город Москва |
|
14 марта 2023 г. |
Дело N А40-195583/2022 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи О.Н. Лаптевой (единолично),
рассмотрев апелляционную жалобу
ОАО "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 16 декабря 2022 года
по делу N А40-195583/2022, принятое судьей Козловским В.Э.,
в порядке упрощенного производства,
по иску ООО "Модум-Транс" (ОГРН: 1106623007700)
к ОАО "Российские железные дороги" (ОГРН: 1037739877295);
о взыскании убытков
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
ООО "Модум-Транс" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к ОАО "Российские железные дороги" (далее - ответчик) о взыскании убытков в размере 247.773,53 руб.
Настоящее дело было рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам, установленным главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16 декабря 2022 года, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
При этом суд исходил из обоснованности заявленных исковых требований.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Указывает, что истцом пропущен срок исковой давности по вагону N 62362041, истцом не доказана совокупность условий, необходимая для взыскания с ответчика убытков в заявленном размере, суд неправомерно отклонил ходатайство ответчика о рассмотрении дела по общим правилам искового производства.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев дело без вызова сторон в порядке статей 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Исковые требования по настоящему делу мотивированы следующим.
Истцу на праве собственности или ином законном праве принадлежат вагоны N N 62362041, 60754017.
Указанные вагоны были направлены в ремонтные вагонные депо для проведения планового (деповского ремонта), текущего ремонта.
При проведении ремонта вагона N 62362041 забракована колесная пара N 5-145618-1988 по причине наличия сварочных электроожогов на оси колесной пары (код 221), что согласно Руководящему документу по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524 мм), утв. Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества (протокол от 19-20 октября 2017 N 67), является термомеханическим повреждением в виде следов касания электродом или оголенным проводом поверхности оси (пункт 3.1 таблицы Б.1 приложения Б).
При проведении ремонта вагона N 60754017 была забракована колесная пара N 119-12323-1983 по причине наличия забоин и вмятин более допустимых размеров (код 322), что согласно Руководящему документу по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524 мм), утв. Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества (протокол от 19-20 октября 2017 N 67), является механическим повреждением, сопровождающимся деформацией металла и характеризующееся образованием на шейке, предступичной или средней части оси местных углублений (пункт 3.3 таблицы Б.1 приложения Б).
Учитывая, что характер дефектов оси колесных пар - повреждение, истец обратился к соответствующим вагонным эксплуатационным депо в структуре ответчика, с письмами о необходимости проведения расследования факта повреждений колесных пар, составления акта о повреждении вагонов формы ВУ-25, протоколов разбора у начальника станции, актов общей формы ГУ-23 с материалами расследования. Обращения истца оставлены ответчиком без ответа. Расследования ответчиком не проведены, акты общей формы ГУ-23 и другие документы по результатам расследования не составлены, мотивированный отказ от составления актов ГУ-23 и других документов по результатам расследований не предоставлен.
Таким образом, ответчик не выполнил установленные нормативно-правовыми актами обязательства по проведению расследования повреждений деталей с оформлением надлежащих документов с целью установления виновного лица в повреждении вагонов.
Размер убытков истца в связи с браковкой колесной пары N 5-145618-1988 определен как среднеарифметическая стоимость колесной пары с толщиной обода 44- 40 мм согласно поступивших в адрес истца коммерческих предложений за III квартал 2021 года.
Для обеспечения выпуска вагона N 60754017 из ремонта, истец приобрел колесную пару N 5-305634-2008 взамен забракованной N 119-12323-1983, в связи с чем, понес убытки, что подтверждается расчетно-дефектной ведомостью от 02.10.2021 г., платежным поручением от 15.11.2021 г. N 9556.
Вместе с тем, вагон N 62362041 в период с 24 мая 2021 года до момента прибытия к месту проведения планового ремонта 25 мая 2021 года и вагон N 60754017 в период с 08 сентября 2021 года до момента прибытия к месту проведения планового ремонта 19 сентября 2021 года находились в пути следования на путях общего пользования, что подтверждается транспортными железнодорожными накладными N ЭЫ 912911, N ЭГ 485263, соответственно, принятыми ответчиком.
Перевозочные документы были оформлены истцом в установленном порядке, перевозчик в лице ответчика согласовал данные перевозки, что подтверждает исправное техническое состояние вагонов при их передаче ответчику.
Полагая, что ответчик является лицом, ответственным за техническое состояние вагонов, ООО "Модум-Транс" обратился к ОАО "Российские железные дороги" с претензиями о взыскании понесенных убытков, которые оставлены ответчиком без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием, для обращения истца в Арбитражный суд города Москвы.
Статьей 105 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта) установлена ответственность перевозчика при повреждении или утрате принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, другим юридическим или физическим лицам вагонов, контейнеров или их узлов и деталей. Перевозчик такие вагоны, контейнеры обязан отремонтировать либо возместить владельцу вагонов, контейнеров стоимость ремонта или фактическую стоимость поврежденных или утраченных вагонов, контейнеров или их узлов и деталей. Кроме того, перевозчик возмещает убытки, понесенные владельцами вагонов, контейнеров вследствие их повреждения или утраты.
На основании пункта 1 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
При этом, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Истец, как лицо, требующее возмещения убытков, в соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков.
Суд первой инстанции руководствовался положениями статей 15, 309, 393 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 г. N 25 "О применении судами положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", пунктом 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 г. N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" и исходил из доказанности истцом наличия совокупности условий, необходимой для взыскания с ответчика убытков в оспариваемом размере, в связи с чем, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о недоказанности заявленных исковых требований и отсутствии оснований для взыскания убытков, отклоняются судом апелляционной инстанции. Приняв вагоны к перевозке, ответчик до возвращения их истцу несет ответственность за их сохранность, а также за сохранность установленных на них узлов и деталей (пункт 2.1.1 Инструкции осмотрщику вагонов). Доказательством приемки вагонов к перевозке в технически исправном состоянии свидетельствуют железнодорожные транспортные накладные, представленные в материалы дела. Убытки истца возникли у него по причине несоблюдения ответчиком положений действующего законодательства об обеспечении сохранности вагонов, принятых к перевозке. Размер убытков ответчика также документально подтвержден представленными в материалы дела доказательствами. При этом акты формы ГУ-23, акты формы ВУ-25 о повреждении вагонов, протоколы разбора, оформленные согласно приказу МПС N 45 от 18.06.2003 г. "Об утверждении Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом", в адрес истца ответчиком направлены не были.
Ссылка апелляционной жалобы ответчика на пропуск истцом срока исковой давности по вагону N 62362041 является несостоятельной. Заявленные обществом требования основаны на статьях 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом, в соответствии со статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации к требованиям о взыскании убытков применяется общий трехлетний срок исковой давности. Заявленные истцом в настоящем иске требования вытекают из деликтных правоотношений, в связи с чем, к спорным правоотношениям подлежит применению общий срок исковой давности, который составляет три года.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что суд неправомерно рассмотрел дело в порядке упрощенного производства в виду необходимости исследования дополнительных доказательств, отклоняются апелляционным судом, поскольку обстоятельства, препятствующие рассмотрению настоящего дела в порядке упрощенного производства, указанные в части 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствовали. Несогласие стороны с рассмотрением данного дела в порядке упрощенного производства, при отсутствии причин к рассмотрению дела в общем порядке, не может служить основанием для рассмотрения дела по общим правилам искового производства.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Судебные расходы между сторонами распределяются в соответствии со статей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 266, 267, 268, 269, 271 и 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 16 декабря 2022 года по делу N А40-195583/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
О.Н. Лаптева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-195583/2022
Истец: ООО "МОДУМ-ТРАНС"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"