г. Москва |
|
14 марта 2023 г. |
Дело N А40-218006/22 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Кузнецовой Е.Е.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Истца
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.12.2022
по делу N А40-218006/22 принятое в порядке упрощенного производства
по иску Минобороны России (ИНН 7704252261) к ОАО ПТЗ "Телта" (ИНН 5902250015) о взыскании,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
Минобороны России (истец, заказчик) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ОАО ПТЗ "Телта" (ответчик, поставщик) о взыскании неустойки по Контракту N 2022187346021412539210775 от 19.05.2020 в размере 428 155 руб. 04 коп.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 26.12.2022 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением, Истец подал апелляционную жалобу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, без вызова сторон на основании статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса РФ, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд установил следующие обстоятельства.
Судом установлено, что 19 мая 2020 г. между Министерством обороны Российской Федерации (Минобороны России, Заказчик, Истец) и ОАО ПТЗ "Телта" (Поставщик, Ответчик) заключен Государственный контракт N 2022187346021412539210775 на поставку изделия АМТ-К (вар. 40) для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2020-2022 годах.
Согласно п. 2.1 Поставщик обязуется в установленный Контрактом срок изготовить и поставить Заказчику Товар в количестве, комплектности, соответствующий качеству и иным требованиям, установленным Контрактом, путем его передачи Грузополучателю на условиях, установленных Контрактом.
Согласно п. 8.4 части 1 статьи 3 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Закон N 44-ФЗ) под отдельным этапом исполнения контракта понимается часть обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), в отношении которого контрактом установлена обязанность заказчика обеспечить приемку (с оформлением документа о приемке) и оплату поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Согласно п.п. 3.2.2 Контракта и п. 4.2 Контракта (в редакции дополнительного соглашения от 24 декабря 2020 г. N 2 к Контракту) Поставщик обязуется поставить Товар, предусмотренный к поставке в 2021 г., до 10 ноября 2021 г. на общую сумму 32 151 818,40 руб.
Согласно п. 7.7 Контракта датой поставки Товара является дата подписания Грузополучателем Акта приема-передачи Товара по форме, установленной Приложением N 1 к Контракту.
Поставщиком Товар, предусмотренный к поставке в 2021 г., на сумму 32 151 818,40 руб. поставлен с просрочкой, что подтверждается Актом приема - передачи Товара N 280, подписанным Грузополучателем 27 декабря 2021 г.
Согласно расчету Истца, просрочка исполнения обязательств по Контракту с 11 ноября 2021 г. по 27 декабря 2021 г. составляет 47 дней.
Согласно п. 11.1 Контракта стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по Контракту в соответствии с законодательством Российской Федерации и Контрактом.
В связи с ненадлежащим исполнением договорных обязательств, Истцом Ответчику начислена неустойка в размере 428 155,04 руб.
Истцом адрес Ответчика была направлена претензия, которая последним оставлена без удовлетворения, в связи с чем Истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности требований заказчика.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции.
В силу пункта 42.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Данный порядок установлен постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 N 783 "Об осуществлении заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом" (Правила N783).
Из толкования приведенных норм следует, что они направлены на поддержку исполнителей по государственным и муниципальным контрактам.
Верховный Суд Российской Федерации в пункте 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом 28.06.2017, указал, что списание начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением государственного (муниципального) контракта при определенных условиях является обязанностью государственного (муниципального) заказчика, поскольку данные действия призваны быть одной из мер поддержки исполнителей по государственным (муниципальным) контрактам.
В силу пункта 2 Правил N 783 списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, за исключением контрактов, по которым:
а) в 2015, 2016 и 2020 годах изменены по соглашению сторон условия о сроке исполнения контракта, и (или) цене контракта, и (или) цене единицы товара, работы, услуги, и (или) количестве товаров, объеме работ, услуг, предусмотренных контрактами;
б) в 2020 году обязательства не были исполнены в полном объеме в связи с возникновением не зависящих от поставщика (подрядчика, исполнителя) обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции;
в) в 2021 году обязательства не были исполнены в полном объеме в связи с существенным увеличением в 2021 году цен на строительные ресурсы, повлекшем невозможность исполнения контракта поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Таким образом, списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек возможно в случаях, когда обязательства по контракту исполнены в полном объеме, а также в случае, когда имело место частичное исполнение обязательств по контракту, связанное с изменением условий контракта о сроках, цене и объеме работ (услуг) по соглашению сторон (подпункт "а"), либо частичное исполнение контракта связано с возникновением не зависящих от поставщика (подрядчика, исполнителя) обстоятельств, в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (подпункт "б"), либо частичное исполнение контракта связано с существенным увеличением в 2021 году цен на строительные ресурсы (подпункт "в").
Таким образом, предусмотренные пунктами "а", "б" и "в" случаи направлены на конкретизацию обстоятельств, по которым контракт не был исполнен, и не являются по своей правовой природе запретом на списание неустойки.
По смыслу пункта 2 Правил N 773 по контрактам, поименованным в подпунктах а - в, для списания штрафов и неустоек не является обязательным условием исполнение обязательств в полном объеме, так как нарушение обязательств было вызвано объективными обстоятельствами, не зависящими от воли исполнителя.
Подпунктом "а" пункта 3 Правил N 783 определено, что списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется заказчиком в случае, если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) за исключением случая, предусмотренного подпунктом "в" настоящего пункта.
В соответствии с пунктом 5 Правил N 783 основанием для принятия решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней) является, в частности в случае, предусмотренном подпунктом "а" пункта 3 настоящих Правил, исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (за исключением гарантийных обязательств) по контракту в полном объеме в 2015, 2016 или 2020 году, подтвержденное актом приемки или иным документом.
В соответствии с положениями пункта 11 Постановления N 783 списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил распространяется на принятую к учету задолженность поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от срока ее возникновения и осуществляется заказчиком на основании решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней), указанного в пункте 9 настоящих Правил, в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения.
При рассмотрении иска заказчика к подрядчику о взыскании штрафных санкций по государственному (муниципальному) контракту суд вправе самостоятельно устанавливать наличие оснований для применения мер государственной поддержки (определение Верховного Суда РФ от 24.04.2018 N 305-ЭС17-23242).
В соответствии с правовой позицией Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ, изложенной в определении от 14.08.2018 N 305-ЭС18- 5712 по делу N А40-179525/2017, указанный порядок списания начисленных сумм неустоек направлен на установление действительного размера задолженности и урегулирование споров между сторонами.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что начисленная заказчиком неустойка подлежит списанию на основании постановления Правительства РФ от 04.07.2018 N 783 "Об осуществлении заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом".
Довод Истца о том, что обязательным условием для списания неустойки, согласно Постановлению Правительства РФ от 04.07.2018 N 783 "О списании начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом" с "Правилами списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом" (далее - Правила), является подписанный сторонами акт сверки неуплаченных штрафных санкций, который отсутствует в материалах дела, не состоятелен, в силу следующего.
Так, в соответствии с положениями Правил, для осуществления списания необходимо соблюдение следующих условий:
Во-первых, существование самого факта ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, и как следствие, наличие начисленной, но не списанной государственным заказчиком неустойки;
Во-вторых, исполнение обязательств по контракту в полном объеме либо имевшее место частичное исполнение обязательств, связанное с изменением условий контракта о сроках, цене и объеме работ (услуг) по соглашению сторон; обусловленное возникновением независящих от поставщика обстоятельств, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции; вызванное существенным увеличением в 2021 году цен на строительные ресурсы; либо предопределенное невозможностью исполнения контрактов без изменения их условий, в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами;
В-третьих, ограничение общей суммы начисленных и неуплаченных неустоек, 5 (пятью) процентами от цены контракта, согласно подпункту "а" пункта 3 Правил.
Таким образом, присутствие в данном случае всех вышеназванных условий говорит о наличии правовых оснований по списанию суммы неустойки за нарушение условий поставки по государственному контракту N 2022187346021412539210775 от 19 мая 2020 года.
В соответствии с правовой позицией Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ, изложенной в определении от 14.08.2018 N 305-ЭС18-5712 по делу N А40-179525/2017, списание сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением государственного (муниципального) контракта при соблюдении указанных в них условий является обязанностью государственного (муниципального) заказчика. По смыслу вышеприведенных положений именно государственный заказчик, в лице Министерства обороны Российской Федерации, обязан был произвести такое списание. При этом несовершение заказчиком действий по сверке задолженности с исполнителем не может служить основанием для неприменения правил о списании или предоставлении отсрочки.
Следовательно, все доводы Истца о том, что Ответчик должен был самостоятельно определить размер неустойки, первым обратиться к Заказчику с предложениями об отсрочке или списании неустойки, а также с инициативой по подписанию акта сверки неуплаченных штрафных санкций, являются необоснованными.
Кроме того, при рассмотрении иска государственного заказчика к исполнителю о взыскании штрафных санкций по государственному (муниципальному) контракту суд вправе самостоятельно устанавливать наличие оснований для применения мер государственной поддержки (определение Верховного Суда РФ от 24.04.2018 N 305-ЭС17-23242).
На основании изложенного, а также с учетом того, что неустойка начислена по обязательствам, которые фактически были исполнены, а сумма начисленной пени не превышает 5% от цены контракта, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для списания неустойки в соответствии с вышеизложенными Правилами.
Учитывая совокупность установленных по делу обстоятельств, суд апелляционной инстанции согласен с выводами суда первой инстанции о неправомерности заявленных исковых требований.
Учитывая изложенное, Девятый арбитражный апелляционный суд считает, что при принятии обжалуемого решения правильно применены нормы процессуального и материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем апелляционная жалоба по изложенным в ней доводам является необоснованной и удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 229, п. 1 ст. 269, ст. 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 26.12.2022 по делу N А40-218006/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Судья |
Е.Е. Кузнецова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-218006/2022
Истец: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: ОАО ПЕРМСКИЙ ТЕЛЕФОННЫЙ ЗАВОД "ТЕЛТА"