г. Тула |
|
15 марта 2023 г. |
Дело N А62-10924/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 марта 2023 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Тимашковой Е.Н. и Тучковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Федоровой Ю.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания на решение Арбитражного суда Смоленской области от 08.08.2022 по делу N А62-10924/2021 (судья Бажанова Е.Г.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Астапенко Ивана Антоновича (Смоленская область, г. Рославль, ОГРНИП 317673300013691, ИНН 672501489002) к департаменту Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания (г. Смоленск, ОГРН 1126732010624, ИНН 6732042088) о признании незаконным решения об отказе в продлении срока рубки и вывоза древесины, отраженное в письме от 22.09.2021 N 01-10-2688;
лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Астапенко Ивана Антоновича (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к департаменту Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания (далее - департамент) о признании незаконным решения об отказе в продлении срока рубки и вывоза древесины, отраженное в письме от 22.09.2021 N 01-10-2688; об обязании департамента продлить срок рубки лесных насаждений, трелевки (транспортировки), частичной переработки, хранения, вывоза древесины в Рославльском лесничестве, участковом лесничестве Заря, колхоз "Возрождение", квартал 15, выдел 16 сроком на один год со дня вынесения Арбитражным судом Смоленской области решения, которое подлежит немедленному исполнению (с учетом уточнения).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 08.08.2022 решение департамента об отказе предпринимателю в продлении срока рубки и вывоза древесины, отраженное в письме от 22.09.2021 N 01-10-2688 признано незаконным; суд обязал департамент продлить предпринимателю на 12 месяцев срок заготовки и вывоза древесины по заключенному сроком на 25 лет договору аренды лесного участка от 08.09.2014 N 7 в Рославльском лесничестве, участковом лесничестве Заря, колхоз "Возрождение", квартал 15, выдел 16, в срок, не превышающий 10 рабочих дней с даты вступления решения суда в законную силу; в удовлетворении ходатайства об обращении решения к немедленному исполнению предпринимателю отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, департамент обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своей позиции апеллянт ссылается на то, что судом первой инстанции дана ошибочная квалификация спорных правоотношений и обстоятельств дела; указывает, что увеличение срока рубки допускается не просто при наличии неблагоприятных погодных условий, - характер и сроки действия таких условий должны быть таковы, чтобы исключить возможность осуществления своевременной рубки, трелевки; считает, что исполнить решение суда первой инстанции невозможно.
Предприниматель в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Проверив в порядке, установленном ст. 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о наличии оснований для его отмены в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, между департаментом и индивидуальным предпринимателем Романовым Юрием Михайловичем 08.09.2014 был заключен договор аренды лесного участка N 7, согласно которому арендатору переданы лесной участок КN 67:15:0000000:322, расположенный: Смоленская область, Рославльский район, Рославльское лесничество, участковое лесничество "Заря", колхоз "Возражение", кварталы 1 - 28, площадью 3544 га (далее - договор аренды).
Между ИП Романовым Ю.М. и предпринимателем 22.02.2018 был заключен договор передачи прав и обязанностей по договору аренды.
С целью заготовки древесины предприниматель подал лесную декларацию от 06.07.2020 N 28.
В департамент 07.09.2021 поступило обращение предпринимателя с просьбой о продлении срока рубки лесных насаждений, трелевки (транспортировки), частичной переработки, хранения, вывоза древесины объемом 1000 куб. м. в Рославльском лесничестве-филиале ОГКУ "Смолупрлес", участковом лесничестве "Заря", колхоз "Возрождение", квартале 15, выделе 16 в связи с неблагоприятными погодными условиями с приложением справки Смоленского ЦГМС филиал - ФГБУ "Центральное УГМС" от 16.08.2021 N 07/05-407, согласно которой январь 2021 года по температурному режиму оказался неустойчивым, с осадками в течение месяца; при этом средняя температура воздуха за месяц оказалась выше средних многолетних значений, а осадки в третьей декаде выпадали в виде мороси и дождя; количество осадков также превысило норму - 153 % от средних многолетних значений; промерзание почвы в январе оказалось намного ниже нормы (13 см на 31 января, при норме 46 см); количество выпавших осадков в феврале 2021 года составило 212 % от средних многолетних значений.; март 2021 года по температурному режиму оказался теплее обычного, с осадками в виде снега, мокрого снега и дождя; число дней с оттепелью за месяц - 24 дня; промерзания на конец месяца не было, при норме 56 см.
Указанные обстоятельства, по мнению предпринимателя, свидетельствует о том, что технике невозможно было проехать к местам рубки и осуществить рубку и вывоз древесины с арендованного лесного участка.
Письмом от 22.09.2021 N 01-10-2688 департамент отказал в увеличении сроков рубки лесных насаждений и вывоза древесины на основании п. 11 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в ст. 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.12.2020. N 993, согласно которому разрешение на увеличение сроков рубки лесных насаждений, трелевки (транспортировки), частичной переработки, хранения, вывоза древесины, допускается в случае возникновения неблагоприятных погодных условий, исключающих своевременное исполнение данных требований, подтвержденных справкой Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, в то время как представленная предпринимателем справка не содержит информацию о погодных условиях, носящих аномальный характер для данной территории и препятствующих проведению рубки лесных насаждений, трелевки (транспортировки), частичной переработки, хранению, вывозу древесины.
Полагая, что отказ департамента в продлении срока заготовки и вывоза древесины противоречит Правилам заготовки древесины, а также нарушает права и законные интересы предпринимателя, последний обратился в Арбитражный суд Смоленской области.
Удовлетворяя заявленные требования суд первой инстанции не учёт следующего.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, необходимо наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь обязанность доказывания нарушенного права в соответствии со статьей 65 АПК РФ лежит на заявителе.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также ЗК РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Частью 1 статьи 16 ЛК РФ определено, что рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) признаются процессы их валки (в том числе спиливания, срубания, срезания), а также иные технологически связанные с ними процессы (включая трелевку, частичную переработку, хранение древесины в лесу).
Согласно части 3 статьи 16 ЛК РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Использование лесов может осуществляться в виде заготовки древесины (пункт 1 части 1 статьи 25 ЛК РФ; заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины; граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено настоящим Кодексом (части 1, 8 статьи 29 ЛК РФ); в исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, допускается осуществление заготовки древесины для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений (часть 2 статьи 29.1 ЛК РФ).
В соответствии со статьей 29 ЛК РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины (пункт 1); правила заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 9).
Частью 4 статьей 29.1 ЛК РФ установлено, что в лесничествах, расположенных на землях лесного фонда, допускается осуществление заготовки древесины юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, относящимися в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства, на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.
На основании статьи 71 ЛК РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ и ЗК РФ, если иное не установлено данным кодексом.
Таким образом, при рассмотрении споров, вытекающих из договоров аренды (субаренды) лесных участков нормы лесного законодательства, являются специальными по отношению к положениям об аренде, предусмотренных ГК РФ и ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В силу статьи 72 ЛК РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 этого кодекса.
В силу статьи 73.1 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 указанной статьи, частью 1 статьи 74 Кодекса. Типовые договоры аренды лесных участков, в том числе предусматривающие осуществление мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого вида использования лесов, предусмотренного частью 1 статьи 25 кодекса.
Лесная декларация, которая согласно ч. 1 ст. 26 ЛК РФ является заявлением об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов, подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации ежегодно.
Правила заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 11 статьи 29 ЛК РФ).
Согласно пункту 11 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 ЛК РФ, утвержденных Приказом Минприроды России от 01.12.2020 N 993 (действуют с 01.01.2021; далее - Правила N 993), рубка лесных насаждений, трелевка (транспортировка), частичная переработка, хранение, вывоз заготовленной древесины осуществляются лицом, использующим лесной участок в целях заготовки древесины, в течение 12 месяцев с даты начала декларируемого периода согласно лесной декларации.
Увеличение сроков рубки лесных насаждений, трелевки (транспортировки), частичной переработки, хранения, вывоза древесины, указанных в настоящем пункте, допускается в случае возникновения неблагоприятных погодных условий, исключающих своевременное исполнение данных требований, подтвержденных справкой Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Срок рубки лесных насаждений, трелевки (транспортировки), частичной переработки, хранения, вывоза древесины может быть увеличен не более чем на 12 месяцев уполномоченным органом по письменному заявлению лица, использующего леса.
Разрешение на изменение сроков рубки лесных насаждений, трелевки, частичной переработки, хранения, вывоза древесины выдается в письменном виде с указанием местонахождения лесосеки (участковое лесничество, номер лесного квартала, номер лесотаксационного выдела, номер лесосеки), площади лесосеки, объема древесины и вновь установленного (продленного) срока (даты) рубки лесных насаждений, трелевки, частичной переработки, хранения, вывозки древесины.
Обращаясь в департамент с заявлением о выдаче разрешения на увеличение сроков рубки лесных насаждений, предприниматель сослался на неблагоприятные погодные условия, препятствовавшие заготовке планируемого объема древесины с приложением справки Смоленского ЦГМС филиал - ФГБУ "Центральное УГМС" от 16.08.2021 N 07/05-407 (т. 1 л.д. 55-56) из которой, однако, не представляется возможным установить вид осадков, силу ветра и температуру воздуха, указаны лишь сумма и норма осадков, а также % от нормы.
Срок выполнения работ, предусмотренных пунктом 11 Правил заготовки древесины, увеличивается при наличии объективных причин, препятствующих осуществлению рубки лесных насаждений, трелевки (транспортировки), частичной переработки, хранения, вывоза древесины. Лицо, ходатайствующее об увеличении указанного срока, обязано не только указать на независящие от него обстоятельства, которые могли воспрепятствовать заготовке древесины, но и доказать, каким образом обстоятельства (погодные условия), на которые это лицо ссылается, воспрепятствовали осуществлению рубки, трелевки (транспортировки), частичной переработки, хранения, вывоза древесины.
Частью 1 статьи 65 АПК РФ предусмотрено, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Из материалов дела не следует, каким образом неблагоприятные метеорологические условия затруднили, либо сделали невозможным проезд автотранспорта к месту выполнения лесосечных работ, повлияли на работу техники и оборудования, предназначенных для рубки лесных насаждений, трелевки (транспортировки), частичной переработки и вывоза из леса древесины.
Также предпринимателем были представлены акты осмотра лесного участка от 09.10.2020, от 12.11.2020, от 03.12.2020, от 14.01.2021, от 19.02.2021, от 16.03.2021, от 20.04.2021, от 24.05.2021, от 11.06.2021, от 08.07.2021 в составе комиссии в которую входили лесничие Рославльского участкового лесничества, глава Астапковического сельского поселения Рославльского района, согласно которым на месте было установлено, что заготовка и транспортировка древесины не может осуществляться в связи с заболоченностью самой лесосеки и подъездных дорог (л.д. 70 - 79). Оценивая данные доказательства, суд апелляционной инстанции находит их недопустимым, поскольку составление подобных справок комиссией из неуполномоченных для их составления лиц действующим законодательством не предусмотрено.
Кроме того, апелляционная коллегия отмечает, что предприниматель является арендатором участка с 2014 года и свойства и характеристики участка ему были известны как при заключении договора, так и в период владения им на протяжении 7 лет. Таким образом, он не мог не знать о факте заболоченности части территорий или их склонности к заболачиванию при определённых погодных условиях. Данный факт должен был им учитываться при подаче лесной декларации, которая, как было отмечено выше, в силу закона носит заявительный характер, т.е. её формирование и планирование рубок определяется самим заявителем с учётом всех характеристик лесосеки (удалённость, возможность подъезда и т.п.).
Заключая договор, и формируя в последующем лесные декларации, предприниматель как лицо, осуществляющее в соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательскую деятельность на свой риск, не мог не осознавать последствий заключения договора на указанных в нем условиях, должен был предвидеть условия исполнения соответствующих обязательств и предполагать различные стратегии исполнения договора.
Кроме вышеизложенного апелляционная коллеги обращает отдельное внимание на тот факт, что предприниматель обращался с заявлением (т.1 л.д. 87) об увеличении сроков рубки по декларации N 28 (т.1 л.д. 160) от 06.07.2020 со сроком действия по 24.07.2021, только 07.09.2021, т.е. уже за пределами сроков, установленных в декларации. При этом им была запрошена отсрочка только до 15.09.2021, т.е. чуть более чем на 1,5 месяца, считая с 24.07.2021. Однако суд первой инстанции, проигнорировав содержание заявления, в резолютивной части решения обязал департамент продлить срок заготовки и вывоза древесины на 12 месяцев.
Учитывая вышеизложенное, установив отсутствие предусмотренной статьями 198, 200, 201 АПК РФ совокупности условий для признания оспариваемого решения департамента, незаконным, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления предпринимателя. Таким образом, решение Арбитражного суда Смоленской области от 08.08.2022 подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с п. 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", если апелляционная, кассационная жалоба, заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора были поданы освобожденным от уплаты государственной пошлины ответчиком по делу, государственная пошлина за подачу соответствующего обращения не может быть взыскана с истца, против которого принято постановление суда апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, так как истец не подавал апелляционной, кассационной жалобы, заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора и не является ответчиком по делу.
Вопрос об отнесении расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе не рассматривается, так как апеллянт освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 110, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 08.08.2022 по делу N А62-10924/2021 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
Е.Н. Тимашкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-10924/2021
Истец: Астапенко Иван Антонович
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ОХРАНЕ, КОНТРОЛЮ И РЕГУЛИРОВАНИЮ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА, ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА И СРЕДЫ ИХ ОБИТАНИЯ