г. Санкт-Петербург |
|
15 марта 2023 г. |
Дело N А26-1310/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 марта 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Слобожаниной В.Б.
судей Пивцаева Е.И., Ракчеевой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Васильевой Я.А.,
при участии:
от истца: представитель Бирючева Е.А. по доверенности от 10.01.2023;
от ответчиков: 1) не явился, извещен;
2) представители Калинин В.С. по доверенности от 05.08.2018 и Малынов Е.С. по доверенности от 27.06.2022;
от 3-го лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1368/2023) общества с ограниченной ответственностью "Карельская вода" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 08.12.2022 по делу N А26-1310/2022 (судья Дементьева А.В.), принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Карельская вода"
к 1) Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия;
2) обществу с ограниченной ответственностью "Инвестсервис"
3-е лицо: Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия
о признании недействительным договора,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Карельская вода" (далее - истец, ООО "Карельская вода") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее ответчик 1, Министерство) и обществу с ограниченной ответственностью "Инвестсервис" (далее - ответчик 2, ООО "Инвестсервис") о признании недействительным договора N 157-м/20 от 23.09.2021.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 08.12.2022 в удовлетворении исковых требований отказано.
ООО "Карельская вода", не согласившись с решением суда, подало апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы ООО "Карельская вода" указало, что размещение ООО "Инвестсервис" водопровода на территории спорного земельного участка не может быть признано в качестве основания предоставления земельного участка для размещения объектов водоснабжения в понимании подпункта 4 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), при том, что ООО "Инвестсервис" не является организацией, осуществляющей водоснабжение, то есть подачу воды потребителям, не является организацией, обеспечивающей водоподготовку, транспортировку и подачу питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировку и подачу горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение), применительно к положениям Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ).
Ссылаясь на то, что деятельность ООО "Инвестсервис" не связана с реализацией подачи воды потребителям, ООО "Инвестсервис" не осуществляет деятельность, предусмотренную Законом N 416-ФЗ, а земельный участок испрашивался для целей не связанных с подачей воды абонентам, то есть не для целей водоснабжения в понимании Закона N 416-ФЗ, податель жалобы полагает, что у Министерства отсутствовали основания, предусмотренные подпунктом 4 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ для предоставления ООО "Инвестсервис" спорного земельного участка без проведения торгов.
Кроме того, ООО "Карельская вода" указало, что размещение водопровода на земельном участке, находящемся в муниципальной или государственной собственности обеспечивается в ином порядке, чем через предоставление земельного участка в аренду согласно статье 39.6 ЗК РФ без проведения торгов, при этом ООО "Инвестсервис" не предоставлено обоснование необходимости предоставления земельного участка под водопровод, в то время как представленным в материалы дела техническим заключением, выполненным специалистом Ермоловым СВ., подтверждается отсутствие необходимости земельного участка для строительства водопровода на земельном участке, так как земельные участки с кадастровыми номерами 10:20:0031402:784, 10:20:0031402:781 являются смежными и водопровод может быть устроен на их территории.
02.03.2023 и 05.03.2023 в апелляционный суд поступили отзывы на апелляционные жалобы, согласно которым ООО "Инвестсервис" просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ООО "Карельская вода" доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить.
Представители ООО "Инвестсервис" по доводам апелляционной жалобы возражали, поддержали позиции отзывов на апелляционную жалобу.
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия и Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие их представителей в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, распоряжением Министерства от 23.08.2019 N 1713-м/20р "О предварительном согласовании предоставления земельного участка" (далее - Распоряжение N 1713-м/20р) на основании заявления ООО "Инвестсервис" с учетом положений подпункта 4 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 751 кв.м., образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером 10:20:0031402:239, расположенного по адресу: Республика Карелия, Прионежский район, п. Новая Вилга, с категорией земель - "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны,- безопасности и земли иного специального назначения", видом разрешенного использования земельного участка - "для размещения производственной базы" и предварительно согласовано предоставление земельного участка ООО "Инвестсервис".
Срок Распоряжения N 1713-м/20р составляет 2 года.
На основании Распоряжения N 1713-м/20р земельный участок поставлен на кадастровый учет 07.10.2019 и ему присвоен кадастровый номер 10:20:0031402:1008.
16.06.2021 в Единый государственный реестр внесены изменения по виду разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером с "для размещения производственной базы" на "предоставление коммунальных услуг".
Изменения вида разрешенного использования осуществлено по заявлению ООО "Инвестсервис" от 23.04.2021.
09.09.2021 ООО "Инвестсервис" обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 10:20:0031402:1007 и 10:20:0031402:1008 в аренду по подпункту 4 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ.
23.09.2021 между Министерством и ООО "Инвестсервис" заключен договор аренды N 157-м/20 в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 10:20:0031402:1007 и 10:20:0031402:1008.
09.07.2021 в Министерство обратилось ООО "Карельская вода" с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 10:20:0031402:1008 площадью 751 кв.м. в аренду на основании подпункта 20 пункта 2 стать 39.6 ЗК РФ.
Решением N 22153/12.4-21 от 18.08.2021 Министерством отказано в удовлетворении заявления ООО "Карельская вода" в соответствии с пунктом 22 статьи 39.16 ЗК РФ, согласно которому уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек, и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось иное не указанное в этом решении лицо.
09.09.2021 ООО "Карельская вода" обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 10:20:0031402:1008 площадью 751 кв.м. в аренду на основании подпункта 20 пункта 2 стать 39.6 ЗК РФ.
Министерством принято решение, изложенное в письме N 26934/1 2.4-21 от 19.10.2021, об отказе, поскольку по сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) земельный участок с кадастровым номером 10:20:0031402:1008, отнесенный к категории земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" и имеющий вид разрешенного использования "Предоставление коммунальных услуг. Территориальная зона П-5 - зона размещения объектов V класса опасности", находится в аренде у ООО "Инвестсервис".
Как указывает истец, представленная в устной форме информация от Министерства подтверждала, что указанный выше земельный участок предоставлен без торгов для эксплуатации сетей водопровода, однако на земельном участке с кадастровым номером 10:20:0031402:1008 отсутствуют сети водопровода.
В то же время ООО "Карельская вода", получив лицензию на разработку недр - добычу водных ресурсов, произвело разведку на указанном земельном участке.
В этой связи, полагая, что ООО "Карельская вода", что имеет право на предоставление земельного участка с кадастровым номером 10:20:0031402:1008 без проведения торгов, при этом передача спорного земельного участка в аренду ООО "Инвестсервис" является незаконной в виду отсутствия оснований для передачи этого участка без проведения торгов ООО "Инвестсервис", а заключенный Министерством и Обществом договор от 23.09.2001 нарушает право ООО "Карельская вода" на заключение договора аренды земельного участка, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Возражая против удовлетворения исковых требований, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия указало, что правовых оснований для предоставления земельного участка с кадастровым номером 10:20:0031402:1008 истцу не имелось, так как данный земельный участок находится в аренде у ООО "Инвестсервис" по договору от 23.09.2021 N 157-2/20, равно как и цель использования истцом земельного участка с кадастровым номером 10:20:0031402:1008 (размещение производственного здания - цеха для разлива питьевой воды) не соответствует виду его разрешенного использования (предоставление коммунальных услуг).
ООО "Инвестсервис" также возражало против удовлетворения исковых требований, полагая, что в настоящем случае у Министерства не имелось оснований для проведения торгов на право заключения договора аренды с истцом, поскольку ранее в отношении ООО "Инвестсервис" принято решение о предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка.
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия в отзыве на исковое заявление сообщило, что 04.04.2019 зарегистрирована лицензия ПТЗ N 80531 ВР на пользование недрами, выданная ООО "Карельская вода". Условия пользования недрами выполняются, лицензия является действующей. 06.10.2006 Территориальным агентством по недропользованию по Республике Карелия зарегистрирована лицензия на право пользования недрами ПТЗ N 01395 ВЭ с целевым назначением и видами работ добыча подземных вод из скважины N 2 с целью хозяйственно-питьевого назначения и производственных нужд строящегося завода, выданная ООО "Инвестсервис". Условия пользования недрами выполняются, лицензия является действующей.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, в удовлетворении исковых требований отказал.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей ООО "Карельская вода" и ООО "Инвестсервис", проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения и отмены обжалуемого судебного акта, в связи со следующим.
Порядок предоставления в безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов и регламентирован статьей 39.14 ЗК РФ.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в порядке предварительного согласовании предоставления земельного участка.
Согласно пункту 4 статьи 39.15 ЗК РФ рассмотрение заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков осуществляется в порядке их поступления.
В силу пункта 4 статьи 39.17 ЗК РФ рассмотрение заявлений о предоставлении земельного участка осуществляется в порядке их поступления.
Из материалов дела следует, что решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером 10:20:0031402:1008 в порядке подпункта 4 пункта 1 статьи 39.6 ЗК РФ для целей размещения объекта водоснабжения ООО "Инвестсервис" было принято 23.08.2019, то есть до подачи заявлений ООО "Карельская вода" от 07.07.2021 и от 08.09.2021 о предоставлении земельного участка.
Таким образом, в рамках обязательной для процедуры предварительного согласования календарной очередности ООО "Инвестсервис" подало заявление раньше ООО "Карельская вода".
Кроме того, как верно указал суд первой инстанции, в качестве цели использования участка ООО "Карельская вода" было указано "размещение цеха розлива питьевой воды", в то время как испрашиваемый участок имеет вид разрешенного использования "Предоставление коммунальных услуг. Территориальная зона П-5 - зона размещения объектов V класса опасности".
Данный вид разрешенного использования земельных участков согласно Приказу Росреестра от 10.11.2020 N П/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" предусматривает размещение зданий и сооружений, обеспечивающих поставку воды, тепла, электричества, газа, отвод канализационных стоков, очистку и уборку объектов недвижимости (котельных, водозаборов, очистных сооружений, насосных станций, водопроводов, линий электропередач, трансформаторных подстанций, газопроводов, линий связи, телефонных станций, канализаций, стоянок, гаражей и мастерских для обслуживания уборочной и аварийной техники, сооружений, необходимых для сбора и плавки снега).
Следовательно, цель использования истцом земельного участка с кадастровым номером 10:20:0031402:1008 (размещение производственного здания - цеха для разлива питьевой воды) не соответствует его виду разрешенного использования (предоставление коммунальных услуг).
Напротив, оспариваемый договор аренды N 157-м/20 от 23.09.2021 заключен ответчиками на основании заявления ООО "Инвестсервис" от 09.08.2021, поданного в установленном порядке в пределах двухлетнего срока предварительного согласования предоставления земельного участка с кадастровым номером 10:20:0031402:1008, в целях размещения сетей водопровода, то есть в целях обеспечения водоснабжения.
В этой связи, апелляционный суд полагает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что основания для проведения торгов в целях передачи в аренду спорного земельного участка, а также основания для его предоставления истцу без проведения торгов отсутствуют.
Доводы подателя жалобы о том, что размещение ООО "Инвестсервис" водопровода на территории спорного земельного участка не может быть признано в качестве основания предоставления земельного участка для размещения объектов водоснабжения в понимании подпункта 4 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, при том, что ООО "Инвестсервис" не обладает специальным статусом организации водопроводно-канализационного хозяйства, подлежат отклонению апелляционным судом с учетом следующего.
Земельное законодательство не предъявляет дополнительных требований к статусу заявителя, который обратился за предоставлением земельного участка в аренду на основании подпункта 4 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 39.15 ЗК РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются: документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 25 Приказа Росреестра от 02.09.2020 N П/0321 (как и действовавшего на 2019 год Приказа Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов" к заявлению заинтересованного лица в порядке подпункта 4 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ прилагаются:
- Выписка из документа территориального планирования или выписка из документации по планировке территории, подтверждающая отнесение объекта к объектам федерального, регионального или местного значения (не требуется в случае размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, не относящихся к объектам федерального, регионального или местного значения)
- Выписка из ЕГРН об объекте недвижимости (об испрашиваемом земельном участке)
- Выписка из ЕГРЮЛ о юридическом лице, являющемся заявителем
При этом указанные представляются в уполномоченный орган посредством межведомственного информационного взаимодействия.
Более того, законодательство о водоснабжении относит к водоснабжению также транспортировку воды ограниченному кругу лиц по нецентрализованной (локальной) системе водоснабжения, для создания и эксплуатации которой не нужно иметь статус организации водопроводно-канализационного хозяйства.
Согласно пункту 4 статьи 2 Закона N 416-ФЗ под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).
В соответствии с пунктом 29 статьи 2 Закона N 416-ФЗ централизованная система холодного водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.
Соответственно, нецентрализованной системой холодного водоснабжения являются сооружения и устройства, технологически не связанные с централизованной системой холодного водоснабжения и предназначенные для общего пользования или пользования ограниченного круга лиц (пункт 13).
При этом согласно пункту 15 статьи 2 Закона N 416-ФЗ организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), является юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.
Таким образом, вопреки доводам подателя жалобы, для эксплуатации нецентрализованной (локальной системы) водоснабжения не требуется наличие статуса организации водопроводно-канализационного хозяйства.
Учитывая вышеизложенное, основания для признания недействительным договора N 157-м/20 от 23.09.2021, заключенного ответчиками, применительно к статьям 166, 168 ГК РФ отсутствуют, в связи с чем суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.
Ссылка подателя жалобы на судебную практику, приведенную в апелляционной жалобе, подлежит отклонению апелляционным судом, поскольку указанные судебные акты вынесены с учетом иных обстоятельств спора, не тождественных рассматриваемых в настоящем деле.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, обстоятельства, установленные статьей 270 АПК РФ в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
В порядке статьи 110 АПК РФ расходы по уплаченной государственной пошлине по апелляционной жалобе относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 08.12.2022 по делу N А26-1310/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Б. Слобожанина |
Судьи |
Е.И. Пивцаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-1310/2022
Истец: ООО "Карельская вода"
Ответчик: Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, ООО "Инвестсервис"
Третье лицо: Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, Министерство имущественных и земельных отношений РК, Министерство природных ресурсов и экологии по РК, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ, ФГБУ " Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картаграфии" по Республике Карелия
Хронология рассмотрения дела:
30.01.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-32706/2023
14.07.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-6941/2023
15.03.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-1368/2023
08.12.2022 Решение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-1310/2022