г. Пермь |
|
14 марта 2023 г. |
Дело N А71-14412/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 марта 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муравьевой Е. Ю.
судей Герасименко Т.С., Трефиловой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Климашевской К.И.,
при участии:
от заявителя: Ярынченко И.О. паспорт, по доверенности от 19.10.2022, диплом,
от иных лиц, участвующих в деле представители не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, публичного акционерного общества "Россети Центр и Приволжье",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 27 января 2023 года
по делу N А71-14412/2022
по заявлению публичного акционерного общества "Россети Центр и Приволжье" (ИНН 5260200603, ОГРН 1075260020043)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (ИНН 1831038485, ОГРН 1031800554610)
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: АО "Чепецкий механический завод"
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 31.08.2022 по делу об административном правонарушении N 018/04/9.21- 541/2022,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Россети Центр и Приволжье" (далее заявитель, Удмуртэнерго) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее ответчик, управление, Удмуртское УФАС России) о назначении административного наказания от 31.08.2022 по делу об административном правонарушении N 018/04/9.21-541/2022 по ч. 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 14.10.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено АО "Чепецкий механический завод" (далее - АО "ЧМЗ").
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27.01.2023 (резолютивная часть решения объявлена 20.01.2023) постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике г. Ижевск по делу об административном правонарушении от 31.08.2022 N 018/04/9.21-541/2022, вынесенное в отношении Публичного акционерного общества "Россети Центр и Приволжье" г. Нижний Новгород признано незаконным и изменено в части назначения наказания, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявителем приведены доводы об отсутствии состава административного правонарушения, поскольку обязанность по рассмотрению заявки АО "ЧМЗ" у Удмуртэнерго отсутствовала, так как заявка подана на новое технологическое присоединение ранее присоединенных объектов в нарушение принципа однократности технологического присоединения, установленного частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике"; считает, что поскольку АО "ЧМЗ" в заявках в качестве основания указало "новое присоединение" в отношении ранее присоединенных объектов, они поданы с нарушением части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пунктов 2,3 Правил ТП N861, пункта 4 Приложения N7 Правил N861, в связи с чем у сетевой организации не возникло обязанности по их рассмотрению и совершению действий, неисполнение которых явилось основанием для привлечения общества к административной ответственности.
В судебном заседании представитель заявителя на доводах жалобы настаивал.
Заинтересованное лицо с жалобой не согласно по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. Решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заинтересованное лицо и третье лицо, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в Удмуртское УФАС России поступили жалобы АО "ЧМЗ" (исх. б/н от 18.04.2022; исх. б/н от 12.04.2022; вх.N 2318э от 18.04.2022; вх.N 2387э от 20.04.2022) на действия филиала ПАО "Россети Центр и Приволжье" "Удмуртэнерго" (далее - Удмуртэнерго), выразившиеся, по мнению заявителя, в нарушении сроков направления проекта договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
АО "ЧМЗ" 24.11.2021 подало заявку в Удмуртэнерго на технологическое присоединение объекта "Турбогенераторы ШЗГД15Г,Ш6Г,Ш7Г,Ш8Г Глазовской ТЭЦ".
09.12.2021 Удмуртэнерго уведомило заявителя о том, что необходимо согласование проекта технических условий с системным оператором, в связи с чем срок подготовки проекта договора и технических условий как неотъемлемого приложения к договору увеличивается на срок согласования технических условий с системным оператором.
Названным уведомлением Удмуртэнерго также сообщило о том, что после согласования технических условий с системным оператором, заключения договора вышестоящей сетевой организацией, утверждения размера платы за технологическое присоединение уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, ориентировочно 20.03.2022 в адрес заявителя будет направлен договор технологического присоединения.
По состоянию на 12.04.2022 (дата подачи жалобы в Удмуртское УФАС России) подписанный проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия в адрес заявителя не поступили.
15.02.2022 АО "ЧМЗ" подало заявку в Удмуртэнерго на технологическое присоединение перемаркированного турбогенератора Ш6Г (ТГ-6) Глазовской ТЭЦ, в соответствии с которой заявляемая категория надежности энергопринимающего устройства по надежности электроснабжения - 1 при максимальной мощности 39955.0 кВт.
17.02.2022 Удмуртэнерго уведомило АО "ЧМЗ" о том, что к заявке необходимо приложить акт приема-передачи к договору аренды имущества энергокомплекса N 307/11170-Д.
03.03.2022 АО "ЧМЗ" направило в адрес Удмуртэнерго акт приема-передачи к договору аренды имущества энергокомплекса N 307/11170-Д.
22.03.2022 Удмуртэнерго уведомлением указало на необходимость подачи заявки на технологическое присоединение в вышестоящую сетевую организацию филиал ПАО "ФСК ЕЭС" - МЭС Урала, а также о необходимости согласования индивидуального проекта уполномоченным органом, в связи с чем срок направления проекта договор продлевается ориентировочно до 15.06.2022.
01.04.2022 АО "ЧМЗ" уведомило Удмуртэнерго об отсутствии оснований для выполнения мероприятий по согласованию технологического присоединения вышестоящей сетевой организации.
По состоянию на 18.04.2022 (дата подачи жалобы в Удмуртское УФАС России) подписанный проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия в адрес заявителя не поступили.
25.07.2022 Удмуртским УФАС России составлен протокол об административном правонарушении N 018/04/9.21-541/2022 по факту совершения ПАО "Россети Центр и Приволжье" административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.21 КоАП РФ, в присутствии представителя Ярынченко И.О. по доверенности. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении законный представитель ПАО "Россети Центр и Приволжье" был извещен уведомлением от 16.06.2022 N ЕК01-17-06/2905.
31.08.2022 Удмуртским УФАС России вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 018/04/9.21-541/2022 о наложении на ПАО "Россети Центр и Приволжье" штрафа в размере 300 000 руб. по ч.1 ст.9.21 КоАП РФ, в присутствии представителя по доверенности Ярынченко И.О.
Несогласие заявителя с указанным постановлением послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, об отсутствии оснований для снижения штрафа и признания правонарушения малозначительным. Вместе с тем, суд посчитал возможным снизить размер назначенного обществу оспариваемым постановлением административного штрафа до 150 000 рублей.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В силу части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии регулируются Федеральным законом Российской Федерации от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее Закон об электроэнергетике).
Статьей 3 Закона об электроэнергетике определены основные понятия, используемые данным Федеральным законом, так под услугой по передаче электрической энергии понимается комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов; территориальной сетевой организацией признается коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии, которые включают комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
Согласно части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. При этом, если для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения присоединенных ранее энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий.
Порядок и процедуру технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий определяют Правила N 861.
В соответствии с пунктом 1 Правил N 861, настоящие Правила определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее договор), устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее технические условия), порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.
В силу абзаца 1 пункта 2 Правил N 861, действие настоящих Правил распространяется на случаи: присоединения впервые вводимых в эксплуатацию энергопринимающих устройств; увеличения максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств; изменения категории надежности электроснабжения, точек присоединения, видов производственной деятельности, не влекущих пересмотра величины максимальной мощности, но изменяющих схему внешнего электроснабжения ранее присоединенных энергопринимающих устройств; присоединения ранее присоединенных энергопринимающих устройств, выведенных из эксплуатации (в том числе в целях консервации на срок более 1 года) в порядке, установленном Правилами вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2007 г. N 484 "О выводе объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации"; предусмотренные пунктом 41 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 861, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Пунктом 6 указанных Правил N 861 предусмотрено, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением.
В силу пункта 8 Правил N 861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8 (1) настоящих Правил. Заявка направляется по формам согласно приложениям N 4 - 7 любым способом ее подачи (очно, почтой или с использованием официального сайта сетевой организации).
В соответствии с абз. 4 пункта 8 (3) Правил N 861 заявители вправе направлять заявку и прилагаемые документы посредством официального сайта сетевой организации (в том числе посредством переадресации на официальный сайт, обеспечивающий возможность направлять заявку и прилагаемые документы) или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемого Правительством Российской Федерации.
Абзацем 3 пункта 15 Правил N 861 предусмотрено, что в адрес заявителей, за исключением случаев осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту, сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и подписанные технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 20 рабочих дней со дня получения заявки.
Согласно абзацу 10 пункта 15 Правил N 861 при необходимости согласования технических условий с системным оператором в случае, предусмотренном абзацем четвертым пункта 21 настоящих Правил, указанный срок по инициативе сетевой организации может быть увеличен на срок согласования технических условий с системным оператором. В этом случае заявитель уведомляется об увеличении срока и дате его завершения.
При этом сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору, согласованные с системным оператором, не позднее 3 рабочих дней со дня их согласования с системным оператором.
В соответствии с пунктом 21 Правил N 861 в целях подготовки технических условий сетевая организация в течение 5 рабочих дней с даты получения заявки направляет ее копию на рассмотрение системному оператору (за исключением заявок, поданных заявителями, указанными в пунктах 12.1 - 14 настоящих Правил).
Согласно пункту 28 Правил N 861 критериями наличия технической возможности технологического присоединения являются:
а) сохранение условий электроснабжения (установленной категории надежности электроснабжения и сохранения качества электроэнергии) для прочих потребителе, энергопринимающие установки которых на момент подачи заявки заявителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации или смежных сетевыхорганизаций, а также неухудшение условий работы объектов электроэнергетики, ранее присоединенных к объектам электросетевого хозяйства;
б) отсутствие ограничений на максимальную мощность в объектах электросетевого хозяйства, к которым надлежит произвести технологическое присоединение;
в) отсутствие необходимости реконструкции или расширения (сооружения новых объектов электросстевого хозяйства смежных сетевых организаций либо строительств (реконструкции) генерирующих объектов для удовлетворения потребности заявителя;
г) обеспечение в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя допустимых параметров электроэнергетического режим энергосистемы, в том числе с учетом нормативных возмущений, определяемых в соответствии с методическими указаниями по устойчивости энергосистем, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в топливно-энергетическом комплексе.
В соответствии с пунктом 29 Правил N 861 в случае несоблюдения любого из указанных в пункте 28 настоящих Правил критериев считается, что техническая возможность технологического присоединения отсутствует.
Согласно пункту 30 Правил N 861 в случае, если у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке, технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, установленных настоящим разделом.
Согласно пункту 30.1 Правил N 861 если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включенного в указанные в пункте 29 настоящих Правил инвестиционные программы на очередной период регулирования, и (или) строительства (реконструкции) генерирующего объекта, не включенного в обязательства производителей электрической энергии п предоставлению мощности, сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки направляет в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту (далее - заявление об установлении платы). В случае технологического присоединения к объектам единой национальной (общероссийской) электрической сети сетевая организация обращается уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов для расчета платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту не позднее 15 месяцев с даты заключения соглашения о порядке взаимодействия заявителя и сетевой организации в целях выполнения мероприятий по технологическому присоединению по индивидуальному проекту (далее - соглашение о порядке взаимодействия), заключенного в соответствии с пунктом 30(1-2) настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 30.5 Правил N 861 в случае, если для осуществления технологического присоединения энергопринимающего устройства заявителя по индивидуальному проекту сетевой организации необходимо осуществление строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включенного в инвестиционные программы на очередной период регулирования, и (или) сетевой организации необходимо подать заявку на осуществление технологического присоединения в вышестоящую сетевую организацию, срок направления сетевой организацией заявителю проекта договора, индивидуальных технических условий, являющихся неотъемлемым приложением к договору, и расчета платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту продлевается на срок, установленный для заключения договора с вышестоящей сетевой организацией, и на срок расчета уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту, определяемой для вышестоящей сетевой организации в отношении объектов указанного заявителя.
Согласно абзацу 4 пункта 41 Правил N 861 в случаях, когда основания для подачи указанной заявки в смежную сетевую организацию, предусмотренные настоящим пунктом, возникают в связи с необходимостью включения соответствующих мероприятий на объектах смежной сетевой организации в технические условия для заявителя, эта заявка должна быть подана не позднее последнего дня срока, установленного пунктом 15 настоящих Правил, для направления в адрес заявителя проекта договора и технических условий как неотъемлемого приложения к договору.
Из материалов дела следует, что ПАО "Россети Центр и Приволжье" оказывает услуги по передаче электрической энергии, является сетевой организацией и субъектом естественной монополии на основании статьи 4 Закона о естественных монополиях.
АО "ЧМЗ" 24.11.2021 подало заявку в Удмуртэнерго на технологическое присоединение объекта "Турбогенераторы ШЗГД15Г,Ш6Г,Ш7Г,Ш8Г Глазовской ТЭЦ".
09.12.2021 Удмуртэнерго уведомило заявителя о том, что необходимо согласование проекта технических условий с системным оператором, в связи с чем срок подготовки проекта договора и технических условий как неотъемлемого приложения к договору увеличивается на срок согласования технических условий с системным оператором.
Вышеназванным уведомлением Удмуртэнерго также сообщило о том, что после согласования технических условий с системным оператором, заключения договора вышестоящей сетевой организацией, утверждения размера платы за технологическое присоединение уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, ориентировочно 20.03.2022 в адрес заявителя будет направлен договор технологического присоединения.
Поскольку, исходя из ответов Удмуртэнерго, имелась необходимость в согласовании, с системным оператором проекта технических условий, то Удмуртэнерго обязано было срок до 01.12.2021 направить копию заявки в адрес системного оператора. Между тем, материалами дела установлено, что Удмуртэнерго в установленный срок не направило в адрес системного оператора копию заявки, обратного Удмуртэнерго не представлено, в связи чем последнее нарушило Пункт 21 Правил N 861.
В уведомлении от 09.12.2021 Удмуртэнерго определило необходимость утверждения размера платы за технологическое присоединение уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов и указало, что договор должен быть заключен по индивидуальному проекту. Таким образом, Удмуртэнерго обязано было обратиться в орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в течение 30 дней с момента получения заявки, то есть не позднее 24.12.2021.
Вместе с тем, судом установлено и заявителем не опровергнуто, что Удмуртэнерго не обращалось в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в установленный пунктом 30.1 Правил N 861 срок, в связи с чем Удмуртэнерго нарушило требования пункта 30.1 Правил N 861.
Согласно уведомлению от 09.12.2021 Удмуртэнерго необходимо было заключить договор с вышестоящей сетевой организацией, однако, доказательств совершения таких действий Удмуртэнерго антимонопольному органу не представлено. Удмуртэнерго должно было в течение 30 дней рассмотрения заявки АО "ЧМЗ" - не позднее 24.12.2021 направить в адрес вышестоящей смежной сетевой организации документы для заключения договора, но доказательств, подтверждающих направление каких-либо документов в адрес вышестоящей смежной сетевой организации, обществом не представлено, следовательно, Удмуртэнерго нарушены требования пункта 41 Правил N 861.
Подписанный проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия на основании заявки от 24.11.2021в адрес заявителя не направлен.
Указанные обстоятельства привели антимонопольный орган к выводу о нарушении Удмуртэнерго при рассмотрении заявки АО "ЧМЗ" от 24.11.2021 требований пунктов 21, 30.1, 41 Правил N 861.
Далее антимонопольным органом установлено, что АО "ЧМЗ" 15.02.2022 подало заявку в Удмуртэнерго на технологически присоединение перемаркированного турбогенератора Ш6Г (ТТ-б) Глазовской ТЭЦ, в соответствии с которой заявляемая категория надежности энергопринимающего устройства по надежности электроснабжения - 1 при максимальной мощности 39955.0 кВт.
17.02.2022 Удмуртэнерго уведомило АО "ЧМЗ" о том, что к заявке необходимо приложить акт приема-передачи к договору аренды имущества энергокомплекс N 307/11170-Д.
03.03.2022 АО "ЧМЗ" направило в адрес Удмуртэнерго акт приема-передачи договору аренды имущества энергокомплекса N 307/11170-Д.
22.03.2022 Удмуртэнерго уведомлением указало на необходимость подачи заявки н технологическое присоединение в вышестоящую сетевую организацию филиал ПАО "ФСК ЕЭС" - МЭС Урала, а также о необходимости согласования индивидуального проекта уполномоченным органом, в связи с чем срок направления проекта договора продлевается ориентировочно до 15.06.2022.
01.04.2022 АО "ЧМЗ" уведомило Удмуртэнерго об отсутствии оснований для выполнения мероприятий по согласованию технологического присоединения вышестоящей сетевой организации.
В уведомлении от 22.03.2022 Удмуртэнерго определило необходимость утверждения размера платы за технологическое присоединение уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов и указало, что договор должен быть заключен по индивидуальному проекту. Таким образом, Удмуртэнерго обязано было обратиться в орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в течение 30 дней с момента получения заявки не позднее 02.04.2022.
Вместе с тем судом установлено, что Удмуртэнерго не обращалось в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в установленный пунктом 30.1 Правил N 861 срок, чем Удмуртэнерго нарушило пункт 30.1 Правил N 861.
Согласно уведомлению от 22.03.2022 Удмуртэнерго необходимо было заключить договор с вышестоящей сетевой организацией, но доказательств совершения таких действий Удмуртэнерго не представлено. Удмуртэнерго должно было в течение 30 дней рассмотрения заявки АО "ЧМЗ" - не позднее 02.04.2022 направить в адрес вышестоящей смежной сетевой организации документы для заключения договора. Поскольку доказательств, подтверждающих направление каких-либо документов в адрес вышестоящей смежной сетевой организации, не представлено, антимонопольный орган пришел к выводу, что Удмуртэнерго нарушило пункт 41 Правил N 861.
Подписанный проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия на основании заявки от 15.02.2022 Удмуртэнерго в адрес заявителя не направлен.
Приведенные обстоятельства обусловили вывод антимонопольного органа о том, при рассмотрении заявки АО "ЧМЗ" от 15.02.2022 Удмуртэнерго нарушило пункты 30.1, 41 Правил N 861.
Проверив по материалам дела доводы апелляционной жалобы об отсутствии состава вменяемого административного правонарушения, суд пришел к выводу, что факт совершения заявителем административного правонарушения, как он отражен в оспариваемом постановлении, установлен и подтвержден материалами дела, что свидетельствует о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП России предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что заявителем были приняты все зависящие от него меры для соблюдения требований законодательства, в материалах дела не имеется, как и не представлены доказательства объективной невозможности исполнения требований действующего законодательства; правонарушение совершено юридическим лицом виновно.
С учетом изложенного следует согласиться с выводом суда первой инстанции о доказанности в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Отклоняя доводы заявителя о нарушении АО "ЧМЗ" принципа однократности технологического присоединения, установленного частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что под однократностью технологического присоединения, упомянутого в пункте 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ, понимается разовое осуществление процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, в объеме максимальной мощности таких энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства. Кроме того, однократность технологического присоединения к электрическим сетям означает, что плата за технологическое присоединение взимается однократно; при изменении формы собственности или собственника (заявителя или сетевой организации) не требуется осуществления новой процедуры технологического присоединения; изменение формы собственности или собственника (заявителя или сетевой организации) не влечет за собой повторную оплату за технологическое присоединение; реконструкция объекта капитального строительства, ранее присоединенного к электрическим сетям, при которой не осуществляется реконструкция и увеличение максимальной мощности энергопринимающих устройств потребителя, или при которой не осуществляется изменение категории надежности электроснабжения, точек присоединения, видов производственной деятельности, влекущее изменение схемы внешнего электроснабжения, не требует осуществления нового (повторного) технологического присоединения.
Далее, установив, что на основании приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 20.12.2016 N 1364 в соответствии с пунктами 30 и 35 Правил вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2007 N 484 "О выводе объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации" турбоагрегаты N 1,3 и 5-8 Глазовской ТЭЦ АО "ОТЭК" выведены из эксплуатации с 01.01.2017, учитывая пункт 2 Правил N 861, суд пришел к выводу, что в данном случае принцип однократности технологического присоединения не нарушен.
Суд первой инстанции также правомерно отклонил довод заявителя о том, что заявки АО "ЧМЗ" от 24.11.2021 и от 15.02.2022 поданы с нарушением части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пунктов 2,3 Правил N861, а также пункта 4 Приложения N 7 Правил N861 в связи с чем, по мнению заявителя, у сетевой организации не возникло обязанностей по их рассмотрению и совершению действий, неисполнение которых явилось основанием для привлечения общества к административной ответственности.
Суд первой инстанции, правильно применив положения пунктов 7, 13(2) Правил N 861 к обстоятельствам рассматриваемого дела, заключил, что обязанности по указанию нового технологического присоединения или присоединения ранее присоединенных энергопринимающих устройств согласно пункту 13(2) Правил N 861 не имеется.
Также учел, что заявки АО "ЧМЗ" от 24.11.2021 и от 15.02.2022 были приняты Удмуртэнерго и по ним были направлены письма АО "ЧМЗ" о том, что договор на технологическое присоединение будет направлен позже ввиду необходимости согласования технических условий и т.д., что указывает на соответствие заявок Правилам N 861.
Суд отклонил довод Удмуртэнерго о неправомерности направления второй заявки от 15.02.2022, поскольку с учетом абзаца 2 п. 8(3) Правил N 861, ограничения на подачу 2 и более заявок в одну сетевую организацию не установлены.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства и оценив их по правилам ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции оснований для признания выводов суда ошибочными не усматривает.
Отклоняя довод жалобы о том, что обязанности рассмотрения заявок АО "ЧМЗ" у ПАО "Россети Центр и Приволжье" отсутствовала в связи с тем, что последние поданы на новое технологическое присоединение, апелляционный суд исходит из того, что законодательством предусмотрена возможность осуществления присоединения ранее присоединённых энергопринимающих устройств, выведенных из эксплуатации, что осуществлялось АО "ЧМЗ".
Кроме того, необходимо отметить, что обе заявки АО "ЧМЗ" были приняты ПАО "Россети Центр и Приволжье", а также направлены ответы о том, что договор на технологическое присоединение будет направлен позже ввиду необходимости согласования технических условий и т.д., что указывает на то, что сетевой организацией приняты заявки, и они соответствуют Правилам ТП.
Довод заявителя о том, что выводы суда по настоящему делу не соответствуют нормам права в частности о правомерности направления АО "ЧМЗ" второй заявки от 15.02.2023 на технологическое присоединения, апелляционным судом отклонен, поскольку с уд считает основанной на законе позицию антимонопольного органа, состоящую в том, что Правилами ТП предусмотрена невозможность подачи одновременно 2 и более заявок в отношении одного энергопринимающего устройства в разные сетевые организации, в отношении подачи в одну сетевую организацию каких-либо ограничений законодательством не предусмотрено.
Кроме того, из материалов дела следует, что подача второй заявки осуществлялась после нарушения всех предусмотренных сроков в отношении первой заявки, а также содержала необходимость увеличение мощности на 4,9 МВТ, что в сумме двух заявок не превышает максимально возможную мощность установленную ранее на турбогенераторах.
По приведенным мотивам доводы заявителя о недоказанности состава правонарушения не соответствуют нормам материального права и не находят подтверждения в материалах дела.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено.
Оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Проверяя законность оспариваемого постановления в части назначения административного штрафа (300 000 рублей), суд установил, что общество ранее привлекалось к административно ответственности по статье 9.21 КоАП РФ (постановление Нижегородского УФАС России о наложении административного наказания по делу об административном правонарушении N 052/04/9.21-594/2021 от 15.03.2021, постановление Удмуртского УФАС России о наложении административного наказания по делу об административном правонарушении N 018/04/9.21-1228/2020 от 03.12.2020, вступило в законную силу с учетом обжалования 21.09.2021).
Таким образом, с учетом установленного правонарушения и повторности его совершения деяние следовало квалифицировать по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Вместе с тем, дело об административном правонарушении в отношении ПАО "Россети Центр и Приволжье" было возбуждено по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, в ходе рассмотрения дела переквалификация на часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ в соответствии со статьей 30.17 КоАП РФ не возможна, поскольку часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусматривает более строгое наказание, в связи с чем факт повторности совершенного однородного административного правонарушения принят административным органом в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность.
Учитывая изложенное, суд не усмотрел основания для назначения наказания ниже низшего предела санкции, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ в порядке частей 3.2, 3.3 статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Однако, применение к ПАО "Россети Центр и Приволжье" меры административного наказания в виде штрафа в размере 300 000 руб. суд признал недостаточно мотивированным, посчитав, что назначенная заявителю штрафная санкция целям административной ответственности, установленным статьей 3.1. КоАП РФ, не отвечает.
Исходя из общих принципов права, согласно которым санкции должны отвечать требованиям справедливости, быть соразмерными конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния и причиненному им вреду, применительно к обстоятельствам совершенного правонарушения и субъекту административной ответственности, мера административного взыскания в виде штрафа в размере 300 000 руб. не соответствует принципам справедливости, соразмерности и дифференцированности ответственности и носит по отношению к заявителю карательный, а не превентивный характер.
Снижение в данном случае административного наказания направлено на то, чтобы установленный размер административного штрафа не перестал быть средством предупреждения совершения новых правонарушений (часть 1 статьи 3.1 КоАП РФ) и не превратился в средство подавления экономической деятельности субъекта.
Таким образом, суд пришел к выводу, что в рассматриваемой ситуации назначение заявителю административного наказания в виде штрафа в 150 000 руб. соответствует характеру совершенного заявителем административного правонарушения, соразмерно его тяжести, является справедливым и отвечает принципам юридической ответственности, регламентированными КоАП РФ. Указанным административным наказанием достигается цель административного производства, установленная статьей 3.1 КоАП РФ.
С учетом конституционного принципа справедливости и соразмерности наказания, оспариваемое постановление признано судом незаконным и подлежащим изменению в части назначения наказания. В остальной части оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении правомерно признано судом законным.
Выводы суда в указанной части подробно мотивированы в судебном акте, базируются на нормах действующего законодательства.
Оснований для иных суждений апелляционный суд не усматривает.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, суд апелляционной инстанции также не усматривает оснований для признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Доводы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, признаны несостоятельными и не подлежащими удовлетворению, поскольку они не опровергают законности принятого по делу судебного акта и основаны на субъективной оценке обстоятельств дела. Позиция, приведенная в апелляционной жалобе, сводится к несогласию заявителя с оценкой доказательств, произведенной административным органом и судом первой инстанции.
На основании вышеизложенного обжалуемое решение суда первой инстанции отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27 января 2023 года по делу N А71-14412/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Е.Ю. Муравьева |
Судьи |
Т.С. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-14412/2022
Истец: ПАО "Россети Центр и Приволжье" в лице филиала "Удмуртэнерго"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике
Третье лицо: АО "Чепецкий механический завод"