г. Вологда |
|
14 марта 2023 г. |
Дело N А52-5820/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 марта 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 14 марта 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Алимовой Е.А., судей Мурахиной Н.В. и Осокиной Н.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кругликовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 26 декабря 2022 года по делу N А52-5820/2022,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Псковской области "Себежская районная больница" (ОГРН 1026002944417, ИНН 6022000911; адрес: 182250, Псковская область, Себежский район, город Себеж, улица Ленинская, 43; далее - ГБУЗ "Себежская РБ", учреждение) обратилось в Арбитражном суде Псковской области с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Псковской области (ОГРН 1026000962426, ИНН 6027025765; адрес: 180007, город Псков, улица Розы Люксембург, дом 12; далее - фонд, ТФОМС) о признании незаконным предписания от 30.09.2022 N 06/А-1200 об устранении нарушений в использовании средств обязательного медицинского страхования выявленных в ходе проверки ГБУЗ "Себежская РБ" за период с 01.07.2020 по 30.06.2022 в части установления ГБУЗ "Себежская РБ" обязанности восстановить в течение 10 рабочих дней с момента получении предписания использованных не по целевому назначению средств обязательного медицинского страхования в сумме 427 492 руб. 96 коп.
Решением Арбитражного суда Псковской области от 26 декабря 2022 года по делу N А52-5820/2022 предписание в оспариваемой части признано незаконным. С фонда в пользу учреждения взыскано 3 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Фонд с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, отказать в удовлетворении требований. В обоснование жалобы ссылается на то, что прерванные случаи оказания медицинской помощи оплачиваются учреждению в установленном порядке из средств обязательного медицинского страхования (ОМС). Указывает, что тариф по страховому случаю включает в себя расходы на оплату работы младшего медицинского персонала, входящего в штат соответствующего подразделения стационара, что "санитар морга" обеспечивает исключительно работу морга, хотя в штатном расписании отнесен к подразделению "поликлиники", что его участие и трудовые функции не свидетельствуют о его участии в реализации территориальных программ и оплате за счет средств ОМС. Считает, что наличие в составе учреждения здания "морга" не свидетельствует о необходимости и правомерности содержания "санитара морга" за счет ОМС.
Учреждение в отзыве на апелляционную жалобу с доводами жалобы не согласилось, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Фонд и учреждение надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, на основании приказа первого заместителя директора ТФОМС от 13.07.2022 N 31 комиссией проведена плановая выездная проверка целевого и рационального использования денежных средств ОМС в ГБУЗ "Себежская РБ" за период с 01.07.2020 по 30.06.2022.
По результатам проверки составлен акт проверки целевого и рационального использования денежных средств обязательного медицинского страхования в ГБУЗ "Себежская РБ" за период с 01.07.2020 по 30.06.2022 от 05.08.2022.
В ходе проверки выявлено нецелевое использование средств обязательного медицинского страховании в размере 427 492, 96 руб. на оплату труда с начислениями санитару морга Константинову Олегу Васильевичу (пункт 3.4 акта).
Учреждением 16.08.2022 в адрес фонда направлены возражения на акт в части несогласия с пунктом 3.4 акта.
Фонд в адрес учреждения 25.08.2022 направил письмо о необоснованности возражений учреждения от 16.08.2022 на акт.
Учреждение 02.09.2022 направило в комитет по здравоохранению Псковской области (далее - комитет) обращение, в котором медицинская организация указала на разногласия с позицией фонда, изложенной в акте.
Комитетом в адрес директора фонда 05.09.2022 направлено обращение с просьбой пересмотреть позицию, изложенную в акте.
Фондом 30.09.2022 направлено письмо в адрес комитета и учреждения, в котором фонд указал, что подтверждает свою позицию о нецелевом характере выплаты заработной платы за счет средств ОМС "санитару морга".
Фондом 30.09.2022 вынесено предписание N 06/А-1200, в котором учреждению предписано восстановить средства обязательного медицинского страховании в сумме 442 600 руб. 07 коп. в течение 10 рабочих дней с момента получения предписания (пункт 1), предписано перечислить штраф в сумме 44 260 руб. (10 % от суммы нецелевого использования средств; пункт 2).
Частично не согласившись с предписанием, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 20 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) медицинские организации наделены правом на получение средств за оказанную медицинскую помощь на основании заключённых договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных настоящим Законом.
При этом медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования (пункт 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ).
В пункте 1 части 5 статьи 26 упомянутого Закона определено, что расходы бюджетов территориальных фондов осуществляются в целях финансового обеспечения выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования.
Согласно частям 1, 2 статьи 35 Закона N 326 базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Базовая программа обязательного медицинского страхования определяет виды медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования, а также критерии доступности и качества медицинской помощи.
В части 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ определена структура тарифа на оплату медицинской помощи.
В части 1 статьи 30 вышеназванного Закона установлено, что тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Согласно части 2 статьи 30 Закона N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи, за исключением тарифов на оплату медицинской помощи, оказываемой в соответствии с пунктом 11 статьи 5 настоящего Закона, устанавливаются тарифным соглашением. Требования к структуре и содержанию указанного тарифного соглашения устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 2).
Методика расчета тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию определена главой XI Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования" (далее - Правила N 108н).
В пункте 192 Правил N 108н установлено, что в тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
В пункте 193 Правил N 108н определен состав затрат, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), в который включены затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников, принимающих непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги).
В силу пункта 194 вышеназванных Правил к затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемым непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), относятся затраты, которые невозможно отнести напрямую к затратам, непосредственно связанным с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги).
В пункте 195 Правил N 108н определен состав затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом. В данный состав затрат включены затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников медицинских организаций, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи (медицинской услуги) (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги).
В соответствии с пунктом 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии. Аналогичная норма закреплена в подпункте 8.12 пункта 8 Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования Псковской области, утвержденного постановлением Администрации Псковской области от 22.04.2011 N 146.
Порядок осуществления территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроля за деятельностью страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, а также контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования указанными страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями утвержден приказом Минздрава России от 26.03.2021 N 255н (далее - Порядок N 255н).
Проверка использования средств обязательного медицинского страхования, полученных медицинскими организациями, включает проверку соблюдения обязательства медицинской организации по использованию средств обязательного медицинского страхования, полученных за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования (пункты 39, 39.2 Порядка N 255н).
В силу части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда.
В ходе проверки фондом установлено, что за счет средств обязательного медицинского страхования с 19.06.2020 учреждением осуществлялась выплата заработной платы (с начислениями) Константинову Олегу Васильевичу по должности младшего медицинского персонала "санитар морга", что является нецелевым использованием средств ОМС.
Лицензия на патологоанатомическую деятельность и такое структурное подразделение, как морг, в учреждении отсутствует.
В учреждении зафиксированы летальные исходы за 2021 год в количестве 81 человек, за 11 месяцев 2022 года - 14 человек, указанные пациенты скончались в стационаре, в штат которого входит младший медицинский персонал (санитарки).
В проверяемый период учреждение работало согласно
Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Псковской области на 2022 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной постановлением Администрации Псковской области от 28.12.2019 N 475;
Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Псковской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной постановлением Администрации Псковской области от 30.12.2020 N 469;
Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Псковской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденной постановлением Администрации Псковской области от 30.12.2021 N 514.
Согласно указанным территориальным программам деятельность патологоанатомических бюро (за исключением медицинской деятельности) осуществляется за счет бюджетных ассигнований областного бюджета.
Указанными территориальным программам предусмотрена оплата медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации, как оплата за прерванный случай оказания медицинской помощи при переводе пациента в другую медицинскую организацию, преждевременной выписке пациента из медицинской организации при его письменном отказе от дальнейшего лечения, летальном исходе.
Следовательно, расходы на оплату за прерванный случай оказания медицинской помощи осуществляются на основании указанных территориальных программ за счет средств ОМС.
Согласно профессиональному стандарту "Младший медицинский персонал", утвержденному приказом Минтруда России от 12.01.2016 N 2н (далее - Стандарт N 2н), к трудовым функциям младшего медицинского персонала относится санитарное содержание палат, специализированных кабинетов, перемещение материальных объектов и медицинских отходов, уход за телом умершего человека.
Трудовая функция санитара при уходе за телом умершего человека определена в пункте 3.1.3 Стандарта N 2н, при этом санитару необходимо уметь производить посмертный уход, обеспечивать сохранность тела умершего человека, измерять рост и массу тела умершего человека при работе в патологоанатомическом отделении, создавать условия для производства вскрытий и забора биологического материала при работе в патологоанатомическом отделении, осуществлять туалет тела умершего человека и помещать его в трупохранилище, транспортировать тело умершего человека до места временного хранения, доставлять трупный материал в лабораторию медицинской организации, производить регистрацию приема и выдачи тела умершего человека при работе в патологоанатомическом отделении, правильно применять средства индивидуальной защиты.
Порядком направления умерших для проведения патолого-анатомических вскрытий из медицинских организаций Псковской области, утвержденным приказом комитета от 06.11.2020 N 30, установлено, что ГБУЗ "Себежская РБ" направляет умерших в морг ГБУЗ "Псковское областное бюро судебно-медицинской экспертизы" в г. Опочка, в г. Себеж морг отсутствует.
Согласно трудовому договору от 19.06.2020 N 24 и приказу о приеме на работу от 19.06.2020 N 379 должность санитара морга отнесена к структурному подразделению "поликлиника".
В соответствии с должностными обязанностями, установленными трудовым договором и должностной инструкцией, санитар морга Константинов О.В.:
обеспечивает сохранность трупа в течение его пребывания в морге;
осуществляет необходимую транспортировку трупов внутри морга;
перед выдачей трупа родственникам проверяет маркировку;
осуществляет туалет трупа, одевает покойника, укладывает тело в гроб и выдает родственникам;
производит регистрацию приема и выдачи трупа в специальной книге по установленной форме;
ежедневно производит влажную уборку секционного зала, предсекционной, траурного зала, трупохранилища, дезинфекцию помещений секционной, мелкого инвентаря и оборудования.
Доводы фонда о том, что работник обеспечивает исключительно работу морга, которого в больнице нет, и его деятельность никак не связана с подразделением "поликлиника", к которому он отнесен трудовым договором, что невозможно отнести расходы на оплату труда "стационара морга" в поликлинике к расходам на оказание медицинской помощи в стационарных условиях, что согласно пунктам 194-195 Правил N 108н оплата труда такого работника не может быть отнесена к затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, что согласно Стандарту N 2н уход за телом умершего человека является одним из элементов трудовой функции младшего медицинского персонала наряду с санитарным содержанием помещений, оборудования, инвентаря, перемещением и транспортировкой материальных объектов и медицинских отходов, которыми "санитар морга" не занимается, судом первой инстанции не приняты, поскольку ни из акта проверки, ни из оспариваемого представления не усматривается, по каким основаниям фонд пришел к выводу о том, что израсходованные заявителем на выплату заработной платы с начислениями санитару морга денежные средства использованы не по целевому назначению.
Судом первой инстанции установлено, что учреждением не осуществляется деятельность патолого-анатомических бюро, поскольку оно не имеет государственного задания на проведение судебно-медицинских экспертиз и патолого-анатомических вскрытий и направляет трупы умерших в морг г. Опочка, поэтому доводы фонда о том, что финансирование оплаты труда "санитара морга" должно осуществляется за счет областного бюджета, признаны судом несостоятельными.
Из пояснений заявителя и представленных документов суд первой инстанции установил, что в поликлинике имелся патологоанатомический корпус, в котором проводились соответствующие исследования, поскольку учреждением не выполняются государственные работы по проведению судебно-медицинских экспертиз и патологоанатомических вскрытий, данный корпус здания переименован в морг.
В подтверждение указанной позиции в материалы дела заявителем представлено постановление администрации Себежского района от 03.11.2011 N 1335 о закреплении перечня муниципального имущества за учреждением, в состав которого входило нежилое здание (патологоанатомический корпус). Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) с 03.07.2019 данное нежилое здание поименовано как "морг". В настоящий момент данный корпус выполняет функции трупохранилища до дальнейшего определения передачи тела умершего родственникам или направления его в г. Опочку для патологоанатомического исследования.
В данном случае суд признал, что несоответствие функции корпуса больницы, поименованного как "морг", предназначению такого учреждения, не может служить основанием для выводов фонда о неправомерности начисления оплаты труда "санитару морга" при наличии указанных в ЕГРН сведений и исходя из должностных обязанностей указанного сотрудника.
Кроме того, в целях реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с порядками оказания медицинской помощи учреждением утверждено штатное расписание, на основании которого сформирован штат младшего медицинского персонала, которым выполняются трудовые функции санитара.
Согласно трудовому договору от 19.06.2020 N 24 и приказу о приеме на работу от 19.06.2020 N 379 должность санитара морга отнесена к структурному подразделению "поликлиника". Трудовым договором и должностной инструкцией Константинову О.В. установлены должностные обязанности санитара морга.
Суд первой инстанции учел, что доказательств того, что данные затраты не являются необходимым, а также являются завышенными или чрезмерными, фондом не представлено, данные обстоятельства при проведении проверки не исследовались и не учитывались.
Из пояснений ответчика в судебном заседании суд первой инстанции установил, что выводы при проведении проверки сделаны фондом исходя из наименования должности санитара морга и должностных обязанностей, которые, в основном, связаны с уходом за телом умершего. Однако, как обоснованно указал суд, указанные обстоятельства не свидетельствуют о нецелевом использовании учреждением средств ОМС. Более того, суд учел, что такие выводы не содержат ни акт проверки, ни предписание.
Установить обстоятельства, на основании которых фонд пришел к выводам о классификации расходов ГБУЗ "Себежская РБ" на выплату заработной платы за счет средств ОМС "санитару морга" как нецелевое использование, из представленных в материалы дела документов, содержащих выводы по результатам проверки, не представляется возможным.
Таким образом, суд первой инстанции признал ошибочными выводы фонда о нецелевом использовании средств территориальной программы обязательного медицинского страхования на оплату труда санитара морга в общем размере 427 492 руб. 96 коп. и признал незаконным предписание а указанной части.
Ссылка фонда в жалобе на то, что прерванные случаи оказания медицинской помощи оплачиваются учреждению в установленном порядке из средств ОМС, при этом тариф по страховому случаю включает в себя расходы на оплату работы младшего медицинского персонала, входящего в штат соответствующего подразделения стационара, что санитар морга обеспечивает исключительно работу морга, хотя в штатном расписании отнесен к подразделению "поликлиники", что его участие и трудовые функции не свидетельствуют о его участии в реализации территориальных программ и оплате за счет средств ОМС, коллегией судей не принимаются, поскольку фондом не установлено дублирование должностных обязанностей иных работников младшего медицинского персонала и санитара морга, территориальные программы предусматривают оплату за счет средств ОМС за неоконченный случай медицинской помощи при летальном исходе, фондом не доказано, что санитар морга осуществлял трудовые функции работника морга, поскольку из материалов дела следует, что в его функции включены должностные обязанности работника младшего медицинского персонала по уходу за телом умершего, определенные в Стандарте N 2н.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Псковской области от 26 декабря 2022 года по делу N А52-5820/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Алимова |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-5820/2022
Истец: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Псковской области "Себежская районная больница"
Ответчик: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Псковской области