г. Владимир |
|
06 марта 2023 г. |
Дело N А43-21335/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 марта 2023 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кастальской М.Н.,
судей Гущиной А.М., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лазаревой Э.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Газпром межрегионгаз Нижний Новгород" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 23 ноября 2022 года по делу N А43-21335/2022, принятое по заявлению акционерного общества "Газпром межрегионгаз Нижний Новгород" (ОГРН 1025203035351, ИНН 5260070633) о признании незаконным, необоснованным и отмене предписания Государственной жилищной инспекции Нижегородской области N515-15-34/2022 от 19.04.2022, с привлечением к участию в деле третьих лиц, - Шутова Александра Анатольевича, общества с ограниченной ответственностью "Абсолютгаз".
при участии:
от заявителя- не явились, извещены,
от ответчика - не явились, извещены.
от третьих лиц- не явились, извещены
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось акционерное общество "Газпром межрегионгаз Нижний Новгород" (далее - заявитель, общество) с заявлением о признании незаконным, необоснованным и отмене предписания Государственной жилищной инспекции Нижегородской области N 515-15-34/2022 от 19.04.2022.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены - Шутова Александра Анатольевича, общество с ограниченной ответственностью "Абсолютгаз".
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 23 ноября 2022 года в удовлетворении заявленных требований акционерного акционерного общества "Газпром межрегионгаз Нижний Новгород" отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, акционерное общество "Газпром межрегионгаз Нижний Новгород" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Нижегородской области от 23.11.2022 по делу N А43-21335/2022; принять по делу новый судебный акт, которым заявленное требование АО "Газпром межрегионгаз Нижний Новгород" удовлетворить в полном объеме; признать недействительным предписание Государственной жилищной инспекции Нижегородской области N 515-15-34/2022 от 19.04.2022 г, в связи с чем отменить его.
АО "Газпром межрегионгаз Нижний Новгород" с вынесенным решением от 23.11.2022 г. по делу N А43-21335/2022 не согласно, считает его незаконным и необоснованным, поскольку судом неполно исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела и вынесены с неправильным применением норм материального права и норм процессуального права.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель полагает, что оспариваемое предписание не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя сфере предпринимательской деятельности. Общество указывает, что на абоненте лежит обязанность по уведомлению поставщика газа о демонтаже прибора учета газа, однако абонент (третье лицо) данной обязанности не исполнил. Заявитель считает, что договорные отношения не исполнены абонентом, тем самым, лишив последнего права, удостоверится в целостности пломб и зафиксировать данный факт в акте.
Подробно доводы приведены обществом в апелляционной жалобе.
ГЖИ Нижегородской области представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором ответчик просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, также ответчиком заявлено ходатайство о проведении судебного заседания в отсутствие представителя Госжилинспекции.
В судебное заседание представители заявителя, ответчика и третьих лиц, не явились, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей заявителя, ответчика и третьих лиц.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценивая законность решения суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Согласно части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Как следует из материалов дела, 19 апреля 2022 г. на основании обращения собственника жилого дома N 9 по ул. Рабкоровская г. Н.Новгорода о неправомерном доначислении размера платы за коммунальную услугу по газоснабжению, а также на основании решения и.о. заместителя прокурора Автозаводского района г. Н.Новгорода от 14 апреля 2022 г. N 25 в отношении общества проведена внеплановая документарная проверка.
В результате проведенной проверки Инспекцией установлено нарушение обществом расчета платы за газоснабжение собственнику жилого дома N 9 по ул. Рабкоровская г. Н.Новгорода Шутову А.А.
По результатам проверки составлен акт от 19.04.2022 N 515-15-34/2022, в соответствии с которым ООО "Газпром межрегионгаз Нижний Новгород" неправомерно произвело расчет размера платы за коммунальную услугу по газоснабжению за период с 29.05.2021 по 28.11.2021 по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Рабкоровская, д. 9, исходя из утвержденного норматива потребления.
ООО "Газпром межрегионгаз Нижний Новгород" вручено предписание от N 51515-34/2022 от 19.04.2022, которым предусмотрено в срок до 06.07.2022 произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по газоснабжению по лицевому счету Шутова А.А. (г. Н.Новгород, ул. Рабкоровская, д. 9) за период с 29.05.2021 по 28.11.2021, исходя из показаний индивидуального прибора учета СГК-4 (заводской номер 114009).
Не согласившись с предписанием, общество обратилось в суд с рассматриваемым требованием.
В обоснование заявленного требования общество указывает, что оспариваемое предписание является незаконным, поскольку Шутовым А.А. демонтаж прибора учета газа произведен с нарушением норм действующего законодательства РФ без предварительного уведомления абонентом поставщика газа и, как следствие, в отсутствие поставщика газа, без уведомления о повреждении пломб, поставщиком газа произведен перерасчет платы за услуги газоснабжения за период с 29.05.2021 по 28.11.2021 по нормативам потребления согласно абз. 2 п. 28 Правил поставки газа. Также заявитель отмечает, что уведомление общества ООО "АбсолютГаз" не является надлежащим, так как отсутствуют договорные отношения с данной организацией у заявителя, обращение потребителя направлено в адрес заявителя после демонтажа газового счетчика, в акте демонтажа в п.7 указан один номер пломбы на циферблате 961719, тогда как в соответствии с п. "б" п. 25 Постановления Правительства N 549 от 21.07.2008 должны быть две пломбы, установленные на приборе учета газа заводом-изготовителем или организацией, проводившей последнюю поверку, и на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, при этом заявителем на прибор учета газа СГК-4 N 114009 установлены пломбы на циферблат N 961719 и на вводе, где прибор учета газа присоединен к газопроводу N 961718, однако на момент демонтажа прибора учета газа силами ООО "АбсолютГаз" пломба на вводе N 961718 отсутствовала, что дало право заявителю применить абз. 2 п. 28 Правил поставки газа. Заявитель считает, что совершенные абонентом действия по неизвещению поставщика газа о демонтаже прибора учета газа 29.11.2021 и повреждении пломб, лишили представителя поставщика газа права, присутствовать при проведении демонтажа, удостоверится в целостности пломб, ранее установленных именно поставщиком газа, и зафиксировать данный факт в акте.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое предписание инспекции принято в пределах ее компетенции, соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы акционерного общества "Газпром межрегионгаз Нижний Новгород" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку незаконных обязанностей на общество не возлагает.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенных норм права для признания ненормативного правового акта недействительным, решения и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение данным актом, решением и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 N 493 утверждено Положение о государственном жилищном надзоре (далее - Положение о государственном жилищном надзоре; в редакции, применимой к спорным правоотношениям), которое устанавливает требования к организации и проведению государственного жилищного надзора.
В соответствии с пунктом 2 Положения о государственном жилищном надзоре задачами государственного жилищного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно пункта 10 Положения о государственном жилищном надзоре в целях осуществления государственного жилищного надзора органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные проверки в соответствии со статьями 9 - 12 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) государственный контроль (надзор) - это деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
Статьей 17 Федерального закона N 294-ФЗ предусмотрено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации ( далее - ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за газ.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства ориентирует органы публичной власти на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7, часть 1), не закрепляет конкретные способы и объемы социальной защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан.
Отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, в том числе особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него, регламентированы Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549 (далее - Правила N 549).
К числу коммунальных услуг, предоставляемых потребителю, отнесены услуги по газоснабжению, то есть снабжению газом, подаваемым по централизованным сетям газоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также продажа бытового газа в баллонах.
Согласно пункту 24 Правил N 549 при наличии приборов учета газа определение объема поставляемого газа осуществляется по показаниям прибора (узла) учета газа.
В силу пункта 25 Правил N 549 определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа при соблюдении следующих условий:
а) используются приборы учета газа, типы которых внесены в государственный реестр средств измерений;
б) пломба (пломбы), установленная на приборе учета газа заводом- изготовителем или организацией, проводившей последнюю поверку, и пломба, установленная поставщиком газа на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, не нарушены;
в) срок проведения очередной поверки, определяемый с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации, не наступил;
г) прибор учета газа находится в исправном состоянии.
Пунктом 81 (11) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее -Правила N 354), предусмотрено, что прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу.
При проведении исполнителем проверки состояния прибора учета проверке подлежат: целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора; наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета; отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.
Согласно пункту 28 Правил N 549 в случае повреждения целостности любой из пломб, указанных в подпункте "б" пункта 25 Правил N 549, или возникновения неисправности прибора учета газа, о чем абонент уведомил поставщика газа в день обнаружения такой неисправности, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня уведомления и до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу.
В случае если повреждение пломб или неисправность прибора учета газа выявлены в результате проверки, проведенной поставщиком газа, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня проведения последней проверки до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу, но не более чем за 6 месяцев.
В силу пункта 30 Правил N 549 объем потребленного газа за период со дня демонтажа прибора учета газа для направления его на поверку или в ремонт и до дня, следующего за днем установки пломбы на месте, где прибор учета газа после проведения поверки или ремонта присоединяется к газопроводу, но не более 3 месяцев подряд, определяется исходя из объема среднемесячного потребления газа потребителем, определенного по прибору учета газа за период не менее одного года, а если период работы прибора учета газа составил меньше одного года - за фактический период работы прибора учета газа. По истечении указанного 3 -месячного периода объем потребленного газа за каждый последующий месяц вплоть до дня, следующего за днем установки пломбы на месте, где прибор учета газа после проведения поверки или ремонта присоединяется к газопроводу, определяется в соответствии с нормативами потребления газа.
Вместе с тем, согласно пункту 23 Правил N 549 поставщик газа вправе осуществлять при наличии приборов учета газа определение объема потребленного газа в соответствии с нормативами его потребления только в случаях, указанных в пунктах 28, 30 и 31 настоящих Правил N 549, которые не наступили.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 22 Правил поставщик газа обязан осуществлять по заявке абонента установку пломбы на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу в течение 5 рабочих дней со дня поступления такой заявки. Первичная установка пломбы осуществляется за счет поставщика газа, последующие (в том числе при восстановлении прибора учета газа после проведения поверки или ремонта) оплачиваются абонентом.
Названной обязанности поставщика газа корреспондируется обязанность абонента, установленная подпунктом "б" пункта 21 Правил N 549, незамедлительно извещать поставщика газа о повреждении пломбы (пломб), установленной поставщиком газа на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу, повреждении пломбы (пломб) прибора учета газа, установленной заводом изготовителем или организацией, осуществлявшей поверку, а также о возникшей неисправности прибора учета газа.
Пунктом 28 Правил N 549 предусмотрено два различных основания для отступления поставщика газа от общего правила по определению объема поставленного газа по показаниям прибора учета (для определения объем потребленного газа в соответствии с нормативами потребления газа) в зависимости от обстоятельств выявления неисправности прибора учета (своевременное уведомление потребителем поставщика газа об обнаруженной неисправности прибора учета либо самостоятельное выявление поставщиком газа в ходе проведенной проверки такой неисправности) и, исходя из данных обстоятельств, определены периоды, за которые поставщик газа вправе определять объем газа в соответствии с нормативами потребления.
Из буквального толкования абзаца второго пункта 28 Правил N 549 следует, что только если повреждение пломб или неисправность прибора учета газа выявлена в результате проверки, проведенной поставщиком газа, то объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня проведения последней проверки до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта (то есть того же прибора учета) присоединяется к газопроводу, но не более чем за 6 месяцев.
Следовательно, при демонтаже прибора учета и установке иного (нового) прибора учета применение положения абзаца второго пункта 28 Правил N 549 не допустимо.
Отсутствие поставщика газа при демонтаже прибора учета для поверки также не является основанием для применения указанного пункта.
Судом установлено и следует из материалов дела, что внеплановая документарная проверка с последующим вынесением предписания, проведенная Государственной жилищной инспекции Нижегородской области по обращению третьего лица в отношении АО "Газпром межрегионгаз Нижний Новгород" на предмет соблюдения порядка начисления платы за газоснабжение проведена надлежащим органом в пределах предоставленных ему полномочий.
Однако проверка, в ходе которой поставщиком газа выявлено проведение демонтажа прибора учета газа в отсутствие представителя общества инициирована потребителем Шутовым А.А. в связи с возникшей необходимостью проведения поверочных работ прибора учета газового оборудования.
При этом проведение поверочных работ прибора учета газового оборудования невозможно без проверки и замены целостности пломб, установленных на газовом оборудовании.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Шутов А.А., проживающий по адресу: г.Н.Новгород, ул.Рабкоровская, д.9, является потребителем природного газа и абонентом АО "Газпром межрегионгаз Нижний Новгород".
Общество является исполнителем коммунальной услуги по газоснабжению по адресу: Нижегородская область, г.Н.Новгород, ул.Рабкоровская, д.9.
Для учета начислений и производимых платежей за услуги по газоснабжению открыт лицевой счет N 051000001453 на имя Шутова А.А., установлено газовое оборудование: плита, АГВ.
Указанный жилой дом оборудован индивидуальным прибором учета газа СГК-4 (заводской номер 114009), с 29 ноября 2021 г. установлен индивидуальный прибор учета газа СГД-04 (заводской номер 83950080).
В связи с необходимостью поверки индивидуального прибора учета газа СГК-4 (заводской номер 114009) потребитель обратился в специализированную организацию ООО "Абсолют Газ", о чем составлен акт установки (замены) счетчика газа от 29 ноября 2021 г., в котором указана информация о показаниях прибора учета на момент его демонтажа, а также информация о сохранности пломб поставщика газа до демонтажа прибора учета.
10 января 2022 г. потребитель обратился к поставщику газа с заявлением об опломбировании нового установленного прибора учета газа, которое было принято сотрудником поставщика газа в этот же день.
21 января 2022 г. обществом произведена опломбировка прибора учета газа, что подтверждается актом проверки N 318.
Согласно предоставленной АО "Газпром межрегионгаз Нижний Новгород" расшифровки начислений по лицевому счету Шутова А.А. установлено, что по адресу: г.Н.Новгород ул. Рабкоровская, д.9, общество произвело потребителю доначисление размера платы за коммунальную услугу по газоснабжению за период с 29.05.2021 г. по 28.11.2021 г. исходя из норматива потребления.
При этом соответствующих актов, в которых зафиксирован факт нарушения пломб либо неисправности прибора учета и недостоверности передаваемых потребителем показаний, в материалы дела не представлено.
Как верно указано судом, заявление, направленное в адрес АО "Газпром межрегионгаз Нижний Новгород" от Шутова А.А. является доказательством исполнения обязательств, предусмотренных подпунктом "б" пункта 21 Правил N 549.
Таким образом, по адресу: г.Н.Новгород ул. Рабкоровская, д.9, за период с 29.05.2021 г. по 28.11.2021 г. неправомерно произведен расчет размера платы за коммунальную услугу по газоснабжению, исходя из утвержденного норматива потребления. У АО "Газпром межрегионгаз Нижний Новгород" отсутствовали правовые основания для доначисления потребителю Шутову А.А. по указанному выше периоду платы на основании абзаца второго пункта 28 Правил N 549.
В данном случае начисление платы за поставленный газ должно производиться на основании абзаца первого пункта 28 Правил поставки газа.
Как правильно указано судом, поскольку факт проведения поверки прибора учета в рассматриваемом случае обнаружен поставщиком газа по факту поступившего обращения потребителя, Инспекция обоснованно пришла к выводу о неправомерности в рассматриваемом случае доначисления обществом собственнику (потребителю) платы за коммунальную услугу по газоснабжению, исходя из утвержденного норматива потребления.
Таким образом, у Государственной жилищной инспекции Нижегородской области имелись правовые основания для вынесения оспариваемого предписания и обязания общества произвести перерасчет размера платы за потребленный природный газ за период с 29.05.2021 г. по 28.11.2021 г. по адресу: г.Н.Новгород, ул. Рабкоровская, д.9, исходя из показаний указанного прибора учета.
Довод общества о том, что потребитель в нарушение требований пункта 29 Правил N 549 не известил поставщика газа о замене прибора учета газа, является необоснованным и правомерно отклонен судом в связи со следующим.
Из буквального толкования абзаца второго пункта 28 Правил N 549 следует, что только если повреждение пломб или неисправность прибора учета газа выявлена в результате проверки, проведенной поставщиком газа, то объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня проведения последней проверки до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта (то есть того же прибора учета) присоединяется к газопроводу, но не более чем за 6 месяцев.
Следовательно, при демонтаже прибора учета и установке иного (нового) прибора учета применение положения абзаца второго пункта 28 Правил N 549 не допустимо.
Отсутствие поставщика газа при демонтаже прибора учета для поверки также не является основанием для применения указанного пункта.
При этом, Правила N 549 не содержат императивных требований к порядку уведомления абонентом поставщика газа об обнаружении неисправности прибора учета.
В связи с чем, довод заявителя о том, что потребитель в нарушение требований пункта 29 Правил N 549 не известил поставщика газа о демонтаже прибора учета газа с целью поверки, обоснованно отклонен судом.
При этом документальных доказательств исполнения обществом предусмотренной Правилами N 549 обязанности по проведению проверки спорного прибора учета в период до обращения потребителя с заявлением о его опломбировки, в Инспекцию не представлены.
Соответствующих актов, в которых зафиксирован факт нарушения пломб либо неисправности прибора учета и недостоверности передаваемых потребителем показаний, обществом ни в Инспекцию и ни суду также не представлено.
В связи с чем, учитывая осведомленность общества о причинах демонтажа прибора учета (по заявке потребителя), оснований полагать, что в рассматриваемом случае АО "Газпром межрегионгаз Нижний Новгород" выявило нарушение целостности пломб прибора учета в ходе самостоятельной проверки, у суда не имеется.
Довод заявителя о том, что в п. 7 акта ООО "АбсолютГаз" от 29.11.2021 г. указан номер только пломбы на циферблате 961719 и при этом заявителем на прибор учета газа СГК-4 N 114009 установлены пломбы на циферблат N 961719 и на вводе, где прибор учета газа присоединен к газопроводу N 961718, на момент демонтажа прибора учета газа силами ООО "АбсолютГаз" пломба на вводе N 961718 отсутствовала, судом рассмотрен и обоснованно отклонен, поскольку в данном случае письмом ООО "АбсолютГаз" исх. N13-1 от 13.10.2022 общество сообщило, что 29.11.2021 г. по адресу г. Нижний Новгород, ул. Рабкоровская д.9 сотрудником ООО "АбсолютГаз" на основании заключенного договора от 29.11.2021 г. N3106 проводились работы по демонтажу прибора учета газа СГК-4 N 114009 для проведения замены. На момент демонтажа газового счетчика, пломбы поставщика газа на месте присоединения к газопроводу N961718 и на циферблате прибора N961719 были не нарушены. Сотрудником, проводившим работы по демонтажу подготовлены два акта демонтажа, которые написаны рукою, без использования копировальной бумаги. В экземпляре - установки газового счетчика от 29.11.2021 г. у абонента ошибочно не указан номер пломбы поставщика газа на месте присоединения газового счетчика к газопроводу, а именно 961718, а в экземпляре организации указаны номера пломб поставщика газа на вводе - 961718 и на циферблате - 961719. Указанное подтверждается актом установки от 29.11.2021. Данные документы приобщены ГЖИ Нижегородской области в материалы настоящего дела 21.10.2022.
Таким образом, неуказание сотрудником ООО "АбсолютГаз" в одной из рукописных копий акта второй пломбы не свидетельствует о незаконности выданного обществу предписания. Доказательств обратного заявителем не представлено.
С учетом изложенного апелляционная коллегия соглашается с выводами суда, что оспариваемое предписание вынесено уполномоченным органом в соответствии с требованиями действующего законодательства, и не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, поскольку незаконных обязанностей на общество не возлагает.
Все доводы акционерного общества "Газпром межрегионгаз Нижний Новгород" изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Несогласие заявителя с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Арбитражный суд Нижегородской области принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине при подаче апелляционной жалобы суд относит на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 23 ноября 2022 года по делу N А43-21335/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Газпром межрегионгаз Нижний Новгород" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
М.Н. Кастальская |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-21335/2022
Истец: АО "Газпром межрегионгаз Нижний Новгород"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Нижегородской области
Третье лицо: ООО "АБСОЛЮТГАЗ", Шутов А.А.