г. Тула |
|
13 марта 2023 г. |
Дело N А09-2281/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.03.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 13.03.2023.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Капустиной Л.А., судей Дайнеко М.М. и Заикиной Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кузнецовой Ю.Н., при участии от ответчика - акционерного общества "Транснефть - Дружба" (г. Брянск, ИНН 3235002178, ОГРН 1023202736754) - Гриминова А.А. (доверенность от 31.05.2022), в отсутствие истца - администрации городского округа Новокуйбышевск (г. Новокуйбышевск, ИНН 6330001300, ОГРН 1026303118841), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского округа Новокуйбышевск на решение Арбитражного суда Брянской области от 20.12.2022 по делу N А09-2281/2022 (судья Дюбо Ю.И.),
УСТАНОВИЛ:
администрация городского округа Новокуйбышевск (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к акционерному обществу "Транснефть - Дружба" (далее - общество) о взыскании 218 866 рублей 80 копеек, в том числе задолженности по договору аренды земельного участка в размере 133 931 рубля и неустойки в сумме 84 935 рублей 80 копеек.
Решением суда от 20.12.2022 исковые требования удовлетворены частично: с общества в пользу администрации взыскана неустойка в сумме 11 734 рублей 99 копеек. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе администрация просит решение отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме. Оспаривая судебный акт, заявитель ссылается на то, что примененный истцом при расчете арендной платы за период с 01.10.2021 по 31.03.2022 уровень инфляции соответствует постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - постановление Правительства N 582) и приказам Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.01.2011 N 9, от 06.09.2018 N 478 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов" (далее - Приказы от 14.01.2011 N 9, от 06.09.2018 N 478).
В отзыве ответчик просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Указывает, что в силу статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, арендная плата за спорный участок является регулируемой и рассчитывается по ставкам, утвержденным Министерством экономического развития Российской Федерации. Информирует, что приказом Минэкономразвития России от 14.01.2011 N 9 ставка арендной платы для спорного участка установлена в 1,20 рублей за 1 кв. м; приказом Минэкономразвития России от 06.09.2018 N 478 - в размере 2,08 рублей за 1 кв. м; индексации указанных ставок на уровень инфляции закон не предусматривает. Сообщает, что арендная плата в размере, определенном названными актами, внесена обществом полностью.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе путем размещения информации о движении дела в сети Интернет, в суд представителя не направил. С учетом мнения представителя ответчика судебное заседание проводилось в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителя ответчика, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 29.08.2018 между администрацией (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 50, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 63:04:0203083:5 из категории земель населенных пунктов, площадью 221 248 кв. метров, расположенный по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, ул. Шоссейная, дом 4, с разрешенным использованием: под территорию филиала ОАО "ЮГО-ЗАПАД-ТРАНСНЕФТЕПРОДУКТ" ЛДПС "ВОСКРЕСЕНКА" (приложение N 5).
На указанном земельном участке расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами 63:04:0203083:29 (нежилое производственное (промышленное) сооружение - подстанция открытого распределительного устройства 35х6 Кв), 63:04:0203083:50 (сооружение нефтеперерабатывающей промышленности), 63:04:0203083:44 (нежилое здание), 63:04:0203083:47 (нежилое здание), 63:04:0203083:46 (нежилое здание), 63:04:0203083:48 (нежилое здание), 63:04:0203083:45 (нежилое здание), 63:04:0203083:49 (сооружение нефтеперерабатывающей промышленности), 63:04:0301025:2119 (нежилое здание), 63:04:0203083:54 (сооружение нефтеперерабатывающей промышленности) (пункт 1.3 договора).
Согласно пункту 2.2. договора арендатор перечисляет арендную плату за год частями в следующие сроки: за первый квартал - 01.02 текущего года; за второй квартал - 01.04 текущего года; за третий квартал - 01.07 текущего года; за четвертый квартал - 01.10 текущего года.
Земельный участок является собственностью муниципального образования городской округ Новокуйбышевск Самарской области, о чем 30.05.2018 в регистрирующем органе сделана запись о праве N 63:04:0203083:5-63/004/2018-2 (приложение N 6).
Договор аренды заключен сроком на 49 лет и зарегистрирован в установленном законом порядке 06.09.2018 года за N 63:04:0203083:5-63/004/2018-4.
По акту приема-передачи от 29.08.2018 земельный участок передан арендатору.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение обязательств по уплате арендных платежей за период с 01.10.2021 по 31.03.2022 и неисполнение требования о погашении задолженности, изложенное в претензии от 16.11.2021, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли является платным. Формами платы за пользование землей являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Поскольку договор аренды земельного участка заключен после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в отношении земельного участка, находящегося в публичной собственности, размер арендной платы определен не по результатам торгов, арендная плата по этому договору является регулируемой (пункты 16 и 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды").
Пунктом 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, вступившей в законную силу с 01.03.2015, предусмотрено, что, если иное не установлено данным Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:
1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 настоящего Кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
К объектам, предусмотренным подпунктом 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, относятся объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения.
Нормативным правовым актом, устанавливающим размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, являются Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 (далее - Правила N 582).
Согласно пункту 5 названных Правил, арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития), в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения, в частности, линий электропередачи, линий связи, в том числе линейно-кабельных сооружений, трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, гидроэлектростанций, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.
Минэкономразвития РФ во исполнение данного пункта Правил издало Приказы от 14.01.2011 N 9 и от 06.09.2018 N 478, которыми утверждены ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов Единой системы газоснабжения, газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, для Самарской области с 08.04.2011 - в размере 1 рубля 20 копеек за 1 кв.м., с 09.10.2018 - в размере 2 рублей 08 копеек за 1 кв.м.
Поскольку в пункте 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, вступившей в действие с 01.03.2015, установлены случаи, при наличии которых размер арендной платы за некоторые виды публичных земель не может превышать размер арендной платы, установленной в отношении федеральных земель, данная норма Кодекса подлежит применению с указанной даты при определении арендной платы за все публичные земли независимо от того, какие правила установлены нормативными правовыми актами субъектов или муниципальных образований (определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 20.03.2017 N 306-ЭС16-16522 и от 23.11.2017 N 305-ЭС17-12788, апелляционные определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 21.04.2016 N 84-АПГ16-1, от 08.09.2016 N 74-АПГ16-6).
Как видно из материалов дела, спорный земельный участок имеет разрешенное использование - под территорию нефтеперерабатывающего предприятия (филиала ОАО "ЮГОЗАПАДТРАНСНЕФТЕПРОДУКТ" ЛДПС "ВОСКРЕСЕНКА"), в связи с чем, суд сделал правильный вывод, что он относится к перечню, установленному подпунктом 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, и с 01.03.2015 плата за его использование не может превышать размер арендной платы, рассчитанный в соответствии с вышеуказанными приказами Минэкономразвития РФ.
Указанная правовая позиция сформулирована в определении Верховного Суда Российской Федерации от 20.03.2017 N 306-ЭС16-16522.
Исходя из Приказов от 14.01.2011 N 9, от 06.09.2018 N 478 размер арендной платы за период с 01.10.2021 по 31.03.2022, составит 191 038 рублей 74 копеек, что истцом не оспаривается. Указанная задолженность погашена ответчиком (т. 1, л. д. 68-71).
При таких обстоятельствах дополнительное применение к установленным ставкам коэффициентов инфляции неправомерно.
Пункт 8 Правил N 582, на которые ссылается администрация, не затрагивает ситуацию определения арендной платы в соответствии с пунктом 5 названных Правил, в частности, для целей определения арендной платы за земельные участки, предоставленные для эксплуатации объектов, обеспечивающих деятельность естественных монополий (определение Верховного Суда Российской Федерации от 30.07.2019 N 310-ЭС19-11295). Общество включено в реестр субъектов естественных монополий приказом Федеральной службы по тарифам от 02.02.2015 N 113-э.
Иной подход повлечет превышение установленной законом арендной платы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Пунктом 60 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъяснено, что на случай неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности при просрочке исполнения, законом или договором может быть предусмотрена обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму (неустойку), размер которой может быть установлен в твердой сумме - штраф или в виде периодически начисляемого платежа - пени (пункт 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 6.2 договора, в случае невнесения арендатором платежей в сроки, установленные настоящим договором, начисляются пени в размере 0,06 % от суммы неуплаты за каждый день просрочки.
Частично удовлетворяя требование о взыскании неустойки, суд первой инстанции, установив факт несвоевременного ее внесения арендатором, а также приняв во внимание, что истец своими действиями содействовал увеличению периода просрочки (длительное бездействие администрации по приведению размера арендной платы в соответствии с приказом Минэкономразвития РФ от 06.09.2018 N 478 (письма истца от 12.12.2019 N ТДР-200-01-08-11/53608, от 22.05.2020 N 4356, от 19.08.2020 N 7274, письма ответчика от 12.12.2019 N ТДР-200-01-08-11/53608, от 10.04.2020 NТДР-100-01-08-15/14503, от 06.04.2021 N ТДР100-01-08-17/13413)), удовлетворил требование о применении ответственности в сумме 11 734 рублей 99 копеек (за периоды с 02.04.2021 по 16.06.2021 и с 02.07.2021 по 04.10.2021). Доводов относительно неправильности расчета неустойки апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
В соответствии с частью 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку заявитель в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты госпошлины, последняя взысканию не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 20.12.2022 по делу N А09-2281/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.А. Капустина |
Судьи |
М.М. Дайнеко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-2281/2022
Истец: Администрация городского округа Новокуйбышевск
Ответчик: АО "Транснефть - Дружба"