г. Челябинск |
|
16 марта 2023 г. |
Дело N А07-9374/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 марта 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Аникина И.А.,
судей Жернакова А.С., Томилиной В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Придвижкиной В.Д.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.12.2022 по делу N А07-9374/2022.
В судебном заседании принял участие от сельскохозяйственного потребительского кооператива пчеловодов "Наша Башкирская Пасека" - председатель Щукин В.В. (выписка из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении сельскохозяйственного потребительского кооператива пчеловодов "Наша Башкирская Пасека", паспорт).
Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан (далее - истец, Министерство") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к сельскохозяйственному потребительскому кооперативу пчеловодов "Наша Башкирская Пасека" (далее - ответчик, СПКП "Наша Башкирская Пасека") о взыскании бюджетных средств в размере 1 988 892 руб. в связи с невыполнением условий предоставления гранта (л.д. 6-14).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.12.2022 в удовлетворении исковых требований Министерства отказано (л.д. 68-74).
С вынесенным решением не согласился истец, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Министерство (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что в нарушение условий договора от 12.11.2018, плана расходов, дополнительного соглашения N 1, погрузчик MULTIONE 5.3 на сумму гранта 1 988 892 руб. в СПКП "Наша Башкирская Пасека" отсутствует. Данное обстоятельство подтверждено результатами проведенной проверки отделом ревизионной работы Министерства 28.05.2020, актом выездной проверки от 28.05.2020. Срок освоения гранта истек 20.05.2020. Соответственно, у ответчика образовался неиспользованный остаток гранта в размере 1 988 892 руб., подлежащий возврату на лицевой счет Министерства. Полагает, что судебные разбирательства в рамках дела N А82-24036/2019, завершенные с отрицательным результатом для СПКП "Наша Башкирская Пасека", не могут свидетельствовать об объективных причинах, которые привели к невозможности освоения выделенных средств ответчиком, а также о наступлении обстоятельств помимо воли СПКП "Наша Башкирская Пасека" по независящим от действия или бездействия кооператива основаниям.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения указанной информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", истец явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
Министерством представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
С учетом мнения представителя ответчика и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей истца.
В судебном заседании представитель ответчика, ссылаясь на необоснованность доводов апелляционной жалобы, просил судебный акт оставить без изменения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Республики Башкортостан от 08.06.2018 N 254 утвержден Порядок предоставления из бюджета Республики Башкортостан грантов на развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов для реализации доходогенерирующих проектов, основанных на гражданских инициативах, по объединению в сельскохозяйственный потребительский кооператив (далее - Порядок от 08.06.2018 N 254).
Приказом Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан от 07.11.2018 N 227 "О предоставлении грантов на развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов для реализации доходогенерирующих проектов, основанных на гражданских инициативах, по объединению в сельскохозяйственный потребительский кооператив" (далее - Приказ от 07.11.2018 N 227) определены условия предоставления из бюджета Республики Башкортостан грантов в форме субсидий в целях реализации доходогенерирующих проектов.
СПКП "Наша Башкирская Пасека" в 2018 году подал заявку на участие в первом и во втором этапах конкурсного отбора по предоставлению из бюджета Республики Башкортостан грантов на развитие сельскохозяйственного потребительского кооператива для реализации доходогенерирующих проектов, основанных на гражданских инициативах, по объединению в сельскохозяйственный потребительский кооператив, с приложением полного пакета документов, предусмотренных в пунктах 2.3, 3.4 Порядка от 08.06.2018 N 254.
12.11.2018 между СПКП "Наша Башкирская Пасека" (получатель гранта) и Министерством заключен договор на предоставление гранта на развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов для реализации доходогенерирующих проектов, основанных на гражданских инициативах, по объединению в сельскохозяйственный потребительский кооператив (л.д. 15-20), предметом которого является предоставление Министерством в 2018 году получателю гранта из бюджета Республики Башкортостан гранта в форме субсидий сельскохозяйственным потребительским кооперативам, созданными инициативными группами - гражданами и (или) юридическими лицами, осуществляющими производство сельскохозяйственной продукции на территории Республики Башкортостан, в целях реализации доходогенерирующих проектов, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации 882 0405 12 9 05 62840 812 в размере 3 000 000 руб., в соответствии с планом расходов за счет средств бюджета Республики Башкортостан (п. 1.1 договора).
Приложением N 1 к договору предусмотрен план расходов гранта на реализацию доходогенерирующего проекта, согласно которому расходы будут направлены на приобретение имущества по сбору, хранению, гомогенизации, роспуску, фасовке меда и иной пчеловодческой продукции, а именно: погрузчик WL35 в количестве 1 ед., автоприцепы б/у в количестве 2 ед.
Перечисление денежных средств СПКП "Наша Башкирская Пасека" подтверждается платежным поручением N 234827 от 19.11.2018 на сумму 3 000 000 руб.
11.03.2019 между Министерством и СПКП "Наша Башкирская Пасека" заключено дополнительное соглашение N 1 к договору от 12.11.2018, согласно которому в план расходов гранта на реализацию доходогенерирующего проекта, внесены следующие изменения: расходы будут направлены на приобретение имущества по сбору, хранению, гомогенизации, роспуску, фасовке меда и иной пчеловодческой продукции, а именно: погрузчик MULTIONE в количестве 1 ед., грузовой автомобиль Газель бизнес 33025 в количестве 1 ед.
28.05.2020 в целях проведения проверки целевого использования средств, выделенных в виде грантов на развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов для реализации доходогенерирующих проектов, отделом ревизионной работы Министерства проведена проверка целевого использования гранта, по результатам которой выявлены следующие нарушения.
Предусмотренный планом расходов (приложение N 1 к договору от 12.11.2018) погрузчик MULTIONE 5.3 на сумму гранта 1 988 892 руб. в СПКП "Наша Башкирская Пасека" отсутствует.
Председатель кооператива Щукин В.В. пояснил, что с целью приобретения погрузчика MULTIONE 5.3 ответчик заключил договор поставки N 09-02 ПР 2019 с ООО "ЯрПогрузчик-Север" от 12.03.2019. Общая сумма договора составляла 2 219 476 руб., в том числе сумма гранта - 1 988 892 руб. Поставщик условия по поставке погрузчика многофункционального MULTIONE 5.3 не исполнил.
В связи с неисполнением договорных обязательств обществом "ЯрПогрузчик-Север" ответчик обратился в Арбитражный суд Ярославской области о взыскании 2 458 464 руб. с ООО "ЯрПогрузчик-Север".
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 08.10.2020 по делу N А82-24036/2019 в удовлетворении исковых требований СПКП "Наша Башкирская Пасека" отказано.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 17.12.2020 по делу N А82-1766/2021 с ООО "ЯрПогрузчик-Север" в пользу СПКП "Наша Башкирская Пасека" взыскано 71 056 руб. 83 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 15.12.2020 по 13.08.2021.
Также с СПКП "Наша Башкирская Пасека" в пользу ООО "ЯрПогрузчик-Север" взысканы 90 476 руб. убытков в виде упущенной выгоды по договору поставки от 12.03.2019 N 09-02 ПР 2019,.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 17.12.2021 по делу N А82-1766/2021 установлен факт возвращения СПКП "Наша Башкирская Пасека" выкупной платы в сумме 2 219 476 руб. (дата возврата денежных средств по платежному поручению от 13.08.2021 N 679), из них размер грантовых средств - 1 988 892 руб. в соответствии с Планом расходов.
После чего СПКП "НБП" обратился с заявлением о продлении срока освоения гранта и внесении изменений в предусмотренный план расходов, указав на необходимость приобретения вместо погрузчика MULTIONE 5.3 по цене 2 219 476 руб. мини-погрузчика универсального QUADTRAC WL35 стоимостью 1 875 000 руб. и прицепа УЗМК 718422 в количестве 2 ед. по цене 152 500 руб. каждый.
На заседании комиссии по отбору участников по предоставлению грантов на развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов для реализации доходогенерирующих проектов, основанных на гражданских инициативах, по объединению в сельскохозяйственный кооператив (далее - конкурсная комиссия) принято решение, что срок исполнения договора от 12.11.2018 не подлежит продлению, изменение плана расходов не может рассматриваться конкурсной комиссией по истечении срока освоения гранта.
Председателю СПКП "Наша Башкирская Пасека" Щукину В.В. направлено письмо о принятом решении конкурсной комиссии и необходимости возврата неиспользованных грантовых денежных средств исх. N ИС-18-6371 от 12.11.2021.
В соответствии с п. 2.4 договора получатель гранта обязуется использовать грант в течение не более 18 месяцев с момента поступления средств на счет получателя гранта.
Денежные средства перечислены согласно платежному поручению 19.11.2018. Таким образом, срок освоения гранта истек 20.05.2020.
Министерство направило претензию о возврате использованных не по целевому назначению денежных средств в размере 1 988 892 руб.
Оставление ответчиком без удовлетворения требований истца, изложенных в претензии, послужило основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что формальное несоблюдение срока освоение гранта при вышеуказанных обстоятельствах не является нарушением условий договора, поскольку срок освоения гранта истек по причинам, не зависящим от действий СПКП "Наша Башкирская Пасека", и более того, фактические обстоятельства не могут быть квалифицированы как нецелевое использование бюджетных средств. В данном случае Министерством должны быть приняты меры, способствующие оказанию содействия в реализации комплекса мер, направленных на дальнейшую поддержку получателя гранта в целях реализации условий договора от 12.11.2018 в сложившейся экономической ситуации, поскольку возврат гранта, как мера ответственности, в данном конкретном случае не соответствует принципам справедливости и соразмерности.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
Спорные отношения возникли по поводу предоставления Министерством финансовой помощи для реализации доходогенерирующих проектов СПКП "Наша Башкирская Пасека".
Статьями 28 и 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны определять условия, порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Согласно п. 1.1 Порядка от 08.06.2018 N 254 последний устанавливает цели, условия и процедуру предоставления из бюджета Республики Башкортостан грантов в форме субсидий (далее - гранты) сельскохозяйственным потребительским кооперативам, созданным инициативными группами - гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, и (или) крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, и (или) субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющими хозяйственную деятельность на территории Республики Башкортостан, в целях реализации доходогенерирующих проектов.
В соответствии с п. 1.2 Порядка от 08.06.2018 N 254 главным распорядителем как получателем средств бюджета Республики Башкортостан, осуществляющим предоставление грантов из бюджета Республики Башкортостан в соответствии с настоящим Порядком, является Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан (далее - Министерство).
Пунктом 5.1 Порядка от 08.06.2018 N 254 предусмотрено, что Министерство осуществляет в отношении получателя гранта и лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения обязательств по соглашению (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), проверки соблюдения ими порядка и условий предоставления гранта, в том числе в части достижения плановых значений результатов предоставления гранта и показателей, необходимых для достижения результата предоставления гранта, а также уполномоченные органы государственного финансового контроля осуществляют проверки в соответствии со статьями 268.1 и 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
По условиям п. 5.2 Порядка от 08.06.2018 N 254 Министерство проводит мониторинг достижения результата предоставления гранта исходя из достижения значений результата предоставления гранта, определенных соглашением, и событий, отражающих факт завершения соответствующего мероприятия по достижению результата предоставления гранта (контрольных точек), в порядке и по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации.
Согласно п. 5.3 Порядка от 08.06.2018 N 254 в случае выявления, в том числе в ходе проверок, проведенных Министерством и (или) уполномоченными органами государственного финансового контроля, фактов нарушения получателем гранта цели, условий и порядка предоставления гранта, которые установлены настоящим Порядком и соглашением, а также фактов недостижения значений показателей результатов предоставления гранта, установленных соглашением, средства подлежат возврату в бюджет Республики Башкортостан, если иное не установлено соглашением, в следующем порядке:
а) решение о необходимости возврата выделенных бюджетных средств принимается Министерством в течение 30 календарных дней со дня окончания проведения указанной проверки и (или) представления получателем гранта отчетов о достижении показателей результатов предоставления гранта (в случае недостижения показателей);
б) в течение 10 рабочих дней со дня принятия Министерством решения о необходимости возврата выделенных бюджетных средств получателю гранта направляется соответствующее письменное уведомление о необходимости возврата средств гранта (части средств гранта) на лицевой счет Министерства:
в случаях нарушения условий, установленных настоящим Порядком, а также представления недостоверной информации в целях получения грантов, выявленных по фактам проверок, проведенных Министерством и уполномоченными органами государственного финансового контроля, - после подписания акта проверки или получения акта проверки от органа государственного финансового контроля в объеме выявленных нарушений;
в случаях недостижения значений показателей результатов предоставления грантов - после представления получателем гранта отчета о достижении показателей результатов предоставления грантов в объеме, рассчитанном по формуле:
Vвозврата = Vгранта x k x m / n, где:
Vвозврата - размер гранта, предоставленного его получателю;
m - количество целевых показателей результата предоставления гранта, по которым индекс, отражающий уровень недостижения планового значения i-го целевого показателя результата предоставления гранта в соответствии с установленным в соглашении о предоставлении гранта, имеет положительное значение;
n - общее количество целевых показателей результата предоставления гранта в соответствии с соглашением о предоставлении гранта;
k - коэффициент возврата гранта, который рассчитывается по формуле:
*, где:
Di - индекс, отражающий уровень недостижения планового значения i-го целевого показателя результата предоставления гранта, который определяется по формуле:
Di = 1 - Ti / Si, где:
Ti - фактически достигнутое значение целевого показателя результата предоставления гранта на отчетную дату;
Si - плановое значение i-го целевого показателя результата предоставления гранта, установленное соглашением о предоставлении гранта.
Получатель гранта в течение 14 календарных дней со дня получения уведомления о возврате выделенных бюджетных средств обязан перечислить их на лицевой счет Министерства.
Основанием для освобождения получателя гранта от возврата объема средств, указанных в настоящем пункте, в бюджет Республики Башкортостан является документально подтвержденное наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению обязательств в части достижения значения показателя результата предоставления гранта.
Согласно п. 5.4 Порядка от 08.06.2018 N 254 в случае образования у получателя гранта неиспользованного остатка гранта по истечении 18 месяцев с даты получения гранта его получатель обязан в течение 7 рабочих дней в письменной форме уведомить об этом Министерство.
В течение 10 календарных дней с момента получения от получателя гранта уведомления об образовании неиспользованного остатка гранта Министерство направляет получателю гранта письменное уведомление о необходимости возврата неиспользованного остатка гранта (далее - уведомление).
В случаях, предусмотренных соглашением о предоставлении гранта, неиспользованный остаток гранта подлежит перечислению на лицевой счет Министерства в течение 14 календарных дней со дня получения письменного уведомления Министерства о необходимости возврата неиспользованного остатка гранта.
В рассматриваемом случае СПКП "Наша Башкирская Пасека" обратился в комиссию по отбору участников по предоставлению грантов на развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов для реализации доходогенерирующих проектов, основанных на гражданских инициативах, по объединению в сельскохозяйственный кооператив с заявлением о продлении срока освоения гранта и внесении изменений в предусмотренный план расходов к договору от 12.11.2018.
Однако на заседании конкурсной комиссии 10.11.2021 принято решение, что срок исполнения договора от 12.11.2018 не подлежит продлению ввиду того, что изменение плана расходов не может рассматриваться конкурсной комиссией по истечении срока освоения гранта и, соответственно, согласно п. 3.2 договора получатель гранта несет ответственность, в том числе за нецелевое использование гранта.
Между тем, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ярославской области от 08.10.2020 по делу N А82-24036/2019 по иску СПКП "Наша Башкирская Пасека" к ООО "ЯрПогрузчик-Сервис" о взыскании 2 219 476 руб. в виде предварительной оплаты товара по договору поставки от 12.03.2019 N 09-02 ПР 2019, 199 752 руб. неустойки на период с 03.07.2019 по 03.01.2020, 39 236 руб. 07 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 19.09.2019 по 03.01.2020, установлено, что Министерство в отзыве на иск и дополнениях к нему пояснило, что между Министерством и СПКП "Наша Башкирская Пасека" заключен договор на предоставление гранта на развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов для реализации доходогенерирующих проектов, основанных на гражданских инициативах, по объединению в сельскохозяйственный потребительский кооператив от 12.11.2018, предметом которого является предоставление Министерством в 2018 году СПКП "Наша Башкирская Пасека" (получатель гранта) из бюджета Республики Башкортостан гранта в форме субсидий сельскохозяйственным потребительским кооперативам, для реализации доходогенерирующих проектов, основанных на гражданских инициативах, по объединению в сельскохозяйственный потребительский кооператив в размере 3 000 000 руб. в соответствии с планом расходов за счет средств бюджета Республики Башкортостан. Планом расходов предусмотрено: приобретение погрузчика WL35 - 1 штука, приобретение автоприцепа б/у - 2 штуки. Дополнительным соглашением от 11.03.2019 N 1 внесены изменения в план расходов: - приобретение погрузчика MULTIONE 5.3 - 1 штука, грузовой автомобиль ГАЗЕЛЬ бизнес 33025 - 1 штука. Получатель гранта обязан не допускать необоснованного и несогласованного с конкурсной комиссией по отбору участников на предоставление гранта на развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов для реализации доходогенерирующих проектов, основанных на гражданских инициативах, по объединению в сельскохозяйственный потребительский кооператив изменений плана расходов и использовании денежных средств, образованных в результате экономии по фактическому исполнению договоров, заключенных с поставщиками товаров, работ и услуг, возвращать на лицевой счет Министерства не согласованно использованную часть гранта. Согласно Порядку от 08.06.2018 N 254 приобретение мини-трактора не предусмотрено. С учетом изложенного Министерство считает требования истца обоснованными.
В указанном решении на доводы СПКП "Наша Башкирская Пасека" о нецелевом использовании полученного гранта, суд отметил, что по своей правовой природе возврат гранта является формой гражданско-правовой ответственности. Он должен применяться с учетом вытекающих из Конституции Российской Федерации и признаваемых Российской Федерацией как правовым государством общих принципов юридической ответственности, таких, как справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина, гуманизм. Статьями 38, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств. Нецелевым использованием бюджетных средств считается оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (статья 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации). При совершении получателями грантов формальных нарушений, которые не привели к нецелевому использованию бюджетных средств, возврат гранта как мера ответственности не соответствует принципам справедливости и соразмерности ответственности.
В рассматриваемом деле грант использован истцом по назначению, определенному планом расходов, результат использования средств соотносится с целью, установленной при предоставлении гранта. Данная позиция приведена судом в поддержку добросовестности действий ответчика, поставившего истцу тот товар, который был согласован в договоре с СПКП "Наша Башкирская Пасека" и препятствий в принятии которого у кооператива не имеется.
Таким образом, учитывая, что задачами судопроизводства в арбитражных судах является в том числе защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере; укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, мирному урегулированию споров, формированию обычаев и этики делового оборота (статья 2 АПК РФ), а в рассматриваемом случае истец не доказал факта нарушения со стороны ответчика как своих прав и законных интересов, так и третьих лиц, суд не нашел правовых и фактических оснований для удовлетворения настоящего иска.
Основанием исковых требований по настоящему делу и по делу N А82-24036/2019 в отношении СПКП "Наша Башкирская Пасека" послужили одни и те же факты, связанные с получением гранта на реализацию доходогенерирующего проекта.
При этом вопрос целевого использования гранта СПКП "Наша Башкирская Пасека" входил в предмет доказывания по делу N А82-24036/2019, был исследован судом и отражен в судебном акте.
В силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Исходя из правовой позиции, выраженной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2011 N 30-П признание преюдициального значения судебного решения, направленное на обеспечение стабильности и общеобязательности этого решения и исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если имеют значение для его разрешения.
Названные положения были правильно применены судом первой инстанции при вынесении решения по настоящему делу.
Формальное не соблюдение срока освоение гранта при вышеуказанных обстоятельствах, не является нарушением условий договора, поскольку срок освоения гранта истек по причинам, не зависящим от действий СПКП "Наша Башкирская Пасека".
Более того, фактические обстоятельства не могут быть квалифицированы как нецелевое использование бюджетных средств.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в данном случае Министерством должны быть приняты меры, способствующие оказанию содействия в реализации комплекса мер, направленных на дальнейшую поддержку получателя гранта в целях реализации условий договора от 12.11.2018 в сложившейся экономической ситуации, поскольку возврат гранта как мера ответственности в данном конкретном случае не соответствует принципам справедливости и соразмерности ответственности.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме и не могут быть учтены, как влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее подателя по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Их взыскание в доход федерального бюджета не производится, поскольку податель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.12.2022 по делу N А07-9374/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.А. Аникин |
Судьи |
А.С. Жернаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-9374/2022
Истец: Министерство сельского хозяйства РБ
Ответчик: СХПК "Наша Башкирская пасека"