г. Москва |
|
15 марта 2023 г. |
Дело N А41-72872/22 |
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: судья Панкратьева Н.А., рассмотрев в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сервис-М" на решение Арбитражного суда Московской области от 21.12.2022 по делу N А41-72872/22, по иску акционерного общества "Восточные коммунальные системы" к обществу с ограниченной ответственностью "Сервис-М" о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Восточные коммунальные системы" (далее - истец, АО "ВКС") обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Сервис-М" (далее - ответчик, ООО "Сервис-М") о взыскании задолженности по договору N ТЭ-004-УК/2017 от 01.01.2017 за июль 2022 года в размере 401 175, 70 руб., неустойки за период с 16.08.2022 по 20.09.2022 в размере 3 610, 58 руб., неустойки с 21.09.2022 по день фактической оплаты задолженности, расходов на оплату услуг представителя в размере 30 000 руб.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Московской области от 21.12.2022 по делу N А41-72872/22 заявленные требования удовлетворены, за исключением требования о взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере, превышающем 5 000 руб.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда первой инстанции изменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке упрощенного производства с применением норм статей, содержащихся в главе 29 АПК РФ. Согласно статье 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания и без извещения сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом изложенного судебное разбирательство проведено судьей апелляционного суда единолично без вызова сторон. Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru, а также в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Между истцом и ответчиком заключен договор, в соответствии с которыми истец обязуется отпускать ответчику тепловую энергию, а ответчик обязуется соблюдать режим теплопотребления и оплачивать принятую энергию по ценам и в порядке, определенным сторонами в договоре.
Порядок расчетов определен сторонами в 5 разделе договора.
Как следует из иска, ответчик принятые на себя обязательства по оплате полученного ресурса в полном объеме не выполнил за июль 2022 года, в результате чего образовалась задолженность в размере 401 175, 70 руб.
Поскольку досудебный порядок урегулирования спора, инициированный и реализованный истцом, не принес положительного результата, истец обратился в суд.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьей 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В соответствии со статьей 539 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 2 статьи 544 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 541 ГК РФ количество поданной энергоснабжающей организацией и использованной абонентом энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
В силу ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Факт поставки тепловой энергии в спорный период подтверждается представленными в материалы дела актами, счетами, счетами-фактурами.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на не подписание ответчиком актов о поставке коммунального ресурса не может быть принята во внимание.
Положениями пункта 5.8 Договора установлено, что в течение 10-ти дней с момента получения у истца акта приема-передачи тепловой энергии, Абонент обязан направить истцу экземпляр акта или мотивированные возражения по данному акту. При неполучении в указанный срок обоснованных письменных замечаний, поставленный ресурс считается принятым Абонентом, а обязательства - выполненными в надлежащем виде и в полном объеме.
Фактическую поставку и принятие ресурса ответчик не оспорил, количество тепловой энергии в указанных истцом в разрезе непосредственно тепловой энергии (Гкал), компонента на тепловую энергию (подпитка, Гкал), компонента на холодную воду (подпитка, м3) в предъявленных счет-фактурах за спорный период объемах не опроверг.
Учитывая заявленный спорный период, состав и структуру взыскиваемой суммы, принимая во внимание, что ответчик доказательства оплаты задолженности не представил, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что заявленная сумма долга обоснована и подлежит взысканию.
Доводы апелляционной жалобы о том, что теплоноситель поступает ненадлежащего качества, подлежат отклонению апелляционным судом.
Пунктом 2.1.2 договора, установлено, что энергоснабжающая организация обязуется поддерживать температуру, сетевой воды на источнике тепла в соответствии с температурным графиком (Приложение N 2).
Как усматривается из материалов дела, график температуры воды, указанный в приложении N 2 к договору, установлен для подающего трубопровода на выходе из котельной, а не на вводе в МКД, с учетом температуры наружного воздуха.
Согласно условиям договора (п. 1.2.1) отклонение параметров теплоносителя на тепловом вводе дает право абоненту вызвать представителя энергоснабжающей организации для выяснения причин и составления акта.
Ответчиком не представлено доказательств соблюдения указанного условия, акт в материалы дела не представлен.
За распределение теплоэнергии по теплопотребляющим установкам абонента (ответчика) истец ответственности не несет.
В соответствии с пунктом 2.1.3 договора, энергоснабжающая организация не несет материальной ответственности перед абонентом за снижение параметров теплоносителя и недоотпуск тепловой энергии, вызванные следующими причинами: стихийными явлениями: гроза, буря, наводнение, землетрясение, пожар, длительное похолодание, при котором температура наружного воздуха держится свыше 48 часов ниже расчетной температуры более 30 (расчетная температура на отопление -28С); неправильными действиями персонала абонента или посторонних лиц, вызвавшими повреждение теплопроводов; превышением заданной графиком температуры обратной воды более чем на 5 %.
Также истцом не представлено доказательств фиксации поставки ресурса ненадлежащего качества и сообщения об этом поставщику в порядке, предусмотренном Правилами N 354, в том числе с указанием продолжительности и иных параметров отклонения и составлением соответствующих актов.
Согласно подпункту "д" пункта 22 Правил N 124 в случае поставки ресурсоснабжающей организацией коммунального ресурса ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность, размер платы за коммунальный ресурс изменяется в порядке, определенном Правилами предоставления коммунальных услуг.
В силу требований Правил N 354 коммунальные ресурсы приобретаются для оказания коммунальных услуг и параметры поставляемых коммунальных ресурсов должны обеспечивать исполнителю возможность предоставить качественные коммунальные услуги.
Согласно пункту 98 Правил N 354 при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к Правилам N 354.
Пунктом 15 раздела VI приложения N 1 к Правилам N 354 предусмотрен алгоритм расчета снижения платы за некачественную услугу отопления: за каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении суммарно в течение расчетного периода размер платы за коммунальную услугу отопления за такой расчетный период снижается на 0,15% размера платы, определенного в соответствии с приложением N 2 к Правилам, за каждый градус отклонения температуры, с учетом положений раздела IX Правил.
Разделом X Правил N 354 определен порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.
В соответствии с пунктом 104 Правил N 354 при обнаружении исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - нарушение качества коммунальных услуг) всем или части потребителей в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или) централизованных сетей инженерно-технологического обеспечения, исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале регистрации таких фактов дату, время начала и причины нарушения качества коммунальных услуг (если они известны исполнителю). Если исполнителю такие причины неизвестны, то исполнитель обязан незамедлительно принять меры к их выяснению.
После установления факта предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества ответчик обязан снизить ее стоимость для граждан после чего, представив истцу документы, подтверждающие установление факта предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, а также доказательства снижения стоимости коммунальной услуги ненадлежащего качества для граждан имеет право требовать от истца снижения стоимости коммунального ресурса (тепловой энергии).
При этом ответчик обязан доказать, что предоставление коммунальной услуги ненадлежащего качества возникло по вине истца.
Пунктом 108 Правил N 354 установлено, что в случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги.
При этом работник аварийно-диспетчерской службы обязан немедленно после получения сообщения потребителя уведомить ресурсоснабжающую организацию, у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс для предоставления потребителям коммунальной услуги, дату и время проведения проверки.
Основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги является акт проверки о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, составленный сторонами по результатам проверки на основании заявления потребителя, где указываются нарушения параметров качества, время и дата начала предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, зафиксированное коллективными (общедомовыми) приборами учета, а также причина нарушения поставки горячего водоснабжения и сторона, виновная в этом (пункты 105 - 112 Правил N 354).
Суд апелляционной инстанции учитывает, что для расчета снижения платы за некачественную услугу отопления необходимы документально подтвержденные соответствующими актами проверки данные о количестве часов отклонения температуры воздуха в жилом помещении, а также данные о величинах температур в эти часы, подтверждающие недопустимые отклонения температур, необходимые для расчета, который напрямую зависит от количества градусов отклонения.
Применение расчета изменения размера платы за коммунальную услугу ненадлежащего качества в отношении ресурсоснабжающей организации возможно при условии доказанности факта отклонения температуры воздуха внутри жилых помещений от указанных в пункте 15 приложения N 1 к Правилам N 354 по вине ресурсоснабжающей организации.
Между тем в нарушение статьи 65 АПК РФ ответчик не представил соответствующих доказательств установленного количества поставленной некачественной тепловой энергии с учетом ежесуточного анализа температуры теплоносителя, сведений о среднесуточной температуре по данным Центра по гидрометеорологии, температурного графика, а также допустимых отклонений.
При этом апелляционный суд также принимает во внимание отсутствие доказательств обращения собственников с жалобами на некачественное отопление в помещениях многоквартирного жилого дома.
Судом первой инстанции обоснованно принята во внимание правоприменительная судебная практика рассмотрения дел между теми же лицами по данному договору за предшествующие периоды (в частности, N N А41-43263/22, А41-40016/22, А41-22119/22, А41-12630/22, А41-4979/22, А41-92482/21, А41-92482/21, А41-86919/21, А41-51082/21, А41-38483/21, А41-31993/21, А41-20063/21, А41-13747/21, А41-4263/21, А41-2928/21).
Истцом также заявлено о взыскании неустойки за период с 16.08.2022 по 20.09.2022 в размере 3 610, 58 руб.
В соответствии со статьёй 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Представленный истцом расчет неустойки проверен апелляционным судом и является правильным, соответствующим действующему законодательству.
Истцом также заявлено требование о взыскании неустойки, начисленной на сумму задолженности за период с 21.09.2022 по дату фактической оплаты задолженности.
Согласно разъяснениям, изложенные в пункте 65 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" по смыслу статьи 330 ГК РФ истец вправе требовать присуждения неустойки (пени) по день фактического исполнения обязательства ответчиком.
Исходя из изложенного, требование в части взыскания неустойки с 21.09.2022 по дату фактической оплаты задолженности также подлежит удовлетворению.
Истцом заявлено требование о взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере 30 000 руб.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 106, 110 АПК РФ, пришел к правомерному выводу о необходимости снижения размера заявленных судебных расходов на оплату услуг представителя до 5 000 руб., отказав в остальной части.
Решение суда в части отказа в удовлетворении требований лицами, участвующими в деле, не оспаривается, доводов в данной части не приведено (часть 5 статьи 268 АПК РФ).
Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу, что оспариваемое решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из доводов заявителя, материалов дела оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271 и 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 21.12.2022 по делу N А41-72872/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в установленном порядке.
Судья |
Н.А. Панкратьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-72872/2022
Истец: АО ВОСТОЧНЫЕ КОММУНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ
Ответчик: ООО "СЕРВИС-М"