г. Тула |
|
14 марта 2023 г. |
Дело N А54-941/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.03.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.03.2023.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Дайнеко М.М., судей Заикиной Н.В. и Капустиной Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Осиповой Д.И., при участии путем использования системы видеоконференц-связи от истца - Кузнецова А.С. (доверенность от 20.01.2023, паспорт, диплом), в отсутствие иных лиц, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Рязани на решение Арбитражного суда Рязанской области от 11.01.2023 по делу N А54-941/2022 (судья И.А. Ушакова), принятое по заявлению акционерного общества "ТЕХФОРС ПЛЮС" (г. Москва) к администрации города Рязани (г. Рязань), третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство имущественных и земельных отношений по Рязанской области (г. Рязань), Управление земельных ресурсов и имущественных отношений Администрации города Рязани (г. Рязань), Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях (г. Тула) о признании незаконным постановления администрации г. Рязани от 23.11.2021 N 5015 в части установления цены земельного участка, об обязании устранить допущенное нарушение,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "ТЕХФОРС ПЛЮС" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области (далее - ответчик, администрация) с заявлением о признании незаконным постановления администрации города Рязани от 23.11.2021 N 5015 "О продаже в собственность акционерному обществу "ТЕХФОРС ПЛЮС" земельного участка с кадастровым номером 62:29:0030037:1916" в части установления цены земельного участка в размере 858 436,35 руб.; акционерное общество "ТЕХФОРС ПЛЮС" просит обязать администрацию города Рязани устранить допущенное нарушение прав и законных интересов акционерного общества "ТЕХФОРС ПЛЮС" путем внесения изменений в постановление от 23.11.2021 N 5015 "О продаже в собственность акционерному обществу "ТЕХФОРС ПЛЮС" земельного участка с кадастровым номером 62:29:0030037:1916" в части установления цены земельного участка с кадастровым номером 62:29:0030037:1916 в размере 286 145 (двести восемьдесят шесть тысяч сто сорок пять) руб. 45 коп.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 11.01.2023 иск удовлетворен. Ответчик обратился с апелляционной жалобой о его отмене.
Представитель истца с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, решение просил оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Изучив материалы дела, оценив доводы сторон, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что обращение истца с заявлением мотивировано несогласием с определенной ответчиком выкупной цены земельного участка с кадастровым номером 62:29:0030037:1916, на котором расположены принадлежащие истцу объекты недвижимости (кадастровые номера 62:29:0030036:41, 62:29:0030036:29, 62:29:0030036:18, 62:29:0030036:16, 62:29:0030036:25, 62:29:0030036:19, 62:29:0030036:30).
По мнению истца, поскольку данные объекты недвижимости приобретены из муниципальной собственности, то в данном случае подлежит применению льготная выкупная цена, установленная ч. 1 ст. 4.2 Закона Рязанской области от 05.08.2011 N 62-03 "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Рязанской области" (далее - Закон N 62-03) (2,5% от кадастровой стоимости земельного участка).
Ответчик выкупную стоимость земельного участка определил в соответствии с ч. 2 ст. 4.2 Закона N 62-03, т.е. на общих основаниях.
Наличие указанных разногласий послужило основанием для обращения в суд.
Статьей 39.20 ЗК РФ предусмотрены особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение.
В силу пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства").
Согласно пункту 2 статьи 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации при заключении без проведения торгов договора купли-продажи земельного участка, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или государственная собственность на который не разграничена, цена такого земельного участка определяется в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами. Цена названного земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом (пункт 3 статьи 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации).
По общему правилу, сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости (статья 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"). Следовательно, цена находящегося в государственной собственности земельного участка, выкупаемого собственником расположенных на таком участке строений, определяется исходя из кадастровой стоимости этого участка на момент обращения собственника расположенных на нем строений в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 01.07.2012 в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения. При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек, и двух с половиной процента кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.2 Закона Рязанской области от 05.08.2011 N 62-03 "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Рязанской области" при заключении договоров купли-продажи земельных участков, находящихся в государственной собственности Рязанской области, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, цена таких земельных участков определяется в размере 2,5 процента кадастровой стоимости земельного участка при их приобретении:
коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями, являющимися собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, сооружений или помещений в них, если эти здания, сооружения или помещения в них были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, сооружения;
коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями, являющимися собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, сооружений или помещений в них, если эти здания, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, сооружений;
юридическими лицами, являющимися собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, сооружений или помещений в них, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками; гражданами и некоммерческими организациями, являющимися собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, сооружений или помещений в них, если право собственности указанных лиц на эти здания, сооружения или помещения в них возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
Частью 2 ст. 4.2 Закона Рязанской области N 62-03 (т.7л.д.10) установлен порядок определения выкупной цены земельного участка для лиц, которые не указаны в ч. 1 данной статьи.
Таким образом, из системного толкования положений ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" ст. 4.2 Закона Рязанской области от 05.08.2011 N 62-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Рязанской области" следует, что одним из оснований для приобретения земельного участка в собственность по льготной цене (2,5% от кадастровой стоимости), является приобретение земельного участка коммерческой организацией, на котором расположены принадлежащее ей здания, сооружения, отчужденные из государственной собственности.
Таким образом, для приобретения собственником такого объекта недвижимости земельного участка по льготной цене, установленной пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", достаточно установить факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий. Любой собственник недвижимого имущества, выкупленного у государственного (муниципального) образования, имеет право на получение земельного участка на льготных условиях независимо от того, приобрел ли он недвижимость непосредственно при приватизации или в результате последующих сделок.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановление ФАС Центрального округа от 15.02.2011 по делу N А14-7380/2010/198/4, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 10.07.2014 по делу N А43-22568/2013, Определение ВАС РФ от 23.06.2014 N ВАС-7456/14.
Из материалов дела следует, что истцом при обращении к ответчику с заявлением о выкупе земельного участка приложен полный пакет документов, подтверждающий его право на приобретение участка по льготной цене и приобретение расположенных на нем объектов недвижимости из муниципальной собственности (т. 1, л. д. 78).
Возражения ответчика со ссылкой на информацию, отраженную в сообщении от 19.11.2021 N ММ/3-9073 (т.1л.д.107) Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области, об отсутствии сведений об отчуждении объектов недвижимости с кадастровыми номерами 62:29:0030036:41, 62:29:0030036:29, 62:29:0030036:18, 62:29:0030036:16, 62:29:0030036:25, 62:29:0030036:19, 62:29:0030036:30 из федеральной (областной) собственности Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области, отклонены судом области по результатам исследования представленных в материалы дела копий регистрационных дел в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами 62:29:0030036:16, 62:29:0030036:18, 62:29:0030036:19, 62:29:0030036:25, 62:29:0030036:30, 62:29:0030036:41,62:29:0030036:29.
При наличии зарегистрированного права собственности заявителя на объекты недвижимости и представлении копии акта купли-продажи от 02.01.1991 (т.1, л.д.14), по которому трудовым коллективом Рязанского областного предприятия "Вторчермет" выкуплено (приватизировано) имущество Рязанского областного предприятия "Вторчермет" согласно приложению к акту, утвержденному решением исполкома Московского районного Совета Народных депутатов от 25.12.2090 N 306, заместителем министра председателем правления концерна "Союзвтормет" 27.12.1990, у ответчика не имелось оснований для сомнений в праве истца на приобретение земельного участка по льготной цене.
В связи с тем, что установленных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного акта нет, то апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 11.01.2023 по делу N А54-941/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.М. Дайнеко |
Судьи |
Н.В. Заикина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-941/2022
Истец: АО "ТЕХФОРС ПЛЮС"
Ответчик: администрациягорода Рязани
Третье лицо: Межрегиональное территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях, Министерство имущественных и земельных отношений по рязанской области, Управление земельных ресурсов и имущественных отношений Администрации г.Рязани, Управление Росреестра по Рязанской области, ФГБУ Филиал "ФКП Росреестра" по Рязанской области