г. Владивосток |
|
16 марта 2023 г. |
Дело N А59-2767/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 марта 2023 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.Б. Култышева,
судей Д.А. Глебова, Е.Н. Шалагановой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Нечаевым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Агентства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области,
апелляционное производство N 05АП-790/2023
на решение от 27.12.2022 судьи Г.Х. Пономаревой
по делу N А59-2767/2022 Арбитражного суда Сахалинской области
по иску Агентства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области (ОГРН 1206500007075, ИНН 6501312393)
к обществу с ограниченной ответственностью "Сварог" (ОГРН 1166501055632, ИНН 6501284587)
о понуждении заключения дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка от 03.02.2017 N 15,
при участии: стороны не явились
УСТАНОВИЛ:
Агентство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области (далее - истец, агентство) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Сварог" (далее - ответчик, общество) о понуждении заключения дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка от 03.02.2017 N 15.
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 27.12.2022 в удовлетворении искового требования отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, агентство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Сахалинской области от 27.12.2022 отменить. В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что заключение дополнительного соглашения направлено на установление размера и сроков внесения недополученного дохода за 2019, 2020, 2021 года, размера и сроков внесения арендной платы в 2022, 2023 и последующие годы.
В канцелярию Пятого арбитражного апелляционного суда от общества поступил отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.
Стороны, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие их представителей.
Исследовав и оценив материалы дела, проверив в порядке статей 266-271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующему.
Согласно материалов дела, Министерством лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области (арендодатель) и ООО "Сварог" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 03.02.2017 N 15 кадастровый номер 65:03:0000000:37/12, предоставленный в целях использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
Пунктом 5 договора закреплено, что размер арендной платы определяется в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) на основе минимального размера арендной платы; расчет арендной платы приведен в приложении N 4 к настоящему договору; размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 ЛК РФ.
Согласно приложения 4 к договору размер арендной платы составляет I 540.76 руб. в 2018 - I 611,33 руб., с 2019 - I 681,89 руб.
Договор зарегистрирован в установленном порядке 22.05.2017, передача лесного участка подтверждена актом приема-передачи лесного участка в аренду для заготовки древесины от 03.02.2017 (приложение N 6 к Договору).
Распоряжением агентства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области от 29.04.2019 г. N 257-р утверждено положительное заключение государственной экспертизы на проект освоения лесов лесного участка площадью 39204,9999 га, предоставленного в аренду ООО "Сварог", в целях использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
С 01.01.2021 вступило в силу постановление Правительства Сахалинской области от 08.12.2020 X" 565 "Об утверждении положения об агентстве лесного и охотничьего хозяйства" (далее - Положение), в силу пункта 1.15 которого Агентство является правопреемником реорганизованных министерства сельского хозяйства, рыболовства и продовольствия Сахалинской области, министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, министерства экологии Сахалинской области в сферах деятельности, указанных в настоящем 11 положении.
Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 (ред. от 09.06.2014, действовавшая на момент заключения договора) "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" утверждены ставки платы и согласно таблице 8 к данному постановлению ставка платы за единицу площади лесною участка, находящегося в федеральной собственности, при осуществлении видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства составляла 0.03 рубля за гектар в год для всей территории Российской Федерации, на основании рассчитана арендная плата по договору.
Постановление Правительства РФ от 20.02.2019 N 172 "О внесении изменений в таблицу 8 ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" внесены изменения в таблицу 8 ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 г. N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при осуществлении видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства в Сахалинской области составили:
- за часть площади лесного участка, занятая охотничьими базами, егерскими кордонами - 2970 руб. за I га;
- за часть площади лесного участка, занятая вольерами, питомниками диких животных, ограждениями для содержания и разведения охотничьих ресурсов в полу вольных условиях и искусственно созданной среде обитания - 21,4 рубля за га;
- за часть площади лесного участка, не занятая охотничьими базами, егерскими кордонами, вольерами, питомниками диких животных, ограждениями для содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания - 0,03 руб. за Га.
Пунктом 17 договора аренды лесного участка предусмотрено, что все изменения, вносимые в настоящий договор, оформляются в письменной форме и подписываются сторонами.
С целью заключения дополнительного соглашения об установлении арендной платы арендодателем направлено арендатору дополнительное соглашение к договору об установлении размера арендной платы за периоды с 01.01.2019 по 28.04.2019, с 29.04.2019 по 31.12.2019; 01.01.2020 по 31.12.2020, с 01.01.2021 по 31.12.2021, с 01.01.2022 по 31.12.2022, с 01.01.2023 и последующие годы для подписания в срок до 14.03.2022 (письмо от 04.03.2022 N 3.28-1661/22). Расчет арендной платы произведен с учетом данных, указанных в отчетах об использовании лесов (форма N 1-ИЛ) за январь-декабрь 2019 г., за январь-декабрь 2020 г., за январь-декабрь 2021 г.
Ответчик дополнительное соглашение не подписал, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Исследовав представленные в дело доказательства и оценив их по правилам статьи 71 АПК РФ, апелляционная коллегия поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет доводы апелляционной жалобы в силу следующего.
Судом первой инстанции обоснованно учтены положения статьи 421, 422, 424, 451 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), части 1 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), отмечено, что в соответствии с пунктом 4 статьи 73 ЛК РФ, для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта РФ, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.
Во исполнение пункта 4 статьи 73 ЛК РФ Правительством РФ принято Постановление от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310), в котором установлены, ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, в том числе таблица 8 - ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при осуществлении видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
Исковые требования обоснованы внесением изменений в таблицу 8 Постановления N 310, в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 20.02.2019 N 172.
Вместе с тем, как верно установлено судом первой инстанции, в ходе рассмотрения спора стороны повели осмотр охотничьих баз, результаты осмотра отражены в Акте совместного осмотра, из которого следует, что фактически охотничьи хозяйства занимают меньшую площадь.
Поскольку арендная плата устанавливается на основании отчетов об использовании лесов, то изменение площади лесного участка, используемого под охотничьи хозяйства, не является существенным изменением обстоятельств, общая площадь лесного участка не изменилась.
Из акта совместного осмотра следует, что на участках, которые ранее декларировались как охотничьи базы, находится многолетний лес, отсутствует инфраструктурное освоение лесного участка, с момента предоставления лесного участка на территориях, где проводили обследование, признаки проведения работ по освоения лесов не обнаружены, спор относительно площади охотничьих хозяйств межу сторонам отсутствует.
В судебном заседании представитель ответчика указал на готовность внести арендную плату после утверждения откорректированных отчетов, ответчик направил в адрес Агентства откорректированные отчеты об использовании лесов, которые приняты истцом.
Таким образом, взыскание арендной платы с учетом уточненной площади с применением соответствующих коэффициентов само по себе не требует заключения дополнительных соглашений.
Приведенный подход соответствует разъяснениям пункта 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", согласно которым арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом, при этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Доводы апеллянта по существу воспроизводят позицию истца, сформированную при обращении с иском, и получившую надлежащую оценку суда первой инстанции, в связи с чем отклоняются.
В силу вышеизложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что рассматривая настоящий спор, суд первой инстанции полно и всестороннее исследовал все существенные обстоятельства дела и дал им надлежащую оценку, правильно применил нормы материального и процессуального права. Основания для отмены судебного акта не установлены, а доводы заявителя апелляционной жалобы не нашли своего объективного подтверждения.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 27.12.2022 по делу N А59-2767/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.Б. Култышев |
Судьи |
Д.А. Глебов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-2767/2022
Истец: Агентство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области
Ответчик: ООО "Сварог"