г. Чита |
|
15 марта 2023 г. |
Дело N А10-4188/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 марта 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 марта 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Будаевой Е.А., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жевтневым Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 21 ноября 2022 года по делу N А10-4188/2022,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Бадмаев Феликс Родионович (ОГРН 308032628900047, ИНН 032300866890, далее - заявитель, предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Государственному учреждению - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия (ОГРН 1020300985165, ИНН 0323012571, далее - административный орган) о признании незаконными и недействительными выводов, содержащихся в акте от 23.05.2022 N 03002280000264, решении от 20.06.2022 N 03002280000266 в части неверного расчета пособия по временной нетрудоспособности (по уходу за ребенком), по беременности и родам Казановой О.С.
Государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия обратилось к индивидуальному предпринимателю Бадмаеву Феликсу Родионовичу со встречным исковом заявлением о взыскании 39 146 рублей 09 копеек - излишне понесенных расходов.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора - Казанова Ольга Сергеевна.
Определением от 06.09.2022 производство по делу по заявленному требованию индивидуального предпринимателя Бадмаева Феликса Родионовича к Государственному учреждению - Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия о признании незаконными, недействительными выводов Фонда, содержащихся в акте выездной проверки от 23.05.2022 N 03002280000264 прекращено.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 21 ноября 2022 года по делу N А10-4188/2022 заявленные требования индивидуального предпринимателя Бадмаева Феликса Родионовича удовлетворены.
Решение Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия о возмещении страхователем излишне понесенных страховщиком расходов на выплату страхового обеспечения N 03002280000266 от 20 июня 2022 года признано недействительным, как не соответствующее Федеральному закону от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Суд обязал Государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В удовлетворении встречного искового заявления Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия отказано полностью.
Административный орган обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт не согласен в выводом суда первой инстанции о том, что расчет пособия по временной нетрудоспособности необходимо производить исходя из среднего заработка, равного МРОТ, без учета продолжительности рабочего времени, на основании п.п. 11(1), 15, 15(1)-15(3), п.16 "Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N 375. Полагает, что в отличие от сотрудника, который трудится полный рабочий день, компенсация заработка из МРОТ, утраченного в связи с невозможностью выполнять трудовые обязанности в силу нетрудоспособности, сотруднику, занятому неполное рабочее время, должна быть пропорциональной.
Заявитель в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласился.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 28.01.2023. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Фондом социального страхования проведена плановая выездная проверка полноты и достоверности представляемых страхователем сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения за период с 01.01.2019 по 31.12.2021.
Выездной проверкой установлено, что в нарушение ч. 1.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ, п. 4 Положения N 2375, страхователь представил сведения о среднем заработке без учета продолжительности рабочего времени своего сотрудника, работающего неполный рабочий день. В соответствии с п.п.3.17, 3.22 Приказа от 04.02.2021 N26, в графе 32 "Условия исчисления пособий" проставляется код "51", в случае, когда получатель пособия на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), при этом в графе 41 указывается размер ставки. Реестры, направленные заявителем, по сотруднику Казановой О.С. вышеуказанные сведения не содержали.
Вследствие недостоверности представленных страхователем сведений, фондом излишне понесены расходы на выплату пособий и составили 39 146 рублей 09 копеек.
По результатам проверки фондом составлен акт проверки N 03002280000264 от 23.05.2022 (т.1 л.д.59-64).
Уведомлением от 23 мая 2022 года фонд известил ИП Бадмаева Ф.Р. о рассмотрении материалов внеплановой выездной проверки 20.06.2022 (т.1 л.д.65).
01 июня 2022 года в Фонд от ИП Бадмаева Ф.Р. поступили возражения на акт выездной проверки N 03002280000264 от 23.05.2022 (т.1 л.д.67-68).
20 июня 2022 года по результатам рассмотрения материалов проверки фондом принято решение N 03002280000266 о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения.
ИП Бадмаев Ф.Р., не согласившись с указанным решением фонда от 20.06.2022 N 03002280000266 обратился в суд с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 АПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения первоначальных заявленных требований и об отсутствии оснований для удовлетворения встречных исковых требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
На основании статьи 1 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Статьей 6 Закон N 165-ФЗ установлено, что субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователями являются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы. Страхователи определяются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Страховщики - коммерческие или некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев. Застрахованные лица - граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования или в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 7 Закон N 165-ФЗ видами социальных страховых рисков являются: 1) необходимость получения медицинской помощи; 2) утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая; 3) дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая. Страховыми случаями признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца, заболевание, травма, несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет и другие случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно подпунктам 5, 7, 8, 10, 11 пункта 2 статьи 8 Закона N 165-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка являются видом страхового обеспечения.
Исходя из положений статей 7 и 8 Закона N 165-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком, при рождении ребенка, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, являются страховым обеспечением, которое выплачивается застрахованному лицу за счет средств обязательного социального страхования в случае наступления страхового случая.
В силу статьи 22 Закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. Порядок обращения за страховым обеспечением, размер и порядок индексации страхового обеспечения устанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Право граждан на получение пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам закреплено также Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ).
Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, регламентируются Законом N 255-ФЗ.
На основании частей 1, 5 статьи 2 Закона N 255-ФЗ обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат лица, работающие по трудовым договорам. При этом лицами, работающими по трудовым договорам, в целях настоящего Федерального закона признаются лица, заключившие в установленном порядке трудовой договор, со дня, с которого они должны были приступить к работе, а также лица, фактически допущенные к работе в соответствии с трудовым законодательством.
Статьей 2.2 Закона N 255-ФЗ определено, что обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется страховщиком, которым является Фонд социального страхования Российской Федерации. Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 7 Закона N 165-ФЗ, части 1 статьи 1.3 Закона N 255-ФЗ одним из видов социальных страховых рисков является утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая.
Страховыми случаями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с частью 1.1 статьи 7 Закона N 165-ФЗ, пункта 2 части 2 статьи 1.3 Закона N 255-ФЗ признаются беременность и роды, рождение ребенка (детей).
Согласно части 2 статьи 1.4 Закона N 255-ФЗ условия, размеры и порядок выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством определяются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон N 81-ФЗ).
В силу статьи 4 Закона N 81-ФЗ, а также частью 1 статьи 3 Закона N 255-ФЗ финансовое обеспечение расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
Порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком установлен непосредственно в статье 14 Закона N 255-ФЗ, а также Положением об особенностях назначения и выплаты в 2021 году застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2020 года N 2375 (далее - Положение N 2375).
На основании статьи 15.1 Закона N 255-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Пунктом 4 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ определено, что при рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в том числе выездную проверку, в порядке, установленном статьей 4.7 настоящего Федерального закона, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы.
Как следует из материалов дела, Казанова О.С. принята на должность повара по основному месту работы у ИП Бадмаева Ф.Р. с 09.12.2020, установлена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями, 8-часовой рабочий день (трудовой договор б/н от 09.12.2020).
На основании направленных страхователем в отделение Фонда реестров сведений, Казановой О.С. назначено и выплачено пособие по беременности и родам.
На момент наступления временной нетрудоспособности (2021 год) средний заработок Казановой О.С. за два предшествующих года по данным страхователя составил 9,77 руб. (2019 год - 0; 2020 год (декабрь) - 7134 рубля), что составляет ниже среднего дневного заработка, исчисленного из МРОТ.
Табелями учета рабочего времени и расчетными листками по выплате заработной платы на момент наступления страхового случая подтверждается работа Казановой О.С. продолжительностью 4 часа в день (неполный рабочий день), оплата труда произведена пропорционально отработанному времени.
С учетом установленных обстоятельств фонд пришел к выводу, что поскольку Казанова О.С. работала на условиях неполного рабочего дня (с 01.12.2020 по 31.03.2021), заработную плату получала пропорционально отработанному времени, поэтому средний заработок для исчисления пособия по временной нетрудоспособности должен сравниваться с МРОТ пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица, поэтому расчет пособия, по мнению фонда, следует произвести из фактического среднего дневного заработка.
Кроме того, фонд считает, что в нарушение п.п.3.17, 3.22 "Порядка заполнения Реестра сведений, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам...", утвержденного Приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 04.02.2021 N 26, в графе 32 "Условия исчисления пособий" проставляется код "51", в случае, когда получатель пособия на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), при этом в графе 41 указывается размер ставки. Реестры, направленные заявителем по сотруднику Казановой О.С, вышеуказанные сведения не содержали.
Установив указанные обстоятельства, фондом принято решение согласно которому, в связи с непредставлением страхователем сведений о неполном рабочем дне застрахованного лица, нарушением Закона N 255-ФЗ, Положения N 294, пп. 3.17, 3.22 Порядка от 04.02.2021 N 26, отделением фонда за период с 01.04.2021 по 18.08.2021 излишне понесены расходы на выплату пособий по беременности и родам в сумме 39 146 рублей 09 копеек.
Между тем, такая позиция фонда является неправомерной в силу следующего.
Частью 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ установлено, что пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). Средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не учитывается в случаях, если в соответствии с частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособия. В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.
В соответствии с частью 1.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ в случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица. При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375 утверждено Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - Положение N 375) (окончание действия документа - 31.12.2021).
Согласно пункту 1 Положения N 375 настоящее Положение, разработанное в соответствии со статьей 14 Закона N 255, определяло особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Пунктом 11 (1) Положения N 375 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 19.01.2019 N7) в случае если застрахованное лицо в периоды, указанные в пунктах 6 и 11 настоящего Положения, не имело заработка, а также в случае если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица. При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, исчисленные застрахованному лицу исходя из минимального размера оплаты труда размеры пособий определяются с учетом этих коэффициентов.
В силу пункта 15 Положения N 375 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 19.01.2019 N7) во всех случаях для исчисления пособий используется средний дневной заработок, за исключением исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком в соответствии с пунктом 23 настоящего Положения.
Пункты 15 (1) - 15 (3) Положения N 375 устанавливают порядок определения среднего дневного заработка для исчисления пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
На основании пункта 15 (3) Положения N 375 в случаях, указанных в пункте 11(1) настоящего Положения, для исчисления пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам средний дневной заработок определяется путем деления минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, увеличенного в 24 раза, на 730.
В соответствии с пунктом 16 Положения N 375 в случае установления застрахованному лицу неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня) средний дневной заработок определяется в том же порядке, который предусмотрен пунктами 15(1) - 15(3) настоящего Положения.
Таким образом, в случае если застрахованному лицу установлен режим неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний дневной заработок определяется в таком же порядке, как и в случае, когда работнику установлен нормальный режим рабочего времени и работник работает полный рабочий день.
Аналогичные положения содержат "Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.09.2021 N 1540.
Указанные выводы соответствуют позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформированной в определении от 27.07.2015 N 309-КГ15-4727, определении от 07.08.2017 N 309-КГ17-9589, от 28.10.2018 N 309-КГ18-16194, от 11.04.2019 N 307-ЭС19-3390.
Поскольку на момент наступления страхового случая средний заработок работника - Казановой О.С. был ниже минимального размера оплаты труда, постольку расчет пособий по беременности и родам необходимо производить исходя из среднего заработка, равного МРОТ, без учета продолжительности рабочего времени.
Учитывая изложенное, выводы фонда о том, что поскольку Казанова О.С. работала на условиях неполного рабочего дня, заработную плату получала пропорционально отработанному им времени, поэтому средний заработок для исчисления пособия по беременности и родам должен сравниваться с МРОТ пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица, пособие следовало рассчитывать из размера МРОТ на дату наступления страхового случая с учетом неполного рабочего времени (0,5 ставки) 252,33 руб. являются ошибочными.
Доводы фонда о том, что расчет пособия по беременности и родам должен производиться пропорционально продолжительности рабочего времени работника, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании положений части 1.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ.
Таким образом, решение Государственного учреждения - Регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия от 20.06.2022 N 03002280000266 не соответствуют закону, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В этой связи суд первой инстанции, рассмотрев встречное исковое заявление Фонда социального страхования о взыскании 39 146 рублей 09 копеек - излишне понесенных расходов с ИП Бадмаева Ф.Р., правомерно не нашел правовых оснований для его удовлетворения.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 21 ноября 2022 года по делу N А10-4188/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.А. Будаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-4188/2022
Истец: Бадмаев Феликс Родионович
Ответчик: Фонд социального страхования по Республике Бурятия
Третье лицо: Казанова Ольга Сергеевна