г. Самара |
|
16 марта 2023 г. |
дело N А55-2631/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 марта 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Деминой Е.Г., судей Буртасовой О.И., Колодиной Т.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Якушовой Н.С.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" - Хабибуллина Н.Г., доверенность от 24.11.2022, диплом,
от ответчика, третьих лиц представители не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале N 3 апелляционную жалобу Садоводческого некоммерческого товарищества собственников недвижимости "Черновские зори" на решение Арбитражного суда Самарской области от 29 сентября 2022 года по делу N А55-2631/2022 (судья Разумов Ю.М.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" (ОГРН 1136316004747, ИНН 6316186232) к Садоводческому некоммерческому товариществу собственников недвижимости "Черновские зори" (ОГРН 1036302401035, ИНН 6367280427) о взыскании,
третьи лица: администрация сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области, администрация муниципального района Волжский
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Садоводческому некоммерческому товариществу собственников недвижимости "Черновские зори" (далее - ответчик) о взыскании 279 668,74 руб. задолженности по договору на оказание услуг по обращению с ТКО N ТКО -21273 от 15.10.2020 за период с 01.01.2019 по 28.02.2021.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены администрация сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области, администрация муниципального района Волжский Самарской области.
Решением от 29.09.2022 исковые требования удовлетворены в заявленном размере.
Ответчик не согласился с принятым судебным актом. В апелляционной жалобе ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что истец необоснованно включил в размер задолженность на налог на добавленную стоимость.
При расчете задолженности о ТКО истец применил понижающий коэффициент для садово-дачных товариществ на основании Приказа ООО "ЭкоСтройРесурс" N 36/01/1-0 от 15.05.2019 "Об утверждении порядка начисления за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) с учетом понижающего коэффициента для садоводческих, огороднических товариществ, садоводческих кооперативов, иных объединений собственников садовых домов, садовых земельных участков, огородных земельных участков".
Применение данного приказа ответчик считает незаконным и необоснованным, поскольку указанный приказ является внутренним документом истца и его применение зависит исключительно от истца. Приказ действовал только в 2019 году и доказательств его продления до 2022 года не представлено.
Также ответчик считает, что понижающий коэффициент 0,5 для садово-дачных товариществ, установленный приказом ООО "ЭкоСтройРесурс" N 36/01/1-0 от 15.05. 2019, является крайне заниженным и принят без учета фактических обстоятельств дела.
Все члены СНТ проводят время на территории СНТ 5 месяцев (с мая по сентябрь каждого года), твердые коммунальные отходы образуются членами СНТ только в указанный период, поэтому истец не может требовать оплату услуг за период с октября по апрель каждого года, в связи с отсутствием членов СНТ на территории товарищества.
Доказательств того, что истец в период с октября по апрель фактически вывозил ТКО с территории СНТ "Черновские зори", при фактическом отсутствии членов СНТ в указанные период, и что на территории СНТ "Черновские зори" образовывались твердые коммунальные отходы в указанный период, в материалы дела не представлено.
Договор N ТКО-21273 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 15.10.2020 является незаключенным, поскольку ответчик не направлял никакой акцепт, то есть не выразил никакого согласия с условиями договора N ТКО-21273 от 15.10.2020.
Отдельные пункты Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641", которые суд первой инстанции применил при рассмотрении настоящего дела, противоречат действующему законодательству и не могли и не могут применяться при рассмотрении настоящего дела.
Пункт 8 (11), 8(12), 8(15), 8(17) Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, которые устанавливаю фикцию заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО на условиях типового договора, прямо противоречат положениям Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), которые имеют большую юридическую силу.
Поэтому Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 не может подлежать применению при рассмотрении настоящего гражданского дела как противоречащее ГК РФ, то есть нормативному правовому акту большей юридической силы.
Доказательств оказания услуг по договору N ТКО-21273 от 15.10.2020 истцом в материалы дела не представлено, в связи с чем, истец не вправе требовать взыскание задолженности.
За ответчиком согласована контейнерная площадка, состоящая из 2 контейнеров, общим объемов 2,2 кв.м, внесенная в реестр контейнерной площадки. Об этой контейнерной площадки истец знал, а значит, обязан был осуществлять вывоз ТКО с указанной контейнерной площадки.
Однако, истец фактически не осуществлял вывоз ТКО с контейнерной площадки ответчика, включенной в реестр контейнерной площадки.
Общим собранием СНТ "Черновские зори" принято решение об отказе заключать договор с региональным оператором ООО "ЭкоСтройРесурс".
Члены СНТ "Черновские зори" самостоятельно вывозили ТКО, что подтверждается подписными листами, приобщенными к материалам дела.
Суд первой инстанции не дал правовой оценки бездействиями администрации муниципального района Волжский Самарской области муниципального района Волжский Самарской области, которая выделила территорию для сбора отхода только осенью 2020 года, то есть длительное время создавала препятствия ответчику в организации контейнерной площадки, что привело к тому, что у ответчика значительно выросла задолженность перед истцом. Доводы заявителя подробно изложены в апелляционной жалобе.
Представители ответчика и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. С учетом мнения представителя истца и в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
Представитель истца представил отзыв, в котором отклонил доводы жалобы как необоснованные, расчет задолженности и документы в качестве дополнительных доказательств.
Ходатайство истца о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств оставлено без удовлетворения на основании части 2 статьи 268 АПК РФ, кроме универсального передаточного документа от 31.12.2020 за апрель, май, июнь 2020, который непосредственно относится к спорному периоду. Также к материалам дела приобщен расчет задолженности, поскольку указанный расчет представлен во исполнение определения суда от 07.02.2023.
Определением суда апелляционной инстанции от 09.03.2023 в порядке пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судьи Кузнецова С.А. на судью Буртасову О.И.
Проверив материалы дела, ознакомившись с отзывом истца, выслушав его представителя, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
С 01.01.2019 деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению твердых коммунальных отходов (далее -ТКО) на территории Самарской области осуществляется Региональным оператором.
Статус Регионального оператора по обращению с ТКО на территории Самарской области присвоен ООО "ЭкоСтройРесурс" по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства по Самарской области соглашения от 01.11.2018 об осуществлении деятельности Регионального оператора по обращению с ТКО на всей территории Самарской области.
Между истцом и ответчиком (потребитель) заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО N ТКО-21273 от 15.10.2021на условиях типовой формы договора.
При заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО применяются Правила обращения с ТКО, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156). Обязанность заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО потребителями ТКО с Региональным оператором и оплаты соответствующих услуг предусмотрена статьями 24.6 и 24.7. Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и пунктом 4 Правил N 1156.
В силу статьи 425 ГК РФ условия заключенного договора применяются к отношениям, возникшим до даты заключения типового Договора, то есть распространяют свое действие с даты фактического оказания Региональным оператором услуг потребителю, а именно с 01.01.2019.
Договор о предоставлении услуг по обращению с ТКО является договором возмездного оказания услуг.
Согласно пункту 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг Исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик оплатить эти услуги.
В силу статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В соответствии с пунктом 2 договора региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а потребитель обязуется оплачивать услуги Регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора.
Согласно пункту 6 договора под расчетным периодом понимается один календарный месяц. Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области N 846 от 18.12.2018, приказами Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области N 95 от 28.03.2019, N 781 от 19.12.2019, N 830 от 18.12.2020 утвержден единый предельный тариф на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО в размере 498,47 руб./куб.м. (без учета НДС) или 598,16 руб./куб.м (с учетом НДС).
В соответствии с пунктом 16 договора во взаимосвязи с приложением N II стороны производят учет объема (массы) ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 года N 505 "Об утверждении правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим способом: расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО.
В соответствии с пунктом 7 договора потребитель ежемесячно в полном объеме оплачивает услуги по обращению с ТКО до десятого числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО.
С 01.01.2019 региональный оператор принимал ТКО, обеспечивал их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, то есть фактически оказывал услуги по обращению с ТКО с места (площадки) накопления ТКО согласно приложению N 1 к договору.
Как указал истец, услуги по обращению с ТКО оказаны региональным оператором надлежащим образом, в адрес потребителя выставлены универсальные передаточные акты (УПД) на оплату услуг по обращению с ТКО за период с 01.01.2019 по 28.02.2021 (N КУ12-025764 от131.12.2020, N КУ12-025765 от 31.12.2020, N КУ12-025766 от 31.12.2020, N КУ12-025767 от 31.12.2020, N КУ12-025768 от 31.12.2020, N КУ12-025770 от 31.12.2020, N КУ12-025771 от 31 12.2020, N КУ01-001697 от 31.01.2021, N КУ02-002418 от 28.02.2021), которые ответчиком не оплачены, задолженность ответчика перед истцом за оказанные услуги по обращению с TKO за период с 01.01.2019 по 28.02.2021 составила 279 668,74 руб.
В связи с неоплатой задолженности истец направил в адрес ответчика претензию, которая была оставлена без удовлетворения, что явилось основанием для обращения истца в суд с вышеуказанным иском.
Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик указал, что обязанность по организации сбора ТКО возложена на администрацию сельского поселения Черноречье м.р. Волжский Самарской области, территория для сбора отхода была выделена администрацией муниципального района Волжский Самарской области только осенью 2020 года. Кроме того, членами ТСН принято решение о самостоятельном вывозе бытовых отходов.
Указанные доводы судом первой инстанции обоснованно отклонены, при этом суд исходил из следующего.
Их отзыва Администрации следует, что с 2019 года со всеми председателями садово - дачных товариществ, в том числе с ответчиком регулярно проводились беседы, направлялись письма о необходимости заключить договор ТКО с региональным оператором, а также предоставить информацию о количестве участников СДТ необходимую для оформления договора на вывоз ТКО.
Согласно приложению N 1 к типовому договору место (площадка) накопления ТКО определяется в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами Самарской области.
В случае осуществления коммерческого учета объема и массы ТКО, исходя из нормативов накопления ТКО, потребитель не ограничен количеством мест накопления ТКО и имеет право складировать ТКО в любых местах накопления ТКО, включенных в территориальную схему Самарской области.
Кроме того, согласно пункту 2.1 постановления Правительства Самарской области N 449 от 06.08.2019 (действующего на территории Самарской области в спорный период), учитывая общедоступность контейнеров для сбора отходов и обязанность потребителя осуществлять складирование ТКО в местах накопления ТКО (контейнерных площадках) в соответствии с территориальной схемой Самарской области, потребитель не был лишен возможности получения услуги по обращению с ТКО. В случае осуществления коммерческого учета объема и массы ТКО, исходя из нормативов накопления ТКО, потребитель не ограничен количеством мест накопления ТКО и имеет право складировать ТКО в любых местах накопления ТКО, включенных в территориальную схему.
Статьей 24.6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ (далее - Закон N 89-ФЗ) предусмотрено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается одним или несколькими региональными операторами по обращению с ТКО в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО.
На основании соглашения об осуществлении деятельности Регионального оператора, заключенного с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 01.11.2018 деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению ТКО осуществляется ООО "ЭкоСтройРесурс" в качестве единственного Регионального оператора на всей территории Самарской области с 01.01.2019.
В соответствии со статьей 13.4 Закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Согласно нормам, содержащимся в пунктах 9, 15 Правил обращения с ТКО, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 потребителям запрещается осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Также потребителям запрещается складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
Обязанность собственников ТКО заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления, закреплена в пункте 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ.
С 2019 обращение с ТКО признано коммунальной услугой (по аналогии с отоплением, водоснабжением и др.) поэтому на него распространяются все требования, применяемые к коммунальным услугам.
Учитывая, что законодательство исходит из презумпции образования ТКО, в том числе, при осуществлении предпринимательской/коммерческой деятельности; оказание услуг по обращению с ТКО на территории Самарской области является обязанностью исключительно Регионального оператора, потребитель обязан складировать ТКО только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства; региональный оператор начал оказывать услуги по обращению с ТКО всем образователям ТКО с 01.01.2019; обязанность оказания услуг по обращению с ТКО на территории Самарской области Региональным оператором исполняется должным образом, суд первой инстанции признал приведенные ответчиком доводы необоснованными.
Довод ответчика о том, что истец необоснованно возложил на него обязанность обеспечения контейнерной площадкой, судом первой инстанции также обоснованно отклонен.
В соответствии с постановлением Правительства РФ N 1039 места накопления ТКО создаются органами местного самоуправления на основании соответствующей заявки заинтересованного лица. При этом место накопления ТКО должно соответствовать требованиям законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 15.2 постановления Правительства Самарской области N 471 процедура включения уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области мест (площадок) накопления ТКО в территориальную схему осуществляется в порядке с Правилами разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с ТКО, а также требованиями к составу и содержанию таких схем, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 N 1130.
Таким образом, для создания мест накопления ТКО, а также для внесения их в территориальную схему обращения с отходами, заинтересованному лицу необходимо обратиться в уполномоченные органы с соответствующей заявкой.
Согласно положениям Основ ценообразования в области обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 (далее - Основы) допускается приобретение контейнеров и (или) бункеров, в том числе пакетов и других емкостей, непосредственно региональными операторами.
Основами предусмотрено, что расходы на приобретение контейнеров и (или) бункеров, в том числе пакетов и других емкостей, и их содержание определяются в размере, не превышающем 1 процента необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования.
Таким образом, региональный оператор вправе приобрести контейнеры и (или) бункеры, в том числе пакеты и другие емкости, в случае если при тарифном регулировании в необходимой валовой выручке регионального оператора учтены данные расходы.
Однако в тарифе на услугу Регионального оператора на 2019 год по 2022 года, не учтены расходы на приобретение контейнеров и (или) бункеров, в том числе пакетов и других емкостей, в том числе предназначенных для раздельного накопления ТКО.
Таким образом, в спорный период на Регионального оператора не могла быть возложена обязанность на приобретение и установку контейнеров.
Довод ответчика о том, что согласно заключению от 11.11.2020 ответчику разрешена установка 2 контейнеров общим объемом 2,2 кв.м., которая внесена в реестр мест накопления ТКО, следовательно, истец знал об этой площадке и имел возможность забирать ТКО, судом первой инстанции также обоснованно отклонен, поскольку ответчик с заявлением о внесении изменений в договор об осуществлении коммерческого учета расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО к Региональному оператору не обращался.
Действующее законодательство РФ содержит ряд требований для осуществления коммерческого учета объема и (или) массы ТКО исходя из количества и объема контейнеров.
Контейнерная площадка должна быть включена в территориальную схему и иметь заключение Роспотребнадзора о соответствии контейнерной площадки требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства.
Относительно сезонного характера деятельности членов СНТ СН "Черновские зори" истец пояснил, что на основании приказа министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 19.12.2016 N 804 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Самарской области" (далее - Приказ N 804) для категории объектов "садоводческие кооперативы, садово-огородные товарищества" норматив накопления ТКО установлен исходя из расчета норматива накопления ТКО 2,26 м3 в год на 1 члена (участника) объединения.
Расчетные единицы (количество членов СНТ СН "Черновские зори"), принятые Региональным оператором при расчете, подтверждаются реестром членов, представленных администрацией муниципального района Волжский Самарской области согласно письму N 24-15/1491 от 29.09.2020.
В соответствии с пунктами 6,11 постановления Правительства РФ от 04.04.2016 N 269 "Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов" (далее - Правила N 269) применяемый в расчетах норматив накопления ТКО учитывает сезонность его накопления.
Таким образом, норматив накопления ТКО для садоводческих, огороднических некоммерческих товариществ, садоводческих кооперативов, иных объединений собственников земельных участков, огородных земельных участков учитывает сезонность его накопления и не предусматривает безусловной обязанности Регионального оператора применять понижающий коэффициент 0,5 для садоводческих, огороднических некоммерческих товариществ, садоводческих кооперативов, иных объединений собственников земельных участков, огородных земельных участков.
Вместе с тем, Региональным оператором при утверждении порядка начисления платы за услуги по обращению с ТКО принято решение о применении понижающего коэффициента 0,5 для данного потребителя в связи с сезонностью деятельности производителей ТКО.
Ссылка ответчика на подписные листы, которые, по его мнению, подтверждают вывоз ТКО членами СНТ самостоятельно, судом первой инстанции обоснованно отклонена, поскольку подписной лист в силу статьи 68 АПК РФ является недопустимым доказательством.
Суд правильно указал, что порядок начислений за услуги в сфере обращения с ТКО расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО не может быть подтвержден, либо опровергнут подписными листами членов СНТ СН "Черновские зори".
Довод ответчика о том, что в материалах дела отсутствует информация о том, что истец не разместил всеми доступными способами информацию о предложении заключить договор на оказание услуг по обращению ТКО, судом первой инстанции также обоснованно отклонен, поскольку договор на обращение с ТКО является публичным договором и в силу Правил N 1156 договор с потребителями считается заключенным вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения и подписи потребителя.
Пункт 8(4) Правил N 1156 определяет основания для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО, которыми являются: письменная заявка, подписанная потребителем или его законным представителем (представителем по доверенности), либо предложение Регионального оператора о заключении такого договора.
Согласно пункту 8(17) Правил N 1156 Региональный оператор Самарской области по обращению с ТКО в течение месяца со дня заключения соглашения с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Законом N 89-ФЗ договора на оказание услуг по обращению с ТКО всеми доступными способами, в том числе путем размещения информации на своем официальном сайте в сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Во исполнение абзацев 1, 2 пункта 8 (17) Постановления Правительства РФ N 1156 Региональным оператором опубликовано предложение о заключении и типовой договор для Потребителей на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 23.12.2018, а также посредством публикации в газете "Волжская коммуна" N 343 (30578) от 25.12.2018.
Потребитель, в свою очередь, в течение 15 рабочих дней с даты размещения такого предложения направляет региональному оператору заявку потребителя в соответствии с Правилами N 1156, определенными для таких заявок.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 8 (7) Правил N 1156 обращения с ТКО Региональному оператору предоставляются документы, содержащие сведения, в том числе, о количестве участников (членов), о количестве расчетных единиц, утверждаемых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления поселения или городского округа при определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов для соответствующей категории объекта.
Заявка от СНТ СН "Черновские зори" на заключение договора N ТКО-21273 от 15.10.2020 в адрес регионального оператора не поступила.
Согласно пункту 8(18) Правил N 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Согласно пункту 1 приложения N 1 к договору местом нахождения объекта недвижимости является: Самарская обл., Волжский район, с. Черноречье, район Черновского водохранилища. Данный объект включен в указанный договор на основании сведений, полученных из администрации муниципального района Волжский Самарской области согласно письму N 24-15/1491 от 29.09.2020 о количестве членов садоводческого некоммерческого товарищества собственников недвижимости "Черновские зори", которое составляет 191 участников (членов).
Руководствуясь указанными нормативно-правовыми актами региональным оператором был направлен в адрес потребителя договор N ТКО-21273 от 15.10.2020 на оказание услуг по обращению с ТКО, пунктом 16 которого установлено, что учет объема (массы) ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 года N505 "Об утверждении правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" осуществляется исходя из нормативов накопления ТКО.
Вышеуказанный договор был направлен региональным оператором ответчику, что подтверждено сопроводительным письмом N КУ-06880/20 от 26.10.2020 о направлении документов, списком внутренних почтовых отправлений N 26 (Партия 4332) от 28.10.2020, который был получен ответчиком, что подтверждено отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80093953100398.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что договор между истцом и ответчиком является заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в проекте договора N ТКО-21273 от 15.10.2020.
В случае осуществления коммерческого учета объема и массы ТКО, исходя из нормативов накопления ТКО, потребитель не ограничен количеством мест накопления ТКО и имеет право складировать ТКО в любых местах накопления ТКО, включенных в территориальную схему по обращению с ТКО.
Соответственно, у ответчика имелась возможность получения коммунальной услуги по обращению с ТКО посредством использования любых контейнерных площадок, расположенных на территории общего пользования, включенных в территориальную схему по обращению с отходами.
Принимая во внимание, что факт оказания услуг, наличие и размер задолженности подтверждены документально и ответчиком не опровергнуты, доказательства оплаты задолженности в материалы дела не представлены, суд первой инстанции признал требование истца обоснованным и подлежащим удовлетворению в заявленном размере.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции признает обоснованным довод ответчика о том, что в расчет задолженности за 2020 год необоснованно включен налог на добавленную стоимость.
Услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами относятся услуги, в отношении которых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов, либо органом местного самоуправления, осуществляющим регулирование тарифов (в случае передачи ему соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации) (далее в настоящем подпункте - орган регулирования тарифов), утвержден предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами без учета налога.
Согласно подпункту 36 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат обложению НДС оказание услуг по обращению с ТКО региональными операторами по обращению с ТКО. В целях применения указанного подпункта к таковым относятся услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в отношении которых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов, либо органом местного самоуправления, осуществляющим регулирование тарифов (в случае передачи ему соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации) (далее в настоящем подпункте - орган регулирования тарифов), утвержден предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами без учета налога.
Положения настоящего подпункта подлежат применению налогоплательщиком в течение пяти последовательных календарных лет начиная с года, в котором введен в действие предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами без учета налога, вне зависимости от последующего установления органом регулирования тарифов предельного единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами с учетом налога в течение указанного периода.
Из системного толкования статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, подпункта 36 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 26.07.2019 N 211-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" следует, что операции по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляемые региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, освобождаются от обложения НДС при установлении органом регулирования тарифов введенного с 1 января 2020 года предельного единого тарифа на услуги регионального оператора без учета НДС.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 18.12.2018 N 846 установлены единые предельные тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО " ЭкоСройРесурс", согласно которому с 01.01.019 по 30.06.2019 единый предельный тариф установлен для всех потребители (без НДС), для населения с учетом НДС (Приложение к приказу).
Приказом Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 19.12.2019 N 781 установлены единые предельные тарифы на услугу ООО "ЭкоСройРесурс", согласно которому с 01.01.2020 единый предельный тариф установлен для всех потребители (без НДС), для населения с учетом НДС (Приложение к приказу).
Приказом Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 18.12.2020 N 830 "О корректировке единого предельного тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "Экостройресурс" скорректирован единый предельный тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "ЭкоСтройРесурс" на 2021 - 2022 годы.
Приложение к приказу Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 19.12.2019 N 781 "Об установлении единого предельного тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "ЭкоСтройРесурс" изложено в иной редакции, а именно предельный тариф для населения установлен с учетом НДС, для иных потребителей (без НДС), с учетом НДС.
Указанным Приказом единый предельный тариф установлен на период с 01.01 2020 по 30.06.2020, с 01.07.2020 по 14.10.2020, с 15.10.2020 по 31.12.2020.
Вместе с тем приказ Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 18.12.2020 N 830 вступил в силу с 01.01.2021 (пункт 4 Приказа).
Поскольку указанный Приказ вступил в силу с 01.01.2021, с учетом действия нормативных актов во времени (статья 4 ГК РФ), оснований для его распространения на 2020 год не имеется.
Таким образом, на 2019 и 2020 годы единый предельный тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "ЭкоСтройРесурс установлен без НДС.
Вместе с тем, расчет задолженности за услуги оказанные в 2019 году с учетом НДС истцом произведен правильно.
Согласно пункту 36 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами не подлежат налогообложению.
Федеральным законом от 26.07.2019 N 211-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации " положения подпункта 36 пункта 2 и подпункта 29 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются в отношении операций по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, по предельным единым тарифам, вводимым в действие с 1 января 2020 года.
На основании изложенного за период 2019 года расчет задолженности должен производиться с учетом налога на добавленную стоимость.
Задолженность за 2021 в силу вышеуказанного Приказа истцом рассчитана с учетом налога на добавленную стоимость правильно.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции производит перерасчет суммы задолженности за 2020 год без НДС.
Согласно представленным истцом универсальным передаточными актами за 1,2,3,4 кварталы 2020 года задолженность ответчика за каждый квартал без учета НДС составляет 26 891, 22 руб. (26 891, 22 *4) = 107 564, 88 руб.
С учетом изложенного, исковые требования о взыскании задолженности за спорный период 2019, 2020, 2021 годы подлежат удовлетворению частично в размере 258 155,74 руб.
При таких обстоятельствах, обжалуемое решение подлежит отмене на основании части 2 статьи 270 АПК РФ в связи с неправильным применением норм материального права, с принятием по делу нового судебного акта о частичном удовлетворении исковых требований.
В связи с частичным удовлетворением заявленных требований расходы по уплате государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе относятся на стороны по правилам статьи 110 АПК РФ пропорционально размеру удовлетворенных требований.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 29 сентября 2022 года по делу N А55-2631/2022 отменить. Принять по делу новый судебный акт. Исковые требования удовлетворить частично. Взыскать с Садоводческого некоммерческого товарищества собственников недвижимости "Черновские зори" в пользу общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" задолженность в размере 258 155 руб. 74 коп., расходы по уплате государственной пошлины по иску в размере 7932 руб. В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" в пользу Садоводческого некоммерческого товарищества собственников недвижимости "Черновские зори" расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 230 руб. 70 коп.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Демина |
Судьи |
О.И. Буртасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-2631/2022
Истец: ООО "ЭкоСтройРесурс"
Ответчик: СНТ СН "Черновские зори"
Третье лицо: Администрация Муниципального района Волжский Самарской области, Администрация сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области, Гоцуляк Владимир Евгеньевич