г. Москва |
|
15 марта 2023 г. |
Дело N А41-69173/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 марта 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Игнахиной М.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Темирбиевым М.А.,
при участии в заседании:
от МУП "Дмитровское управление жилищно-коммунального хозяйства" муниципального образования Дмитровского городского округа Московской области - представитель Матвеева Т.Ю., по доверенности от 22.02.2023 N 16, паспорт, диплом, свидетельство о заключении брака;
от Министерства имущественных отношений МО - представитель не явился; извещен;
от администрации Дмитровского городского округа Московской области - представитель Попова Я.В. по доверенности от 30.12.2022 N 142;
от государственного казенного учреждения Московской области "Московская областная противопожарно-спасательная служба" - представитель Иваник Е.П., по доверенности от 01.01.2023 N 121/07-06, паспорт, диплом, свидетельство о заключении брака.
рассмотрев в судебном заседании по правилам суда первой инстанции дело N А41-69173/22 по иску МУП "Дмитровское управление жилищно-коммунального хозяйства" к администрации Дмитровского городского округа Московской области о взыскании
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Дмитровское управление жилищно-коммунального хозяйства" (далее - МУП "ДУ ЖКХ", предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Министерству имущественных отношений Московской области (далее - министерство, ответчик) о взыскании 75 537 руб. 12 коп. стоимости бездоговорного потребления тепловой энергии.
Настоящее дело рассмотрено в соответствии с положениями главы 29 АПК РФ в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Московской области от 28 ноября 2022 года по делу N А41-68173/2022 заявленные требования удовлетворены (л.д.50-51).
Не согласившись с принятым решением, министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
Определением от 18.01.2023 Десятый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены: ГКУ МО "Московская областная противопожарно-спасательная служба" (далее - учреждение), администрация Дмитровского городского округа МО (л.д.91-94).
Определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2023 (л.д.145-146) произведена замена первоначального ответчика Министерство имущественных отношений Московской области на администрацию Дмитровского городского округа Московской области (далее - администрация).
Дело рассматривается в соответствии со статьями 121, 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей Министерства имущественных отношений МО, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда.
В судебном заседании представитель предприятия поддержал исковые требования, просил заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель администрации возражал против удовлетворения требований.
Представитель учреждения поддержал исковые требования предприятия.
Повторно исследовав представленные в материалы дела доказательства, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований.
Как усматривается из материалов дела 05.10.2021 сотрудниками предприятия в присутствии представителей учреждения смонтирован узел на ИТП здания по временной схеме, а также произведена подача теплоносителя на нужды отопления, о чем составлен акт (л.д.27).
Затем 21.10.2021 сотрудниками предприятия проведено обследование объекта - пожарное депо на четыре машиноместа, расположенного по адресу: Московская область, Дмитровский городской округ, г. Яхрома, мкр.Левобережье, установлено потребление тепловой энергии в отсутствие договора.
Выявленное нарушение зафиксировано в акте о бездоговорном потреблении тепловой энергии от 21.10.2021, который подписан со стороны предприятия (л.д.25-26).
Из содержания акта от 21.10.2021 следует, что первоначальное обследование теплопотребляемого объекта произведено 05.10.2021, в дату начала подачи на объект тепловой энергии от сетей централизованного отопления МУП "ДУ ЖКХ", что подтверждается актом от 05.10.2021 (л.д.27).
Данные нарушения явились основанием для определения объема бездоговорного потребления тепловой энергии на спорном объекте расчетным способом, что за период с 05.10.2021 по 25.10.2022 составило 75 537,12 руб.
Претензия предприятия с требованием об оплате стоимости бездоговорного потребления тепловой энергии оставлена без удовлетворения.
Поскольку досудебный порядок урегулирования спора, инициированный и реализованный истцом, не принес положительного результата, истец обратился в суд с иском.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается (статья 310 ГК РФ).
Из статьи 8 ГК РФ следует, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами (договоров), а также из действий юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении, Закон N190-ФЗ).
Потребители, подключенные к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию и (или) теплоноситель по регулируемым ценам или по ценам, определяемым соглашением сторон договора (пункт 2 статьи 13 Закона о теплоснабжении).
Согласно статье 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 29 статьи 2 Закона о теплоснабжении бездоговорное потребление тепловой энергии представляет собой потребление тепловой энергии, теплоносителя без заключения в установленном порядке договора теплоснабжения, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя с использованием теплопотребляющих установок, подключенных к системе теплоснабжения с нарушением установленного порядка подключения, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя после введения ограничения подачи тепловой энергии в объеме, превышающем допустимый объем потребления, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя после предъявления требования теплоснабжающей организации или теплосетевой организации о введении ограничения подачи тепловой энергии или прекращении потребления тепловой энергии, если введение такого ограничения или такое прекращение должно быть осуществлено потребителем.
Статьей 22 Закона N 190-ФЗ предусмотрен порядок действий в случае выявления бездоговорного потребления тепловой энергии.
В соответствии с частью 7 статьи 22 Закона N 190-ФЗ теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны проводить в зоне расположения принадлежащих им тепловых сетей или источников тепловой энергии проверки наличия у лиц, потребляющих тепловую энергию, теплоноситель, оснований для потребления тепловой энергии, теплоносителя в целях выявления бездоговорного потребления.
На основании части 8 статьи 22 Закона N 190-ФЗ теплоснабжающей организацией или теплосетевой организацией при выявлении ими факта бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя составляется акт о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя.
В указанном акте должны содержаться сведения о потребителе или об ином лице, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, о способе и месте осуществления такого бездоговорного потребления, описание приборов учета на момент составления указанного акта, дата предыдущей проверки, объяснения потребителя или иного лица, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, относительно факта выявленного бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя и их претензии к составленному акту (в случае наличия этих претензий).
При составлении указанного акта должны присутствовать потребитель или иное лицо, осуществившие бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, либо их представители. Отказ потребителя или иного лица, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, либо их представителей от подписания составленного акта, а также их отказ от присутствия при его составлении отражается с указанием причин этого отказа в указанном акте или в отдельном акте, составленном в присутствии двух незаинтересованных лиц и подписанном ими.
Расчет объема бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя и их стоимости осуществляется теплоснабжающей организацией или теплосетевой организацией в течение пяти рабочих дней со дня составления акта о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя на основании указанного акта, документов, представленных потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, в соответствии с Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными Правительством Российской Федерации. Объем бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя определяется за весь период, истекший с даты предыдущей проверки, в месте осуществления бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя, но не более чем за три года (п. 9).
Стоимость тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя, определяется в соответствии с действующими на дату взыскания тарифами на тепловую энергию, теплоноситель для соответствующей категории потребителей с учетом стоимости услуг по передаче тепловой энергии и подлежит оплате потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, в пятнадцатидневный срок с момента получения соответствующего требования теплоснабжающей организации.
В случае неоплаты в указанный срок потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, стоимости тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления, теплоснабжающая организация вправе прекратить подачу тепловой энергии, теплоносителя и взыскать с потребителя или иного лица, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, убытки в полуторакратном размере стоимости тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя (п. 10).
В соответствии с пунктом 32 постановления Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя", при бездоговорном потреблении тепловой энергии, теплоносителя определение количества тепловой энергии, теплоносителя, использованных потребителем, производится расчетным путем. Порядок коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя определен Методикой N 99/пр.
Согласно пункту 82 Методики N 99/пр расчетным путем количество тепловой энергии, теплоносителя определяется за период времени, в течение которого осуществляется бездоговорное потребление, но не более чем за три года.
Как установлено частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное предусмотрено законом или договором.
Согласно абзацу второму пункта 3 статьи 308 ГК РФ обязательство может создавать права для третьих лиц в отношении одной или обеих его сторон только в случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Гражданский кодекс Российской Федерации и иные законы не содержат норм о возникновении на основании договора аренды нежилого помещения обязанности у арендатора по внесению платы за коммунальные услуги перед оказывающим их третьим лицом (исполнителем коммунальных услуг, ресурсоснабжающей организацией).
Потребитель тепловой энергии, в соответствии со статьей 2 Закона N 190-ФЗ - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.
Из материалов дела следовало, что спорный объект теплопотребления в заявленный период был подключен к централизованной системе отопления.
В соответствии с распоряжением Правительства Московской области от 09.09.2021 N 764-РП "О приеме (передаче) в собственности Дмитровского городского округа Московской области имущества, находящегося в собственности Московской области", Минмособлимуществом на основании распоряжения от 18.10.2021 N 15ВР-1919 "О прекращении права оперативного управления государственного казенного учреждения Московской области "Московская областная противопожарно-спасательная служба" пожарное депо из легких металлоконструкций на 4 машиноместа с инв.N 1013200000135, расположенное по адресу: Московская область, Дмитровский г.о., г.Яхрома, 21.10.2021 включено в состав казны Московской области (л.д.20-22).
Пунктом 2 распоряжения установлено, что право собственности на вышеуказанное имущество возникает со дня утверждения передаточного акта.
26.10.2021 Минмособлимуществом объект передан в собственность Дмитровского городского округа Московской области по акту о приеме-передаче от 26.10.2021 N 0000-001151 (л.д.23).
Письмом от 15.06.2022 N 15ИСХ-16546 министерство уведомило предприятие о данной передаче объекта (л.д.59-60).
По договору от 17.03.2020 N 252/07-95, заключенному между ГКУ МО "Московская областная противопожарно-спасательная служба" (ссудодатель) и администрацией Дмитровского городского округа МО (ссудополучатель), последний принял в безвозмездное пользование пожарное депо из легких металлоконструкций на 4 машиноместа, расположенное по адресу: Московская область, Дмитровский городско округ, г.р. Яхрома для использования в целях обеспечения деятельности ссудополучателя в рамках осуществления полномочий в решении вопросов защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций (л.д.97-98).
Данный договор в силу пункта 4.1 заключен на срок до 31.12.2020.
По акту от 17.03.2020 имущество принято администрацией (л.д.99).
Дополнительным соглашением от 20.05.2021 N 1/252 сторонами договора пролонгирован срок его действия до 31.12.2021 (л.д.100).
Согласно пункту 1 статьи 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
В силу пункта 2 статьи 125 и пункта 2 статьи 215 ГК РФ от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Пунктом 3 статьи 215 ГК РФ установлено, что имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно пункту 2 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками имущества.
В силу статьи 51 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
При этом из содержания норм статьи 51 Закона N 131-ФЗ и статьи 209 ГК РФ следует, что собственник вправе совершать в отношении принадлежащего ему имущества действия, не противоречащие закону и иным правовым актам, в том числе соблюдать установленные этими законами и нормативными актами ограничения.
В силу положений Закона о теплоснабжении достоверным и допустимым доказательством факта бездоговорного потребления тепловой энергии является акт, составленный в соответствии с требованиями статьи 22 Закона о теплоснабжении.
Вместе с тем, факт выявления бездоговорного потребления тепловой энергии истец подтверждает актом от 21.10.2021 о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии (теплоносителя), который имеет ряд существенных недостатков.
Акт составлен в отсутствии потребителя (администрации), осуществившего, по мнению истца, бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя. Уведомление о проведении осмотра помещения или теплоустановок истцом в материалы дела не представлено.
Доказательств надлежащего извещения потребителя о дате и времени составления акта материалы дела не содержат.
Учитывая изложенное, пороки указанного акта являются неустранимыми, поскольку не позволяют установить факт бездоговорного потребления тепловой энергии в отношении спорной точки поставки.
Согласно статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о недоказанности факта бездоговорного потребления ответчиком в спорный период тепловой энергии и наличии оснований для отказа в удовлетворении исковых требований.
При изложенных обстоятельствах, учитывая наличие безусловных оснований, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 4 статьи 270, статьей 271, статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 28 ноября 2022 года по делу N А41-69173/22 отменить, в иске отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение дух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.В. Игнахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-69173/2022
Истец: МУП "ДМИТРОВСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА" МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДМИТРОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Администрация Дмитровского г.о. Московской области, ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ПРОТИВОПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА"