г. Челябинск |
|
14 марта 2023 г. |
Дело N А76-31304/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 марта 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Томилиной В.А.,
судей Аникина И.А., Камаева А.Х.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АВС-Моторс" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.11.2022 по делу N А76-31304/2021.
В заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "АВС-Моторс" - Иванова Дарья Александровна (доверенность от 09.01.2023, срок действия до 31.12.2023, паспорт, диплом, свидетельство о заключении брака);
публичного акционерного общества "Сбербанк России" - Шуплик Екатерина Петровна (доверенность от 21.07.2021 N 1-ДГ/23/30, срок действия до 09.04.2024, паспорт, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "АВС-Моторс" (далее - истец, ООО "АВС-Моторс") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к публичному акционерному обществу "Сбербанк России" (далее - ПАО "Сбербанк России"), Управлению Федерального казначейства по Челябинской области (далее - УФК по Челябинской области), о признании незаконным (не соответствующим очередности статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации) списание ПАО "Сбербанк России" с расчетного счета истца пеней в общей сумме 1 748 886 руб. 26 коп. по платежному ордеру N 4298 от 26.08.2020, об обязании УФК по Челябинской области денежные средства в сумме 1 748 886 руб. 26 коп., списанные в качестве пеней с расчетного счета истца, перераспределить в погашение суммы основного долга (с учетом принятого арбитражным судом первой инстанции уточненного искового требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определениями Арбитражного суда Челябинской области от 10.02.2022, 07.06.2022 судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 20 по Челябинской области, Управление Федеральной налоговой службы по Челябинской области.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 18.11.2022 в удовлетворении требований отказано.
ООО "АВС-Моторс" (далее также - податель жалобы) не согласилось с вынесенным решением и обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ООО "АВС-Моторс" указывает, что в ходе рассмотрения дела выяснено, что все инкассовые поручения, по которым осуществляется взыскание, относятся к одной очереди - третьей.
28.08.2022 Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 20 по Челябинской области представила по электронной почте скриншоты об отправке и получении платежных ордеров, из которых следует, что платежный ордер N 4298 от 26.08.2020 на взыскание пени поступил в банк 28.08.2020 в 11 ч. 24 мин 49 сек.
По платежному ордеру N 4298 с 26.08.2020 по 31.08.2020 списаны пени в общей сумме 1748886,26 руб. согласно выпискам по счету:
- 26.08.2020 - 721 158,97 руб.,
- 27.08.2020 - 115 082,11 руб.,
- 28.08.2020 - 719 000 руб.,
- 31.08.2020 - 193 645,18 руб.
Между тем по состоянию на указанные даты в картотеке имелись платежные ордера на сумму основного долга, поступившие раньше, а именно:
N ° 4301 на сумму 379 364 руб. поступил 28.08.2020 в 11 ч. 24 мин. 33 сек.,
N 4304 на сумму 912 000 руб. поступил 28.08.2020 в 11 ч. 17 мин. 50 сек.
N 4306 на сумму 912 000 руб. поступил в банк 28.08.2020 в 11 ч. 03 мин. 26 сек.,
N ° 4309 на сумму 283 000 руб. поступил в банк 28.08.2020 в 11 ч. 12 мин. 31 сек,
N 4310 на сумму 2 547 000 руб. поступил в банк 28.08.2020 в 11 ч. 12 мин. 53 сек,
N 4311 на сумму 283 000 руб. поступил в банк 28.08.2020 в 11 ч. 08 мин. 10 сек.
На основании вышеизложенного, с учетом очередности поступления платежных поручений в банк, истец полагает, что списание должно было осуществляться иным образом. Фактически очередность поступления платежных документов в банк судом первой инстанции не выяснена.
До начала судебного заседания ПАО "Сбербанк России" и Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 20 по Челябинской области представили в арбитражный апелляционный суд отзывы на апелляционную жалобу, в которых указали, что с доводами апелляционной жалобы не согласны, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители УФК по Челябинской области и третьих лиц не явились.
С учетом мнения сторон и в соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие УФК по Челябинской области и третьих лиц.
В судебном заседании представитель истца, изложенные в апелляционной жалобе доводы, поддержал в полном объеме, представитель ответчика по доводам апелляционной жалобы возразил, поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, письменных пояснений на нее, заслушав пояснения представителя заинтересованного лица, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 10.04.2008 в Уральском филиале ПАО "Сбербанк России" клиенту ООО "АВС-Моторс" открыт расчетный счет N 40702810172310018937.
11.03.2020 Межрайонной ИФНС России N 20 по Челябинской области в адрес ООО "АВС-Моторс" выставлено требование N 11634 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, в связи с неуплатой в установленный законом срок ООО "АВС-Моторс" недоимки по налогам и пени, по представленной 28.02.2020, налогоплательщиком налоговой декларации по НДС. Согласно данного требования недоимку предлагалось погасить в срок до 24.03.2020 (т. 2, л.д. 5-6).
Кроме того, 03.07.2020 в адрес ООО "АВС-Моторс" Межрайонной ИФНС России N 20 по Челябинской области выставлено требование N 27164 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, в связи с неуплатой в установленный законом срок ООО "АВС-Моторс", недоимки по налогам и пени, начисленных по решению N 1/10 от 13.01.2020 года "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", вынесенного по результатам выездной налоговой проверки. Согласно данного Требования недоимку предлагалось погасить в срок до 18.08.2020 (т. 2, л.д. 7-9).
В связи с неисполнением обязанности по уплате налогов и пени в установленный в требованиях N 11634 от 11.03.2020 и N 27164 от 03.07.2020 срок, в отношении ООО "АВС-Моторс" Межрайонной ИФНС России N 20 по Челябинской области 26.08.2020 вынесено решение N 1899 (т. 2 л.д. 3-4), о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств (налогов - 28 476 084 руб., пеней 17 478 638 руб. 73 коп.), в пределах сумм указанных в требованиях N 11634 от 11.03.2020 (т. 2 л.д. 5-6) и N 27164 от 03.07.2020 (т. 2 л.д. 7-10).
26.08.2020 Межрайонной ИФНС России N 20 по Челябинской области в банк были направлены поручения N 4297-4318 на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика в бюджетную систему Российской Федерации.
Учитывая, что инкассовые поручения от МИФНС России N 20 по Челябинской области на принудительное списание денежных средств с расчетного счета истца в счет погашения недоимки по налогам и пени на данную недоимку, т.е. распоряжения единой третьей очереди, поступили в Банк в один календарный день, то, как на то указывает истец, Банк был обязан поместить данные инкассовые поручения в очередь не исполненных в срок распоряжений для дальнейшего их исполнения в порядке, установленном внутренними документами банка, но не противоречащими Налоговому кодексу Российской Федерации.
В обоснование исковых требований истец указывает на то, что в нарушение требований закона ПАО "Сбербанк России" в первую очередь списало со счета истца денежные средства в общей сумме 1 748 886 руб. 26 коп. по платежному ордеру N 4298 от 26.08.2020 в счет погашения пени по налогам.
Таким образом, истец полагает, что в результате нарушения ответчиком требований закона МИФНС России N 20 по Челябинской области продолжило начислять истцу пени за нарушение сроков уплаты налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации и федеральный бюджет Российской Федерации, а также налога на добавленную стоимость.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Взаимодействие налоговых органов с кредитными учреждениями регламентируется Порядком информационного взаимодействия налоговых органов при направлении в банк (филиал банка), учреждение банка России электронных документов (утвержден Приказом ФНС России от 29 ноября 2011 года N ММВ-7-б/901@), Положением Банка России от 06.11.2014 N 440-П "О порядке направления в банк отдельных документов налоговых органов, а также направления банком в налоговый орган отдельных документов банка в электронной форме в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Положение N 440-П), зарегистрировано в Минюсте России 25.11.2014 N 34911.
Обмен с банками электронными, документами производится с помощью Автоматизированной информационной системы "Налог-3" - подсистема "Банковские и лицевые счета", информационного ресурса "Банк-Обмен", БАНКОМ - Система приема-передачи информации с использованием программного комплекса IPBancom по выделенному каналу связи, арендованному и оплачиваемому Банком России, Департамента информационных технологий Банка России.
В соответствии с преамбулой Положения N 440-П, Банк России устанавливает порядок направления в банк в электронной форме, в том числе следующих документов налоговых органов: поручения налогового органа на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на перевод электронных денежных средств налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в бюджетную систему Российской Федерации (далее - поручение налогового органа); решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика -организации в банке и переводов его электронных денежных средств или решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика - организации в банке и переводов его электронных денежных средств (далее - решение налогового органа об операциях и переводах);
Пунктом 1.3. Положения N 440-П, установлено, что направление в банки и подразделения Банка России документов налоговых органов, направление банками и подразделениями Банка России документов банков налоговым органам осуществляется через:
подведомственную ФНС России организацию в соответствии с заключенными межведомственными соглашениями, положениями, протоколами (далее - уполномоченная организация ФНС России);
Центр информационных технологий Банка России (далее - ЦИТ Банка России);
подразделения информатизации территориальных учреждений Банка России, подразделение информатизации Департамента полевых учреждений Банка России (далее при совместном упоминании - подразделения информатизации ТУ Банка России).
Направление налоговыми органами документов налоговых органов в полевые учреждения Банка России, направление полевыми учреждениями Банка России документов банков налоговым органам осуществляется через Департамент полевых учреждений Банка России.
Датой и временем получения банком (филиалом банка), подразделением Банка России решения налогового органа об операциях и переводах в электронной форме, начиная с которых выполняются последующие действия по его исполнению, в соответствии с пунктом 3.8 Положения N 440-П, считаются дата и время завершения проверки банком (филиалом банка), подразделением Банка России формата сообщения, содержащего решение налогового органа об операциях и переводах, при положительных ее результатах, если данное сообщение было получено банком (филиалом банка), подразделением Банка России согласно графику обмена сообщениями, установленному в приложении к настоящему Положению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 60 Налогового кодекса Российской Федерации банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства (далее в настоящей статье -поручение налогоплательщика), а также поручение налогового органа на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации (далее в настоящей статье - поручение налогового органа) в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 855 Гражданского Кодекса Российской Федерации, установлено, что при наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законом.
При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств, в соответствии с пунктом 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации, осуществляется в следующей очередности:
в первую очередь по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также требований о взыскании алиментов;
во вторую очередь по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими или работавшими по трудовому договору (контракту), по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
в третью очередь по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), поручениям налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также поручениям органов контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов;
в четвертую очередь по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;
в пятую очередь по другим платежным документам в порядке календарной очередности.
Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.
Из содержания пункта 2 статьи Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что очередность списания средств в уплату налогов зависит от того, списываются ли они в добровольном или принудительном порядке.
При этом пунктами 1, 8 статьи 45 и пунктами 1, 8 статьи 46 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что обязанность по уплате налогов и пеней исполняется налогоплательщиком либо самостоятельно, либо в принудительном порядке по решению налогового органа путем обращения взыскания на денежные средства на банковских счетах, а также на электронные денежные средства этого налогоплательщика.
Из приведенных норм права следует, что платежи в бюджет, осуществляемые по поручениям налоговых органов (то есть в принудительном порядке), подлежат исполнению банком в третью очередь, а платежи но налоговым обязательствам, производимые на основании платежных распоряжений налогоплательщика, - в пятую очередь.
Согласно пункту 1.1 Положения о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденного Банком России 19.06.2012 N 383-П (далее - Положение N 383-П), действующему в период направления в банк инкассовых поручений, Банк России, кредитные организации (далее - банк) осуществляют перевод денежных средств, в том числе по банковским счетам, в соответствии с федеральным законом и нормативными актами Банка России в рамках применяемых форм безналичных расчетов на основании предусмотревших Положением N 383-П распоряжений о переводе денежных средств, составляемых плательщиками.
В соответствии с требованиями пункта 1.8 Положения N 383-П кредитные организация самостоятельно утверждают внутренние документы, содержащие в том числе порядок выполнения процедур приема к исполнению, отзыва, возврата (аннулирования) распоряжений (платежных поручений), положения которого не должны противоречить Положению N 383-П.
Аналогичные нормы действуют в настоящее время в Положении "О правилах осуществления перевода денежных средств" утвержденному Центральным банком Российской Федерации от 29 июня 2021 г. N 762-П.
Таким образом, Порядок ведения и приема распоряжений на перевод денежных средств утверждается каждым банком самостоятельно.
Судом первой инстанции верно отмечено, что, что обязанность кредитной организации определять очередность платежей, исходя из значения/реквизита "КБК" расчетного документа (поле 104), и, соответственно, осуществлять контроль значения указанного реквизита распоряжения, нормативно не установлена. Более того в рассматриваемом случае все платежи относились к третьей очереди, соответствующая отметка стояла в поле "очередность платежа".
Порядок ведения и приема распоряжений на перевод денежных средств размещен на официальном сайте Банка.
При недостаточности денежных средств на счете для исполнения всех Распоряжений, принятых Банком к исполнению, исполнение Распоряжений производится Банком в очередности, установленной в соответствии с действующим законодательством.
Если к счету одновременно с точностью до минуты поступило несколько Распоряжений одной очередности, Банк исполняет поступившие Распоряжения в порядке возрастания суммы Распоряжения, включая комиссию за исполнение Распоряжения согласно Тарифам.
Если к счету одновременно поступило несколько Распоряжений разной очередности, Банк исполняет первыми поступившие Распоряжения с более приоритетной очередностью согласно действующему законодательству Российской Федерации. Реквизит Распоряжения "очередность платежа" должен быть заполнен Клиентом/взыскателем (получателем) с учетом положений статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации и действующего законодательства.
Если время поступления в Банк Распоряжений различается, то первым исполняется то Распоряжение, которое поступило в Банк ранее прочих Распоряжений.
При недостаточности денежных средств на счете для исполнения всех Распоряжений, принятых Банком к исполнению, исполнение Распоряжений, оформленных по форме инкассового поручения и/или платежного требования для документов одной календарной очередности производится Банком в соответствии с очередностью, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, внутри одной очередности такие Распоряжения исполняются в порядке возрастания суммы Распоряжения.
При недостаточности денежных средств на счете для исполнения всех распоряжений, принятых банком к исполнению, исполнение производится в очередности, установленной законодательством Российской Федерации.
Если к счету одновременно с точностью до минуты поступило несколько распоряжений одной очередности, банк исполняет поступившие распоряжения в порядке возрастания суммы.
Если к счету одновременно поступило несколько распоряжений разной очередности, банк исполняет первыми поступившие распоряжения с более приоритетной очередностью согласно действующему законодательству Российской Федерации.
Если время поступления в банк распоряжений различается, первым исполняется распоряжение, которое поступило ранее.
При недостаточности денежных средств на счете для исполнения всех распоряжений, принятых к исполнению, исполнение распоряжений, оформленных по форме инкассового поручения и/или платежного требования для документов одной календарной очередности производится банком в соответствии с очередностью, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, внутри одной очередности такие распоряжения исполняются в порядке возрастания суммы.
Порядок осуществления безналичных расчетов между юридическими лицами на территории Российской Федерации, правила заполнения, оформления используемых расчетных документов и проведения расчетных операций регулировался в 2020 году Положением Банка России от 19.06.2012 N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств" (далее по тексту - Положение N 383-П).
В соответствии с пунктом 1.8 Положения N 383-П кредитные организации самостоятельно утверждают внутренние документы, содержащие, в том числе, порядок выполнения процедур приема к исполнению, отзыва, возврата (аннулирования) распоряжений (платежных поручений), положения которого не должны противоречить Положению N 383-П.
В соответствии с пунктом 2.1 Положения N 383-П процедуры приема к исполнению распоряжений включают удостоверение права распоряжения денежными средствами (удостоверение права использования электронного средства платежа); контроль целостности распоряжений; структурный контроль распоряжений; контроль значений реквизитов распоряжений; контроль достаточности денежных средств.
В соответствии с пунктом 2.7 Положения N 383-П контроль значений реквизитов распоряжений осуществляется посредством проверки в порядке, установленном банком, с учетом требований - законодательства, договора значений реквизитов распоряжения, их допустимости и соответствия.
Банк проводит контроль поля "104" (КБК) только по количественному составу (20 знаков). Законодательно за кредитными организациями не закреплен контроль значений КБК.
В Письме Банка России "Вопросы по применению Положения Банка России от 03.10.2002 N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации" в редакции Указания Банка России от 03.03.2003 N 1256-У" Банком России разъяснено, что на кредитные организации не возложена обязанность осуществлять проверку правильности указания информации в полях 101 - 110 расчетных документов.
В распоряжении о переводе денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации информация о плательщике, получателе средств, назначении платежа, уникальном идентификаторе платежа. ИНН и КИО плательщика, ИНН получателя средств в реквизитах 101 - 110 указывается в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, принятых федеральными органами исполнительной власти совместно или по согласованию с Банком России. Распоряжения, в которых реквизит 101 имеет значение, подлежат контролю наличия значений реквизитов 102-110.
Пунктом 5 статьи 75 Налогового Кодекса Российской Федерации закреплено, что пени оплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что поступавшие поручения от Межрайонной ИФНС России N 20 по Челябинской области очередности оплачивались в соответствии с Порядком ведения и приема распоряжений на перевод денежных средств - в порядке возрастания суммы распоряжения, в связи с чем действия банка по выполнению поступавших распоряжений соответствуют законодательству.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, судом первой инстанции установлено, что процесс направления, получения и обработки Банком документов ИФНС является автоматизированным, в связи с чем суд первой инстанции правомерно не усмотрел виновных действий ПАО "Сбербанк России" в списании денежных средств со счета истца.
Кроме того, судом первой инстанции также обоснованно отмечено отсутствие виновных действий со стороны Управления Федерального казначейства по Челябинской области в связи со следующим.
Управление согласно Положению об Управлении Федерального казначейства по Челябинской области, утвержденному приказом Федерального казначейства от 27.12.2013 N 316 (далее - Положение) осуществляет кассовое обслуживание исполнения федерального бюджета на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Деятельность территориальных органов Федерального казначейства, территориальных органов Федеральной налоговой службы относится к сфере публично-правовых отношений и регламентирована федеральными законами и нормативными правовыми актами, издаваемыми в соответствии с ними, определяющими компетенцию и полномочия указанных органов. При этом указанные органы самостоятельны и независимы друг от друга в осуществлении функций в установленной сфере деятельности.
В соответствии со статьями 40, 166.1, 218 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы Федерального казначейства осуществляют в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке учет доходов, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации, и их распределение между бюджетами по законодательно установленным нормативам, действующим в текущем финансовом году.
В соответствии с пунктом 19 Порядка казначейского обслуживания, утвержденного приказом Федерального казначейства от 14.05.2020 N 21н (далее - Порядок N 21н), органы Федерального казначейства учитывают операции по поступлениям в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по кодам бюджетной классификации Российской Федерации (КБК) на соответствующих лицевых счетах администраторов доходов бюджетов.
Бюджетные полномочия по начислению, учету и контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления налоговых платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, принятию решений о зачете (уточнении) налоговых платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, установленные статьей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, приложением 8 к Федеральному закону от 08.12.2020 N 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" и приложением к Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 995 "О порядке осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" возложены на администраторов доходов бюджета - налоговые органы.
В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы принимают решение об уточнении платежей.
В соответствии с пунктом 21 Порядка N 21н налоговый орган представляет в орган Федерального казначейства Уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа, решение о зачете излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов и сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, а также подлежащих возмещению сумм налогов и сборов (далее Уведомление об уточнении) для его исполнения в соответствии с Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 13.04.2020 N 66н, (далее - Порядок N 66н).
Таким образом, судом первой инстанции правомерно отмечено, что поскольку УФК по Челябинской области ведет учет доходов, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации, и их распределение между бюджетами по законодательно установленным нормативам, действующим в текущем финансовом году, суд не усматривает виновных действий УФК по Челябинской области в списании денежных средств со счета истца.
В совокупности перечисленных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что отсутствуют основания для признания незаконным (не соответствующим очередности статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации) списание ПАО "Сбербанк России" с расчетного счета истца пеней в общей сумме 1 748 886 руб. 26 коп., в связи с чем, обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, очередность списания денежных средств со счета установлена статьей 855 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 855 Гражданского кодекса Российской Федерации списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.
В рассматриваемом случае все инкассовые поручения поступили в один календарный день, часть была исполнена немедленно, остальные инкассовые поручения помещены автоматическим процессом в очередь не исполненных в срок распоряжений в связи с недостаточностью денежных средств для исполнения.
В апелляционной жалобе ООО "АБС-Моторс" указывает время направления документов ИФНС в АС ФНС, но не время поступления документов в Банк в Автоматизированную систему Единая корпоративная система банка.
В соответствии с пунктом 3.8 Положения N 440-П датой и временем получения Банком документов ИФНС считаются дата и время завершения проверки Банком формата сообщения, содержащего документы ФНС, таким образом, вопреки доводам апеллянта, обработка документов ИФНС произведена Банком в соответствии с порядком, установленным Положением N 440-П.
Доводы подателя жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции и по существу представляют собой лишь несогласие с результатами оценки судом представленных доказательств, судебный акт суда первой инстанции, основанный на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменен судом апелляционной инстанции исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции.
Апелляционная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является правильным, отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по заявленным апеллянтом доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Судебные расходы по апелляционной жалобе распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.11.2022 по делу N А76-31304/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АВС-Моторс" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.А. Томилина |
Судьи |
И.А. Аникин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-31304/2021
Истец: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 20 ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ, ООО "АВС-МОТОРС"
Ответчик: ПАО "Сбербанк", УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА