г. Владивосток |
|
16 марта 2023 г. |
Дело N А24-5190/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 марта 2023 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.Б. Култышева,
судей Д.А. Глебова, Е.Н. Шалагановой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Нечаевым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства науки и высшего образования Российкой Федерации,
апелляционное производство N 05АП-855/2023
на решение от 13.01.2023 судьи О.Н. Бляхер
по делу N А24-5190/2022 Арбитражного суда Камчатского края
по иску Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (ИНН 9710062939, ОГРН 1187746579690)
к ответчику акционерному обществу "Сосновское" (ИНН 4100042749, ОГРН 1224100001685)
о взыскании 6 477 500 руб.,
при участии - извещенные надлежащим образом стороны явку представителей не обеспечили
УСТАНОВИЛ:
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (далее - министерство, истец), ссылаясь на статью 295 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и статью 17 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с иском о взыскании с акционерного общества "Сосновское" (далее - АО Сосновское", общество, ответчик) 6 477 500 руб., составляющих задолженность по уплате части чистой прибыли предприятия за 2019 год.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 13.01.2023 в удовлетворении искового требования отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Камчатского края от 13.01.2023 отменить. В обоснование жалобы заявитель ссылаясь на положения статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), статей 41, 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), правовую позицию Президиума ВАС РФ, изложенную в Постановлении от 02.03.2010 N 15187/09, указывает, что при определении размера прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет, средства, перечисленные подведомственному предприятию из бюджета в виде субсидии на реализацию целевых программ, не исключаются из суммы чистой прибыли, в связи с чем полученные предприятием бюджетные средства подлежат учету в составе доходов предприятия и, соответственно, подлежат учету при перечислении части прибыли предприятия в федеральный бюджет.
Стороны, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие их представителей.
Исследовав и оценив материалы дела, проверив в порядке статей 266-271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующему.
Как установлено, Постановлением Правительства РФ от 15.06.2018 N 682 утверждено Положение о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации (далее - Положение о Минобрнауки России).
В подпункте 4.3.22 пункта 4.3 Положения о Минобрнауки России указано, что Минобрнауки России осуществляет функции и полномочия учредителя образовательных организаций высшего образования, научных и иных организаций, подведомственных Министерству, а также функции и полномочия собственника федерального имущества, закрепленного за указанными организациями.
Распоряжением Правительства РФ от 27.06.2018 N 1293-р утвержден перечень организаций, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, в числе которых указано ФГУП "Сосновское", правопреемником которого с 23.05.2022 является АО "Сосновское" в связи с преобразованием предприятия.
Приказом Минобрнауки России от 30.04.2020 N 638 "О перечислении федеральными государственными унитарными предприятиями, подведомственными Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, части прибыли в федеральный бюджет в 2020 году" на ФГУП "Сосновское" возложена обязанность в срок до 15.06.2020 перечислить в федеральный бюджет часть прибыли, остающуюся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей по итогам деятельности за 2019 год, уменьшенную на сумму расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятия, утвержденных в составе программы деятельности предприятия на 2020 год, но не менее 50 процентов прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размере, указанном в реестре - 6 477 500 руб.
Претензия истца N МН-20/1682-ПК от 30.05.2022 об уплате части чистой прибыли за 2019 год в федеральный бюджет, направленная в адрес ответчика, оставлена ответчиком без удовлетворения.
Изложенное послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Исследовав представленные в дело доказательства и оценив их по правилам статьи 71 АПК РФ, апелляционная коллегия поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет доводы апелляционной жалобы в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ) собственник имущества государственного или муниципального предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия.
Аналогичная норма закреплена в пункте 1 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 17 Закона N 161-ФЗ государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Правила разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 10.04.2002 N 228 "О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий" (далее - Правила), устанавливают, что часть прибыли предприятия за предыдущий год, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется решением федерального органа исполнительной власти не позднее 1 мая на основании отчета о деятельности предприятия за прошедший год и утвержденной программы деятельности предприятия.
При этом часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, определяется как часть прибыли федерального государственного унитарного предприятия, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, уменьшенной на сумму расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятия, утвержденных в составе программы деятельности предприятия на текущий финансовый год, осуществляемых за счет чистой прибыли, но не менее 50 процентов прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, если иное не установлено актами Правительства Российской Федерации (пункт 6 правил в редакции, действующей с 30.10.2018).
Перечисление в федеральный бюджет части прибыли осуществляется предприятием до 15 июня (пункт 8 правил).
К числу доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, согласно статье 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) относятся, в том числе, часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.
Пунктами 1 и 2 Правил предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти до 1 ноября утверждает программы деятельности предприятий на основании проекта программы деятельности предприятий, который руководитель федерального государственного унитарного предприятия ежегодно составляет и предоставляет федеральному органу исполнительной власти.
Согласно отчету о финансовых результатах за период с января по декабрь 2019 года размер чистой прибыли ФГУП "Сосновское" составил 12 955 тыс. руб. Вместе с тем, в 2019 году при себестоимости продукции 89 582 тыс. руб. выручка предприятия за 12 месяцев 2019 года составила 84 223 тыс. руб., что свидетельствует о наличии у предприятия убытка от продаж в сумме 5 359 тыс. руб.
Согласно представленному в материалы дела отчету о субсидиях, полученных ФГУП "Сосновское", в 2019 году ФГУП "Сосновское" получило субсидию из федерального бюджета в размере 1 086 тыс. руб., из бюджета Камчатского края - 18 787 тыс. руб., а всего - 19 873 тыс. руб.
На основании указанных документов, суд первой инстанции пришел к выводу, что чистая прибыль, которая включена в строку 2400 отчетов о финансовых результатах за 12 месяцев 2019 года (12 955 тыс. руб.), образовалась за счет субсидий, полученных из федерального и местного бюджетов во исполнение государственной программы Камчатского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Камчатского края", утвержденной Постановлением Правительства Камчатского края от 29.11.2013 N 523-П "Об утверждении государственной программы Камчатского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Камчатского края".
Данный вывод содержательно не оспаривается апеллянтом.
Предоставление субсидий (бюджетных средств) сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации - это поддержка государства в области сельского хозяйства, что предусмотрено в качестве одного из основных принципов государственной аграрной политики в соответствии с нормами Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".
В силу прямого указания пункта 6 Правил, часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, рассчитывается путем уменьшения суммы чистой прибыли (нераспределенной прибыли) предприятия за прошедший год на сумму утвержденных в составе программы деятельности предприятия на текущий год расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятия, осуществляемых за счет чистой прибыли.
По смыслу данной нормы при определении размера чистой прибыли, часть которой подлежит перечислению в доход федерального бюджета, средства, перечисленные предприятию из бюджетов всех уровней на реализацию целевых программ, не могут быть приняты во внимание.
Данный вывод корреспондирует к статье 38 БК РФ, в которой закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, означающий, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования, а также пункту 14 части 1 статьи 521 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), согласно которому при определении налоговой базы при исчислении налога на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного плательщиком в рамках целевого финансирования.
Предоставляемые субсидии носят адресный и целевой характер в соответствии со статьями 38, 78 БК РФ, направлены на увеличение производства сельскохозяйственной продукции и являются формой безвозвратного использования бюджетных средств, при условии ее целевого и своевременного использования.
При этом в соответствии со статьей 306.4 БК и статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях получатели субсидии несут ответственность за нецелевое использование средств бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Перечисление части полученных средств субсидии в бюджет собственника получателя субсидии, а не направление их на снижение затрат на производство сельскохозяйственной продукции, увеличение производства сельскохозяйственной продукции, является нарушением целевого характера использования средств и должно рассматриваться как бюджетное нарушение, влекущее за собой возврат средств субсидии в бюджет и привлечение виновных к ответственности в установленном законом порядке.
В соответствии со статьей 69 БК РФ субсидии юридическим лицам относятся к бюджетным ассигнованиям, то есть денежным средствам, предусмотренным для исполнения бюджетных обязательств.
Объектом налогообложения, согласно пункту 1 статьи 247 НК РФ признается прибыль, полученная налогоплательщиком, под которой исходя из положений статей 249, 250 НУК РФ понимается доход, полученный от реализации товаров и внереализационные доходы (бюджетное финансирование к внереализационным доходам согласно статье 250 НК РФ не относится). Бюджетные субсидии, предоставляемые для поддержки сельхозпроизводителя, не получены в результате хозяйственной деятельности предприятия.
Таким образом, перечисленные в адрес ФГУП "Сосновское" из федерального бюджета и бюджета Камчатского края субсидии в целях поддержания и развития деятельности ответчика нельзя принять прибылью в том смысле, который вкладывается истцом при предъявлении требования о взыскании части прибыли с ответчика.
При этом позиция истца о направлении части полученных субсидий на уплату собственнику в виде соответствующих процентов приведет к недостижению цели изначального их выделения, что противоречит установленному статьей 38 БК РФ принципу адресности и целевого характера бюджетного финансирования, в связи с чем при определении размера прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет, истец обязан исключить из суммы чистой прибыли денежные средства, полученные ответчиком из федерального и регионального бюджетов в качестве субсидий.
Аналогичная правовая позиция изложена в определениях Верховного Суда Российской федерации от 14.06.2016 N 304-ЭС16-6008, от 18.07.2016 N 303-ЭС16-7270, от 29.09.2016 N 304-ЭС16-12172, Постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 05.12.2018 N Ф03-5113/2018 по делу N А24-1613/2018.
Поскольку наличие чистой прибыли, которая бы имелась у предприятия по итогам 2019 года, судом по имеющимся в материалах дела доказательствам, не установлено, то обязанность по перечислению 6 477 500 руб. в доход федерального бюджета за 2019 год у ответчика отсутствует, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
В силу вышеизложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что рассматривая настоящий спор, суд первой инстанции полно и всестороннее исследовал все существенные обстоятельства дела и дал им надлежащую оценку, правильно применил нормы материального и процессуального права. Основания для отмены судебного акта не установлены, а доводы заявителя апелляционной жалобы не нашли своего объективного подтверждения.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 13.01.2023 по делу N А24-5190/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.Б. Култышев |
Судьи |
Д.А. Глебов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-5190/2022
Истец: Министерство науки и высшего образования Российкой Федерации
Ответчик: АО "Сосновское"