город Москва |
|
13 марта 2023 г. |
Дело N А40-174577/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 марта 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мезриной Е.А.,
судей Савенкова О.В., Бондарева А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Воргулевой А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
АО "ПОЧТА РОССИИ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.12.2022 г. по делу N А40-174577/22
по иску АДМИНИСТРАЦИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
(ИНН 2308038402, ОГРН 1022301224549)
к АО "ПОЧТА РОССИИ" (ИНН 7724490000, ОГРН 1197746000000)
об обязании,
Стороны о времени и месте судебного заседания извещены, в суд своих представителей не направили
УСТАНОВИЛ:
АДМИНИСТРАЦИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ обратилась в Арбитражный суд г.Москвы с иском к АО "ПОЧТА РОССИИ" об обязании организовать работу по разработке и предоставлению в региональный орган охраны объектов культурного наследия на согласование проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия с приспособлением для современного использования (реставрация фасада) в отношении объекта культурного наследия регионального значения "Почтово-телеграфная и телефонная контора", 1913-1915 годы", расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, угол ул. Карасунской, 68 и ул. Рашпилевской, 60, лит. А; обязании выполнить комплекс работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с согласованной документацией.
Решением суда от 20.12.2022 г. исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение судом обстоятельств имеющих значение для дела.
Апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в порядке ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность судебного решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Как следует из материалов дела, исковые требования мотивированы тем, что 04.06.2020 приказом администрации Краснодарского края N 222-кн в отношении объекта культурного наследия регионального значения "Почтово-телеграфная и телефонная контора", 1913 - 1915 годы, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, угол ул. Карасунской, 68 и ул. Рашпилевской, 60, лит. А, утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - охранное обязательство).
В соответствии с требованиями охранного обязательства собственник или иной законный владелец обязан в срок до 2 квартала 2021 г. (01.07.2021) организовать работу по разработке проекта сохранения памятника с приспособлением объекта культурного наследия для современного использования (научно-исследовательские, проектные и производственные работы), результатом которой является разработанный и утвержденный в установленном порядке проект сохранения объекта культурного наследия с приспособлением объекта культурного наследия для современного использования (реставрация фасада); в срок до 2 квартала 2022 г. (01.07.2022) организовать работу по реализации работ по сохранению объекта культурного наследия с приспособление объекта культурного наследия для современного использования в соответствии с согласованным управлением государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края (реставрация фасада).
В силу ст. 19 Федерального закона от 29.06.2018 N 171-ФЗ "Об особенностях реорганизации федерального унитарного предприятия "Почта России", основах деятельности акционерного общества "Почта России" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" АО "Почта России" создано путем реорганизации (преобразования) федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" (далее - Предприятие). АО "Почта России" является правопреемником Предприятия. Со дня государственной регистрации АО "Почта России" приобретает право собственности на движимое и недвижимое имущество в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В соответствии со сведениями Единого государственного реестра юридических лиц датой регистрации АО "Почта России" является 01.10.2019.
Согласно ст. 20 Федерального закона N 171-ФЗ объекты недвижимого имущества, принадлежащие Российской Федерации, закрепленные за Предприятием на праве хозяйственного ведения, подлежат передаче в собственность АО "Почта России".
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 27.04.2020 вышеуказанный объект культурного наследия (кадастровый номер 23:43:0207052:77) находился в собственности Российской Федерации и был передан ФГУП "Почта России" на основании права хозяйственного ведения.
Таким образом, АО "Почта России" является собственником вышеуказанного объекта культурного наследия.
Письмом Управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края (далее - Управление) от 28.09.2020 N 78-08-11870/20 в порядке пункта 12 статьи 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" копия охранного обязательства была направлена в адрес ответчика для исполнения.
Между тем, как указывает истец, в нарушение требований охранного обязательства ответчик не представил в Управление проектную документацию на проведение работ по сохранению ОКН, работы по сохранению объекта культурного наследия также не были проведены ответчиком.
Факт неисполнения ответчиком требований охранного обязательства в части разработки проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия до 01.07.2021 подтверждается постановлением Ленинского районного суда г. Краснодара от 07.02.2022, в соответствии с которым АО "Почта России" было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КОАП РФ.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные по делу доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 40 Федерального закона N 73-ФЗ под сохранением объекта культурного наследия понимаются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
В соответствии со статьями 47.2 и 47.3 Федерального закона N 73-ФЗ лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 (физическое или юридическое лицо, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности или ограниченном вещном праве) при содержании и использовании объекта культурного наследия обязаны осуществлять расходы на содержание такого объекта и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения объекта культурного наследия, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, и не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживая ее в благоустроенном состоянии.
Требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.
Пунктом 11 статьи 47.6. Федерального закона N 73-ФЗ предусмотрено, что охранное обязательство подлежит выполнению юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности.
Судом первой инстанции установлено, что ответчиком не были исполнены требования, установленные охранным обязательством, ввиду чего суд правомерно удовлетворил исковые требования.
Судом первой инстанции правильно определен характер спорных взаимоотношений и дана полная оценка обстоятельствам дела.
Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, в силу следующего.
Действия ответчика, описанные в апелляционной жалобе, не свидетельствуют об исполнении требований охранного обязательства по следующим основаниям.
Согласно ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее -Закон N 73-ФЗ) работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных компетентным органом охраны объектов культурного наследия, и роек гной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
Приемка работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия осуществляется собственником или иным законным владельцем указанного объекта культурного наследия либо лицом, выступающим заказчиком работ по сохранению данного объекта культурного наследия, при участии соответствующего органа охраны объектов культурного наследия, выдавшего разрешение на проведение указанных работ.
Выдача задания и согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения осуществляется региональным органом охраны объектов культурного наследия.
Задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия составляется с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия.
Форма выдачи задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, порядок его выдачи, а также подготовки и согласования проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению данного объекта, устанавливаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
В соответствии с ГОСТ 55528-2013 "Состав и содержание научно-проектной документации по сохранению объектов культурного наследия. Памятники истории и культуры" проект реставрации и приспособления содержит основные разделы в соответствии с действующим законодательством по сохранению объектов культурного наследия, а также в части, определенной Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" в качестве обязательных разделов проектной документации, но не противоречащих положениям Закона N 73-ФЗ. Научно-проектная документация состоит из следующих разделов:
раздел "Предварительные работы" включает исходно-разрешительную документацию;
раздел "Комплексные научные исследования" включает: а) историко-архивные и библиографические исследования; б) историко-архитектурные натурные исследования; в) инженерно-технические исследования; г) инженерные химико-технологические исследования по строительным и отделочным материалам; д) исследования по объемным параметрам и специальные инженерно-технологические исследования; ж) отчет по комплексным научным исследованиям. Подраздел "Инженерные изыскания" в составе раздела "Комплексные научные исследования" включает: а) инженерно-геодезические работы; б) инженерно-геологические работы; в) инженерно-гидрологические работы.
раздел "Проект реставрации и приспособления" включает: I. Эскизный проект (архитектурные и конструктивные решения проекта): а) пояснительная записка с обоснованием проектных решений; б) архитектурные решения; в) конструктивные и объемно-планировочные решения. II. Проект: а) пояснительная записка; б) архитектурные решения; в) конструктивные решения;
г) инженерное оборудование, сети инженерно-технического обеспечения, инженернотехнические мероприятия, технологические решения; д) проект организации реставрации (строительства); е) сводный сметный расчет; ж) перечень мероприятий по охране окружающей среды; и) перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности; к) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов и малоподвижных групп населения к объектам культурного наследия; л) иная документация (предусмотренная федеральными законами и/или определенная заданием на разработку научно-проектной документации); м) перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Состав и содержание проекта реставрации и приспособления определяются заданием на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.
Ответчик на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции с заявлением о выдаче задания на проведение работ по сохранению спорного объекта культурного наследия в адрес истца не обратился.
В соответствии со ст. 30 Закона N 73-ФЗ проектная документация на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия подлежит историко-культурной экспертизе.
Пунктами 6, 7, 11(2), 20 Положения о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 N 569, установлено, что экспертиза проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия проводится по инициативе заинтересованного лица на основании договора с экспертной комиссией из 3 и более экспертов. В заключении экспертизы указывается однозначный вывод экспертизы о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) требованиям законодательства Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
Таким образом, осуществление АО "Почта России" деятельности по поиску организации, обладающей лицензией па осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия, для разработки соответствующей научно-проектной документации не является выполнением требования об организации разработки проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Почтово-телеграфная и телефонная контора", 1913 - 1915 годы.
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 05.06.2015 N 1749 утвержден Порядок подготовки и согласования проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия (далее - Порядок), согласно которому для согласования проектной документации органу охраны объектов культурного наследия необходимы следующие документы: заявление о согласовании проектной документации, подписанное заинтересованным лицом или его представителем; положительное заключение акта государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, подлинник в 2 (двух) экземплярах на бумажном носителе и электронном носителе в формате переносимого документа (PDF); проектная документация на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, подлинник, в прошитом и пронумерованном виде в 2 (двух) экземплярах на бумажном носителе и электронном носителе в формате переносимого документа (PDF); документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление (выписка из приказа о назначении на должность либо доверенность на право подписи (для юридического лица) (п. 3 Порядка). Факт выдачи согласованной проектной документации заявителю регистрируется ответственным исполнителем или должностным лицом, ответственным за делопроизводство, в журнале учета выдачи согласованной проектной документации (п. 8 Порядка). Отказ в согласовании проектной документации осуществляется в следующих случаях: 1) представление неполного комплекта документов, перечисленных в п. 3 Порядка; 2) наличие недостоверных сведений в документах, указанных в п. 3 Порядка; 3) представленные документы подписаны лицом, не имеющим на то полномочий; 4) заключение государственной историко-культурной экспертизы содержит отрицательные выводы по представленной документации; 5) несогласие органа охраны объектов культурного наследия с заключением государственной историко-культурной экспертизы (п. 9 Порядка). Отказ в согласовании проектной документации оформляется в письменной форме и выдается заявителю ответственным исполнителем или должностным лицом, ответственным за делопроизводство, с прилагаемыми к заявлению документами (п. 10 Порядка).
На основании вышеизложенного, для организации работы по исполнению требований охранного обязательства ответчику необходимо:
1) заключить с организацией или индивидуальным предпринимателем, обладающим лицензией на разработку проектной документации по сохранению объектов культурного наследия, договор на разработку проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия "Почтово-телеграфная и телефонная контора", 1913-1915 годы", с приспособлением для современного использования (реставрация фасада), состав которой соответствует выданному заданию;
2) обеспечить получение положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы разработанной проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия "Почтово- телеграфная и телефонная контора", 1913 - 1915 годы" с приспособлением для современного использования (реставрация фасада);
3) представить в управление государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края и получить согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия "Почтово-телеграфная и телефонная контора", 1913 - 1915 годы" с приспособлением для современного использования (реставрация фасада);
заключить с организацией или индивидуальным предпринимателем, обладающим соответствующей лицензией, договор на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия "Почтово-телеграфная и телефонная контора", 1913 - 1915 годы", с приспособлением для современного использования (реставрация фасада), в соответствии с согласованной научно-проектной документацией;
обеспечить приемку выполненных работ по сохранению "Почтово-телеграфная и телефонная контора", 1913 - 1915 годы" в соответствии с согласованной научно-проектной документацией путем подписания соответствующего акта приемки.
Поскольку ответчик свои обязательства не исполнил, требования истца были удовлетворены судом первой инстанции.
Апелляционная жалоба не содержит доводов которые не были бы учтены судом первой инстанции.
Доводы о том, что ответчик просил отложить судебное разбирательство в связи с тем, что проводятся поиски лицензированного подрядчика, однако ходатайство было отклонено, не являются основанием для отмены судебного акта суда первой инстанции.
При рассмотрении дела судом были установлены все существенные обстоятельства, которым дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не имеется.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных ст.270 АПК РФ, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Расходы по оплате госпошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на апеллянта.
Руководствуясь ст.ст. 176, 266-268, п.1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 20.12.2022 г. по делу N А40-174577/22 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Мезрина Е.А. |
Судьи |
Савенков О.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-174577/2022
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Ответчик: АО "ПОЧТА РОССИИ"