г. Владивосток |
|
14 марта 2023 г. |
Дело N А59-5513/2022 |
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе: судьи Т.А. Солохиной,
рассмотрев сторон апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Сахалинской области, апелляционное производство N 05АП-128/2023 на решение от 28.12.2022 судьи Е.М. Александровской по делу N А59-5513/2022 Арбитражного суда Сахалинской области
по исковому заявлению Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области (ОГРН 1026500532960, ИНН 6500005551)
к обществу с ограниченной ответственностью "Промсервис" (ОГРН 1116501002067, ИНН 6501237234)
о взыскании финансовой санкции в размере 4 000 рублей, из которых 1 000 рублей за предоставление неполных и(или) недостоверных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год, и 3 000 рублей за непредставление в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М за январь, февраль, апрель и октябрь 2020 года,
при участии: без вызова сторон;
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области (далее по тексту - истец, пенсионный фонд, управление) обратилось в суд к обществу с ограниченной ответственностью "Промсервис" (далее по тексту - ответчик, общество, ООО "Промсервис") с указанным исковым заявлением.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства в соответствии со статьями 226 - 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся в материалах дела документам и по его результатам 15 декабря 2022 года принята резолютивная часть решения, которым в удовлетворении требований Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области суд первой инстанции отказал. Мотивированное решение изготовлено 28.12.2022.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, управление обратилось с апелляционной жалобой, согласно которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы управление ссылается на то, в рассматриваемой ситуации именно дата получения уведомления является значимой для целей исчисления пятидневного срока по представлению корректировочных данных. Сведения о том, что поступившее на сервер уведомление об устранении имеющихся ошибок и несоответствий и протокол отчетности были доступны для ознакомления страхователя озвученной им даты фактического получения, подтверждение скриншота транспортного сообщения, когда уведомление по ошибке поступило (и поступило ли) на сервер ответчика и получено страхователем, выписка транспортных сообщений цикла обмена, в материалах дела имеются. Получение уведомления об устранении имеющихся ошибок и несоответствий и протокола отчетности, с какого момента они были доступны для ознакомления страхователя, суд первой инстанции не проверил.
Законность и обоснованность судебного акта проверена Пятым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272.1 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, оценивая представленные доказательства в их совокупности, анализируя позиции сторон настоящего спора, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, общество с ограниченной ответственностью "Промсервис" зарегистрировано в качестве юридического лица 04.04.2011 за основным государственным регистрационным номером 1116501002067. В связи с регистрацией в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации обществу присвоен номер 074001058934.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 167-ФЗ) ООО "Промсервис" является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, в связи с чем, в силу пункта 2 статьи 14 указанного закона обязана представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения. Аналогичная обязанность страхователя предусмотрена статьей 15 Закона N 27-ФЗ.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 8 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения (за исключением сведений, предусмотренных пунктом 2.3 статьи 11 названного Федерального закона) о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии
Пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданскоправового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Абзацем 3 статьи 17 Закона 27-ФЗ определено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 данного Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Статьей 15 Закона N 27-ФЗ закреплено право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения такого уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается что, основанием для обращения в суд с заявлением о взыскании 3 000 рублей финансовых санкций послужили решения ОПФР по Сахалинской области от 21.01.2022 N N 074S19220001901, 074S19220001902, 074S19220001903, 074S19220001904, принятые на основании актов о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 21.01.2022 NN 074S18220001317, 074S18220001321, 074S18220001322, 074S18220001324, соответственно.
Акты были составлены по результатам проведенных контрольных мероприятий, в ходе которых выявлены ошибки (несоответствия) в представленных страхователем сведениях по формам СЗВ-М за январь, февраль, апрель, октябрь 2020 года и СЗВ-СТАЖ за 2020 год, в связи с чем, страхователю были направлены по электронным каналам связи уведомления об устранения ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися в Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.10.2021 N 58934.
Из представленных документов (скриншотов из системы АРМ Приема ПФР) следует, что направленные в адрес страхователя 14 октября 2021 года уведомления получены страхователем 13 января 2022 года.
Страхователь, в свою очередь, представил уточненные (исправленные) сведения по форме СЗВ-М тип формы "дополняющая" за январь, февраль, апрель, октябрь 2020 года в тот же день - 13 января 2022 года, то есть в установленный 5-дневный срок с момента получения соответствующего уведомления от ОПФР по Сахалинской области.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что страхователь реализовал свое право на исправление представленных сведений в установленный законом срок, что исключает привлечение к ответственности за совершение правонарушения, и правомерно отказал удовлетворении требований отделения о взыскании с общества финансовых санкций в размере 3 000 рублей по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за непредставление в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М за январь, февраль, апрель и октябрь 2020 года.
Довод апелляционной жалобы о том, что получение уведомления об устранении имеющихся ошибок и несоответствий и протокола отчетности, с какого момента они были доступны для ознакомления страхователя, суд первой инстанции не проверил, суд апелляционной инстанции отклоняет, как противоречащий материалам дела.
Также судом первой инстанции было установлено и материалами дела подтверждено, что в ходе сверки представленных страхователем сведений по форме СЗВ-М за периоды 2020 года и по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год, пенсионным фондом были выявлены ошибки (несоответствия) в отношении двух застрахованных лиц, факт работы о которых был отражен в сведениях по форме СЗВ-М за указанные в сверке периоды 2020 года, но при этом отсутствуют сведения в отчетности по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год. В связи с выявленными ошибками, управление 9 апреля 2021 года направило в адрес страхователя уведомление об устранения ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися в Пенсионного фонда Российской Федерации N 58934, которое получено страхователем в тот же день. Уточненные (исправленные) сведения страхователем в отношении двух застрахованных лиц представлены не были.
По данному факту управление составило акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 25.06.2021 N 074S18210005112 и вынесло решение от 26.07.2021 N 074S19210005993, которым привлекло общество к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в виде финансовой санкции в размере 1 000 рублей за представление недостоверных сведений.
На основании принятого решения должнику направлено требование от 10.08.2021 N 074S01210005709 об уплате штрафа в срок до 30.08.2021.
В соответствии с абзацами 15-17 статьи 17 Закона N 27-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ) в течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций, которое может быть передано страхователю (его уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.
Требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании.
В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Поддерживая вывод суда первой инстанции о том, что на правоотношения, связанные с уплатой, в том числе, в принудительном порядке (взысканием), финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ, распространяются порядок и сроки взыскания задолженности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не закреплено законодательством об обязательном пенсионном страховании, коллегия руководствуется следующим.
Статья 2 Закона N 167-ФЗ относит Закон N 27-ФЗ к составной части законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании и устанавливает, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно статье 115 Налогового кодекса РФ, регламентирующей срок давности взыскания штрафов, налоговые органы могут обратиться в суд с заявлением о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 и 47 названного Кодекса, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 48 данного Кодекса.
В пункте 1 статьи 46 НК РФ установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.
В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога.
Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (пункт 3 статьи 46 НК РФ).
Также указано, что в случае отмены судебного приказа требование о взыскании задолженности может быть предъявлено в суд не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене такого судебного акта.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Основываясь на принципе равенства всех перед законом и судом, а также универсальности воли законодателя, выраженной в пунктах 1-3 статьи 48 НК РФ в отношении взыскания в приказном порядке сумм задолженности, суд первой инстанции правомерно признал допустимым применение данных положений по аналогии закона к отношениям, связанным с взысканием финансовых санкций с организаций и индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с пунктом 60 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении заявлений налоговых органов о взыскании налогов, пеней, штрафов, предъявленных на основании пункта 3 статьи 46 НК РФ, судам, независимо от наличия соответствующего заявления ответчика, необходимо проверять, не истекли ли установленные этими нормами сроки для обращения налоговых органов в суд. Сроки могут быть при наличии уважительных причин восстановлены судом, однако такое восстановление производится судом на основании ходатайства налогового органа, в случае пропуска срока и отсутствия соответствующего ходатайства либо в случае отказа в удовлетворении ходатайства суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
Согласно статье 6.1 НК РФ сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями. Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.
Поскольку об уплате страхователем финансовой санкции в добровольном порядке управление выставило требования от 10.08.2021 N 074S01210005709, с установленным сроком для добровольной уплаты штрафа до 30.08.2021 и от 22.03.2022 NN 074S01220002100, 074S01220002101, 074S01220002102, 074S01220002103, с установленным сроком для добровольной уплаты штрафа до 11.04.2022, то заявлением о взыскании штрафа управление могло обратиться не позднее 11 октября 2022 года, тогда как управлением подано заявление через электронную систему "Мой арбитр" 18 октября 2022 года, то есть с пропуском процессуального шестимесячного срока, установленного пунктом 3 статьи 46 НК РФ.
В соответствии со статьей 117 АПК РФ процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предусмотренные статьями 259, 276, 291.2, 308.1 и 312 настоящего Кодекса предельные допустимые сроки для восстановления.
При оценке причин пропуска процессуального срока арбитражный суд действует по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска срока.
Оценив заявленное ходатайство пенсионного фонда о восстановлении срока на обращение с заявлением в арбитражный суд, правомерно не признал указанную в заявлении управления причину пропуска срока уважительной, поскольку пенсионный фонд имел реальную возможность обратиться в суд с соответствующим заявлением в установленный законом срок, при этом доказательств, свидетельствующих о наличии каких-либо иных причин, препятствовавших заявителю обратиться в суд своевременно, суду не представлено.
При этом в рассматриваемом случае отсутствует возможность применить по аналогии норму пункта 3 статьи 48 НК РФ, согласно которой требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац 2). В рамках дела N А59-4968/2022 определение об отмене судебного приказа не выносилось - в выдаче судебного приказа было отказано, поскольку требование о взыскании финансовых санкций не является бесспорным, то есть не отвечает условиям статьи 229.2 АПК РФ, что исключает применение положений абзаца 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ.
С учетом того, что действующее законодательство не предусматривает возможность прерывания или приостановления течения процессуального шестимесячного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 НК РФ, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении ходатайства заявителя о восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд, что на основании части 1 статьи 115 АПК является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований..
Нормы права применены судом первой инстанции правильно. Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Апелляционная жалоба не содержат сведений о фактах, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 258, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 28.12.2022 по делу N А59-5513/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Судья |
Т.А. Солохина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-5513/2022
Истец: ГУ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "ПРОМСЕРВИС"