г. Москва |
|
14 марта 2023 г. |
Дело N А40-175160/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 марта 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Никифоровой Г.М., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Юносовым А.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИП Яловенко Е.В.
на решение Арбитражного суда города Москвы от 18.11.2022 по делу N А40-175160/2022
по заявлению: индивидуального предпринимателя Яловенко Елены Витальевны
к Министерству энергетики Российской Федерации
третье лицо: АО "ТРАНСНЕФТЬ-ПРИВОЛГА"
о признании недействительным приказа,
при участии:
от заявителя: |
Гончаров В.П. по дов. от 10.08.2022 |
от заинтересованного лица: |
Злоцкая К.В. по дов. от 14.12.2020 |
от третьего лица: |
Староверова В.Е. по дов. от 28.04.2022 |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 18.11.2022, принятым по настоящему делу, отказано в удовлетворении требований индивидуального предпринимателя Яловенко Елены Витальевны (заявитель, предприниматель, ИП Яловенко Е.В.) о признании недействительным приказа Министерства энергетики Российской Федерации (заинтересованное лицо, министерство, Минэнерго России) от 11.11.2021 N 1209 "Об утверждении документации по планировке территории для размещения объекта трубопроводного транспорта федерального значения "Магистральный нефтепровод "Куйбышев-Тихорецк". Участок 1106,5 км - 1193 км, Ду-800. Волгоградское РНУ. Реконструкция".
В деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, участвует акционерное общество "Транснефть-Приволга" (далее - третье лицо).
Не согласившись с принятым судом решением, предприниматель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт.
Протокольным определением от 23.01.2023 судебное разбирательство по рассмотрению апелляционной жалобы откладывалось в порядке статьи 158 АПК РФ до 14 час. 00 мин. 06.03.2023.
В заседании арбитражного суда апелляционной инстанции 06.03.2023 рассмотрение дела начато сначала в связи с изменением состава суда на основании пункта 2 части 3, части 5 статьи 18 АПК РФ ввиду нахождения судьи Л.Г. Яковлевой в отпуске.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе и письменных пояснениях к ней. Просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представители заинтересованного лица и третьего лица в судебном заседании возражали против удовлетворения жалобы по доводам отзыва, считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Проверив в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, изучив материалы дела и доводы жалобы, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Минэнерго России 11.11.2021 был издан Приказ N 1209 "Об утверждении документации по планировке территории для размещения объекта трубопроводного транспорта федерального значения "Магистральный нефтепровод "Куйбышев-Тихорецк". Участок 1106,5 км - 1193 км, Ду-800. Волгоградское РНУ. Реконструкция".
Полагая, что данный приказ не имеет юридической силы, противоречит градостроительному и земельному законодательству, нарушает права и законные интересы предпринимателя в экономической деятельности, Яловенко Е.В. обратилась в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Отказывая в удовлетворении требования заявителя о признании недействительным приказа ответчика от 11.11.2021 N 1209, суд первой инстанции исходил из правомерности и обоснованности содержащихся в нем требований, отсутствия в совокупности условий, предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ, необходимых для признания его недействительным в силу нижеследующего.
В соответствии с пунктом 4.5.8 Положения о Минэнерго России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2008 N 400 (далее - Положение N 400) Минэнерго России утверждает документацию по планировке территории, предназначенную для размещения объектов трубопроводного транспорта федерального значения.
Пунктами 7 и 9 Положения N 400 определено, что Минэнерго России возглавляет Министр энергетики Российской Федерации, который имеет заместителей и распределяет обязанности между своими заместителями.
Пунктами 9.1, 9.10 Положения о Минэнерго России предусмотрено, что министр, возглавляющий Минэнерго России, распределяет обязанности между своими заместителями, издает приказы, имеющие нормативный характер, а по оперативным и другим текущим вопросам организации деятельности Министерства - приказы ненормативного характера.
Согласно подпункту 3 пункта 2.1, пунктам 2.2 и 2.4 приказа Минэнерго России от 14.01.2021 N 7 "О распределении обязанностей между заместителями Министра энергетики Российской Федерации", действующему на момент вынесения Приказа N 1209, заместитель Министра Грабчак Евгений Петрович: организует и координирует осуществление полномочий Минэнерго России, в том числе по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в пределах компетенции Минэнерго России по направлению градостроительной и земельной политики, включая вопросы территориального планирования и размещения объектов ТЭК; имеет право подписи приказов Минэнерго России; вправе исполнять обязанности Министра во время его отсутствия в случае издания соответствующего приказа Минэнерго России.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 31 инструкции по делопроизводству Министерства энергетики Российской Федерации, утвержденной приказом Минэнерго России от 23.03.2009 N 78 (далее - инструкция) приказы подписывает Министр или заместитель Министра в соответствии с распределением обязанностей. Таким образом, заместитель Министра энергетики Российской Федерации Грабчак Е.П. имел полномочия на подписание Приказа N 1209.
Оригинал Приказа N 1209 в соответствии с инструкцией хранится в Департаменте управления делами и государственной службы (в настоящее время - Административный департамент Минэнерго России).
В соответствии с частью 15 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) документация по планировке территории, утверждаемая соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, направляется главе поселения, главе городского округа, применительно к территориям которых осуществлялась подготовка такой документации, в течение семи дней со дня ее утверждения.
Минэнерго России в адрес администраций сельских поселений направлено письмо от 15.11.2021 N 05-5792 с приложенным Приказом N 1209 для дальнейшего опубликования в порядке части 16 статьи 45 ГрК РФ.
Таким образом, Приказ N 1209 подписан уполномоченным лицом, наделенным в установленном законом порядке соответствующими полномочиями.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ч. 1 ст. 26 ГрК РФ реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования.
Статьей 41 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Согласно п. 4 ст. 41 ГрК РФ видами документации по планировке территории являются:
1) проект планировки территории;
2) проект межевания территории.
В силу п. 1 ст. 42 ГрК РФ подготовка проектов планировки территории выполняется для:
- выделения элементов планировочной структуры;
- установления границ территорий общего пользования и границ зон планируемого размещения объектов;
- определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Проект планировки территории на основании п. 6 ст. 41 ГрК РФ служит основой для подготовки проекта межевания территории, за исключением случаев, когда необходимо разрабатывать только проект межевания территории.
Исходя из анализа указанных норм ГрК РФ можно сделать вывод, что документация по планировке территории обеспечивает реализацию базовых градостроительных решений, принимаемых органами государственной власти, устанавливая этапность создания на ней объектов капитального строительства, переводя предельные параметры разрешенного строительства в технико-экономические показатели для конкретных объектов капитального строительства, выделяя зоны планируемого размещения объектов в привязке к земельным участкам.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 28.05.2020 N 1179-0, регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима также для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области.
Указание в документации по планировке территории сведений о частях земельных участков, необходимых для установления частного или публичного сервитута не предусмотрено.
На основании изложенного, учитывая значение и содержание документации по планировке территории как документа градостроительного планирования, данная документация не устанавливает и не может устанавливать границы земельного участка для установления в судебном порядке частного сервитута.
Решение об утверждении документации планировки территории в соответствии со статьей 39.41 Земельного кодекса РФ является обоснованием для установления публичного сервитута и должно быть указано в решении об установлении публичного сервитута, что и было указано в приказе от 20.04.2022 N 341, которым в пользу АО "Транснефть-Приволга" установлен публичный сервитут.
Утвержденная же Приказом N 1209 Документация не содержит сведений о частях земельных участков, необходимых для установления частного или публичного сервитута.
Так, Приказом Минэнерго России N 1209 утверждена документация по планировке территории для размещения объекта трубопроводного транспорта федерального значения "Магистральный нефтепровод "Куйбышев-Тихорецк". Участок 1106,5 км - 1193 км, Ду-800. Волгоградское РНУ. Реконструкция" (далее - Объект).
Пунктом 10 ст. 45 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования.
Статьей 10 ГрК РФ предусмотрены требования к составу и содержанию документов территориального планирования, которыми являются схемы территориального планирования в определенных областях. Схемы территориального планирования содержат положения о территориальном планировании, карты планируемого размещения объектов федерального значения.
Документом территориального планирования по вопросам в области развития федерального транспорта (в части трубопроводного транспорта), предусматривающим размещение объектов федерального значения, строительство которых планируется осуществить на период до 2030 года, является Схема территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (в части трубопроводного транспорта) (далее - СТП), утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2015 N 816-р.
Местоположение существующих и строящихся объектов федерального значения отображается в материалах по обоснованию схем территориального планирования в текстовой форме и в виде карт, которые прилагаются к схемам территориального планирования в соответствии с пунктами 7 - 9 ст. 10 ГрК РФ.
СТП включает в себя положение о территориальном планировании (приложения 1-5 к распоряжению N 816-р), карты планируемого размещения объектов (приложения 6 к распоряжению N 816-р), а также материалы по обоснованию СТП (книги 1-3).
Информация по указанному объекту, как объекту федерального значения, содержится в материалах по обоснованию СТП (книга 1. Трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов, часть 4. Особенности и варианты развития магистральных нефтепродуктов).
В соответствии с пунктом 6 постановления Правительства РФ от 12.04.2012 N 289 сведения обо всех редакциях СТП размещены на официальном сайте ФГИС ТП, оператором которого является Минэкономразвития России (https://fgistp.economy.gov.ru/?ysclid=l8k3jwpl6e830832692). Магистральный нефтепровод "Куйбышев-Тихорецк". Участок 1106,5 км - 1193 км, Ду-800. Волгоградское РНУ. Реконструкция" на момент принятия обжалуемого Приказа N 1209 был отображен в материалах по обоснованию схем территориального планирования в области федерального транспорта (в части трубопроводного транспорта), книга 1, под номером 848 (по итогам внесения изменений распоряжением Правительства РФ от 10.02.2022 N 220-р "О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 06.05.2015 N 816-р" были внесены изменения, в результате которых Объект стал отображаться в материалах по обоснованию СПТ под номером 700).
Таким образом, Приказ N 1209 принят в соответствии с требованиями ГрК РФ на основании Схемы территориального планирования, в связи с чем довод Заявителя об отсутствии Объекта в схеме территориального планирования РФ в области федерального транспорта (в части трубопроводного транспорта), не соответствует фактическим обстоятельствам и является необоснованным.
Доводы заявителя жалобы о том, что оспариваемый приказ противоречит нормам Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), поскольку Приказом N 1209 незаконно утверждены границы земельного участка для установления в судебном порядке по заявлению АО "Транснефть-Приволга" частного сервитута, правомерно были отклонены судом в силу следующего.
Так, в рамках дела N А09-2134/2021 рассматривался спор об установлении частного сервитута в отношении земельных участков, в отношении которых приказом Минэнерго России от 29.04.2022 N 382 был установлен публичный сервитут для использования земель и земельных участков в целях реконструкции и эксплуатации магистрального нефтепровода федерального значения "Магистральный нефтепровод "Унеча - Мозырь-2". Реконструкция на участке 10 - 35 км", для реконструкции и эксплуатации Магистрального нефтепровода "УнечаМозырь-2" (далее - Объект N 2).
В обоснование установления частного сервитута АО "Транснефть - Дружба" ссылалось на документацию по планировке территории, утвержденной приказом Минэнерго России от 18.11.2019 N 1235, который также указан в преамбуле приказа Минэнерго России от 29.04.2022 N 382.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 31.08.2022 удовлетворены требования АО "Транснефть - Дружба" об установлении права ограниченного пользования в виде частного сервитута для проведения строительно-монтажных работ по Объекту N 2 с 27.08.2021 по 13.10.2022. Суд указал, что действующее законодательство не запрещает установление на одном земельном участке частного и публичного сервитута. Поскольку ни один, ни даже несколько сервитутов не могут исчерпать обременяемое право собственности, постольку могут существовать несколько сервитутов, обременяющих служащую вещь, в том числе относящихся к разным господствующим вещам.
Таким образом, довод ИП Яловенко Е.В. о том, что документацией по планировке территории, утвержденной Приказом N 1209, незаконно установлены границы земельного участка для установления в судебном порядке по заявлению АО "Транснефть-Приволга" частного сервитута, подлежит отклонению.
Доводы заявителя жалобы о том, что Приказ N 1209 является нормативным правовым актом, в связи с чем данный спор не подлежал рассмотрению в Арбитражном суде города Москвы, отклонены судом апелляционной инстанции, поскольку как отметил Верховный Суд Российской Федерации в определении от 08.12.2022 по делу АКПИ22-1205, приказ, утверждающий документацию по планировке территории, не является нормативным правовым актом, а относится к числу организационно-распорядительных решений уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Следовательно, предъявление любого иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица. Избранный стороной способ защиты нарушенного права должен соответствовать такому праву и быть направлен на его восстановление.
Принимая во внимание вышеизложенное, права и законные интересы заявителя оспариваемым приказом заинтересованного лица не могут быть признаны нарушенными.
При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Срок на обращение в суд, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ и подлежат отнесению на подателя жалобы.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 18.11.2022 по делу N А40-175160/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-175160/2022
Истец: Яловенко Елена Витальевна
Ответчик: Министерство энергетики РФ
Третье лицо: АО "ТРАНСНЕФТЬ-ПРИВОЛГА"