город Томск |
|
23 апреля 2024 г. |
Дело N А03-8631/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 апреля 2024 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Сластиной Е.С., |
судей |
|
Аюшева Д.Н., |
|
|
Назарова А.В., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горецкой О.Ю., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу краевого государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания "Мамонтовский психоневрологический интернат" (N 07АП-2162/2024) на решение от 06.02.2024 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-8631/2023 (судья Ситникова И.В.) по исковому заявлению краевого государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания "Мамонтовский психоневрологический интернат" (658561, Алтайский край, Мамонтовский район, Мамонтово село, Победы улица, дом 269, ОГРН 1022202072518, ИНН 2257002518) к акционерному обществу "Алтайкрайэнерго" (656002, Алтайский край, Барнаул город, Воровского улица, 163, ОГРН 1092224002331, ИНН 2224132840) о взыскании неосновательно приобретенных денежных средств за период с 01.01.2022 по 30.04.2023 в размере 932 243,76 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 15.06.2020 по 31.03.2022, с 13.10.2022 по 08.12.2023 в размере 247 466,65 руб. с последующим начислением процентов по день фактической уплаты, об обязании АО "Алтайкрайэнерго" применять и производить начисления за поставленную электрическую энергию в отношении КГБСУСО "Мамонтовский психоневрологический интернат" по тарифу, установленному для категории население, проживающее в сельских населенных пунктах, и приравненные к нему категорий потребителей: наймодатели (или уполномоченные ими лица), предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда, включая жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами, а также жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, приобретающие электрическую энергию (мощность) для предоставления коммунальных услуг пользователям таких жилых помещений в объемах потребления электрической энергии населением и содержания мест общего пользования в домах, в которых имеются жилые помещения специализированного жилого фонда.
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (656038, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Молодежная, 1, ОГРН 1102225002923, ИНН 2221177627); Министерства социальной защиты Алтайского края (656056, Алтайский край, Барнаул город, Партизанская улица, дом 69, ОГРН 1052202283605, ИНН 2225068499).
В судебном заседании приняли участие:
от истца: Балицкая Л.В. на основании приказа N 236-к/у от 18.07.2019, паспорт, диплом (путем использования системы веб-конференции)
от ответчика: Бездетко Ю.А. по доверенности N 75 от 05.12.2022 (сроком на 3 года), паспорт, диплом (в здании суда)
от третьих лиц: без участия (извещены)
УСТАНОВИЛ:
Краевое государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания "Мамонтовский психоневрологический интернат" (далее - истец, учреждение, интернат, КГБСУСО "Мамонтовский психоневрологический интернат") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к акционерному обществу "Алтайкрайэнерго" (далее - ответчик, общество, АО "Алтайкрайэнерго") о взыскании неосновательно приобретенных денежных средств за период с 01.01.2022 по 30.04.2023 в размере 932 243,76 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 15.06.2020 по 31.03.2022, с 13.10.2022 по 08.12.2023 в размере 247 466,65 руб. с последующим начислением процентов по день фактической уплаты, об обязании АО "Алтайкрайэнерго" применять и производить начисления за поставленную электрическую энергию в отношении КГБСУСО "Мамонтовский психоневрологический интернат" по тарифу, установленному для категории население, проживающее в сельских населенных пунктах, и приравненные к нему: исполнители коммунальных услуг (товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации), приобретающие электрическую энергию (мощность) для предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений и содержания общего имущества многоквартирных домов; наймодатели (или уполномоченные ими лица), предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда, включая жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами, а также жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, приобретающие электрическую энергию (мощность) для предоставления коммунальных услуг пользователям таких жилых помещений в объемах потребления электрической энергии населением и содержания мест общего пользования в домах, в которых имеются жилые помещения специализированного жилого фонда; юридические и физические лица, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления на коммунально-бытовые нужды в населенных пунктах и жилых зонах при воинских частях и рассчитывающиеся по договору энергоснабжения по показаниям общего прибора учета электрической энергии.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, к участию в деле привлечены: Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (далее - Управление по тарифам); Министерство социальной защиты Алтайского края (далее - министерство).
Решением от 06.02.2024 Арбитражного суда Алтайского края исковые требования удовлетворены частично: с АО "Алтайкрайэнерго" в пользу КГБСУСО "Мамонтовский психоневрологический интернат" взысканы проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 24.12.2021 по 21.11.2023 в размере 117 126,40 руб., а также 2 462 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины; в остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, КГБСУСО "Мамонтовский психоневрологический интернат" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 06.02.2024 Арбитражного суда Алтайского края отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных истцом требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает следующее: предметом деятельности учреждения является предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания в отношении граждан, признанных нуждающимися в данной форме социального обслуживания, путем оказания им необходимых социальных услуг с учетом индивидуальной потребности; основной вид деятельности уход за престарелыми и инвалидами с обеспечением проживания и предоставление социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-трудовых, социально-правовых, в том числе и коммунальных услуг; объекты учреждения связаны единым назначением, социальным обслуживанием населения и конечными потребителями коммунальной услуги являются престарелые и инвалиды, которые нуждаются в социальной защите и являются экономически слабым субъектом гражданского оборота, имеющие постоянную прописку в паспорте, как население, проживающее в сельском населенном пункте; учреждение не является исполнителем коммунальных услуг, а относится к группе потребителей, приравненных к населению, выделенных как наймодатели, предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда в домах системы социального обслуживания населения, согласно пункта 71.1 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178; в ходе рассмотрения дела, арбитражным судом были истребованы сведения у АО "Алтайэнергосбыт", АО "Барнаульская горэлектросеть", ООО "Заринская горэлектросеть по тарифам, которые применялись к интернатам за 2022 и 2023 гг., однако арбитражным судом неверно учтены ответы выше указанных поставщиков электроэнергии, в которых прямо говорится, что тариф применяется для категории население, с учетом месторасположения и степени благоустройства здания; также было приобщено письмо ФАС России от 23.10.2023 N ТН/87627/23, в котором по обращению АО "Алтайкрайэнерго от 05.10.2023 N АКЭ/729-исх по вопросу применения тарифа за электрическую энергию были даны пояснения, что приравненные к населению категории заявителей, предусмотренные абзацами вторым и третьим пункта 71.1 Основ ценообразования, которые предоставляют коммунальные услуги гражданам, которым предоставлены жилые помещения в домах системы специального обслуживания, предусматривают применение тарифов пунктов 2-5 приложения N 1 к форме решения органа исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов; судом неверно учтены обстоятельства, изложенные в ответе ФАС России от 23.10.2023 N ТН/87627/23, в котором указано, что главным критерием определения применяемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую потребителям на территории субъектов Российской Федерации, является направление использования электрической энергии, следовательно, электрическая энергия не должна использоваться для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности; судом не разъяснено, кто может предоставлять коммунальные услуги и почему наше учреждение не может предоставлять коммунальные услуги в рамках категории наймодателя, приобретающего электрическую энергию (мощность) для предоставления коммунальных услуг пользователям таких жилых помещений в объемах потребления электрической энергии населением и содержания мест общего пользования в домах, в которых имеются жилые помещения специализированного жилого фонда; выводы суда о том, что лицо, проживающее в интернате, оплачивает (компенсирует) учреждению стоимость электроэнергии исходя из среднего тарифа 6 руб. 32 коп, в то время как АО "Алтайкрайэнерго" поставляет истцу электроэнергию исходя из тарифа 5 руб. 10 коп. так же не объективны, следует обратить внимание, что тарифы на социальные услуги определяются исходя из прямых и косвенных расходов на предоставление социальных услуг за период (не менее одного года), предшествующий расчетному, с применением индекса роста цен (тарифов) на соответствующие товары и услуги; суд не принял во внимание представленные нами доказательства, а именно: ведомости электропотребления ГАУСО "Муслюмовский дом-интернат для престарелых и инвалидов" и ГАУСО "Ново-Чурильский дом-интернат, предназначенный для граждан, имеющих психические расстройства", которые расположены в селе, согласно которым стоимость электроэнергии за 1 кВт.ч. составляет 3,28 руб., а также ведомости электропотребления ГАУСО "Арский дом-интернат для престарелых и инвалидов" и ГАУСО "Мензелинский дом-интернат для престарелых и инвалидов", которые расположены в городе, согласно которым стоимость электроэнергии за 1 кВт.ч. составляет 3,58 руб.; учреждение приобретает электрическую энергию для обеспечения своей деятельности, которая связана с содержанием престарелых и инвалидов и обеспечением их коммунальной услугой и не использования для осуществления коммерческой деятельности, следовательно, к учреждению должен применяться тариф по категории население, проживающее в сельских населенных пунктах, и приравненные к нему.
АО "Алтайкрайэнерго" в отзыве на апелляционную жалобу указало, что учреждение в суде первой инстанции подтвердило, что Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 в своей деятельности не руководствуется; дополнительным доказательством того, что учреждение приобретает электрическую энергию для коммунально-бытового потребления, являются вывода суда первой и апелляционной инстанции по делу N А03-1652/2022 и определение от 21.03.2022 N АР-05/3620 Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, в которых отражено, что интернаты приобретают электрическую энергию для коммунально-бытового потребления; неустойка рассчитывается, исходя из 1/130 ставки рефинансирования, поскольку более льготная ставка в размере 1/300 применяется только в отношении учреждений, которые предоставляют коммунальные услуги, а истец к данной категории не относится.
Письменный отзыв АО "Алтайкрайэнерго" приобщен к материалам дела.
Иные участвующие в деле лица отзывы на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представили.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы жалобы по изложенным в ней основаниям; представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу. Представители дали пояснения по обстоятельствам дела.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителей истца и ответчика, суд апелляционной инстанции считает решение от 06.02.2024 Арбитражного суда Алтайского края не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, правоотношения по энергоснабжению между учреждением и обществом урегулированы государственными контрактами на энергоснабжение N АЭ005505 от 19.03.2019, N АЭ005505 от 30.12.2019, N АЭ005505 от 27.01.2021, N АЭ005505 от 11.02.2022, N АЭ005505 от 27.12.2022 (далее - контракты).
Согласно пунктам 1.1 - 1.3 указанных контрактов, АО "Алтайкрайэнерго" обязалось осуществить продажу интернату электрической энергии (мощности).
Поставка электроэнергии осуществляется по тем точкам поставки, которые указаны в приложениях N 1 к контрактам. Объектом поставки являются здания интерната, расположенные по адресу: Алтайский край, Мамонтовский район, село Мамонтово, ул. Победы, д. 269.
Интернат в свою очередь обязался оплачивать приобретенную электроэнергию и услуги в порядке, установленном разделом 5 контрактов.
Интернат является организацией, предоставляющей гражданам для постоянного проживания жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, а также жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, соответственно он считает, что относится к категории потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам).
Интернат не является коммерческой организацией, основной целью его деятельности является уход с обеспечением проживания, предоставлением социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических и прочих услуг, - направленных на подержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту.
Проживающие в интернате граждане (331 человек на 30.04.2023) имеют в нем постоянную регистрацию по месту жительства, то есть, фактический адрес проживания в селе со штампом в паспорте: село Мамонтово, ул. Победы, д. 269.
Таким образом, за период поставки электрической энергии на объекты интерната в рамках контрактов АО "Алтайкрайэнерго" неверно исчислило стоимость потребления электроэнергии, по категории "бюджет" и "для бюджетных организаций" по нерегулируемым ценам, тогда как подлежал применению, тариф, установленный для населения и приравненных нему категорий потребителей, поскольку электроэнергия поступала в интернат и использовалась на коммунальные нужды проживающих в жилых помещениях интерната граждан. А за период поставки электрической энергии с 2022-2023 годы на объекты интерната в рамках контрактов АО "Алтайкрайэнерго" должно было применять тариф, установленный для населения, проживающего в сельских населенных пунктах и приравненных к нему потребителей.
Стоимость электрической энергий для населения и приравненных к нему категорий потребителей на территории Алтайского края на период с 2019-2023 годы устанавливалась Управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (решение от 04.12.2018 N 364 "Об установлении, цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категориям потребителей на территории Алтайского края на 2019 год", решение от 27.12.2019 N 583 "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категориям потребителей на территории Алтайского края на 2020 год", решение от 18.12.2020 N 504 "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категориям потребителей на территории Алтайского края на 2021 год"; решение от 24.12.2021 N 561 "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения й приравненных к нему категориям потребителей, на территории Алтайского края на 2022 год", решение от 28.11.2022 N 526 "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категориям потребителей на территории Алтайского края на 2023 год".
Соответственно, по мнению истца, действия АО "Алтайкрайэнерго" по применению тарифа и по исчислению стоимости потребленной интернатом электроэнергии (мощности) по категории "бюджет" и "для бюджетных организаций" по нерегулируемым ценам не являются обоснованными и противоречат законодательству Российской Федерации и Алтайского края.
В 2022 году учреждением велась претензионная работа по возврату суммы переплаты за поставку электрической энергии (мощности) произведенной по нерегулируемым ценам (тарифам).
Согласно ответам ответчика от 20.06.2022 N 254-исх, от 21.07.2022 N 298-исх, произведен перерасчет стоимости поставленной электроэнергии за период с 01.01.2019 по 31.10.2021 с предоставлением корректировочных счетов-фактур в адрес истца.
В ходе претензионной работы истцу удалось добиться применения к интернату регулируемого тарифа и возврата части переплаты, которая была рассчитана по подпункту 1.1 пункта 1 (население и приравненные к ним, за исключением населения и потребителей, указанных в пунктах 2 и 3), согласно решений от 04.12.2018 N 364 "Об установлении цен на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категориям потребителей на территории Алтайского края на 2019 год", от 27.12.2019 N 583 "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категориям потребителей на территории Алтайского края на 2020 год", от 18.12.2020 N 504 "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию, для населения и приравненных к нему категориям потребителей на территории Алтайского края на 2021 год".
09.09.2022 на счет учреждения поступили денежные средства в размере 1 722 716 руб. 83 коп.; 21.11.2023 на счет учреждения поступили денежные средства в размере 884 933 руб. 48 коп. (сумма переплаты снизилась).
Указанные выше обстоятельства послужили основанием обращения КГБСУСО "Мамонтовский психоневрологический интернат" в Арбитражный суд Алтайского края с настоящим требованием.
Удовлетворяя исковые требования в части, суд первой инстанции исходил из их обоснованности в данной части.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 26.02.2018 N 10-П, содержащееся в главе 60 ГК РФ правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц.
Пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Правила, предусмотренные названной главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (пункт 2 статьи 1102 ГК РФ).
Из приведенных норм следует, что приобретенное либо сбереженное за счет другого лица без каких-либо на то оснований имущество является неосновательным обогащением и подлежит возврату, в том числе, когда такое обогащение является результатом поведения самого потерпевшего. При этом в целях определения лица, с которого подлежит взысканию неосновательное обогащение, необходимо установить не только сам факт приобретения или сбережения таким лицом имущества без установленных законом оснований, но и то, что именно ответчик является неосновательно обогатившимся за счет истца и при этом отсутствуют обстоятельства, исключающие возможность взыскания с него неосновательного обогащения (пункт 16 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.06.2020).
По делам о взыскании неосновательного обогащения на истца возлагается обязанность доказать факт приобретения или сбережения имущества ответчиком, а на ответчика - обязанность доказать наличие законных оснований для приобретения или сбережения такого имущества либо наличие обстоятельств, при которых неосновательное обогащение в силу закона не подлежит возврату (пункт 7 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019).
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с передачей, потреблением электроэнергии с использованием систем электроснабжения, права и обязанности потребителей электроэнергии, энергоснабжающих организаций, сетевых организаций регулируются Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
Пунктом 1 статьи 23 Закона об электроэнергетике предусмотрено, что государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации. При этом регулируемые цены (тарифы), надбавки могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул или порядка определения таких цен (тарифов) и надбавок.
Перечень категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам) (в отношении объемов потребления электрической энергии, используемых на коммунально-бытовые нужды и не используемых для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности), приведен в приложении N 1 (пункт 67 Постановления Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (далее - Постановление N 1178).
Пунктом 1 Приложения N 1 к Постановлению N 1178, исполнители коммунальных услуг (товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации), наймодатели (или уполномоченные ими лица), предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда, включая жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, для временного поселения лиц, признанных беженцами, а также жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, приобретающие электрическую энергию (мощность) для коммунально-бытового потребления населения в объемах фактического потребления электрической энергии населения и объемах электрической энергии, израсходованной на места общего пользования, приравнены к категории потребителей "население".
Из смысла приведенных норм следует, что возможность применения в расчетах сторон за поставленную электрическую энергию регулируемых цен зависит от наличия у потребителя определенного статуса, приравнивающего его к категории "население", а основополагающим признаком является факт использования электрической энергии для коммунально-бытовых нужд в жилых помещениях либо жилых домах. Соответствующий критерий является универсальным для любого вида ресурсоснабжения и определяется целями использования коммунального ресурса, заключающимися в потреблении такового на коммунально-бытовые нужды. Тарифы на коммунальные услуги дифференцируются в зависимости не от вида помещения, а от категории потребителей, являющихся получателем коммунальных услуг.
Согласно пункту 8 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 N 42 (далее - Правила N 42), к домам системы социального обслуживания относятся специально построенные или переоборудованные здания, оснащенные необходимым для обеспечения жизнедеятельности и безопасности проживания граждан оборудованием.
В домах системы социального обслуживания оборудуются жилые помещения для проведения мероприятий медицинского, психологического и социального характера, посильной трудовой деятельности, а также другие жилые помещения, которые могут быть использованы для обеспечения жизнедеятельности.
Определяющим критерием применения тарифов на электрическую энергию, поставляемую потребителям на территории субъектов Российской Федерации, является направление использования электрической энергии: приобретение электрической энергии для коммунально-бытового потребления и не использования для осуществления коммерческой деятельности.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что представленными в материалы дела доказательствами подтверждается социальный характер деятельности, осуществляемой истцом, а используемые помещения относятся к специализированному жилищному фонду, что является основанием для отнесения его к категории потребителей, приравненной к населению, в отношениях по энергоснабжению подлежат применению тарифы, установленные для данной категории.
Тариф на электроэнергию устанавливается в решении Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, на каждый календарный год.
В приложении (к решению) устанавливается градация стоимости электроэнергии в зависимости от того, в каком населенном пункте проживает гражданин (находится организация), в городском или сельском поселении.
Таким образом, до 2021 года (включительно) в приложении к решению в пункте 2 определен тариф для городского населения, в пункте 3 для сельского.
Решением указанного органа от 24.12.2021 N 561 в Приложение был добавлен п. 6.1, в котором установлен тариф на электроэнергию для наймодателей, приобретающих электрическую энергию для коммунально-бытового потребления населения.
В обоснование своей позиции истец полагает, что применению подлежит тариф на 2022 год (3,52 руб./кВт.ч за 1 полугодие и 3,66 руб./кВт.ч за 2полугодие), исходя из п. 5.1 приложения к тарифному решению: для категории потребителей, к которой себя относит учреждение - население, проживающее в сельских населенных пунктах, и приравненные к нему: исполнители коммунальных услуг (товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации), приобретающие электрическую энергию (мощность) для предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений и содержания общего имущества многоквартирных домов; наймодатели (или уполномоченные ими лица), предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда, включая жилые помещения в общежитиях, жилые помещения "маневренного" фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами, а также жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, приобретающие электрическую энергию (мощность) для предоставления коммунальных услуг пользователям таких жилых помещений в объемах потребления электрической энергии населением и содержания мест общего пользования в домах, в которых имеются жилые помещения специализированного жилого фонда.
Ответчик же считает правильным применение тарифа на 2022 год (4,50 руб./кВт.ч за 1 полугодие и 4,68 руб./кВт.ч за 2 полугодие), исходя из п. 6.1.1 приложения к тарифному решению: исполнители коммунальных услуг (товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации), наймодатели (или уполномоченные ими лица), предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда, включая жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, для временного поселения лиц, признанных беженцами, а также жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, приобретающие электрическую энергию (мощность) для коммунально-бытового потребления населения в объемах фактического потребления электрической энергии населения и объемах электрической энергии, израсходованной на места общего пользования.
То есть, между сторонами возник спор относительно того, к какой из указанных потребителей, приравненных к населению, относится учреждение.
В соответствии с приложением к контракту на энергоснабжение наименование точки поставки - здание психоневрологического интерната.
Вместе с тем, из существа законодательного регулирования следует, что тарифы дифференцируются в зависимости не от вида помещения и географической общности, а от категории потребителей, являющихся получателями услуг.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, апелляционный суд полагает необходимым отметить, что гражданское право построено на началах эквивалентности обмена экономическими благами, поскольку участники оборота действуют каждый в своем интересе (пункт 2 статьи 1 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 67 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178, регулируемые цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) для поставки населению и приравненным к нему категориям потребителей устанавливаются исходя из объемов электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, учтенных в прогнозном балансе, и индикативных цен на электрическую энергию (мощность) для поставки населению, утверждаемых Федеральной антимонопольной службой.
Согласно пункту 2 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.
В соответствии с п. 67 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178, регулируемые цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) для поставки населению и приравненным к нему категориям потребителей устанавливаются исходя из объемов электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, учтенных в прогнозном балансе, и индикативных цен на электрическую энергию (мощность) для поставки населению, утверждаемых Федеральной антимонопольной службой.
Статьей 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда в числе прочих отнесены жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения и жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан.
Согласно статье 96 ЖК РФ жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения предназначаются для проживания граждан, являющихся получателями социальных услуг и признанных нуждающимися в социальном обслуживании.
Согласно пункту 8 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 N 42 (далее - Правила N 42), к домам системы социального обслуживания относятся специально построенные или переоборудованные здания, оснащенные необходимым для обеспечения жизнедеятельности и безопасности проживания граждан оборудованием. При этом в домах системы социального обслуживания оборудуются жилые помещения для проведения мероприятий медицинского, психологического и социального характера, посильной трудовой деятельности, а также другие жилые помещения, которые могут быть использованы для обеспечения жизнедеятельности.
Здание дома-интерната является жилым.
Правовое регулирование социального обслуживания граждан в РФ осуществляется на основании Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - ФЗ "Об основах социального обслуживания").
Согласно статье 19 указанного Федерального закона, социальные услуги предоставляются их получателям в форме социального обслуживания на дому, полустационарной форме или в стационарной форме.
Социальные услуги в стационарной форме предоставляются их получателям при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) при пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания. Получатели социальных услуг в стационарной форме обеспечиваются жилыми помещениями, а также помещениями для предоставления видов социальных услуг, предусмотренных пунктами 1-7 статьи 20 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктами 1-7 статьи 20 ФЗ "Об основах социального обслуживания", получателям социальных услуг с учетом их индивидуальных потребностей предоставляются следующие виды социальных услуг: 1) социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности; 2) социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья; 3) социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия; 4) социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей; 5) социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией; 6) социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг; 7) услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов.
Согласно исковому заявлению, на 30.04.2023 в учреждении проживают 331 получатель социальных услуг, которые зарегистрированы по постоянному месту жительству в учреждении.
В соответствии с договором о предоставлении социальных услуг, приложенных истцом в материалы дела, получатель социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания обеспечивается жилым помещением, которое является местом регистрации постоянного жительства на весь период социального обслуживания.
Согласно предмету представленных истцом договоров, заказчик поручает, исполнитель обязуется оказать социальные услуги заказчику на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг заказчика, выданной в установленном порядке (далее - услуги, индивидуальная программа), которая является неотъемлемой частью настоящего договора, а заказчик обязуется оплачивать указанные услуги, за исключением случаев, когда законодательством о социальном обслуживании граждан в Российской Федерации предусмотрено предоставление социальных услуг бесплатно.
В соответствии с пунктом 2 Методических рекомендаций по расчету подушевых нормативов финансирования социальных услуг, утв. постановлением Правительства от 01.12.2014 N 1285 (далее - Методические рекомендации), подушевые нормативы финансирования устанавливаются в расчете на одного получателя социальных услуг, включенных в перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг, утвержденный законом субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Методических рекомендаций подушевые нормативы определяются исходя из прямых и косвенных расходов на предоставление социальных услуг за период (не менее одного года), предшествующий расчетному, с применением индекса роста цен (тарифов) на соответствующие товары и услуги.
В силу пункта 5 Методических рекомендаций к прямым расходам на предоставление социальных услуг относятся зависящие от численности получателей социальных услуг расходы, непосредственно связанные с предоставлением социальной услуги ее получателю, которые включают: а) расходы на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, предоставляющего социальную услугу; б) общехозяйственные расходы, непосредственно связанные с предоставлением социальной услуги ее получателю (расходы на оказание услуг связи, коммунальных и транспортных услуг, материальные затраты и др.); в) прочие расходы, непосредственно связанные с предоставлением социальной услуги.
Таким образом, получатель социальной услуги осуществляет, в том числе, и оплату коммунальной услуги.
Исходя из пояснений сторон, арбитражный суд установил, что коммунальный ресурс приобретается интернатом у ответчика не в целях перепродажи. С учетом специализированного характера деятельности интерната (предоставление социально-бытовых услуг получателям в стационарной форме), последний использует электроэнергию, в том числе, для личных нужд, проживающих в нем граждан. Потребителями коммунальной услуги электроснабжение выступают физические лица, постоянно проживающие в интернате.
Указанные обстоятельства обоснованно позволяют отнести интернат к категории потребителей, приравненных к населению.
Таким образом, в силу положений пунктам 1 Приложения N 1 к Постановлению N 1178, интернаты являются потребителями, приравненными к населению, а потребителями, приравненными к населению, являются только те наймодатели, которые предоставляют гражданам жилые помещения в домах системы социального обслуживания для коммунально-бытового потребления населения.
Примененный к истцу пункт 6 Решения управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 24.12.2021 N 561 (подпункт 6.1) и является специальным для указанных учреждений, поскольку во главе дифференциации определена категория, к которой применяются соответствующий тариф: потребители, приравненные к населению.
Для потребителей, приравненных к населению, не предусмотрены разные тарифы, применение которых осуществляется в зависимости от места нахождения потребителей.
Разделение на "городские" и "сельские" тарифы установлено для населения.
Руководствуясь положениями пунктов 1.3, 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункта 1 Приложения N 1 к Основам ценообразования, пунктов 68, 70, 81 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения), пунктов 2, 6, 8, 9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), арбитражный суд пришел к выводу о том, что исполнителями коммунальных услуг являются товарищества собственников жилья, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, в тоже время, дома престарелых, интернаты и общежития, нормами действующего законодательства не отнесены к исполнителям коммунальных услуг, а, поскольку отношения между истцом и проживающими в интернате лицами не регулируются указанным Постановлением Правительства и цель деятельности учреждения - оказание социальных услуг пользователям помещений, отношения по предоставлению коммунальных услуг проживающим там лицам, отсутствуют.
Оценивая доводы истца о неприменении в своей деятельности положений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, арбитражный суд отметил, что в рассматриваемом случае учреждение (интернат) относится к категории потребителей, приравненной к населению, и в соответствии с пунктом 67 Основ ценообразования электрическая энергия для учреждений должна поставляться по регулируемой цене в отношении объемов, в том числе не используемых для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности.
Применение тарифа, установленного в пункте 5 приложения (население, проживающее в сельских населенных пунктах, наймодатели, предоставляющие гражданам жилые помещения в домах системы социального обслуживания) необоснованно, поскольку истец (учреждение) в отношении потребителей выступает наймодателем жилых помещений, в которых проживают лица, являющиеся воспитанниками интерната, и поставка электроэнергии осуществляется для коммунально-бытового потребления.
Истец, согласно характеру своей деятельности, обеспечивает граждан, находящихся в интернате электроэнергией для коммунально-бытового потребления, а не для предоставления последним коммунальных услуг.
Таким образом, на 2022 год и 2023 год к истцу применим тариф, обозначенный в пункте 6 Решения управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 24.12.2021 N 561 и от 28.11.2022 N 526 (подпункт 6.1), который является специальным для указанных учреждений, поскольку во главе дифференциации определена категория, к которой применяется соответствующий тариф: потребители, приравненные к населению, и направление использования электроэнергии является коммунально-бытовое потребление.
При этом, как следует из материалов дела, в свою очередь, АО "Алтайкранэнерго" в добровольном порядке частично удовлетворило требования истца и 21.11.2023 произвело перерасчет размера платы только за 2020 и 2021 год по тарифу "сельское население" в размере 884 933 руб. 48 коп., обосновывая частичное удовлетворение тем, что с 2022 года тарифным Решением введена новая категория потребителей (пункт 6), в соответствии с формулировкой которой, учреждение относится к наймодателям, приобретающим электрическую энергию на коммунально-бытовое потребление.
Между учреждением и конечным потребителем (воспитанником интерната) заключены договоры на предоставление социальных услуг.
Согласно ответному письму Министерства социальной защиты Алтайского края от 12.12.2023 N 27-03-6/П/13989 расходы на потребление электроэнергии получателем социальной услуги (проживающим в интернате) составляют 6 858 руб. 24 коп. в год, исходя из 90,48 квт/час в месяц при среднем тарифе 6 руб. 32 коп. за кВт/ч.
Исходя из которого лицо, проживающее в интернате, оплачивает (компенсирует) последнему стоимость электроэнергии исходя из среднего тарифа 6 руб. 32 коп., в том время как АО "Алтайкрайэнерго" поставляет истцу электроэнергию исходя из тарифа 5 руб. 10 коп. (по пункту 6.1 Решения).
Учитывая указанные органом социальной защиты населения данные, проживающие в учреждении физические лица, компенсируют истцу электроэнергию по тарифу "прочие".
При изложенных выше обстоятельствах, арбитражный суд пришел к верному выводу об отсутствии оснований для взыскания неосновательного обогащения за 2022 г-30.04.2023, а также для удовлетворения заявленных истцом требований об установлении тарифа.
Истцом также были заявлены требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 15.06.2020 по 31.03.2022, с 13.10.2022 по 08.12.2023 в размере 247 466,65 руб. с последующим начислением процентов по день фактической уплаты.
Истец произвел расчет процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии с пунктом 1 статьи 395 ГК РФ в редакциях, действующих в соответствующие периоды просрочки.
Оценив расчет процентов, произведенный истцом, учитывая возражения ответчика относительно расчета начисленных процентов, а именно с начальной датой начисления, руководствуясь положениями, изложенными в пункте 58 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", отметив, что в рассматриваемом случае требованием о возврате неосновательно полученного (удерживаемого) является предъявление ответчику письма-претензии от 24.12.2021 N 636 с требованием перечисления суммы неосновательного обогащения, руководствуясь статьями 395, 401 ГК РФ, принимая во внимание представленный ответчиком альтернативный расчет процентов, согласно которому итоговая сумма составляет 29 457,37 руб. + 87669,03 руб. = 117 126,40 руб., суд первой инстанции скорректировал расчет процентов и удовлетворил заявленные истцом требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 117 126,40 руб., учитывая также то обстоятельство, что ответчик частично оплатил 21.11.2023 истцу неосновательное обогащение в размере 884 933 руб. 48 коп.
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции об обоснованности заявленных требований в части.
Приведенные истцом доводы в апелляционной жалобе фактически сводятся к несогласию с выводами арбитражного суда, основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, повторяют правовую позицию истца при рассмотрении дела судом первой инстанции, которой дана мотивированная оценка в решении суда, апелляционная жалоба не содержит новых доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств, которые могли бы повлиять на законность, обоснованность принятого решения по делу.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 06.02.2024 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-8631/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу краевого государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания "Мамонтовский психоневрологический интернат" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
Е.С. Сластина |
Судьи |
Д.Н. Аюшев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-8631/2023
Истец: КГБСУСО "Мамонтовский психоневрологический интернат"
Ответчик: АО "Алтайкрайэнерго"
Третье лицо: Министерство труда и социальной защиты Алтайского края, Управление АК по государственному регулированию цен и тарифов, Управление Федеральной антимонопольной службы по АК.