г. Киров |
|
14 марта 2023 г. |
Дело N А17-8034/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 марта 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Минаевой Е.В.,
судей Волковой С.С., Ившиной Г.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вахрушевой Ю.С.
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества "Озеро"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 11.11.2022 по делу N А17-8034/2022
по заявлению садоводческого некоммерческого товарищества "Озеро" (ОГРН 1223700001293, ИНН 3702266536)
к Администрации города Иванова
о признании незаконным отказа, об обязании утвердить схему расположения земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
садоводческое некоммерческое товарищество "Озеро" (далее - заявитель, СНТ "Озеро", Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании незаконным отказа Администрации города Иванова (далее - ответчик, Администрация) от 25.05.2022 N 01-19/5-4222 в утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании его предоставления СНТ "Озеро"; обязать Администрацию утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: Ивановская область, г. Иваново, ул. Левобережная, площадью 139 184 кв.м, относящегося к категории "земли населенных пунктов" и предварительно согласовать предоставление образуемого земельного участка в безвозмездное пользование СНТ "Озеро" сроком на 5 лет.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 11.11.2022 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, СНТ "Озеро" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя, отсутствие необходимого вида разрешенного использования в территориальной зоне, в которой расположен земельный участок, образуемый в целях его предварительного согласования, не является основанием для отказа. Товарищество считает, что отсутствие в оспариваемом отказе сведений о границах территориальных зон в системе координат, используемой для ведения ЕГРН, и отсутствие опубликованного перечня координат, исключает для уполномоченного органа право ссылаться на несоответствие вида разрешенного использования образуемого земельного участка, установленным в указанных территориальных зонах градостроительным регламентам. Также СНТ "Озеро" считает, что уполномоченный орган в силу пункта 12 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) при проведении предварительного согласования предоставления земельного участка вправе утвердить иной вариант схемы расположения земельного участка.
Письменный отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 26.12.2022 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 27.12.2022 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
В порядке статьи 158 АПК РФ судебное разбирательство откладывалось с 30.01.2023 на 14 часов 45 минут 06.03.2023.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 25.04.2022 Администрацией получено заявление СНТ "Озеро" с просьбой: утвердить прилагаемую схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадь образуемого земельного участка 139 184 кв.м система координат 1963 г., расположенного по адресу: Ивановская область, г. Иваново Ивановский район, относящегося к категории "земли населенных пунктов", имеющего разрешенное использование не установлено, а также на основании статьи 39.15 ЗК РФ, предварительно согласовать предоставление на пять лет в безвозмездное пользование образуемого земельного участка, относящегося к категории "земли населенных пунктов", площадью 139 184 кв.м, для ведения садоводства гражданами. Испрашиваемый земельный участок необходим для ведения садоводства гражданами - членами СНТ "Озеро" для собственных нужд.
В приложении представлены: выписка из ЕГРЮЛ на СНТ "Озеро", решение общего собрания членов СНТ "Озеро" о приобретении права безвозмездного пользования земельным участком, предназначенным для ведения гражданами садоводства для собственных нужд; схема образования земельного участка, реестр членов СНТ "Озеро".
25.05.2022 Администрацией за N 01-19/5-4222 дан ответ об отказе в предварительном согласовании испрашиваемого земельного участка.
Администрация указала, что в соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки города Иванова, утв. решением Ивановской городской Думы от 27.02.2008 N 694 (далее - Правила), указанный земельный участок входит в зону рекреационно-ландшафтных территорий Р-3 (далее - Р-3). При этом часть земельного участка расположена в зоне застройки индивидуальными жилыми домами Ж-1 (далее - Ж-1), в зоне застройки многоэтажными жилыми домами Ж-3 (далее - Ж-3), в границах территории общего пользования (далее - ТОП).
Видами разрешенного использования земельных участков, расположенных в зонах Р-3, Ж-1, Ж-3, не предусмотрено ведение садоводства. Режим использования ТОП определен статьей 36 Правил и не предусматривает ведение садоводства.
В рассматриваемом случае нарушены требования, установленные пунктом 6 статьи 11.9 ЗК РФ, а именно: образование земельных участков не должно приводить в числе прочего к невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами.
Считая данный отказ незаконным и нарушающим права заявителя, СНТ "Озеро" обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением об его оспаривании.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленного требования отказал.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ, а также разъяснений, содержащихся в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Положениями части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предметом спора по настоящему делу является решение Администрации, изложенное в письме от 25.05.2022 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка. Данный приказ оценивается арбитражным судом исходя из обстоятельств, имевших место на момент его вынесения.
Пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ регламентировано, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 ЗК РФ.
Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (пункт 1 статьи 11.10 ЗК РФ).
На основании пункта 2 статьи 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 13 статьи 11.10 ЗК РФ).
В силу подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Постановлением Администрации г. Иванова от 04.06.2015 N 1186 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка, свободного от зданий, сооружений". Пунктом 2.12 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги.
Согласно подпункту 3 пункта 2.12.1 Административного регламента схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ, а именно разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам.
На основании пункта 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Как указано выше, письмом Администрации от 25.05.2022 в утверждении схемы расположения земельного участка отказано на основании пункта 6 статьи 11.9 ЗК РФ земельный участок входит в зону рекреационно-ландшафтных территорий Р-3, часть земельного участка расположена в зоне застройки индивидуальными жилыми домами Ж-1, в зоне застройки многоэтажными жилыми домами Ж-3, в границах ТОП. Видами разрешенного использования земельных участков, расположенных в зонах Р-3, Ж-1, Ж-3, не предусмотрено ведение садоводства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
Подпунктом 3 пункта 2 статьи 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли рекреационного назначения.
Согласно пунктам 1 и 5 статьи 98 ЗК РФ к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.
Решением Ивановской городской Думы от 27.02.2008 N 694 утверждены Правила землепользования и застройки города Иванова. Указанные Правила устанавливают основные и условно разрешенные виды разрешенного использования земельного участка в зоне рекреационно-ландшафтных территорий (Р-3). Ведение садоводства гражданами для собственных нужд в число названных видов разрешенного использования земельного участка не входит.
Видами разрешенного использования земельных участков, расположенных Ж-1, Ж-3 также не предусмотрено ведение садоводства.
Таким образом, вывод суда о том, что Администрация правомерно вынесла решение от 25.05.2022 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, является верным.
Довод Товарищества о том, что оспариваемый отказ Администрации не имеет описания границ территориальных зон, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, был предметом рассмотрения суда первой инстанции и отклонен им с учетом следующего. В материалы дела Администрацией предоставлены графические фрагменты карты функционального зонирования Генерального плана г. Иваново, правил землепользования и застройки, на которых отмечен предполагаемый земельный участок. Границы данного участка, согласно пояснениям представителя Администрации составлены по координатам, представленным СНТ "Озеро" вместе с заявлением об утверждении схемы земельного участка. Сведений о неправильном определении границ испрашиваемого участка Администрацией г. Иваново, СНТ "Озеро" не представило.
Предварительное согласование предоставления земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 39.15 ЗК РФ
На основании подпункта 2 пункта 2 статьи 39.15 ЗК РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагается схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа (пункт 7 статьи 39.15 ЗК РФ).
В силу пункта подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ.
Оспариваемое заявителем решение Администрации в части отказа в предварительном согласовании земельного участка в безвозмездное пользование также соответствует приведенным выше положениям закона.
Ссылка заявителя на возможность утверждения уполномоченным органом в соответствии с пунктом 12 статьи 39.15 ЗК РФ иного варианта схемы расположения земельного участка, не принимается, поскольку наличие письменного согласия заявителя на такое утверждение материалами дела не подтверждено.
Поскольку у Администрации отсутствовали правовые основания для предварительного согласования предоставления земельного участка, апелляционный суд также отклоняет ссылку Товарищества на пункт 10 статьи 39.15 ЗК РФ, согласно которому решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит образовать, должно содержать указание на необходимость изменения вида разрешенного использования такого земельного участка и его перевода из одной категории в другую в качестве условия предоставления такого земельного участка.
Оценив законность указанного оспариваемого решения Администрации от 25.05.2022, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом арбитражного суда первой инстанции о наличии у ответчика оснований для отказа в утверждении испрашиваемой Товариществом схемы расположения земельного участка.
Таким образом, в рассматриваемом случае не усматривается предусмотренных частью 2 статьи 201 АПК РФ оснований для признания оспариваемого СНТ "Озеро" решения Администрации, содержащегося в письме от 25.05.2022, незаконным.
Доводы и аргументы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что при принятии решения арбитражным судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, а, следовательно, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены решения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 11.11.2022 по делу N А17-8034/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества "Озеро" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.В. Минаева |
Судьи |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-8034/2022
Истец: СНТ "ОЗЕРО"
Ответчик: Администрация города Иванова