город Ростов-на-Дону |
|
14 марта 2023 г. |
дело N А32-2149/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 марта 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Нарышкиной Н.В.,
судей Мисника Н.Н., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шурпенко А.С.,
при участии:
от истца: не явился, извещен надлежащим образом;
от ответчика: представитель Иванов М.В. по доверенности от 29.12.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Теплосети" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.12.2022 по делу N А32-2149/2022 по иску общества с ограниченной ответственностью "Теплосети" (ИНН 2333011450, ОГРН 1062333007330) к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Краснодар" (ИНН 2308070396, ОГРН 1022301205662) об обязании внести изменения в договор,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Теплосети" (далее - истец, ООО "Теплосети") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Краснодар" (далее - ответчик, ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар") об обязании внести изменения в договор поставки газа N 24-4-00037/20 от 25.12.2019.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.12.2022 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе истец просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобе истец настаивает на том, что истец относится к категории коммунально-бытовых потребителей, соответственно, не применение в отношении него повышающих коэффициентов при неправомерности поставки газа по месяцам. К правоотношениям по поставке газа сверх установленного договором объема, истец должен выступать не как ресурсоснабжающая организация, а как коммунально-бытовой потребитель. К истцу необходимо применять исключения, предусмотренные п.17 Правил поставки газа о неприменении повышающего коэффициента к расчетам стоимости потребленного сверх установленного договором объема газа.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Истец извещен надлежащим образом, однако явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, что в силу положений статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав объяснения представителя ответчика, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого по делу решения ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" и ООО "Теплосети" заключен договор N 25-4-00037/20 от 25.12.2019, предметом которого является поставка природного газа на 11 котельных, расположенных на территории Калининского района, эксплуатируемых ООО "Теплосети".
Договор действует до 31.12.2022 (пункт 8.1 договора).
В соответствии с пунктом 3.3 договора поставщик имеет право ограничить и/или полностью прекратить поставку газа покупателю.
При этом абзацем 5 пункта 3.3 договора установлено, что в случае, если покупатель в указанный в уведомлении об ограничении поставки газа день и час самостоятельно не прекратит газопотребление, не допустит представителей поставщика и ГРО на свою территорию для проведения мероприятий по прекращению газоснабжения, либо после прекращения газоснобжения без согласования с поставщиком самостоятельно возобновит газопотребление, с этого момента плановый объем газа признается равным 0 куб.м, и весь потребленный в дальнейшем объем газа считается перерасходом и подлежит оплате поставщику с применением повышающих коэффициентов в соответствии с пунктом 17 Правил поставки газа.
В силу пункта 5.3 договора при перерасходе газа без предварительного согласования с поставщиком покупатель оплачивает стоимость отобранного им объема газа сверх максимального суточного договорного объема по цене определенной в соответствии с пунктами 5.1, 5.2 настоящего договора за каждые сутки с применением коэффициентов, предусмотренного пункта 17 Правил N 162.
Истец указывает на то, что эти условия договора нарушают его права, поскольку ООО "Теплосети" должно относиться к категории коммунально-бытового потребителя по следующим основаниям. Согласно п. 14 Правил поставки газа допускается неравномерность поставки газа по месяцам, в том числе для коммунально-бытовых нужд, для котельных и тепловых электростанций в объемах, обеспечивающих потребности в тепловой энергии коммунально-бытовых организаций и населения. Таким образом, п. 14 Правил поставки газа определяет возможность неравномерной поставки газа по месяцам без применения повышающих коэффициентов, исходя из способов использования газа потребителями, а также определяет способы такого использования газа - коммунально-бытовые нужды и обеспечение потребностей в тепловой энергии коммунально-бытовых организаций и населения. Согласно п. 3.2.18 СО "Газораспределение. Термины и определения. СТО Газпром РД 2.5-141-2005", утвержденном распоряжением ОАО "Газпром" от 03.02.2005 N 18, коммунально-бытовой потребитель - потребитель, использующий газ для коммунально-бытовых нужд (приготовление пищи, подогрев воды для отопления и горячего водоснабжения, производство технического пара). В соответствии с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации по вопросам, возникающим в судебной практике, данным в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016, в понятие коммунально-бытовых нужд (нужд коммунально-бытовых потребителей) не включается потребление газа ресурсоснабжающими организациями, использующими его для обеспечения населения иными коммунальными ресурсами. Ресурсоснабжающие организации, использующие свое оборудование и потребляющие газ при производстве иного коммунального ресурса, как для населения, так и для иных лиц, не отнесены к указанной категории потребителей. Таким образом, повышающие коэффициенты предусмотренные п. 17 Правил поставки газа, подлежат применению при определении стоимости газа и его транспортировки в случае перерасхода газа ресурсоснабжающей организацией без предварительного согласования с уполномоченным лицом, в том числе в отношении объемов газа, потребленного при производстве иного вида ресурса реализуемого населению для удовлетворения коммунально-бытовых услуг.
Как полагает истец, ООО "Теплосети" является организацией, непосредственно поставляющей коммунальный ресурс (в данном случае - тепловую энергию) населению. Приобретенный обществом газ поставляется в котельные, где происходит производство тепловой энергии для обеспечения потребностей и нужд населения многоквартирных домов. В данном случае ООО "Теплосети", являющееся теплосетью - ресурсоснабжающей организацией, фактически выступает, как исполнитель коммунальных услуг, поскольку поставляет ресурс напрямую конечным потребителям, минуя какого-либо посредника (в том числе управляющую компанию). ООО "Теплосети" заключены прямые договора с потребителями тепловой энергии (школы, детские сады, больницы, суд, физические лица и т.д.).
Таким образом, как указывает истец, в правоотношениях по поставке газа сверх установленного договором объема, ООО "Теплосети" должно выступать не как ресурсоснабжающая организация, а как коммунально-бытовой потребитель.
26.11.2021 за исх. N 331 ООО "Теплосети" направило в адрес ответчика досудебное предложение о внесении изменения в договор в части абзаца 5 пункта 3.3 и пункта 5.3.
Вместе с тем, продавец ресурса ответил отказом (исх. N 25-07-12/10561 от 15.12.2021).
Как верно указал суд первой инстанции, согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ договор может быть изменен или расторгнут по решению суда по требованию одной из сторон только при существенном нарушении договора другой стороной, а также в иных случаях, предусмотренных Кодексом, другими законами или договором.
В силу положений статьи 451 ГК РФ, существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях (пункт 4 статьи 451 ГК РФ).
Согласно статье 539 ГК РФ по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными ее учета, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона о газоснабжении поставка газа проводится на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации Правилами поставок газа и Правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение Закона о газоснабжении.
Порядок расчетов и сроки платежей определяются договорами поставки газа в соответствии с Правилами поставки газа.
В силу статьи 25 Закона о газоснабжении, пункта 34 Правил поставки газа поставщик имеет право уменьшить или полностью прекратить поставку газа покупателям (но не ниже брони газопотребления) в случае неоднократного нарушения сроков оплаты за поставленный газ и (или) за его транспортировку, за исключением потребителей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Нарушением сроков оплаты является полное или частичное отсутствие оплаты за газ в сроки, установленные для окончательного расчета за расчетный период. Решение об ограничении или прекращении поставки газа принимается поставщиком в одностороннем порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и действует до устранения обстоятельств, явившихся основанием для его принятия.
Возможность прекращения или ограничения подачи энергии (поставки газа) в случае ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств по договору, в том числе и в случаях неоплаты потребленной абонентами энергии также предусмотрена пунктом 2 статьи 546 ГК РФ.
При этом, под перерасходом газа понимается отбор покупателем газа в объеме, превышающем суточную норму поставки (пункт 3 Правил поставки газа).
Последовательность действий газоснабжающей организации по ограничению подачи (поставки) и отбора газа определена в Правилах N 1245.
Согласно подпункту "е" пункта 2 Правил N 1245 полное или частичное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставляемого газа и (или) услуг по его транспортировке в установленный срок, допущенное потребителем более 3 раз в течение 12 месяцев, является одним из оснований для полного ограничения подачи (поставки) и отбора газа.
Ограничение подачи (поставки) газа потребителю по основаниям, предусмотренным подпунктом "е" пункта 2 и подпунктом "г" пункта 3 Правил N 1245, осуществляется поставщиком (с привлечением при необходимости газораспределительной организации), а при отсутствии возможности произвести ограничение поставки газа потребителю путем выполнения соответствующих технических мероприятий на сетях и оборудовании, предназначенных для транспортировки газа, прекращение отбора газа в соответствии с уведомлением поставщика осуществляется потребителем (пункт 9 Правил N 1245).
Таким образом, прекращение отбора газа (но не ниже брони газопотребления в отношении лиц, которым она установлена) в соответствии с уведомлением поставщика осуществляется потребителем.
Абзацем 2 пункта 3.5 договора поставки природного газа от 09.01.2018 N 2/4 предусмотрено, что требования поставщика об ограничении поставки газа являются обязательными для покупателя. Покупатель обязан самостоятельно ограничить отбор газа с даты, указанной поставщиком в уведомлении об ограничении поставки газа.
Из абзаца 3 пункта 3.5 договора следует, что в том случае, если покупатель в указанный в уведомлении об ограничении поставки газа день и час самостоятельно не прекратит газопотребление, не допустит представителей поставщика и ГРО на свою территорию для проведения мероприятий по прекращению газоснабжения, либо после прекращения газоснабжения без согласования с поставщиком самостоятельно возобновит газопотребление, с этого момента плановый объем газа признается равным 0 м3, и весь потребленный в дальнейшем объем газа считается выбранным сверх нормы, и подлежит оплате поставщику с применением повышающих коэффициентов в соответствии с пунктом 17 Правил поставки газа.
С учетом изложенного, условие о том, что в установленных договором случаях плановый объем газа признается равным 0 куб.м, не противоречит закону, поскольку в силу положений статьи 546 ГК РФ, статьи 25 Закона о газоснабжении, пункта 34 Правил поставки газа, Правил N 1245 поставщик имеет право ограничить полностью или частично подачу (поставку) газа, т.е. в одностороннем порядке с соблюдением установленной процедуры изменить плановый объем поставки.
Согласно пункту 17 Правил поставки газа при перерасходе газа без предварительного согласования с поставщиком, газотранспортной или газораспределительной организацией покупатель оплачивает дополнительно объем отобранного им газа сверх установленного договором и стоимость его транспортировки за каждые сутки с применением коэффициента.
Следовательно, пунктом 17 Правил поставки газа определены ценовая политика и порядок оплаты газа, потребленного покупателем сверх договорного объема.
Заключенный сторонами договор не предусматривает возможности неравномерной поставки газа, напротив, сторонами согласованы среднесуточные нормы поставки.
Верховным Судом Российской Федерации в Обзоре судебной практики N 3 (2016), утвержденном его Президиумом 19.10.2016, даны разъяснения о порядке применения пункта 17 Правил поставки газа, изложенные в ответе на вопрос N 2, а именно.
В круг лиц, к которым правило названного пункта не применяется, не вошли ресурсоснабжающие организации, преобразующие газ в иные коммунальные ресурсы (например, в тепловую энергию), которые в том числе поставляются населению. При этом в иных случаях Правила поставки газа прямо различают поставку газа для коммунально-бытовых нужд (например, поставку исполнителю коммунальных услуг для использования в крышной котельной) и поставку газа преобразующим его в иной вид коммунального ресурса ресурсоснабжающим организациям. Например, согласно пункту 14 Правил допускается неравномерность поставки газа по месяцам, в том числе для коммунально-бытовых нужд и для котельных и тепловых электростанций в объемах, обеспечивающих потребности в тепловой энергии коммунально-бытовых организаций и населения. В связи с этим по смыслу Правил поставки газа в понятие коммунально-бытовых нужд (нужд коммунально-бытовых потребителей) не включается потребление газа ресурсоснабжающими организациями, использующими его для обеспечения населения иными коммунальными ресурсами. Этот вывод также подтверждается пунктом 2 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021, согласно которому к категории население отнесены лица, приобретающие газ, в том числе исполнители коммунальных услуг, для его использования в котельных всех типов и (или) ином оборудовании для производства электрической и (или) тепловой энергии в целях удовлетворения бытовых нужд жильцов многоквартирных домов, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в указанных многоквартирных домах. Ресурсоснабжающие организации, использующие свое оборудование и потребляющие газ при производстве иного коммунального ресурса как для населения, так и для иных лиц, не отнесены к указанной категории потребителей.
На основании указанного Верховный Суд Российской Федерации пришел к выводу о том, что штрафные повышающие коэффициенты, установленные пунктом 17 Правил поставки газа, подлежат применению при определении стоимости газа и его транспортировки в случае перерасхода газа ресурсоснабжающей организацией без предварительного согласования с уполномоченным лицом, в том числе в отношении объемов газа, потребленного при производстве иного вида ресурса, реализуемого населению для удовлетворения коммунально-бытовых нужд.
На момент заключения сторонами договора поставки газа, приведенные нормативные правовые акты действовали, Верховный Суд Российской Федерации соответствующее, обязательное для применения нижестоящими судами, разъяснение дал.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пунктах 1, 2 постановления от 23.07.2009 N 57 "О некоторых процессуальных вопросах практики рассмотрения дел, связанных с неисполнением либо ненадлежащим исполнением договорных обязательств" разъяснил обязанность судов по оценке обстоятельств, свидетельствующих о заключенности и действительности договора, при рассмотрении дел, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением договорных обязательств. Среди обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела и подлежащих установлению на стадии подготовки дела к судебному разбирательству, названы обстоятельства, свидетельствующие о заключенности и действительности договора, в том числе о соблюдении правил его заключения, о наличии полномочий на заключение договора у лиц, его подписавших.
Истец ссылается на неправомерность применения повышающих коэффициентов в соответствии с пунктом 17 Правил N 162, указывая на то, что он относится к коммунально-бытовым потребителям.
В соответствии с пунктом 17 Правил N 162 при перерасходе газа без предварительного согласования с поставщиком, газотранспортной или газораспределительной организацией покупатель оплачивает дополнительно объем отобранного им газа сверх установленного договором и стоимость его транспортировки за каждые сутки с применением коэффициента: с 15 апреля по 15 сентября - 1,1; с 16 сентября по 14 апреля - 1,5. Это правило не применяется к объемам газа, израсходованным населением и коммунально-бытовыми потребителями. Обязанность по своевременному предоставлению поставщику документального подтверждения предусмотренных пунктом 17 Правил N 162 оснований для неприменения коэффициентов к стоимости соответствующих объемов газа и его транспортировки возлагается на покупателя.
Применение при перерасходе газа повышающего коэффициента в соответствии с пунктом 17 Правил N 162 предусмотрено и пунктом 5.3 договора, согласно которому при перерасходе газа без предварительного согласования с поставщиком покупатель оплачивает дополнительно объем отобранного им газа сверх максимального суточного договорного объема, стоимость его транспортировки и специальной надбавки к тарифу на транспортировку газа по сетям ГРО за каждые сутки с применением коэффициента, предусмотренного пункта 17 Правил N 162. Обязанность по своевременному предоставлению поставщику документального подтверждения предусмотренных настоящим пунктом оснований для неприменения коэффициентов к стоимости соответствующих объемов газа и его транспортировки возлагается на покупателя.
По смыслу Правил N 162 в объем потребления, предназначенный для удовлетворения коммунально-бытовых нужд потребителей, не включается потребление газа ресурсоснабжающими организациями, использующими его для обеспечения населения иными коммунальными ресурсами, в связи с чем повышающий коэффициент подлежит применению при определении стоимости газа и его транспортировки в случае перерасхода газа ресурсоснабжающей организацией без предварительного согласования с уполномоченным лицом, в том числе в отношении газа, потребленного при производстве иного вида ресурса, реализуемого населению для удовлетворения коммунально-бытовых нужд.
Ресурсоснабжающие организации, использующие свое оборудование и потребляющие газ при производстве иного коммунального ресурса как для населения, так и для иных лиц, не отнесены к указанной категории потребителей.
В рассматриваемом случае истец не имеет статуса коммунально-бытового потребителя, так как он не является поставщиком газа населению и иным категориям потребителей, а приобретает газ для газоиспользующего оборудования в котельных и использует газ для производства иных коммунальных ресурсов - тепловой энергии и горячей воды.
Приведенные выводы соответствуют правовой позиции, изложенной в ответе на вопрос N 2 раздела "Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике" Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016.
С учетом специфики газоснабжения, необходимости обеспечения сбалансированности между добычей и потреблением газа в соответствии с пунктом 17 Правил N 162 при перерасходе газа без предварительного согласования с поставщиком, газотранспортной или газораспределительной организацией покупатель оплачивает дополнительно объем отобранного им газа сверх установленного договором и стоимость его транспортировки за каждые сутки с применением коэффициента: с 15 апреля по 15 сентября - 1,1; с 16 сентября по 14 апреля - 1,5. Таким образом, пунктом 17 Правил N 162 определены ценовая политика и порядок оплаты газа, потребленного покупателем сверх договорного объема. Предусмотренные названным пунктом Правил повышающие тариф коэффициенты представляют собой элемент ценообразования.
Таким образом, судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При указанных обстоятельствах отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции.
Судебные расходы, связанные с рассмотрением дела в арбитражном суде апелляционной инстанции, в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.12.2022 по делу N А32-2149/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Нарышкина |
Судьи |
Н.Н. Мисник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-2149/2022
Истец: ООО "Теплосети"
Ответчик: ООО ""Газпром межрегионгаз Краснодар"