город Томск |
|
14 марта 2023 г. |
Дело N А03-11018/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 марта 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
Марченко Н.В., |
судей: |
Вагановой Р.А., |
|
Сухотиной В.М., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сомовым Д.Ю. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном онлайн-заседании в режиме веб-конференции апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Экостар" (N 07АП-969/2023) на решение от 19.12.2022 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-11018/2022 (судья Бояркова Т.В.) по исковому заявлению администрации города Славгорода Алтайского края (г. Славгород Алтайского края, ИНН 2210002135, ОГРН 1022200867040) к обществу с ограниченной ответственностью "Экостар" (г. Рубцовск Алтайского края, ИНН 2209050134, ОГРН 1192225036101) о возложении на ООО "Экостар" обязанности по сбору твердых коммунальных отходов бестарным методом в селах с. Екатериновка, с. Райгород, с. Покровка, с.Павловка, с. Веселое, с. Владимировка, с. Семеновка, с. Нововознесенка, с.Даниловка, с. Знаменка, с. Пановка, с. Добровка, с. Максимовка, с. Архангельское, с. Андреевка в соответствии с разработанными графиками.
В судебном заседании приняли участие:
от ответчика: Медведицына Е.Г., доверенность N 16 от 01.07.2022.
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Славгорода Алтайского края (далее - Администрация) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Экостар" (далее - ООО "Экостар") о возложении на ООО "Экостар" обязанность по сбору твердых коммунальных отходов в селах ст. Айнак, п. Баластный Карьер, с. Екатериновка, с. Райгород, с. Покровка, с.Павловка, с. Веселое, с. Владимировка, с. Семеновка, с. Нововознесенка, с.Даниловка, с.Знаменка, с. Пановка, с. Добровка, с.Максимовка, с. Архангелское, с. Андреевка в соответствии с разработанными графиками.
Решением от 19.12.2022 Арбитражного суда Алтайского края исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Экостар" в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции изменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указано, судебный акт не основан на требованиях СанПиН 2.1.3684-21 и противоречит Территориальной схеме обращения ТКО на территории Алтайского края.
Администрация в представленном в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика настаивал на своей позиции.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, заслушав представителя ответчика, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - это юридическое лицо, обязанное обеспечить деятельность по осуществлению всего цикла обращения с ТКО (сбор, транспортирование, обработка, обезвреживание, утилизация, размещение) на территории зоны деятельности в пределах субъекта Российской Федерации. Статус присваивается на основании конкурсного отбора на срок не более чем 10 лет.
Региональный оператор обязан заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора (Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст.1 "Основные понятия") и принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах установленного тарифа (Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами").
Региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющим координацию всех этапов процесса обращения с ТКО (от его сбора до ликвидации незаконных свалок) в границах Славгородской и Алейской зоны Алтайского края является ООО "Экостар"
Пунктом 15 санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 установлено, что допускается сбор и удаление (вывоз) ТКО (КГО) с территорий сельских поселений или с территорий малоэтажной застройки городских поселений бестарным методом (без накопления ТКО (КГО) на контейнерных площадках)".
Кроме того, пунктом 6.1. раздела 6 Территориальной схемы обращения с отходами Алтайского края, утвержденной приказом заместителя министра, начальника управления лесами от 20.09.2021 N 1193 "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами Алтайского края" кроме прочих, определена организация сбора ТКО бестарным методом, СанПиН 2.1.3684-21 допускает сбор и удаление (вывоз) ТКО (КГО) с территорий сельских поселений или с территорий малоэтажной застройки городских поселений бестарным методом (без накопления ТКО (КГО) на контейнерных площадках".
Бестарный метод сбора ТКО, как правило, применяется в населенных пунктах с грунтовыми дорогами, не имеющими всесезонного транспортного сообщения, с малочисленным населением, не имеющих оборудованных мест накопления (контейнерных площадок).
Места остановки мусоровоза по маршруту движения для выполнения бестарного сбора ТКО определяются или в соответствии с договором, заключенным с региональным оператором (Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641), или решением местного органа самоуправления.
Администрацией г.Славгорода принято решение об организации бестарного сбора ТКО в селах муниципального образования главами администраций сел, в которых на сегодняшний день отсутствуют места накопления твердых коммунальных отходов, разработаны проекты маршрутных графиков следования сбора и вывоза ТБО бестарным способом на территории сел: ст. Айнак, п. Баластный Карьер, с.Екатериновка, с. Райгород, с. Покровка, с.Павловка, с. Веселое, с. Владимировка, с. Семеновка, с. Нововознесенка, с.Даниловка, с.Знаменка, с. Пановка, с. Добровка, а также сел, в которых есть места накопления твердых коммунальных отходов с.Максимовка, с. Архангелское, с. Андреевка.
В адрес ООО "Экостар" направлено соглашение об организации бестарного метода вывоза твердых коммунальных отходов с территории сел муниципального образования город Славгород Алтайского края. Согласно почтовому уведомлению соглашение получено ответчиком 06.05.2022, однако ответа не последовало.
Поскольку ООО "Экостар" уклонялось от организации сбора твердых коммунальных отходов бестарным способом, администрация обратилась в суд с исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции принял по существу правильное решение, при этом выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства.
Статьей 9.1 Закона Алтайского края от 11.02.2008 N 11-ЗС "Об обращении с отходами производства и потребления в Алтайском крае" установлены требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Так, органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
С 01 января 2019 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, согласно которым определен порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункты 1, 2).
Пунктом 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, установлено, что складирование отходов (крупногабаритных и твердых коммунальных) осуществляется в бункерах и контейнерах.
Согласно письму Минприроды России от 07.03.2019 N 08-25-53/5268 "О приобретении контейнеров" участие органов местного самоуправление в деятельности по накоплению твердых коммунальных отходов, в том числе может заключаться и в приобретении органами местного самоуправления контейнеров и бункеров для установки в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Из материалов дела следует, что Славгородский межрайонный прокурор обратился в Славгородский городской суд Алтайского края с административным исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц к Администрации г. Славгорода Алтайского края о возложении обязанности совершить действия. В рамках рассмотрения дела N 2а-496/2019 судом установлено, что в состав муниципального образования город Славгород Алтайского края в том числе, входят частный сектор г. Славгорода, а также села, а именно: станция Айнак, село Андреевка, село Архангельское, поселок Балластный Карьер, поселок Бурсоль, село Веселое, село Владимировка, село Даниловка, село Добровка, село Екатериновка, село Зеленая Роща, село Знаменка, село Куатовка, село Максимовка, село Нововознесенка, село Павловка, село Пановка, село Покровка, село Пригородное, село Райгород, село Селекционное, село Семеновка, село Славгородское. В вышеназванных селах (площадки) накопления твердых коммунальных отходов не созданы, вывоз мусора осуществляется бестарным способом. При этом, на территории указанных населенных пунктов города Славгорода проживают граждане, осуществляют свою деятельность индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате чего образуются твердые коммунальные отходы.
Постановлением администрации города Славгорода Алтайского края от 25.12.2018 N 1156 "Об определении схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и утверждении реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов" утверждена схема и реестр существующих мест (площадок) накопления ТКО на территории муниципального образования. По мере создания контейнерных площадок в Постановление администрации от 25.12.2018 N 1156 внесены дополнения и изменения от 06.03.2019 N 208, от 17.05.2019 N 428, от 22.05.2019 N 446, от 23.07.2019 N 653, от 29.07.2019 N 674, от 02.08.2019 N 699, от 16.08.2019 N 759, от 12.08.2019 N 731, от 30.08.2019 N 803.
Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования город Славгород Алтайского края и схема размещения включают 620 мест накопления твердых коммунальных отходов, в которые вошли частный сектор г. Славгорода, с. Славгородское, с. Пригородное.
Славгородским городским судом Алтайского края 19.09.2019 признано незаконным бездействие администрации муниципального образования г. Славгород Алтайского края, выразившееся в несоздании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории сел: станция Айнак, село Андреевка, село Архангельское, поселок Балластный Карьер, поселок Бурсоль, село Веселое, село Владимировка, село Даниловка, село Добровка, село Екатериновка, село Зеленая Роща, село Знаменка, село Куатовка, село Максимовка, село Нововознесенка, село Павловка, село Пановка, село Покровка, село Райгород, село Селекционное, село Семеновка города Славгорода Алтайского края, муниципального образования г.Славгород Алтайского края. На администрацию муниципального образования г. Славгорода Алтайского края возложена обязанность создать на территории указанных населенных пунктов места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, и внести их в реестр накопления твердых коммунальных отходов. Кроме того, на администрацию муниципального образования г.Славгорода Алтайского края возложена обязанность разработать схемы размещения мест накопления твердых коммунальных отходов на территории указанных сел.
В материалы дела истцом представлены схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и утверждении реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории муниципального образования город Славгород Алтайского края, утвержденные постановлениями администрации г. Славгорода Алтайского края N 1125 от 21.12.2021, 984 от 19.10.2022, 1033 от 28.10.2022.
Из материалов дела следует, что в спорных населенных пунктах истцом установлено по одной контейнерной площадке (место накопления ТКО).
Из решения по делу N 2а-496/2019 следует, что на Администрацию была возложена обязанность по созданию на территории сел места накопления ТКО, а также установлен срок исполнения решения суда без конкретизации количества подлежащих созданию площадок для накопления ТКО.
Согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 (ред. от 14.02.2022) "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (вместе с "СанПиН 2.1.3684-21. Санитарные правила и нормы..") (Зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 N 62297) хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность по сбору и транспортированию КГО (ТКО), обеспечивает вывоз их по установленному им графику с 7 до 23 часов. Допускается сбор и удаление (вывоз) ТКО (КГО) с территорий сельских поселений или с территорий малоэтажной застройки городских поселений бестарным методом (без накопления ТКО (КГО) на контейнерных площадках).
При изложенных обстоятельствах, с учетом Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 (ред. от 14.02.2022) "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что кроме создания мест накопления ТКО и осуществления региональным оператором вывоза с территории сел ТКО с указанных мест накопления ТКО, в спорных селах может допускаться сбор и удаление (вывоз) ТКО (КГО) бестарным методом (без накопления ТКО (КГО) на контейнерных площадках).
В связи с тем, что в спорных селах определены лишь места накопления ТКО по одному на село, сбор и удаление (вывоз) ТКО (КГО) допустим бестарным методом (без накопления ТКО (КГО) на контейнерных площадках).
Суд первой инстанции обоснованно указал, что отсутствие большего количества мест (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов в спорных селах, не должно отражаться на нормальной жизнедеятельности жителей указанных населенных пунктов.
С учетом указанного, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
По правилам статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 19.12.2022 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-11018/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Экостар"- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
Н.В. Марченко |
Судьи |
Р.А. Ваганова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-11018/2022
Истец: Администрация г.Славгорода
Ответчик: ООО "Экостар"