г. Владивосток |
|
16 марта 2023 г. |
Дело N А24-2456/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 марта 2023 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Понуровской,
судей Н.Н. Анисимовой, А.В. Гончаровой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Д. Спинка,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью архитектурно-дизайнерская мастерская "Аврора",
апелляционное производство N 05АП-785/2023
на решение от 26.12.2022
судьи Е.Ю. Лебедевой
по делу N А24-2456/2022 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью архитектурно-дизайнерская мастерская "Аврора" (ИНН 4101099716, ОГРН 1054100004639)
к Министерству строительства и жилищной политики Камчатского края (ИНН 4101121016, ОГРН 1074101008178)
об оспаривании решения Отраслевой группы Инвестиционного совета в Камчатском крае по развитию строительства о признании инвестиционного проекта "Строительство квартала малоэтажной застройки на участке с кадастровым номером 41:01:0010116:15210 в городе Петропавловске-Камчатском" несоответствующим критериям масштабного инвестиционного проекта в Камчатском крае, оформленного протоколом от 24.02.2022 N 1, и обязании повторно рассмотреть заявление от 29.12.2021
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: администрация Петропавловск-Камчатского городского округа (ИНН 4101036106, ОГРН 1024101022010); Министерство экономического развития Камчатского края (ИНН 4101156001, ОГРН 1134101000450),
при участии:
от ООО АДМ "Аврора": представитель Николаев Д.А., приказ 02.03.2023 N 02/03, паспорт;
от Министерства строительства и жилищной политики Камчатского края: представитель Бзырин С.С.по доверенности от 11.01.2023, сроком действия до 30.12.2023, паспорт;
от администрации Петропавловск-Камчатского г.о., Министерства экономического развития Камчатского края: не явились, извещены надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью архитектурно-дизайнерская мастерская "Аврора" (далее - заявитель, ООО АДМ "Аврора", общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с заявлением к Министерству строительства и жилищной политики Камчатского края (далее - заинтересованное лицо, Минстрой Камчатского края) о признании незаконным решения Отраслевой группы Инвестиционного совета в Камчатском крае по развитию строительства о признании инвестиционного проекта "Строительство квартала малоэтажной застройки на участке с кадастровым номером 41:01:0010116:15210 в городе Петропавловске-Камчатском" несоответствующим критериям масштабного инвестиционного проекта в Камчатском крае, оформленного протоколом от 24.02.2022 N 1, и обязании повторно рассмотреть заявление от 29.12.2021.
Определением суда от 22.06.2022 в порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Петропавловск-Камчатского городского округа (далее - Администрация), Министерство экономического развития Камчатского края (далее - Минэкономразвития Камчатского края).
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 26.12.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО АДМ "Аврора" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 26.12.2022 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что объем инвестиций предложенного инвестиционного проекта составляет 508,7 млн. руб. (в том числе заемных средств - 18,5 млн. руб., собственных средств - 490,1 млн. руб.), что значительно превышает "проходной" минимум в объеме 150 млн. руб., предусмотренный Законом Камчатского края от 30.07.2015 N 662 "Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых на территории Камчатского края предоставляются земельные участки в аренду без проведения торгов" (далее - Закон N 662). Кроме того, к инвестициям по данному инвестиционному проекту должны быть отнесены все затраты инвестора на возведение таких объектов за весь срок реализации инвестиционного проекта на всех его стадиях. Полагает, что суд первой инстанции незаконно отказал в удовлетворении ходатайства о проведении судебной экспертизы по изучению финансово-экономической сути спорного инвестиционного проекта. При этом суд первой инстанции следовало вне зависимости друг от друга рассмотреть критерии, которым должен соответствовать инвестиционный проект, предусмотренными пунктами 2,3 статьи 4 Закона N 662. Также приводит доводы о необоснованности вывода суда со ссылкой на преюдициальное значение дела N А24-1066/2022 о том, что права и законные интересы заявителя не нарушены, в том числе, в связи с предложением администрацией альтернативных участков. Равно как и возможность доработки инвестиционного проекта, по мнению заявителя, не свидетельствует об отсутствии нарушения его прав и законных интересов.
Определение Пятого арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 22.12.2022 и размещено в информационной системе "Картотека арбитражных дел" по адресу: http://kad.arbitr.ru в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ.
Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ
Третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о причине неявки не сообщили. Представители заявителя, административного ответчика не возражают против рассмотрения дела в их отсутствие. Суд, руководствуясь статьями 156, 266 АПК РФ, проводит судебное заседание в отсутствие администрации Петропавловск-Камчатского г.о., Министерства экономического развития Камчатского края.
К судебному заседанию через канцелярию суда от Министерства строительства и жилищной политики Камчатского края, администрации Петропавловск-Камчатского городского округа поступили письменные отзывы на апелляционную жалобу, которые в порядке статьи 262 АПК РФ приобщаются к материалам дела.
В судебном заседании представитель ООО АДМ "Аврора" поддержал доводы апелляционной жалобы: решение суда первой инстанции просит отменить.
Представитель Министерства строительства и жилищной политики Камчатского края на доводы апелляционной жалобы возражал по доводам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Обжалуемое решение считает законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
Коллегией установлено, что по тексту апелляционной жалобы ООО АДМ "Аврора" заявлено ходатайство о назначении судебной экспертизы по вопросам изучения финансово-экономической сути инвестиционного проекта, которое в судебном заседании поддержал представитель Общества.
Представитель Министерства строительства и жилищной политики Камчатского края по заявленному ходатайству возражал.
Рассмотрев заявленное ходатайство о назначении судебной экспертизы с учетом мнения сторон, коллегия апелляционного суда, руководствуясь статьями 82, 156, 266, 268 АПК РФ, определила в его удовлетворении отказать ввиду следующего:
В соответствии с частью 3 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в арбитражном суде апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, вправе заявлять ходатайства о вызове новых свидетелей, проведении экспертизы, приобщении к делу или об истребовании письменных и вещественных доказательств, в исследовании или истребовании которых им было отказано судом первой инстанции.
Поскольку из материалов дела следует, что соответствующее ходатайство заявлялось обществом при рассмотрении дела в суде первой инстанции и в его удовлетворении судом первой инстанции было отказано, апелляционный суд рассматривает заявленное ходатайство по существу.
В силу части 1 статьи 82 АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле, а также может назначить экспертизу по своей инициативе, если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором, необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства или проведения дополнительной либо повторной экспертизы.
На основании части 2 статьи 64, части 3 статьи 86 АПК РФ заключения экспертов являются одним из доказательств по делу и оцениваются наряду с другими доказательствами.
По смыслу приведенных норм процессуального права вопрос о назначении экспертизы отнесен на усмотрение суда, разрешается в зависимости от необходимости разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, и является правом, а не обязанностью суда. При этом экспертное заключение оценивается арбитражным судом наряду с другими доказательствами, имеющимися в материалах дела, и не имеет заранее установленной силы.
Суд первой инстанции, рассмотрев, в порядке статьи 82 АПК РФ, ходатайство ООО АДМ "Аврора" о назначении судебной экспертизы, учитывая обстоятельства настоящего дела, оценив, в порядке статьи 71 АПК РФ, представленные в дело доказательства, которые признаны судом достаточными для правильного, полного и всестороннего рассмотрения спора, не усмотрел оснований для назначения по делу судебной экспертизы.
Принимая во внимание, что назначение экспертизы является правом суда, суд апелляционной инстанции также не усматривает оснований для назначения по делу судебной экспертизы с учетом предоставленных в материалы дела доказательств и письменных пояснений сторон и учитывая отсутствие соответствующего заявления от лиц, участвующих в деле, оформленного надлежащим образом.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверена Пятым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 АПК РФ.
Из материалов дела суд апелляционной инстанции установил следующее:
29.12.2021 ООО АДМ "Аврора" обратилось в Министерство инвестиций, промышленности и предпринимательства Камчатского края с заявлением (вх. N 41-3450) о рассмотрении инвестиционного проекта "Строительство квартала малоэтажной застройки на участке с кадастровым номером 41:01:0010116:15210", претендующего на признание масштабным инвестиционным проектом.
К заявлению обществом приложены следующие документы:
- схема взаимного расположения участка N 41:01:0010116:15210 и КОС "Чавыча" с ориентировочными габаритами санитарно-защитной зоной и розой ветров;
- письмо Управления архитектуры и градостроительства администрации ПКГР от 21.12.2021 N 01081/8446/21;
- письмо Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю от 25.11.2021 N 4100-01/67-7356-2021;
- письмо Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края от 03.12.2021 N 20/07-5407;
- письмо Министерства строительства и жилищной политики Камчатского края от 03.12.2021 N 32/5980;
- письмо КГУП "Камчатский водоканал" от 11.11.2021 N 21-12568/18.
Целями указанного инвестиционного проекта заявлены:
1) создание гармоничного квартала малоэтажной застройки на земельном участке с кадастровым номером 41:01:0010116:15210;
2) реализация уникального потенциала участка строительства;
3) реализация потенциально выгодного инвестиционного проекта с рентабельностью по чистой прибыли 27,85% и чистой прибылью в 490.902,63 тыс. руб. на горизонте планирования 10 лет;
4) окупить вложенные средства в срок до 51 месяца;
5) эффективно реализовать имеющийся опыт застройщика в области проектирования и строительства малоэтажной жилой недвижимости и сопутствующего благоустройства прилегающей территории.
Согласно представленному бизнес-плану инвестиционного проекта на земельном участке с кадастровым номером 41:01:0010116:15210 предполагается строительство и реализация в составе застройки квартала следующих объектов капитального строительства:
- 4 малоэтажных многоквартирных дома на 6 и 8 квартир типа "Таунхаус" (МКД-1, МКД-2, МКД-3 и МКД-4 на схеме), с общим количеством квартир 26 шт.;
- 27 индивидуальных жилых домов "Коттеджей";
- 1 объекта социально-культурной инфраструктуры - сквера общего пользования с детской площадкой, спортивной площадкой и зоной тихого отдыха в составе.
Предполагаемый объем инвестиций - 508.675,40 млн. руб.
Министерством инвестиций, промышленности и предпринимательства Камчатского края на основании подпункта "б" пункта 2 части 3 приложения к постановлению Правительства Камчатского края от 31.08.2015 N 312-П "Об утверждении положения о признании инвестиционного проекта масштабным инвестиционным проектом в Камчатском крае" (далее - Порядок N 312-П) в адрес главы ПетропавловскКамчатского городского округа направлен пакет документов, предусмотренных приложением 2 Положения, для подготовки в срок до 02.02.2022 заключения о соответствии инвестиционного проекта критериям масштабного инвестиционного проекта и возможности предоставить земельные участки в аренду в целях реализации проекта в соответствии с частями 5 - 8 настоящего Порядка.
Согласно заключению администрации, изложенному в письме от 02.02.2022 N 010101/224/22, рассмотрев в соответствии с пунктом 1 части 5 Порядка N 312-П пакет документов, администрация пришла к выводу о невозможности предоставления земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010116:15210 в целях реализации масштабного инвестиционного проекта.
Министерством инвестиций, промышленности и предпринимательства Камчатского края на основании подпункта "в" пункта 2 части 3 Порядка N 312-П в адрес врио министра строительства и жилищной политики Камчатского края направлен пакет документов, предусмотренных приложением 2 Положения, для подготовки заключения о согласованности инвестиционного проекта, претендующего на признание масштабным инвестиционным проектом, с документами территориального планирования регионального уровня и (или) документацией по планировке территории в отношении объектов регионального значения с приложением материалов, содержащих соответствующие выдержки из указанных документов.
Согласно письму Минстроя Камчатского края от 02.02.2022 N 32/528, реализация представленного инвестиционного проекта предполагается в границах земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010116:15210. Планируемые к строительству объекты не являются объектами регионального значения, а названный выше земельный участок не находится в государственной собственности Камчатского края, следовательно, заключение Министерства о согласованности инвестиционного проекта с документами территориального планирования регионального уровня не требуется.
Также указано, что земельный участок с кадастровым номером 41:01:0010116:15210 имеет вид разрешенного использования: земельные участки автомобильной инфраструктуры (дороги, улицы, проспекты, шоссе, проезды, переулки, мосты, остановки), что не соответствует заявленным целям.
В соответствии с частью 9 Порядка N 312-П заключения, подготовленные в соответствии с подпунктами "б" и "в" пункта 2 части 3 настоящего Порядка, направлены в отраслевой орган для организации заседания отраслевой группы Инвестиционного совета в Камчатском крае.
По результатам проведения заседания отраслевой группой Инвестиционного совета в Камчатском крае по развитию строительства и рассмотрения вопроса о соответствии инвестиционного проекта критериям масштабного инвестиционного проекта, установленным Законом Камчатского края от 30.07.2015 N 662 "Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых на территории Камчатского края предоставляются земельные участки в аренду без проведения торгов", оформлен протокол от 24.02.2022 N 1, согласно которому принято решение:
- признать несоответствие инвестиционного проекта ООО АДМ "Аврора" "Строительство квартала малоэтажной застройки на участке с кадастровым номером 41:01:0010116:15210 в городе Петропавловске-Камчатском" критериям масштабного инвестиционного проекта в Камчатском крае, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 4 Закона Камчатского края от 30.07.2015 N 662 "Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых на территории Камчатского края предоставляются земельные участки в аренду без проведения торгов";
- рекомендовать ООО АДМ "Аврора" произвести доработку бизнес-плана в части приведения проекта "Строительство квартала малоэтажной застройки на участке с кадастровым номером 41:01:0010116:15210 в городе Петропавловске-Камчатском" в соответствие с пунктами 2 и 3 статьи 4 Закона Камчатского края от 30.07.2015 N 662 "Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых на территории Камчатского края предоставляются земельные участки в аренду без проведения торгов", а также с учетом пункта 3 приложения к Порядку признания инвестиционного проекта масштабным инвестиционным проектом в Камчатском крае, утвержденным постановлением Правительства Камчатского края от 31.08.2015 N 312-П;
- рекомендовать Министерству инвестиций, промышленности и предпринимательства Камчатского края рассмотреть инвестиционный проект ООО АДМ "Аврора" "Строительство квартала малоэтажной застройки на участке с кадастровым номером 41:01:0010116:15210 в городе Петропавловске-Камчатском" после устранения выявленных замечаний.
23.03.2022 от ООО АДМ "Аврора" министру строительства и жилищной политики Камчатского края поступила претензия к протоколу заседания Инвестиционного совета в Камчатском крае (вх. N 32/1239).
В ответ на указанную претензию Минстрой Камчатского края в письме от 29.04.2022 N 32/2317 разъяснил, что признание инвестиционного проекта масштабных сопряжено с отсутствием поступления в региональный бюджет финансовых средств (арендной платы) со стороны инвестора, в связи с чем при подсчете планируемого объема инвестиций в рамках Закона Камчатского края от 30.07.2015 N 662 предполагается возможность однократного поступления вышеуказанного объема инвестиций в экономику Камчатского края, то есть прямые инвестиции с длительным сроком инвестирования.
Согласно представленному бизнес-плану реализация инвестиционного проекта предполагается за счет начальных собственных средств застройщика в размере 22,857 млн. руб., за счет заемных средств в размере 18,537 млн. руб., а также за счет собственных средств в виде реинвестированной прибыли, генерируемой проектом (средств от реализации построенных объектов) в размере 467,282 млн. руб. Следовательно, что в начале инвестиционного проекта в обороте будет находиться не более 41,394 млн. руб.
За дополнительными разъяснениями в части объема инвестиций и их допустимой структуры разъяснено право обратиться в разработчикам ранее упомянутого законодательного акта - в Министерство экономического развития Камчатского края, как правопреемника Министерства инвестиций, промышленности и предпринимательства Камчатского края.
Не согласившись с решением Отраслевой группы Инвестиционного совета в Камчатском крае, оформленного протоколом от 24.02.2022 N 1, полагая, что указанное решение является незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, ООО АДМ "Аврора" обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с настоящим заявлением, в удовлетворении которого судом первой инстанции было отказано.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, заслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в силу следующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Земельный кодекс Российской Федерации (далее - ЗК РФ) регулирует отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками.
В соответствии со статьей 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
В случае предоставления земельного участка в аренду земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды (подпункт 3 пункта 1 статьи 39.1 ЗК РФ).
Порядок и основания предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности определен Главой V.I ЗК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
В силу подпункта 3 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным законами субъектов Российской Федерации.
В развитие указанных нормоположений на территории Камчатского края такие критерии определены Законом Камчатского края от 30.07.2015 N 662 "Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых на территории Камчатского края предоставляются земельные участки в аренду без проведения торгов" (далее - Закон N 662).
Согласно положениям статьи 4 данного Закона масштабный инвестиционный проект для предоставления земельного участка в аренду юридическому лицу без проведения торгов в целях, реализации этого проекта должен одновременно соответствовать следующим критериям:
1) соответствие приоритетам, целям и задачам, определенным в документах стратегического планирования Камчатского края, в документах стратегического планирования муниципального образования в Камчатском крае, на территории которого планируется осуществить реализацию этого проекта;
2) согласованность с документами территориального планирования регионального или муниципального уровня и (или) документацией по планировке территории;
3) наличие объема инвестиций не менее значений, установленных в данном пункте для определенных видов экономической (иной) деятельности в зависимости от территории муниципального образования, на которой планируется реализация инвестиционного объекта.
Кроме того, гарантии государственной поддержки инвестиционной деятельности в Камчатском крае, формы и условия предоставления государственной поддержки инвестиционной деятельности в Камчатском крае установлены Законом Камчатского края от 22.09.2008 N 129 "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Камчатском крае" (далее - Закон N 129), в силу части 1 статьи 5 (2) которого инвестиционный проект признается масштабным инвестиционным проектом в порядке, установленном Постановлением Правительства Камчатского края.
В этой связи постановлением Правительства Камчатского края от 31.08.2015 N 312-П утвержден Порядок признания инвестиционного проекта масштабным инвестиционным проектом в Камчатском крае (далее - Порядок N 312-П).
В силу части 2 названного Порядка в целях признания инвестиционного проекта масштабным инвестиционным проектом инвестор, являющийся юридическим лицом, представляет в Агентство инвестиций и предпринимательства Камчатского края заявление о рассмотрении инвестиционного проекта, претендующего на признание масштабным инвестиционным проектом, по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку, а также документы, предусмотренные перечнем согласно приложению 2 к настоящему Положению.
По правилам части 3 Порядка N 312-П агентство в отношении инвестиционного проекта, претендующего на признание масштабным инвестиционным проектом:
1) в течение 3 рабочих дней со дня представления инвестором заявления и документов согласно приложению 2 к настоящему Порядку проверяет наличие полного комплекта указанных документов и их соответствие приложениям 1 и 2 к настоящему Порядку. В случае отсутствия полного комплекта указанных документов Министерство возвращает документы не позднее 5 рабочих дней со дня представления их инвестором и письменно извещает его о причинах возврата;
2) в течение 5 рабочих дней со дня представления инвестором заявления и документов согласно приложению 2 к настоящему Порядку направляет их, в том числе в орган местного самоуправления муниципального образования в Камчатском крае (далее также - орган местного самоуправления), на территории которого планируется осуществить реализацию инвестиционного проекта, для подготовки заключения в соответствии с частями 5 - 8 настоящего Порядка (подпункт "б").
На основании пункта 5 Порядка N 312-П орган местного самоуправления, на территории которого планируется осуществить реализацию инвестиционного проекта, в течение 15 рабочих дней со дня поступления документов в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 части 3 или подпунктом "б" пункта 2 части 4 настоящего Порядка подготавливает заключение, содержащее следующие выводы:
1) о соответствии инвестиционного проекта приоритетам, целям и задачам, определенным в документах стратегического планирования и (или) программах комплексного социально-экономического развития муниципального образования в Камчатском крае, на территории которого планируется осуществить реализацию данного проекта;
2) о согласованности инвестиционного проекта с документами территориального планирования муниципального уровня и документацией по планировке территории (в случае, если в отношении территории, в границах которой расположен земельный участок, утверждена документация по планировке территории);
3) о возможности предоставления земельного участка, указанного в заявлении, в аренду без проведения торгов в целях реализации масштабного инвестиционного проекта.
В случае невозможности предоставления указанного в заявлении земельного участка либо несоответствия характеристик земельного участка заявленным целям, орган местного самоуправления, на территории которого планируется осуществить реализацию инвестиционного проекта, по согласованию с инвестором предлагает иной вариант предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов и прилагает к заключению схему расположения данного земельного участка (в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок) либо кадастровый паспорт земельного участка (пункт 6 Порядка N 312-П).
В соответствии с пунктом 7 названного Порядка заключение органа местного самоуправления, на территории которого планируется осуществить реализацию инвестиционного проекта, должно содержать следующую информацию в отношении земельного участка:
1) о кадастровом номере земельного участка (при наличии);
2) о площади земельного участка;
3) о категории земель, в границах которых находится испрашиваемый земельный участок;
4) о муниципальном образовании в Камчатском крае, в границах которого расположен земельный участок, а также о наименовании населенного пункта, если участок расположен в границах населенного пункта;
5) о территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок, и градостроительном регламенте данной зоны (с указанием основных, дополнительных и условно-разрешенных видов разрешенного использования, установленных для данной территориальной зоны), в случае, если земельный участок расположен в границах территории, для которой разработаны и утверждены Правила землепользования и застройки;
6) о правах на земельный участок, в том числе, если в отношении земельного участка выдано разрешение на использование в соответствии главой V.6 ЗК РФ, о существующих ограничениях (обременениях) земельного участка;
7) об ограничениях использования испрашиваемого земельного участка (территории), в том числе об ограничениях в использовании в связи с расположением участка в границах: зон с особыми условиями использования территорий (санитарно-защитные зоны, охранные зоны, зоны санитарной охраны, запретные зоны и районы, водоохранные зоны/прибрежные защитные полосы/береговые полосы водных объектов и другие зоны); охотничьих угодий; территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также об ограничениях в использовании земельного участка в связи с видами разрешенного использования смежных или рядом расположенных земельных участков и объектов, находящихся на таких участках;
8) о том, утверждена или разрабатывается ли в отношении территории, в границах которой расположен земельный участок, документация по планировке территории, проект межевания территории;
9) расположен ли земельный участок в границах территории опережающего социально-экономического развития "Камчатка";
10) иную информацию относительно земельного участка, необходимую для принятия решения в отношении заявления.
В соответствии с частью 9 Порядка N 312-П заключения, подготовленные в соответствии с подпунктами "б" и "в" пункта 2 части 3 настоящего Порядка, направляются в отраслевой орган для организации заседания отраслевой группы Инвестиционного совета в Камчатском крае в срок не позднее 10 рабочих дней со дня получения последнего заключения. Отраслевой орган не позднее 3 рабочих дней со дня получения последнего заключения направляет членам отраслевой группы Инвестиционного совета в Камчатском крае в качестве материалов все заключения.
По результатам рассмотрения вопроса о соответствии инвестиционного проекта критериям масштабного инвестиционного проекта отраслевой группой Инвестиционного совета в Камчатском крае оформляется протокол, который в течение 3 рабочих дней со дня рассмотрения заявки направляется отраслевым органом инвестору, в Министерство, орган местного самоуправления, на территории которого планируется осуществить реализацию инвестиционного проекта, Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края и Министерство строительства Камчатского края.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 29.12.2021 общество обратилось в Министерство инвестиций, промышленности и предпринимательства Камчатского края с заявлением о рассмотрении инвестиционного проекта "Строительство квартала малоэтажной застройки на участке с кадастровым номером 41:01:0010116:15210", претендующего на признание масштабным инвестиционным проектом, приложив документы: схему взаимного расположения участка N 41:01:0010116:15210 и КОС "Чавыча" с ориентировочными габаритами санитарно-защитной зоной и розой ветров; письмо Управления архитектуры и градостроительства администрации ПКГР от 21.12.2021 N 01081/8446/21; письмо Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю от 25.11.2021 N 4100-01/67-7356- 2021; письмо Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края от 03.12.2021 N 20/07-5407; письмо Министерства строительства и жилищной политики Камчатского края от 03.12.2021 N 32/5980; письмо КГУП "Камчатский водоканал" от 11.11.2021 N 21-12568/18.
По результатам рассмотрения вопроса о соответствии инвестиционного проекта критериям масштабного инвестиционного проекта отраслевой группой Инвестиционного совета в Камчатском крае оформлен протокол от 24.02.2022 N 1, согласно которому инвестиционный проект заявителя признан несоответствующим критериям масштабного инвестиционного проекта в Камчатском крае, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 4 Закона Камчатского края от 30.07.2015 N 662.
Администрация указала, что представленный инвестиционный проект соответствует целям и задачам муниципальной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Петропавловск-Камчатского городского округа", утвержденной постановлением Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 13.10.2016 N 1985, так как целью инвестиционного проекта является обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Камчатского края.
Однако, сочла, что реализация инвестиционного проекта не соответствует документам территориального планирования - положениям действующего Генерального плана; что невозможно установить соответствие инвестиционного проекта с документацией по планировке территории в связи с ее отсутствием на сегодняшний день; ссылаясь на статьи 39.6, 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, отметила, что разрешенное использование испрашиваемого земельного участка - "земельные участки объектов автомобильной инфраструктуры (дороги, улицы, проспекты, шоссе, проезды, переулки, мосты, остановки)", тогда как заявитель просит землю под малоэтажную жилую застройку, что не соответствует разрешенному использованию испрашиваемого земельного участка относительно цели использования, указанной в заявлении общества. Кроме того, сообщила о запланированных на период с 2022 по 2026 годах проектных и строительных работ по реконструкции БОС "Чавыча", что повлечет перерасчет размера границ санитарно-защитной зоны.
В связи с чем, предложила на территории Петропавловск-Камчатского городского округа для реализации проекта малоэтажной жилой застройки иные земельные участки.
Апелляционной коллегией установлено, что заключение администрации, изложенное в письме от 02.02.2021 N 010101/224/22, проверялось на предмет законности по делу N А24-1066/2022.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 27.05.2022 по делу N А24-1066/2022 в удовлетворении заявленных ООО АДМ "Аврора" требований о признании незаконным заключения администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, оформленного письмом от 02.02.2022 N 010101/224/22 отказано. Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2022, постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 11.11.2022 решение Арбитражного суда Камчатского края от 27.05.2022 по делу N А24-1066/2022 остановлено без изменения.
Суды пришли к выводу об обоснованности заключения администрации в оспариваемой части и в этой связи о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка для реализации и признания инвестиционного проекта общества масштабным. Заключение администрации от 02.02.2022 не противоречит закону и не нарушает права и законные заявителя.
В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 24.05.2005 N 225/04 по делу N А14-1234-03/39/1, если суд дает иную оценку доказательствам по делу без учета их оценки, данной судами по ранее рассмотренному делу, в котором участвовали те же лица, это противоречит части 2 статьи 69 АПК РФ.
Таким образом, преюдициальное значение имеют факты, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному делу. Обстоятельства, которые установлены таким решением, не подлежат доказыванию вновь в делах с участием тех же лиц.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 21.12.2011 N 30-П, признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности.
Преюдициальность означает не только отсутствие необходимости доказывать установленные ранее обстоятельства, но и запрещает их опровержение до тех пор, пока судебный акт, в котором установлены эти обстоятельства, не будет отменен в порядке, предусмотренном законом.
Действующие во всех видах судопроизводства общие правила распределения бремени доказывания предусматривают освобождение от доказывания входящих в предмет доказывания обстоятельств, к числу которых процессуальное законодательство относит обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным решением по ранее рассмотренному делу (статья 69 АПК РФ). В данном основании для освобождения от доказывания проявляется преюдициальность как свойство законной силы судебных решений, общеобязательность и исполнимость которых в качестве актов судебной власти обусловлены ее прерогативами.
Учитывая вышеизложенные положения норм права суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что доводы заявителя о предоставлении ООО АДМ "Аврора" доказательств отсутствия ограничений использования земельного участка, а также о реальной возможности реализации инвестиционного проекта на участке N 41:01:0010116:15210 по всем аспектам с обоснованием отсутствия каких-либо ограничений в предоставлении земельного участка для реализации заявленного инвестиционного проекта, о не соответствии заключения Администрации части 6 Порядка N 312-П в связи с не исследованием всего объема информации, о не согласовании Администрацией с заявителем предоставления указанных в заключении 12 земельных участков, подлежат отклонению, поскольку направленные на преодоление вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Камчатского края от 27.05.2022 по делу N А24-1066/2022, поскольку оспаривание обстоятельств, установленных вступившим в законную силу вышеуказанным решением суда, в рамках рассмотрения настоящего дела не допустимо и о каких-либо допущенных судами нарушениях по настоящему делу не свидетельствуют.
При рассмотрении настоящего спора судом принято во внимание в качестве преюдиции установленные в рамках дела N А24-1066/2022 обстоятельства, в частности, относительно того, что ООО АДМ "Аврора" администрацией были предложены в соответствии с частью 6 Порядка N 312-П на стадии составления заключения земельные участки с кадастровыми номерами 41:01:0010120:2069, 41:01:0010120:2070, 41:01:0010120:2071, 41:01:001020:2072, 41:01:0010120:2073, 41:01:0010120:2074, 41:01:0010120:2075, 41:01:0010120:2078, 41:01:0010120:2079, 41:01:0010120:2081, 41:01:0010120:2082, 41:01:0010120:2083 в целях реализации инвестиционного проекта, что также свидетельствует об отсутствии нарушения прав и законных интересов общества.
Отклоняя указание общества на соответствие инвестиционного проекта критериям масштабного инвестиционного проекта в Камчатском крае, в том числе пункту 3 статьи 4 Закона Камчатского края от 30.07.2015 N 662, коллегия суда апелляционной инстанции исходит из следующего.
Согласно положениям пункта 3 статьи 4 Закона N 662 масштабный инвестиционный проект для предоставления земельного участка в аренду юридическому лицу без проведения торгов в целях, реализации этого проекта должен соответствовать, в том числе критерию наличия объема инвестиций не менее значений, установленных в данном пункте для определенных видов экономической (иной) деятельности в зависимости от территории муниципального образования, на которой планируется реализация инвестиционного объекта.
В соответствии с подпунктом 16 пункта 3 статьи 4 Закона N 662 объем инвестиций для строительства многоквартирных жилых домов на территории Петропавловск-Камчатского городского округа должен составлять не менее 150,0 млн. рублей.
Согласно представленному бизнес-плану инвестиционного проекта на земельном участке с кадастровым номером 41:01:0010116:15210 предполагается строительство и реализация в составе застройки квартала следующих объектов капитального строительства:
- 4 малоэтажных многоквартирных дома на 6 и 8 квартир типа "Таунхаус" (МКД-1, МКД-2, МКД-3 и МКД-4 на схеме), с общим количеством квартир 26 шт.;
- 27 индивидуальных жилых домов "Коттеджей";
- 1 объекта социально-культурной инфраструктуры - сквера общего пользования с детской площадкой, спортивной площадкой и зоной тихого отдыха в составе.
Общество указало, что предполагаемый объем инвестиций 508,7 млн. рублей.
Согласно разделу "Потребность в инвестициях" бизнес-плана ООО АДМ "Аврора" "Строительство квартала малоэтажной застройки на участке с кадастровым номером 41:01:0010116:15210 в городе Петропавловске-Камчатском" реализация данного проекта предполагается за счет начальных собственных средств застройщика в размере 22,857 млн. руб., за счет заемных средств в размере 18,537 млн. руб., а также за счет собственных средств в виде реинвестированной прибыли, генерируемой проектом (средств от реализации построенных объектов) в размере 467,282 млн. руб.
При этом в бизнес-плане заявителя указано, что срок окупаемости проекта составляет 42 месяца, дисконтированный срок окупаемости 51 месяц.
Минстрой Камчатского края указал, что признание инвестиционного проекта масштабных сопряжено с отсутствием поступления в региональный бюджет финансовых средств (арендной платы) со стороны инвестора, в связи с чем при подсчете планируемого объема инвестиций в рамках Закона Камчатского края от 30.07.2015 N 662 предполагается возможность однократного поступления вышеуказанного объема инвестиций в экономику Камчатского края, то есть прямые инвестиции с длительным сроком инвестирования. Следовательно, что в начале инвестиционного проекта в обороте будет находиться не более 41,394 млн. руб.
Повторно исследовав материалы дела, оценив доводы сторон по данному вопросу, коллегия апелляционного суда полагает обоснованным вывод суда первой инстанции в связи с пояснениями Минстроя Камчатского края о том, что инвестиционные средства заявителя в размере 22,857 млн. руб. - за счет начальных собственных средств застройщика и 18,537 млн. руб. за счет заемных средств, всего в размере 41,394 млн. руб., находящиеся у заявителя в начале инвестиционного проекта, не соответствуют критерию, установленному пунктом 3 статьи 4 данного Закона N 662, необходимого для предоставления земельного участка в аренду юридическому лицу без проведения торгов в целях, реализации этого проекта.
Таким образом, в оспариваемом решении заседания отраслевой группы Инвестиционного проекта в Камчатском крае по развитию строительства, оформленном протоколом от 24.02.2022 N 1, правомерно сделаны выводы о несоответствии инвестиционного проекта ООО АДМ "Аврора" "Строительство квартала малоэтажной застройки на участке с кадастровым номером 41:01:0010116:15210 в городе Петропавловске-Камчатском" критериям масштабного инвестиционного проекта в Камчатском крае, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 4 Закона Камчатского края от 30.07.2015 N 662.
По изложенному судебная коллегия считает, что решение Отраслевой группы Инвестиционного совета в Камчатском крае по развитию строительства о признании инвестиционного проекта "Строительство квартала малоэтажной застройки на участке с кадастровым номером 41:01:0010116:15210 в городе Петропавловске-Камчатском" несоответствующим критериям масштабного инвестиционного проекта в Камчатском крае, оформленного протоколом от 24.02.2022 N 1, не противоречит закону и не нарушает права и законные заявителя, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нормы права применены судом первой инстанции правильно. Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционных жалоб отсутствуют.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины рублей на основании статьи 110 АПК РФ относятся судебной коллегией на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 26.12.2022 по делу N А24-2456/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.В. Понуровская |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-2456/2022
Истец: ООО архитектурно-дизайнерская мастерская "Аврора"
Ответчик: Министерство строительства и жилищной политики Камчатского края
Третье лицо: Администрация Петропавловск-Камчатского городского округа, Администрация ПКГО, Минэкономразвития Камчатского края, Пятый арбитражный апелляционный суд