г. Челябинск |
|
05 марта 2024 г. |
Дело N А47-3758/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 марта 2024 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Камаева А.Х.,
судей Колясниковой Ю.С., Томилиной В.А.,
при ведении протокола помощником судьи Анисимовой С.П., рассмотрел в открытом судебном заседании по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, дело N А47-3758/2023 Арбитражного суда Оренбургской области по иску Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области об обязании ТУ Росимущества принять от УФНС по Оренбургской области в казну Российской Федерации объекты недвижимого имущества:
- административное здание с подвалом, общей площадью 777,0 кв.м., кадастровый номер 56:17:0501008:194, расположенное по адресу: Оренбургская область, Матвеевский район, с. Матвеевка, ул. Комсомольская, 11 а;
- земельный участок (кадастровый номер 56:17:0501008:27), площадью 1813,0 кв.м., расположенный по адресу: Оренбургскаяобласть, Матвеевский район, с. Матвеевка, ул. Комсомольская, 11 а;
- административное здание с пристроенным гаражом, общей площадью 388,0 кв.м., кадастровый номер 56:12:0301026:179, расположенное по адресу: Оренбургская область, Илекский район, с. Илек, ул. ул. Чапаевская, д. 47;
- земельный участок (кадастровый номер 56:12:0301026:43), площадью 496+/-16,0 кв.м., расположенный по адресу: Оренбургская область, Илекский район, с. Илек, ул. ул. Чапаевская, д.47.
В судебном заседании приняли участие представители:
Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области - Смолягин Алексей Александрович (паспорт, доверенность от 10.01.2024, диплом);
Следственного управления Следственного комитета РФ по Оренбургской области: Музыченко Татьяна Владимировна (служебное удостоверение, доверенность от 24.10.2023, диплом).
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание не явились.
С учетом мнения представителей и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Управление Федеральной налоговой службы по Оренбургской области (далее - истец, УФНС по Оренбургской области) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области (далее - ответчик, ТУ Росимущества) об обязании ТУ Росимущества принять от УФНС по Оренбургской области в казну Российской Федерации объекты недвижимого имущества:
- административное здание с подвалом, общей площадью 777,0 кв.м., кадастровый номер 56:17:0501008:194, расположенное по адресу: Оренбургская область, Матвеевский район, с. Матвеевка, ул. Комсомольская, 11 а;
- земельный участок (кадастровый номер 56:17:0501008:27), площадью 1813,0 кв.м., расположенный по адресу: Оренбургскаяобласть, Матвеевский район, с. Матвеевка, ул. Комсомольская, 11 а;
- административное здание с пристроенным гаражом, общей площадью 388,0 кв.м., кадастровый номер 56:12:0301026:179, расположенное по адресу: Оренбургская область, Илекский район, с. Илек, ул. ул. Чапаевская, д. 47;
- земельный участок (кадастровый номер 56:12:0301026:43), площадью 496+/-16,0 кв.м., расположенный по адресу: Оренбургская область, Илекский район, с. Илек, ул. ул. Чапаевская, д.47.
На основании статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 03.10.2023 (резолютивная часть от 06.09.2023, с учетом определения об исправлении писки от 25.10.2023) исковые требования удовлетворены.
С вынесенным решением не согласился ответчик, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ТУ Росимущества (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ее податель указал, что в целях согласования прекращения прав оперативного управления, бессрочного пользования и изъятия в казну объектов недвижимого имущества письмами исх. N N 56-СК-6772 от 27.10.2022, 56-СК-02/6776 от 27.10.2022 ТУ Росимущества направило в Центральный аппарат Федерального агентства по управлению государственным имуществом сформированные пакеты документов.
Рассмотрев обращения об изъятии объектов в казну, Росимущество сообщило о том, что находит нецелесообразным принятие спорных объектов, закрепленных на соответствующем вещном праве за УФНС России по Оренбургской области, до проведения мероприятий по их вовлечению в хозяйственный оборот.
Письмами исх. 56-НБ-02/7687 от 05.12.2022, исх. 56-НБ-02/766 от 05.12.2022 ответчик проинформировал истца о том, что в целях вовлечения объектов в хозяйственный оборот, информация о них была размещена на соответствующих сайтах сети Интернет. При наличии заявок от потенциальных арендодателей право оперативного управления и бессрочного пользования УФНС России по Оренбургской области на объекты будет прекращено.
Апеллянт отмечает, что решение об изъятии имущества из оперативного управления и включении в состав казны Российской Федерации принимает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Поскольку до настоящего времени заявки на заключение договора аренды спорных объектов не поступали, у Территориального управления отсутствует возможность направления пакета документов в Центральный аппарат для согласования вопроса по изъятию объекта в состав казны Российской Федерации.
Податель жалобы также указал, что Росимущество поручений на изъятие объекта из оперативного управления в ТУ Росимущества в Оренбургской области не направляло, распорядительных актов об изъятии вышеуказанного имущества из оперативного управления, бессрочного пользования УФНС России по Оренбургской области в состав казны Российской Федерации Территориальным управлением также не издавалось. Таким образом, у ТУ Росимущества отсутствовали основания для принятия в казну Российской Федерации спорного объекта недвижимости.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2023 апелляционная жалоба ТУ Росимущества принята к производству и назначена к рассмотрению в судебном заседании 14.12.2023.
От УФНС по Оренбургской области поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Отзыв приобщен к материалам дела.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2023 судебное разбирательство по рассмотрению апелляционной жалобы ТУ Росимущества отложено на 16.01.2024 ввиду необходимости дополнительного исследования обстоятельств по делу и представления сторонами дополнительных доказательств по делу.
От УФНС по Оренбургской области во исполнение определение суда поступило ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов: письмо от 13.10.2023 N 11-71/15156 @ "О расторжении договора безвозмездного пользования", доказательство направления письма от 13.10.2023 N 11-71/15156 @ "О расторжении договора безвозмездного пользования", соглашение от 31.12.2023 о расторжении договора безвозмездного пользования от 03.09.2007 N 107, акт приема-передачи имущества от 31.12.2023, договор безвозмездного пользования от 29.12.2010 N 221 с дополнительными соглашениями, письмо от 13.10.2023N 11-71/15157@ "О расторжении договора безвозмездного пользования", доказательство направления письма от 13.10.2023 N 11-71/15157 @ "О расторжении договора безвозмездного пользования". Указанные документы приобщены к материалам дела.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2024 судебное разбирательство по рассмотрению апелляционной жалобы ТУ Росимущества отложено на 05.02.2024 ввиду необходимости дополнительного исследования обстоятельств по делу.
От УФНС по Оренбургской области поступило информационное письмо от 02.02.2024 исх. N 13-14/01655 с приложенными к нему: письмом СУ СК по Оренбургской области от 31.01.2024 N 232-20-24, доказательством направления письма Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области от 12.01.2024 N 13-14/00314@. Указанные документы приобщены к материалам дела.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2023 суд перешел к рассмотрению дела N А47-3758/2023 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Оренбургской области, Главное управление Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области, отложил судебное разбирательство по делу на 28.02.2024.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в рассматриваемом случае предметом заявленного иска является обязание ТУ Росимущества принять от УФНС по Оренбургской области в казну Российской Федерации объекты недвижимого имущества:
- административное здание с подвалом, общей площадью 777,0 кв.м., кадастровый номер 56:17:0501008:194, расположенное по адресу: Оренбургская область, Матвеевский район, с. Матвеевка, ул. Комсомольская, 11 а;
- земельный участок (кадастровый номер 56:17:0501008:27), площадью 1813,0 кв.м., расположенный по адресу: Оренбургскаяобласть, Матвеевский район, с. Матвеевка, ул. Комсомольская, 11 а;
- административное здание с пристроенным гаражом, общей площадью 388,0 кв.м., кадастровый номер 56:12:0301026:179, расположенное по адресу: Оренбургская область, Илекский район, с. Илек, ул. ул. Чапаевская, д. 47;
- земельный участок (кадастровый номер 56:12:0301026:43), площадью 496+/-16,0 кв.м., расположенный по адресу: Оренбургская область, Илекский район, с. Илек, ул. ул. Чапаевская, д. 47.
Как следует из представленных в материалы дела документов, 03.09.2007 между Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 6 по Оренбургской области (ссудодатель) и Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Оренбургской области (Теруправление) и Управлением Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области (далее - ссудополучатель, УФСП по Оренбургской области) заключен договор безвозмездного пользования N 107, согласно которому Теруправление уполномочивает ссудодателя передает в безвозмездное пользование ссудополучателю на условиях согласно договору нежилые помещения общей площадью 92,6 кв.м, расположенные на первом этаже одно-двухэтажного административного здания с пристроенным гаражом литер ЕВ, по адресу: Оренбургская область, Илекский район, с. Илек, ул. ул. Чапаевская, д. 47, являющиеся государственной собственностью Российской Федерации, а именно:
- пом. N 3 площадью 19,2 кв.м;
- пом. N 6 площадью 15,5 кв.мМ
- пом. N 7 площадью 15,3 кв.м;
- пом. N 12 площадью 19,2 кв.м;
- пом. 13 площадью 23,4 кв.м.
29.12.2010 между Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 6 по Оренбургской области (ссудодатель) и Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Оренбургской области (Теруправление) и Следственным управлением Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Оренбургской области (далее - ссудополучатель, СУ СК по Оренбургской области) заключен договор N 221 безвозмездного пользования, по условиям которого Теруправление уполномочивает ссудодателя передает в безвозмездное пользование ссудополучателю нежилые помещения (кабинеты N 8 площадью 24,3 кв.м., N 9 площадью 12,4 кв.м., N 10 площадью 21.7 кв.м. согласно этажному плану) общей площадью 58.4 кв.м., расположенные на втором этаже одно-двухэтажного административного здания с пристроенным гаражом литер ЕВ, общей площадью 388 кв.м. по адресу: Оренбургская область, Илекский район, с. Илек, ул. ул. Чапаевская, д. 47.
Учитывая, что в настоящем споре, в том числе подлежит рассмотрению вопрос о передаче в казну административного здания с пристроенным гаражом, расположенного по адресу: Оренбургская область, Илекский район, с. Илек, ул. ул. Чапаевская, д. 47, в котором часть нежилых помещений передана в безвозмездное пользование ГУ ФССП по Оренбургской области, СУ СК по Оренбургской области, то решение по делу может повлиять на права и обязанности данных лиц по отношению к сторонам спора. При этом ГУ ФССП по Оренбургской области, СУ СК по Оренбургской области к участию в деле не привлечены.
Таким образом, судом первой инстанции принято решение о правах и обязанностях, не привлеченных к участию в деле лиц - ГУ ФССП по Оренбургской области, СУ СК по Оренбургской области.
Суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2024 в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 АПК РФ, пунктом 37 Регламента арбитражных судов Российской Федерации в составе суда произведена замена судьи Жернакова А.С. судьей Томилиной В.А.
От УФНС по Оренбургской области во исполнение определения суда поступили доказательства, подтверждающие направление копии искового заявления привлеченным третьим лицам. Указанные документы приобщены к материям дела.
В судебном заседании представитель СУ СК по Оренбургской области указал, что по существу рассматриваемого искового заявления Управление возражений не имеет.
ГУ ФССП по Оренбургской области письменную позицию по существу спора не представило, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.
Как следует из письменных материалов дела и установлено судом, согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости Российской Федерации на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости:
- административное здание с подвалом, общей площадью 777,0 кв.м., кадастровый номер 56:17:0501008:194, расположенное по адресу: Оренбургская область, Матвеевский район, с. Матвеевка, ул. Комсомольская, 11а;
- земельный участок (кадастровый номер 56:17:0501008:27), площадью 1813,0 кв.м., расположенный по адресу: Оренбургская область, Матвеевский район, с. Матвеевка, ул. Комсомольская, 11а;
- административное здание с пристроенным гаражом, общей площадью 388,0 кв.м., кадастровый номер 56:12:0301026:179, расположенное по адресу: Оренбургская область, Илекский район, с. Илек, ул. Чапаевская, д. 47;
- земельный участок (кадастровый номер 56:12:0301026:43), площадью 496+/-16,0 кв.м, расположенный по адресу: Оренбургская область, Илекский район, с. Илек, ул. Чапаевская, д. 47.
Из представленных в материалы дела выписок из ЕГРН следует, что: административное здание с подвалом, общей площадью 777,0 кв.м., кадастровый номер 56:17:0501008:194; земельный участок (кадастровый номер 56:17:0501008:27), площадью 1813,0 кв. м., расположенные по адресу: Оренбургская область, Матвеевский район, с. Матвеевка, ул. Комсомольская, 11а; административное здание с пристроенным гаражом, общей площадью 388,0 кв.м., кадастровый номер 56:12:0301026:179; земельный участок (кадастровый номер 56:12:0301026:43), площадью 496+/-16,0 кв.м, расположенные по адресу: Оренбургская область, Илекский район, с. Илек, ул. Чапаевская, дом 4, находятся на праве оперативного управления и постоянного (бессрочного) пользования (соответственно) у Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области.
В рамках оптимизации использования недвижимого имущества и в целях повышения эффективности расходования бюджетных средств УФНС по Оренбургской области письмами исх. N БС-Н-10/12969@ от 29.09.2022, исх. БС-Н-10/12957@ от 29.09.2022 обратилось в ТУ Росимущества в Оренбургской области с заявлением о согласовании отказа от права оперативного управления и права постоянного (бессрочного) пользования в отношении следующих объектов недвижимости:
- административное здание с подвалом, общей площадью 777,0 кв.м., кадастровый номер 56:17:0501008:194, расположенное по адресу: Оренбургская область, Матвеевский район, с. Матвеевка, ул. Комсомольская, 11а;
- земельный участок (кадастровый номер 56:17:0501008:27), площадью 1813,0 кв. м., расположенный по адресу: Оренбургская область, Матвеевский район, с. Матвеевка, ул. Комсомольская, 11а;
- административное здание с пристроенным гаражом, общей площадью 388,0 кв.м., кадастровый номер 56:12:0301026:179, расположенное по адресу: Оренбургская область, Илекский район, с. Илек, ул. Чапаевская, д. 47;
- земельный участок (кадастровый номер 56:12:0301026:43), площадью 496+/-16,0 кв.м, расположенный по адресу: Оренбургская область, Илекский район, с. Илек, ул. Чапаевская, д. 47.
В соответствии с поручением ФНС России от 21.01.2019 N АС-4-10/753@ о необходимости высвобождения и сокращения неиспользуемых помещений, в том числе посредством передачи или изъятия неиспользуемого недвижимого имущества территориальных налоговых органов Оренбургской области, содержание и эксплуатация которых превышает нормативную потребность для исполнения налоговыми органами Оренбургской области государственных функций и влечет неэффективное использование средств федерального бюджета, Управлением получено согласие ФНС России от 29.09.2022 N БС-4-10/12957@; 29.09.2022 N БС-4-10/12959@ об изъятии из оперативного управления УФНС России по Оренбургской области указанных объектов недвижимости.
В настоящее время действующих договоров безвозмездного пользования и аренды нежилыми помещениями по указанному адресу со сторонними организациями нет (письмо N 11-73/16105@ от 04.10.2022).
Письмами от 27.10.2022 N 56-СК-02/6772, N 56-СК-02/6776 ТУ Росимущества в Оренбургской области проинформировало истца о том, что в целях вовлечения объектов в хозяйственный оборот, информация о них была размещена на соответствующих сайтах сети Интернет. При наличии заявок от потенциальных арендодателей право оперативного управления и бессрочного пользования УФНС России по Оренбургской области на объекты будет прекращено.
Ссылаясь на указанные обстоятельства УФНС России по Оренбургской области, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Рассмотрев заявленные требования, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу абзацев 2 и 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Статьей 209 ГК РФ предусмотрено, что право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит только собственнику.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно пункту 2 статьи 296 ГК РФ собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества.
Как разъяснено в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации", учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется, распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника данного имущества и назначением этого имущества. Собственник имущества учреждения может распорядиться по своему усмотрению только изъятым, излишним, неиспользуемым либо используемым не по назначению имуществом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
В силу статьи 236 ГК РФ юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
В силу пункта 1 статьи 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
В силу пункта 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно органам государственной власти и органам местного самоуправления; государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным).
В пункте 1 статьи 45 ЗК РФ установлено, что право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса и по иным основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством.
Таким образом, с учетом положений пункта 1 статьи 235, статьи 236, пункта 3 статьи 299 ГК РФ, статьи 45 ЗК РФ, суд первой инстанций пришел к обоснованному выводу о наличии у заявителя права на отказ от имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Из материалов дела следует, что УФНС России по Оренбургской области на праве оперативного управления принадлежат здания:
- административное здание с подвалом, общей площадью 777,0 кв.м., кадастровый номер 56:17:0501008:194, расположенное по адресу: Оренбургская область, Матвеевский район, с. Матвеевка, ул. Комсомольская, 11 а, пользование на который зарегистрировано с 08.08.2019;
- административное здание с пристроенным гаражом, общей площадью 388,0 кв.м., кадастровый номер 56:12:0301026:179, расположенное по адресу: Оренбургская область, Илекский район, с. Илек, ул. ул. Чапаевская, д. 47, пользование на который зарегистрировано с 24.10.2019.
Кроме того, из материалов дела усматривается, что Российской Федерации на праве собственности принадлежат земельные участки:
- земельный участок (кадастровый номер 56:12:0301026:43), площадью 496+/-16,0 кв.м, расположенный по адресу: Оренбургская область, Илекский район, с. Илек, ул. Чапаевская, д. 47, право постоянного (бессрочного) пользование на который зарегистрировано за УФНС России по Оренбургской области с 24.10.2019;
- земельный участок (кадастровый номер 56:17:0501008:27), площадью 1813,0 кв.м., расположенный по адресу: Оренбургская область, Матвеевский район, с. Матвеевка, ул. Комсомольская, 11а, право постоянного (бессрочного) пользование на который зарегистрировано за УФНС России по Оренбургской области с 08.08.2019.
Согласно статье 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В пункте 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением Земельного кодекса Российской Федерации" указано, что согласно пункту 4 статьи 35 ЗК РФ отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, за исключением указанных в нем случаев, проводится вместе с земельным участком. Отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, строения, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу, не допускается. Поэтому сделки, воля сторон по которым направлена на отчуждение здания, строения, сооружения без соответствующего земельного участка или отчуждение земельного участка без находящихся на нем объектов недвижимости, если земельный участок и расположенные на нем объекты принадлежат на праве собственности одному лицу, являются ничтожными.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", по смыслу статей 552 ГК РФ, 35 ЗК РФ и статьи 25.5 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" при продаже недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, к покупателю этой недвижимости с момента государственной регистрации перехода права собственности на нее переходит то право на земельный участок, которое принадлежало продавцу недвижимости, а также связанные с этим правом обязанности при наличии таковых (перемена лица в договоре аренды).
На основании пункта 1 статьи 216 ГК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком является вещными правами наряду с правом собственности.
Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицам, указанным в Земельном кодексе Российской Федерации. В случае реорганизации юридического лица принадлежащее ему право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком переходит в порядке правопреемства (пункты 1, 3 статьи 268 ГК РФ).
В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 39.9 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются органам государственной власти и органам местного самоуправления исключительно в постоянное (бессрочное) пользование.
На основании изложенных правовых норм, в силу принципа единства судьбы земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости, апелляционный суд приходит к выводу, что несмотря на сведения, содержащиеся в ЕГРН в отношении земельных участков, с момента государственной регистрации за УФНС России по Оренбургской области права оперативного управления на объекты недвижимости (здания, помещения), расположенные на вышеуказанных земельных участках, УФНС России по Оренбургской области перешло и право постоянного (бессрочного) пользования данными земельными участками.
УФНС России по Оренбургской области выразило свою волю на прекращение права оперативного управления на здания с кадастровыми номерами 56:17:0501008:194, 56:12:0301026:179; о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки с кадастровыми номерами 56:12:0301026:43, 56:17:0501008:27.
Доказательства того, что ТУ Росимущества совершило ответные действия по прекращению права оперативного управления и прекращения права постоянного (бессрочного) пользования УФНС России по Оренбургской области и принятии спорного имущества в казну Российской Федерации, материалы дела не содержат.
В силу пункта 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение N 432), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Пунктом 4 Положения N 432 предусмотрено, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно пунктам 4.1.2, 4.1.9 приложения N 15 к приказу Росимущества от 29.09.2009 N 278 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом" ТУ Росимущества самостоятельно осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, в частности осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности; закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления с целью размещения территориальных органов федеральных органов государственной власти и подведомственных им федеральных государственных учреждений на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями, и закрепление данного имущества за иными территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями.
С учетом изложенного, поскольку УФНС России по Оренбургской области в силу отсутствия потребности в спорных объектах недвижимости и земельном участке обратилось с соответствующим заявлением в ТУ Росимущества, свидетельствующим об отказе от прав на указанные объекты недвижимости и земельные участки, Федеральная налоговая службы согласовала Управлению передачу в казну Российской Федерации спорного объекта недвижимого имущества, у ТУ Росимущества не имелось законных оснований для отказа в удовлетворении заявления и принятия в государственную казну Российской Федерации указанного недвижимого имущества.
Довод апеллянта о том, что решение об изъятии имущества из оперативного управления и включении в состав казны РФ принимает Федеральное агентство по управлению государственным имущество, а не ТУ Росимущества, противоречит пунктам 4.1.2, 4.1.9 приложения N 15 к приказу Росимущества от 29.09.2009 N 278 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом".
Ссылка ТУ Росимущества на то, что ведется работа по поиску потенциальных правообладателей спорных объектов недвижимого имущества, отклонена судебной коллегией как не имеющая правового значения для рассмотрения настоящего дела.
Учитывая наличие установленных пунктами 2, 6 части 4 статьи 270 АПК РФ оснований для безусловной отмены решения суда первой инстанции, на основании пункта 6.1 статьи 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции полагает необходимым решение суда первой инстанции отменить, исковые требования удовлетворить.
Решение суда первой инстанции подлежит отмене в силу наличия оснований, предусмотренных пунктом 4 части 4 статьи 270 АПК РФ.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение искового заявления и апелляционной жалобы не распределяются, поскольку стороны освобождены от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 03.10.2023 по делу N А47-3758/2023 отменить.
Исковые требования удовлетворить.
Обязать территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области принять в казну Российской Федерации объекты недвижимости:
- административное здание с подвалом, общей площадью 777,0 кв.м., кадастровый номер 56:17:0501008:194, расположенное по адресу: Оренбургская область, Матвеевский район, с. Матвеевка, ул. Комсомольская, 11а;
- земельный участок (кадастровый номер 56:17:0501008:27), площадью 1813,0 кв. м., расположенный по адресу: Оренбургская область, Матвеевский район, с. Матвеевка, ул. Комсомольская, 11а;
- административное здание с пристроенным гаражом, общей площадью 388,0 кв.м., кадастровый номер 56:12:0301026:179, расположенное по адресу: Оренбургская область, Илекский район, с. Илек, ул. Чапаевская, дом 4;
- земельный участок (кадастровый номер 56:12:0301026:43), площадью 496+/-16,0 кв.м, расположенный по адресу: Оренбургская область, Илекский район, с. Илек, ул. Чапаевская, дом 4.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.Х. Камаев |
Судьи |
Ю.С. Колясникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-3758/2023
Истец: Управление Федеральной налоговой службы по Оренбургской области
Ответчик: Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области
Третье лицо: Арбитражный суд Оренбургской области, Главное управление Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области, Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Оренбургской области, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, МРЭО ГИБДД N 1 УМВД России по Оренбургской области