город Ростов-на-Дону |
|
15 марта 2023 г. |
дело N А32-45316/2022 |
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Абраменко Р.А., рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 19.12.2022 по делу N А32-45316/2022
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
(ОГРН: 1037739877295, ИНН: 7708503727)
к публичному акционерному обществу "Новороссийский морской торговый порт"
(ОГРН: 1022302380638, ИНН: 2315004404)
о взыскании задолженности, процентов,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец, ОАО "РЖД", железная дорога) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к публичному акционерному обществу "Новороссийский морской торговый порт" (далее - ответчик, ПАО "НМТП", порт) о взыскании задолженности в размере 1 240,80 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 35,42 руб. с последующим начислением по день фактической оплаты задолженности.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства согласно правилам, предусмотренным положениями главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
25.11.2022 судом первой инстанции принято решение путем подписания резолютивной части, в соответствии с которой зачтена госпошлина, уплаченная по платежному поручению N 2300269 от 16.02.2021 в размере 2 000 руб., в счет уплаты госпошлины по настоящему делу. В удовлетворении ходатайства истца о рассмотрении дела по общим правилам искового производства отказано. В иске отказано.
19.12.2022 в связи с поступлением от истца заявления судом первой инстанции изготовлено мотивированное решение.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "РЖД" обжаловало его в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель просил решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы ОАО "РЖД" указывает, что в действиях ПАО "НМТП" содержатся признаки злоупотребления правами при исполнении договора. Так, заявка не содержит учет интервала приема вагонов, время подачи в ней указано как время передачи заявки +2 часа. При этом заявки истцом отклонялись по причине не расформирования поезда. Не определив исходный момент очередного интервала при подаче заявки, даже без учета последнего интервала очевидно, что сами заявки переданы с нарушением очередности интервалов. ПАО "НМТП" расчет интервалов не производит, рассчитывая к взысканию штраф исходя из времени передачи заявки + 2 часа. ПАО "НМТП" не доказано, что поданные перевозчиком вагоны не могли быть приняты ответчиком. Суд первой инстанции неправомерно отказал в удовлетворении ходатайства о рассмотрении дела по общим правилам искового производства.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ПАО "НМТП" (клиент, владелец) заключен договор на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования ПАО "НМТП" при станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги N 325/2 от 27.03.2017, в соответствии с которым осуществляется эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги. Обслуживание железнодорожного пути необщего пользования владельца при подаче и уборке вагонов с экспортными и импортными грузами производится локомотивом владельца. Железнодорожные пути необщего пользования владельца объединяют железнодорожные пути необщего пользования Широкого пирса N 1 (далее - Западный район), Широкого пирса N 2 (далее - Центрального района), Восточного пирса (далее - Восточного района). Тылового Накопительно -распределительного склада (далее - ТНРС) и Зернового перегрузочного комплекса (далее 3-я пристань) - каждый с отдельными примыканиями к железнодорожным путям общего пользования с. Новороссийск СКжд.
Пунктом 4 договора предусмотрена подача вагонов на ж.д путь необщего пользования круглосуточно, по уведомлению, с учетом интервалов подач по заявкам владельца.
В соответствии с п. 5 договора уведомление о предстоящей подаче вагонов передается приемосдатчиком груза и багажа перевозчика, осуществляющем бригадирство на грузовом районе владельца, сменному диспетчеру по ж.д. операциям управления ж.д. транспорта владельца, путем занесения в книгу уведомлений перевозчика.
На основании п. 6 договора, сдаваемые на ж.д. путь необщего пользования владельца вагоны с экспортными грузами подаются локомотивом перевозчика:
- для Восточного района владельца - на один из свободных выставочных путей парка "Восточный" станции Новороссийск, но не более чем на три пути;
- для Центрального района владельца и ТНРС (подача вагонов с экспортными грузами, грузами для нужд владельца или порожних вагонов годных под погрузку, кроме порожних вагонов под погрузку сахара-сырца) - на один из свободных выставочных путей парка "Портовый" станции Новороссийск, но не более чем на три пути;
- для Западного района Владельца и 3-ей пристани - на один из свободных выставочных путей парка "Портовый" станции Новороссийск, но не более чем на три пути.
Осмотр и передача вагонов в техническом и коммерческом отношении производится с вагонами, поданными для Восточного района владельца на ж.д. выставочных путях парка "Восточный" станции Новороссийск; с вагонами, поданными для Центрального, Западного района, 3-ей пристани и ТНРС владельца - на выставочных путях парка "Портовый" станции Новороссийск.
Передача вагонов с экспортными грузами на путь необщего пользования производится по заявке владельца в размере единовременной подачи (не более 30-ти единиц и интервалами подач, установленными по каждому району владельца в отдельности: Восточный район 2.7 час. (2 час. 45 мин.), Центральный район, включая ТНРС 2.2 час. (2 час. 15 мин.), Западный район, включая 3-ю пристань 3.3 часа (3 час. 20 мин.) (п. 6 договора в редакции дополнительного соглашения N 4 от 4.04.2018).
Владелец обязан после завершения проведения приемосдаточных операций не позднее наступления очередного интервала подачи убрать вагоны, поданные перевозчиком по заявке владельца с выставочных путей парков "Портовый", "Восточный", станции Новороссийск.
В случае несвоевременной уборки вагонов с экспортными грузами владельца с выставочных путей парков "Восточный", "Портовый" станции Новороссийск и задержки по этой причине подачи перевозчиком следующей группы вагонов в срок, установленный интервалом, оформляется актом общей формы.
Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов владельцу на ж.д. выставочные пути в срок, соответствующий интервалам подач, установленных по каждому району отдельно, по причине их занятости ранее переданными и не убранными вагонами владельцем.
Пунктом 14 "в" договора предусмотрено внесение платы за нахождение на ж.д. путях общего пользования ж.д. подвижного состава в порядке статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации по ставкам Тарифного руководства, утвержденного Приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1.
В сентябре 2021 года на путях общего пользования (выставочных путях) станции Новороссийск СКЖД в ожидании подачи простаивали вагоны, прибывшие в адрес ответчика.
По мнению истца, ответчиком допущены случаи неисполнения обязанности по принятию груза на путях необщего пользования ПАО "НМТП", о чем истцом составлены акты общей формы NN 5/8562 (на начало простоя), 5/8566 (на окончание простоя); 5/8777 (на начало простоя), 5/8778 (на окончание простоя).
За нахождение на путях общего пользования железнодорожного подвижного состава по причинам, зависящим от ответчика, истец за сентябрь 2021 г. по актам общей формы NN 5/8562, 5/8566, 5/8777, 5/8778 начислил ПАО "НМТП" плату в общей сумме 1240,80 руб.
В целях досудебного урегулирования спора ОАО "РЖД" направило в адрес ПАО "НМТП" претензию N 21/1417 от 16.11.2021, которая оставлена последним без финансового удовлетворения, что послужило основанием для обращения в суд с иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 11 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - Устав) за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени:
ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров;
нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Если в вышеуказанных случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
По условиям заключенного между истцом и ответчиком договора N 325/2 от 27.03.2017 владелец уплачивает перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, независимо от его принадлежности по причинам, зависящим от владельца в соответствии со статьей 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
Плата за нахождение железнодорожного подвижного состава на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в пути следования на промежуточных станциях по причинам, зависящим от владельца, взимается по ставкам Тарифного руководства "Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения", утвержденного приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 (подпункт "в" пункта 14).
В соответствии с абзацем 2 пункта 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила МПС РФ от 18.06.2003 N 26) основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Из приведенного нормативного и договорного регулирования следует, что при начислении платы по правилам Тарифного руководства "Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения", утвержденного приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1, истец должен доказать (1) факт нахождения вагонов на своих путях по причинам, зависящим от грузополучателя - ответчика и (2) факт того, что указанная задержка вагонов на его путях привела к нарушению расчетного срока доставки.
В целях обеспечения эффективного взаимодействия подразделений ОАО "РЖД" при организации процессов, связанных с начислением и взысканием платежей за занятие инфраструктуры ОАО "РЖД", распоряжением ОАО "РЖД" от 30.12.2016 N 2827р утвержден Регламент взаимодействия подразделений ОАО "РЖД" при оформлении документов, подтверждающих нахождение порожних грузовых вагонов, вагонов с грузом, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования (далее - Регламент). Вышеуказанным Регламентом установлен порядок взаимодействия станции назначения и промежуточной станции, предусматривающий обязательное установление ряда фактических обстоятельств при оформлении задержки вагонов в пути следования. По смыслу данного нормативного документа единственным и достаточным основанием для задержки вагонов является занятость станционных путей, которая может быть обусловлена, в том числе, занятостью пути необщего пользования.
В соответствии с пунктом 3.1.1 указанного Регламента при неприеме вагонов, контейнеров станцией назначения, уполномоченный работник станции формирует обращение о необходимости задержки в пути следования вагонов, контейнеров, следующих на станцию назначения в адрес клиента в соответствии с приложением 1.1 к настоящему Регламенту.
Согласно пункту 3.1.2 Регламента, основанием для создания обращения о необходимости задержки в пути следования вагонов, контейнеров на станцию назначения является: акт, составленный на начало простоя вагонов, контейнеров, прибывших под грузовые операции в связи с задержкой их подачи, по причинам, зависящим от клиента; обращение клиента, переданное в договоре и зарегистрированное в системе ЕАСАПР М.
При этом в соответствии с пунктом 3.1.3 Регламента определение обстоятельств, препятствующих подаче вагонов, контейнеров на пути общего пользования в срок, может обеспечиваться мониторингом занятости пути необщего пользования по форме приложения 2 к настоящему Регламенту "Анализ занятости пути необщего пользования по станции..за период..по (номенклатура груза)", реализованной в системе ЕАСАПР.
В целях определения обоснованности задержки в пути следования по причинам, зависящим от клиента, на станции назначения также ведется учет и проводится анализ использования вагонов, контейнеров на ж/д путях необщего пользования - на основании сведения памяток ф.ГУ-45 ВЦ, актов и условий договоров на эксплуатацию ж/д путей необщего пользования, на подачу и уборку вагонов. При определении ответственности клиента, может использоваться анализ занятости пути необщего пользования по приложению N 2 к настоящему Регламенту. Уполномоченный работник станции назначения составляет акт для начисления платы ф. ГУ-23 ВЦ по итогам проведенного анализа (пункты 4.2.1 - 4.2.3 Регламента).
Ограничившись указанием в исковом заявлении на нарушение ответчиком обязанности по принятию груза на путях необщего пользования ПАО "НМТП", истец не раскрыл в полной мере обстоятельства, связанные с причинами нахождения вагонов на путях общего пользования, не произвел анализ причинно-следственной связи между задержкой поезда перевозчиком и допущенными ответчиком нарушениями.
Из системного толкования статьи 39 Устава, пункта 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, пункта 2.4 Приложения к приказу Федеральной службы по тарифам от 29.04.2015 N 127-т/1, Регламента взаимодействия подразделений ОАО "РЖД" при оформлении документов, подтверждающих нахождение порожних грузовых вагонов, вагонов с грузом, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования, утв. Распоряжением ОАО "РЖД" от 30.12.2016 N 2827р, следует, что по требованию о взыскании платы за нахождение вагонов на пути необщего пользования подлежат исследованию: фактический технологический срок оборота вагонов на момент задержки поезда; невозможность приема спорного железнодорожного состава станцией назначения по причине нарушения Портом технологического срока оборота вагонов; отсутствие технической возможности накопления вагонов на станции назначения; нарушение расчетного срока доставки груза по вышеуказанным причинам; сохранение причин задержки поезда вплоть до истечения расчетного срока доставки груза.
При этом само по себе нарушение технологического срока оборота вагонов без установления последствий этого превышения (в виде влияния на занятость станционных путей и/или путей необщего пользования) не может быть признано причиной невозможности приема вагонов станцией назначения.
Судом первой инстанции установлено, что согласно пункту 4 договора, подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится круглосуточно по уведомлению, с учетом интервалов подач, по заявкам владельца. Заявка на подачу вагонов на выставочные железнодорожные пути, передается владельцем приемосдатчику груза и багажа перевозчика, осуществляющем бригадирство на грузовом районе владельца, с указанием времени подачи, количества и номеров вагонов, а также занесением в книгу уведомлений владельца за обоюдными подписями.
Уведомление о предстоящей подаче вагонов передается перевозчиком, владельцу не позднее, чем за 2 часа до предстоящей подачи вагонов, с указанием номеров, количества вагонов, наименования груза и времени предстоящей подачи. Вагоны, поданные перевозчиком на железнодорожные выставочные пути, передаются перевозчиком и считаются переданными владельцу, с момента окончания проведения приемосдаточных операций, но не ранее наступления очередного интервала подачи.
Согласно пункту 5 договора, уведомление о предстоящей подаче передается приемосдатчиком груза и багажа перевозчика, осуществляющем бригадирство на грузовом районе владельца, сменному диспетчеру по ж/д операциям управления ж/д транспорта владельца, путем занесения в книгу уведомлений перевозчика и владельца за обоюдными подписями.
В соответствии с пунктом 6 договора сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования владельца вагоны с экспортными грузами подаются локомотивом перевозчика:
- для Восточного района владельца - на один их свободных выставочных путей парка "Восточный" станции Новороссийск, но не более чем на три пути;
- для Центрального района Владельца и ТНРС (подача вагонов с экспортными грузами, грузами для нужд владельца или порожних вагонов, годных под погрузку, кроме порожних вагонов под погрузку сахара-сырца - на один из свободных выставочных путей парка "Портовый" станции Новороссийск, но не более чем на три пути;
- для Западного района владельца и 3-ей пристани - на один из свободных выставочных путей парка "Портовый" станции Новороссийск, но не более чем на три пути;
-для Центрального района владельца (при передаче порожних вагонов под погрузку сахара-сырца, отправителем которых владелец не является) - на любые свободные участки путей Центрального района владельца по согласованию сторон, где производятся приемосдаточные операции.
Дальнейшее передвижение вагонов производится локомотивом владельца с расстановкой по местам погрузки, выгрузки.
В соответствии с пунктом 6 договора передача вагонов с экспортными грузами на выставочных путях производится по заявке владельца в размере единовременной подачи установленной для каждого грузового района в отдельности (см. пункт 7) и интервалами подач, установленных по каждому району владельца в отдельности: восточный район - 2 час. 10 мин.; Центральный район - 2 часа; Западный район, включая 3-ю пристань - 3 час. 10 мин.
Владелец подает перевозчику заявки на подачу вагонов, находящихся на станции, о прибытии которых уведомлен.
Осмотр и передача вагонов в техническом и коммерческом отношении производится: с вагонами, поданными для Восточного района владельца - на железнодорожных выставочных путях парка "Восточный" станции Новороссийск; с вагонами, поданными для Центрального, Западного района, 3-ей пристани и ТНРС владельца - на выставочных путях парка "Портовый" станции Новороссийск; при передаче порожних вагонов под погрузку сахара-сырца, отправителем которых владелец не является, на любых свободных участках путей Центрального района порта по согласованию сторон, где производятся приемосдаточные операции.
Согласно пункту 7 договора, количество вагонов в каждой группе, одновременно сдаваемой владельцу на выставочных путях, составляет: Восточный район - не более 27 вагонов (108 осей), соответственно 2 430 тонн; Центральный район (включая ТНРС). Западный район. Пристань N 3 - на более 25 вагонов (100 осей). Соответственно 2 250 тонн.
Материалами дела подтверждено, что согласно актам N 5/8562, 5/8566 вагоны поданы на выставочный путь N 8 парка "Портовый", взяты на памятку N 1329 в 23:20 час 11.09.201 простаивают. Свыше интервала подачи 02 ч. 00 мин. на выставочных путях в ожидании подачи на пути необщего пользования ПАО "НМТП" Центрального района собственным локомотивом. Начало простоя с 01-20 час. 12.09.2021, окончание простоя до 5:50 час. 12.09.2021.
Акты подписаны портом с возражениями следующего содержания: "Вагоны, указанные в акте находились на путях общего пользования по причинам, не зависящим от ПАО "НМТП". Вагоны будут приняты в соответствии с очередным интервалом подач: 22:10 11.09.2021 поданы вагоны по заявке на путь N 3 (25 вагонов памятка N 1326) и на путь N 7 (25 вагонов памятка N 1327); общее количество вагонов, поданных на одно время составляет 69 единиц. Пути Центрального района заняты вагонами, готовыми и предъявленными к выводке, но не принятыми перевозчиком. Простой не по вине ПАО "НМТП". Факта задержки нет".
Согласно актам N 5/8777, 5/8778, вагоны поданы на выставочный путь N 5 парка "Портовый", взяты на памятку N 1936 в 4:20 час 15.09.201 простаивают свыше интервала подачи 02 ч. 00 мин. на выставочных путях в ожидании подачи на пути необщего пользования ПАО "НМТП" Центрального района собственным локомотивом. Начало простоя с 06-20 час. 15.09.2021, окончание простоя до 8:00 час. 15.09.2021.
Акты подписаны портом с возражениями следующего содержания: "Вагоны, поданные по памятке заставлены вагонами без документов. Следовательно, отсутствует возможность подать на Центральный район. За задержку вагонов, взятых на акт, порт ответственность не несет. Простой по вине перевозчика". При этом, памятка на подачу вагонов N 1936 подписана Портом с аналогичными возражениями, выразившимися в не принятии вагонов, т.к. заставлены бездокументными вагонами.
Согласно п. 3.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 26, сроки на уборку вагонов с мест погрузки, выгрузки и железнодорожных выставочных путей необщего пользования устанавливаются на основании технологии работы станции примыкания и железнодорожного пути необщего пользования и предусматриваются в договорах на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договорах на подачу и уборку вагонов.
Согласно пункту 6 договора, фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов владельцу на железнодорожные выставочные пути в срок, соответствующий интервалам подач, установленных по каждому району отдельно, по причине их занятости ранее переданными и не убранными вагонами владельцем. При этом в случае нахождения на соответствующем районе владельца ранее переданных вагонов готовых к уборке, и по этой причине не возможности приема очередной группы вагонов, время на которое произошла задержка уборки, либо приема вагонов перевозчиком исключается из оплачиваемого времени пользования вагонами, а вагоны, находящиеся на выставочных путях в ожидании подачи под выгрузку и станции Новороссийск, для каждого района отдельно, не считаются задержанными по причинам, зависящим от владельца. Данный факт оформляется владельцем актом общей либо произвольной формы.
В силу пункта 9 договора, в случае неприема перевозчиком вагонов с Восточного, Западного района и 3-й пристани в парки "Портовый" и "Восточный" станции для производства приемосдаточных операций, а также не приема вагонов с выставочных путей Центрального района. ТНРС в парки "Портовый", "Нижний" станции, на время задержки составляется акт общей формы либо произвольной формы.
Портом в соответствии с п. 3.7 "Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования", а также пунктом 9 договора были составлены акты общей формы о неприеме вагонов с путей необщего пользования Центрального района: NN 2695, 2695/2, 2699, 2699/1, 2701, 2701/1, 2702, 2702/1, 2750, 2750/1, 2751, 2751/1.
Согласно актам NN 2695, 2695/2, 2699, 2699/1, 2701, 2701/1, на время задержки вагонов в 1:21 час. 12.09.2021 на Центральном районе порта находилось 16 вагонов, готовых к уборке с 15:40 час. 11.09.2021. Вагоны были убраны по памяткам NN 1314, 1289 в 03:10 час. 12.09.2021. Согласно актам NN 2702, 2702/1 в 3:50 час. 12.09.2021 на путях порта находились вагоны в количестве 21 единица. Вагоны были убраны по памятке NN 1369 в 08:30 час. 12.08.2021
Согласно актам NN 2750, 2750/1, 2751, 2751/1, на время задержки вагонов в 06:20 час 15.09.2021 на путях порта на Центральном районе находилось 34 вагона, готовых к уборке с 5:30 час. 15.09.2021. Вагоны были убраны в 15:30 час. 15.09.2021.
Порядок возврата вагонов определен пунктами 1.9 и 2.9 утвержденной ПАО "НМТП" и согласованной ОАО "РЖД" "Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования ПАО "НМТП", примыкающих к станции Новороссийск СКЖД" от 05.10.2017.
Установленный в Инструкции порядок предусматривает невозможность самостоятельного выезда локомотива владельца (порта) на выставочные пути. Все действия порта по перестановке вагонов осуществляются по разрешающему показанию маневрового светофора с пути выезда и указанию дежурного по посту ЭЦ-3, переданному по радиосвязи.
Таким образом, без получения согласия железной дороги порт не может вернуть порожние вагоны на станционные пути.
Кроме того, согласно актам N 5/8562 вагоны поданы на выставочный путь N 8 парка "Портовый" парка Портовый в передаче, превышающей норму единовременной подачи расставлены по трем путям и взяты на памятки: N 1326 в 22:35 11.09.2021 (25 вагонов), N 1327 в 23:00 час. 11.09.2021 (25 вагонов), N 1329 в 23:20 час. 11.09.2021 (19 вагонов), то есть в течение 45 мин. истцом было подано 69 вагонов.
Истцом в нарушение пунктов 6, 7 договора не соблюдены интервалы подач вагонов на пути необщего пользования порта, согласно которых передача вагонов с экспортными грузами на выставочных путях производится для Центрального района в размере единовременной подачи 25 вагонов в интервал 2 часа
Таким образом, независимо от объема пребывающего в адрес грузополучателя груза, перевозчик обязан производить его подачу на пути необщего пользования: по заявкам ответчика, с учетом установленных интервалов ив количестве вагонов, не превышающим единовременную подачу (пункты 6 - 7 договора).
Выполнение истцом изложенных обязательств позволяет ответчику исполнить встречные договорные обязательства, в том числе, в части соблюдения технологического срока оборота вагонов. Обязательства истца являются первичными по отношению к встречным обязательствам ответчика.
По правилам части 18 статьи 39 Устава, грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), а также обслуживающие грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) своими локомотивами владельцы железнодорожных путей необщего пользования освобождаются от платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в случае, если, в частности, вагоны находятся на железнодорожных путях общего пользования по причинам, не зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования или владельцев вагонов.
Акты общей формы подписаны ответчиком с разногласиями, то есть сами по себе данные документы, подлежащие составлению на основании первичных документов, не доказывают причины простоя вагонов на путях общего пользования. ОАО "РЖД", как истец, в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должно доказать, что вагоны задерживались по пути следования потому, что места разгрузки вагонов ответчика были заняты по причинам, зависящим от него, и это препятствовало соответствующей подаче под разгрузку других (задержанных) вагонов. Однако таких доказательств суду не представлено.
С учетом изложенного, оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования истца о взыскании с ответчика платы за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования в размере 1240,80 руб.
В связи с отказом в удовлетворении основного требования основания для удовлетворения акцессорного требования о взыскании процентов также отсутствуют.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении иска.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции неправомерно отказал в удовлетворении ходатайства о рассмотрении дела по общим правилам искового производства, не принимаются апелляционным судом.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 227 АПК РФ в порядке упрощенного производства подлежат рассмотрению дела по исковым заявлениям о взыскании денежных средств, если цена иска не превышает для юридических лиц восемьсот тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей четыреста тысяч рублей
Настоящее дело отвечает данному критерию.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" согласие сторон на рассмотрение этого дела в порядке упрощенного производства не требуется.
Таким образом, нормы процессуального законодательства не требуют согласия сторон для рассмотрения дела в порядке упрощенного производства, если оно относится к перечню дел, указанному в частях 1 и 2 статьи 227 Кодекса.
Согласно части 5 статьи 227 АПК РФ суд рассматривает дело по общим правилам искового производства, если в ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного производства удовлетворено ходатайство третьего лица о вступлении в дело, принят встречный иск, который не может быть рассмотрен по правилам, установленным главой 29 АПК РФ, либо если суд, в том числе по ходатайству одной из сторон, пришел к выводу о том, что: порядок упрощенного производства может привести к разглашению государственной тайны; необходимо выяснить дополнительные обстоятельства или исследовать дополнительные доказательства, а также провести осмотр и исследование доказательств по месту их нахождения, назначить экспертизу или заслушать свидетельские показания; заявленное требование связано с иными требованиями, в том числе к другим лицам, или судебным актом, принятым по данному делу, могут быть нарушены права и законные интересы других лиц.
Из материалов дела не следует существование предусмотренных частью 5 статьи 227 АПК РФ оснований, исключавших рассмотрение настоящего спора в порядке упрощенного производства.
С учетом представленных в материалы дела доказательств, ввиду отсутствия обстоятельств, указанных в части 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оснований для рассмотрения дела по общим правилам искового производства не имелось.
Возражениями заявителя, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Учитывая, что все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, судом установлены и подтверждены представленными в материалы дела доказательствами, оснований для иных выводов по существу спора у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судом при принятии обжалуемого судебного акта, являющихся безусловным основанием для его отмены, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.12.2022 по делу N А32-45316/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН: 1037739877295, ИНН: 7708503727) в доход федерального бюджета 3000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в кассационном порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия постановления, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Р.А. Абраменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-45316/2022
Истец: ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ПАО "Новороссийский морской торговый порт"