской городской Думы 27.09.2022 N 218) предусмотрено, что размещенные на придомовой территории на день вступления в силу настоящего решения некапитальные строения, сооружения, используемые для осуществления торговой деятельности и деятельности по оказанию услуг населению, должны быть приведены в соответствие условиям размещения на придомовой территории, установленным настоящим решением, в течение трех месяцев со дня вступления в силу правового акта администрации города Перми, регулирующего порядок уведомления о разработке паспорта благоустройства придомовой территории и учета паспортов благоустройства придомовой территории.
В соответствии с частью 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Вступившим в законную силу решением Пермского краевого суда от 27.01.2023 по делу N 3а-496/2022 (дублирующий номер 3а-7/2023) признано недействующим со дня его вступления в законную силу решение Пермской городской Думы от 15.12.2020 N 277 (в редакции решений от 26.04.2022 N 81, от 23.08.2022 N 174, от 20.12.2022 N 280), в том числе:
в части абзаца второго подпункта 9.4.4.1 Правил благоустройства в отношении слов "и обосновании размещения существующих";
в части приложения к Приложению 1 к Правилам благоустройства "Требования к типовым проектам некапитальных строений, сооружений, используемых для осуществления торговой деятельности по оказанию услуг населению, включая услуги общественного питания" (то есть в части графического изображения типовых проектов НТО).
Пункт 5 решения Пермской городской Думы N 81 от 26.04.2022 (в редакции решения Пермской городской Думы 27.09.2022 N 218) признан недействующим со дня принятия.
При этом на Пермскую городскую Думу возложена обязанность принять в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признаваемый судом недействующим, с учетом доводов изложенных в мотивировочной части решения суда.
Определением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 13.07.2023 N 66а-1156/2023 решение Пермского краевого суда от 27.01.2023 по делу N 3а-7/2023 отменено в части признания недействующим абзаца 3 подпункта 9.4.3.1.4 Правил благоустройства в части слова "электросчетчиками", в этой части в удовлетворении требований отказано. В остальной части решение Пермского краевого суда от 27.01.2023 оставлено без изменения.
Таким образом, решение Пермского краевого суда от 27.01.2023 по делу N 3а-496/2022 (дублирующий номер 3а-7/2023) вступило в законную силу 13.07.2023.
Основанием для признания недействующим абзаца второго подпункта 9.4.4.1 Правил благоустройства в части слов "и обосновании размещения существующих" явились выводы Пермского краевого суда и Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции о том, что данная формулировка не является достаточно определенной для ее равнозначного применения, поскольку в целом норма закрепляет необходимость соблюдения требований Правил благоустройства к НТО, но из их содержания не ясно, каким образом должно происходить обоснование размещения существующих Нестационарных объектов.
Приложение к требованиям к типовым проектам некапитальных строений (к Приложению 1 Правил благоустройства), то есть графическое изображение типовых проектов НТО, признано недействующими с указанием на то, что оно не отвечает требованиям ясности и определенности в полной мере, поскольку не все обозначения и надписи поддаются прочтению, что не устраняется даже увеличением изображений, размещенных на сайте администрации города Перми; текстовая часть содержания графической части не восполняет, поскольку в графической части содержатся сведения, отсутствующие в текстовой части.
Пункт 5 решения Пермской городской Думы от 26.04.2022 N 81 (в редакции решения Пермской городской Думы 27.09.2022 N 218) признан недействующим со дня принятия ввиду нарушения процедуры внесения изменений в решения Пермской городской Думы (в нарушение требований статьи 28 Закона N 131-ФЗ не проводилась процедура публичных слушаний при принятии указанного решения).
Во исполнение вступивших в законную силу судебных актов по делу N 3а-7/2023 Пермской городской Думой принято решение от 26.09.2023 N 199 "О внесении изменений в отдельные решения Пермской городской Думы в сфере благоустройства территории города Перми в части установления требований к отдельным элементам благоустройства" (далее - Решение N 199), которым в Правила благоустройства внесены следующие изменения.
Абзац второй подпункта 9.4.4.1 Правил благоустройства изложен в следующей редакции: "Требования к внешнему виду, в том числе требования к размеру Нестационарных объектов, а также требования к местам их размещения подлежат применению в отношении установленных и устанавливаемых Нестационарных объектов".
Графическое изображение типовых проектов некапитальных строений, сооружений, используемых для осуществления торговой деятельности и деятельности по оказанию услуг населению, включая услуги общественного питания (приложение к Приложению 1 к Правилам благоустройства) также изложено в новой редакции.
Пункт 5 решения Пермской городской Думы от 26.04.2022 N 81 (в редакции решений Пермской городской Думы от 28.06.2022 N 149, от 27.09.2022 N 218, от 20.12.2022 N 272, от 28.02.2023 N 33) признан утратившим силу.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона Пермского края от 26.03.2021 N 632-ПК "О внесении изменений в Закон Пермского края "О градостроительной деятельности в Пермском крае" и в Закон Пермского края "Об административных правонарушениях в Пермском крае" при утверждении правил благоустройства территорий муниципальных образований (или внесении изменений в правила благоустройства муниципальных образований) с учетом положений настоящего Закона представительные органы муниципальных образований Пермского края определяют переходный период, в течение которого нестационарные торговые объекты, размещенные на придомовых территориях до вступления в силу правил благоустройства территорий муниципальных образований, принятых с учетом положений настоящего Закона, должны быть приведены в соответствие с правилами благоустройства территорий муниципальных образований, принятыми с учетом положений настоящего Закона.
Согласно пункту 4 Решения N 199 размещенные на территории города Перми на день вступления в силу настоящего решения некапитальные строения, сооружения, используемые для осуществления торговой деятельности и деятельности по оказанию услуг населению, включая услуги общественного питания, должны быть приведены в соответствие обязательным требованиям Правил благоустройства территории города Перми в срок до 01.01.2024.
Пунктом 5 Решения N 199 предусмотрено, что оно вступает в силу со дня его официального опубликования в печатном средстве массовой информации "Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь" и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 13.07.2023, за исключением абзацев третьего, четвертого подпункта 1.2, вступающих в силу со дня вступления в силу правового акта администрации города Перми, определяющего порядок уведомления о разработке паспорта благоустройства и учета паспортов благоустройства, но не ранее дня официального опубликования настоящего решения в печатном средстве массовой информации "Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь".
Решение N 199 опубликовано в официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь N 74 от 29.09.2023, следовательно, вступило в законную силу 29.09.2023.
Таким образом, суд посчитал, что с учетом изменений, внесенных Решением N 199 в Правила благоустройства, Нестационарные объекты, размещенные на территории города Перми до 29.09.2023, должны быть приведены в соответствие требованиям Правил благоустройства (в новой редакции) в срок до 01.01.2024.
Кассационным определением Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 11.01.2024 N 88а-48/2024 (88а-21827/2023) решение Пермского краевого суда от 27.01.2023 по делу N 3а-7/2023 и апелляционное определение Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 13.07.2023 отменены в части отказа в удовлетворении требований административных истцов об оспаривании пункта 3.1 Приложения 1 (Требования к типовым проектам) к Правилам благоустройства. Данный признан недействующим со дня принятия кассационного определения. В остальной части судебные акты оставлены без изменения.
Настаивая на исковых требованиях, Администрация ссылается несоответствие спорного НТО требованиям Правил благоустройства в части параметров, конструкций, материалов, цветового решения, вывески, что является нарушением пунктов 9.4.4.1 и 9.4.4.3 Правил благоустройства.
Между тем к моменту рассмотрения дела судом апелляционной инстанции пункт 3.1 Приложения N 1 (которым установлено только два возможных типоразмера для киосков и павильонов: либо площадью 6 кв. м (длина - 3 м, ширина - 2 м, высота - 2,6 м), либо площадью 9 кв. м (длина - 3,6 м, ширина - 2,5 м, высота - 2,6 м)) признан недействующим полностью.
Основания для удовлетворения требований об обязании ответчиков привести НТО в соответствие с иными требованиями (к конструкциям, материалам и цветовому решению) суд апелляционной инстанции считает недоказанными, поскольку на соответствие данным требованиям спорный павильон после вступления в силу Решения N 199 (29.09.2023) не проверялся.
Кроме того, как правильно отметил суд первой инстанции, у ответчиков имелось право на приведение павильона в соответствие с требованиями Правил благоустройства (в редакции Решения N 199) в течение переходного периода, установленного Решением N 199, то есть в срок до 01.01.2024.
Данный срок к моменту рассмотрения дела судом первой инстанции не истек.
Обращение в суд с исковыми требованиями ранее срока наступления установленной обязанности (до нарушения ответчиками обязательства, установленного законом или иным нормативным правовым актом) само по себе говорит о необоснованности таких исковых требований.
При этом изменение нормативного правого акта в ходе судебного разбирательства не может быть поставлено в вину ответчикам.
При таких обстоятельствах суд правомерно отказал Администрации в удовлетворении основного требования об обязании совершить определенные действия (привести НТО в соответствие с требованиями Правил благоустройства), а также производного требования о взыскании судебной неустойки, заявленной по правилам статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Истец в своей апелляционной жалобе, по сути, соглашается с тем, что решение суда первой инстанции принято в полном соответствии с положениями нормативных актов, действующих на момент принятия данного решения. Доводы Администрации сводятся к тому, что если бы суд первой инстанции отложил рассмотрение данного дела на период после 01.01.2024 и выносил бы решение в 2024 году, то результат рассмотрения данного дела был бы иным.
Между тем указанный довод истца не опровергает того, что решение суда первой инстанции вынесено в полном соответствии с нормами материального и процессуального права, основания для его отмены или изменения в апелляционном порядке отсутствуют.
Таким образом, всем доводам истца суд первой инстанции дал надлежащую оценку, верно установил фактические обстоятельства дела на основании совокупности доказательств, представленных в материалы дела.
Оснований для отмены или изменения судебного акта у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 25 декабря 2023 года по делу N А50-31571/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Т.С. Герасименко |
Судьи |
Е.Ю. Муравьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-31571/2022
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ МОТОВИЛИХИНСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ПЕРМИ
Ответчик: Кучер Мария Евгеньевна, ТСЖ "СОЛНЕЧНЫЙ"