г. Пермь |
|
15 марта 2023 г. |
Дело N А71-14894/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 9 марта 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 марта 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Муравьевой Е.Ю., Трефиловой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Климашевской К.И.,
при участии представителя БУКиДО УР "Музейно-выставочный комплекс имени М.Т. Калашникова" Шавкунова А.Д. (паспорт, доверенность от 09.01.2023, диплом),
иные лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя БУКиДО УР "Музейно-выставочный комплекс имени М.Т. Калашникова"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 9 января 2023 года
по делу N А71-14894/2022
по заявлению Бюджетного учреждения культуры и дополнительного образования Удмуртской Республики "Музейно-выставочный комплекс стрелкового оружия имени М.Т. Калашникова" (ИНН 1831095941, ОГРН 1041800256068, сокращенное наименование - БУКиДО УР "Музейно-выставочный комплекс имени М.Т. Калашникова")
к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Удмуртской Республике (ИНН 1841066315, ОГРН 1161832077813)
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
БУКиДО УР "Музейно-выставочный комплекс имени М.Т. Калашникова" (далее также - заявитель, учреждение, музей) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Удмуртской Республике (далее - Управление Росгвардии по Удмуртской Республике, Управление) от 20.09.2022 N 5662/165 об устранении выявленных нарушений правил оборота оружия.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 09.01.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на отмену постановления Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 31.10.2022 по делу N 5-2129/2022, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 6 статьи 20.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб. Решением Верховного Суда Удмуртской Республики от 28.12.2022 указанное постановление Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики отменено, производство по делу прекращено ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Заявитель указывает, что подпунктом ж(6) пункта 15 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 N 814, не установлены обязательные требования по предоставлению гражданами каких-либо документов для передачи им оружия. Не установлено также обязательных требований о наличии у граждан медицинских заключений (справок) об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием, при передаче им оружия и патронов образовательными организациями для учебных, учебно-тренировочных стрельб. Подпункт ж(6) пункта 15 не содержит норм, отсылающих к правилам, установленным иным нормативно- правовым актом, в частности, к Федеральному закону от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации". Положения статьи 34.1 данного закона и Приказ Минспорта Удмуртской Республики от 25.05.2020 N180А не распространяются на БУКиДО УР "Музейно-выставочный комплекс имени М.Т. Калашникова", так как его уставом не предусмотрен такой вид деятельности, как спортивная подготовка по какому-то виду спорта. Поскольку материалами дела подтверждается правовое положение заявителя как бюджетного учреждении дополнительного образования, в силу подпункта ж(6) пункта 15 он вправе передавать оружие гражданам для участия в учебных занятиях по видам спорта, связанным с использованием оружия. В любом случае, считает заявитель, должностные лица Управления превысили свои полномочия, установленные Положением о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 30.09.2016 N510.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы.
По ходатайству представителя заявителя и на основании части 2 статьи 268 АПК РФ к материалам дела приобщена копия решения Верховного Суда Удмуртской Республики от 28.12.2022 по делу N УИД 18RS0003-01-2022-006289-22 (дело N 5-2129/2022 по первой инстанции), поскольку заявитель не имел возможности представить ее в суд первой инстанции.
Управление отзыв на апелляционную жалобу не представило, своего представителя в заседание суда апелляционной инстанции не направило, что в силу части 1 статьи 156, части 2 статьи 200 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в центр лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Удмуртской Республике из Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике поступило обращение гражданки Салаховой А.Р oт 03.08.2022 N 3/566-13-С-9, из которого следовало, что ее не допустили в тир БУКиДО УР "Музейно-выставочный комплекс имени М.Т. Калашникова" пострелять из огнестрельного оружия в связи с тем, что истек срок действия водительского удостоверения.
В ходе рассмотрения обращения установлено, что в сведениях, размещенных в информационно-коммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте музея https://www.museum-mtk.ru имеется информация о том, что пострелять в тире музея из огнестрельного оружия возможно только при наличии двух документов: документа, удостоверяющего личность (паспорт), и документа, подтверждающего, что гость не состоит на учете у нарколога и психиатра (действующая медицинская справка формы 002-О/у, 003-В/у, водительское удостоверение) (л.д.119).
Письмом от 23.08.2022 N 3/566-13-С-9 Управление, сославшись на перечисленные обстоятельства, уведомило учреждение о проведении проверки обеспечения условий хранения (сохранности) оружия и патронов в порядке, предусмотренном Административным регламентом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия, утвержденного приказом Росгвардии от 14.01.2020 N 8 (далее - Административный регламент).
По итогам проверки Управлением составлен акт от 24.08.2022, в котором отражено, что учреждением:
- в нарушение требований статьи 25 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Закон об оружии), подпункта "ж(6)" пункта 15 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 N 814 (далее - Правила N 814, Правила оборота оружия) осуществлена передача оружия для проведения стрельб (учебных занятий) гражданам: Кожеву Денису Александровичу (дата передачи 21.08.2022), Скачковой Алене Александровне (дата передачи 21.08.2022), Кожевой Анастасии Сергеевне (дата передачи 21.08.2022), Евдокимовой Анне Александровне (дата передачи 20.08.2022 года). Данные лица на момент передачи оружия не имели медицинского заключения об отсутствии противопоказаний к владению оружием;
- в нарушение требований статьи 25 Закона об оружии, пункта 15 Правил N 814, пункта 185 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 12.04.1999 N 288 (далее - Инструкция МВД России N 288), не соблюден порядок допуска (передачи) к оружию, установленный в спортивном стрелковом клубе.
Копия акта проверки вручена директору учреждения 14.09.2022.
Учреждению выдано предписание об устранении выявленных нарушений правил оборота оружия от 20.09.2022 N 5662/165, которым предложено устранить вышеуказанные нарушения в срок до 24.09.2022.
Несогласие заявителя с указанным предписанием послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
Признав заявленные требования необоснованными, суд первой инстанции отказал в их удовлетворении.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя заявителя, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
На основании части 5 статьи 200 АПК РФ бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия (вынесения) ненормативного правового акта (предписания) о нарушении законодательства Российской Федерации в сфере связи, возлагается на административный орган.
Согласно статье 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" (далее - Закон N 226-ФЗ) войска национальной гвардии осуществляют свою деятельность на основе принципов законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, единоначалия и централизации управления.
На войска национальной гвардии возложено в том числе выполнение федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия, за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны (пункт 7 части 1 статьи 2 Закона N 226-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона N 226-ФЗ войска национальной гвардии наделены следующими полномочиями:
- требовать от граждан соблюдения общественного порядка (подпункт 1);
- требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий (подпункт 2);
- пресекать преступления, административные правонарушения и противоправные действия (подпункт 3);
- проверять места производства, хранения, торговли, коллекционирования и экспонирования оружия, основных частей огнестрельного оружия, мест производства патронов к оружию и составных частей патронов, а также проверять объекты, где они обращаются, места утилизации боеприпасов; проверять у граждан документы, подтверждающие законность владения ими гражданским, служебным или наградным оружием или его использования; согласовывать требования к содержанию программ подготовки лиц в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием; устанавливать порядок проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием в организациях, определяемых Правительством Российской Федерации, и участвовать в проверке таких знаний и навыков в этих организациях; проводить проверки мест хранения и использования специальных средств в частных охранных организациях; по результатам проверок выдавать гражданам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений правил оборота оружия, боеприпасов, патронов к оружию и специальных средств (подпункт 24).
На основании статьи 28 Федерального закона "Об оружии" контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, его территориальный орган и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также уполномоченные органы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к гражданскому и служебному оружию, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации.
Предметом контроля за оборотом оружия является соблюдение юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации, регулирующего правоотношения в сфере оборота оружия.
Законные требования должностных лиц органов, осуществляющих контроль за оборотом оружия, обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами, к которым такие требования предъявлены.
В соответствии с Положением о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 30.09.2016 N 510, Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардия) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности, в сфере частной детективной деятельности и в сфере вневедомственной охраны.
На основании пункта 5 названного Положения Росгвардия осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через органы управления оперативно-территориальных объединений, иные органы управления войск национальной гвардии и территориальные органы Росгвардии.
Согласно подпункту 19.5 пункта 19 Административного регламента осуществление государственного контроля (надзора) включает в себя административную процедуру - проверку обеспечения условий хранения (сохранности) оружия.
Порядок проведения проверки обеспечения условий хранения (сохранности) оружия (включая основания и предмет проверки, а также порядок фиксации ее результатов) установлен пунктами 67-77 Административного регламента.
Исходя из совокупности вышеприведенных норм, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание вынесено уполномоченным государственным органом и в пределах его компетенции.
Доводы жалобы о том, что должностные лица Управления превысили свои полномочия, установленные Положением о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, отклоняются как противоречащие приведенным выше правовым нормам.
Согласно статье 25 Закона об оружии правила учета, ношения, перевозки, транспортирования и уничтожения оружия определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "ж(6)" пункта 15 Правил оборота оружия, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 N 814, оружие и патроны могут передаваться, гражданам Российской Федерации и иностранным гражданам спортивными и образовательными организациями на стрелковых объектах, являющихся объектами спорта, и (или) стрелковых объектах образовательных организаций, а также на территориях, специально подготовленных для проведения официального спортивного соревнования, - для участия в спортивных мероприятиях и учебных занятиях по видам спорта, связанным с использованием оружия.
В целях реализации Правил N 814 Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12 апреля 1999 года N 288 утверждена Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 179 Инструкции МВД России N 288 разрешения на хранение и использование оружия на стрелковом объекте выдаются органами внутренних дел юридическим лицам, в структуре которых имеются тиры, стрелково-стендовые комплексы и стрельбища, после оборудования ими мест проведения стрельб.
Пунктом 185 Инструкции МВД России N 288 предусмотрено, что инструкция по пропускному и внутриобъектовому режиму разрабатывается для каждого тира, стрелково-стендового комплекса и стрельбища с учетом особенностей охраняемого объекта, утверждается руководителем организации и согласовывается с соответствующими органами внутренних дел.
Пропускной режим на объект должен предусматривать установление порядка входа и выхода, вноса, выноса (вывоза) оружия, патронов и других материальных ценностей.
Внутриобъектовый режим включает мероприятия, обеспечивающие соблюдение внутреннего распорядка работы стрелкового объекта (режим рабочего времени работников, порядок выдачи и сдачи оружия, патронов, ведение постоянных и разовых пропусков).
Пропуск на стрелковый объект работников, стрелков-спортсменов и граждан должен производиться через контрольно-пропускной пункт, который должен быть оснащен необходимыми ящиками для хранения ключей и документации, стендами с образцами пропусков, инструкциями, графиками занятий в секциях и так далее.
На основании изложенных норм учреждением утверждена (приказом от 07.06.2018 N 127-1/01-03) и согласована с ОЛРР ОВРО Управления Росгвардии по Удмуртской Республике Инструкция по организации пропускного и внутриобъектового режима на стрелковом объекте в БУКиДО УР "Музейно-выставочный комплекс имени М.Т. Калашникова" (л.д.106-112) (далее - Инструкция).
В соответствии с пунктом 1.3.3 данной Инструкции стрелковый объект - крытый огнестрельный тир музейно-выставочного комплекса, включающий комнату хранения оружия, стрелковую галерею, тренерскую комнату, коридор, соединяющий данные помещения. Выполнение требований Инструкции обязательно для всех сотрудников и посетителей музея (пункт 1.6).
Разделом 2.3 Инструкции предусмотрен порядок оформления документов и осуществление допуска посетителей на стрелковый объект, а разделом 2.4 - аналогичный порядок для лиц, проходящих обучение по программам дополнительного образования.
В соответствии с пунктом 2.3.2 Инструкции для доступа на стрелковый объект посетителя в качестве документа, подтверждающего отсутствие противопоказаний к владению оружием, возможно предъявление любого документа из тех, что перечислены в подпункте 2, в том числе водительского удостоверения.
Однако для доступа на стрелковый объект лиц, проходящих обучение по программам дополнительного образования, необходимо их зачисление, которое производится при условии предъявления, помимо паспорта гражданина РФ, медицинской справки формы 002-О/У (пункт 2.4.2 Инструкции).
Вопреки доводам учреждения, документами, полученными Управлением в ходе проверки, подтверждается, что граждане Кожев Д.А., Кожева А.С., Скачкова А.А. и Евдокимова А.А. были зачислены в клуб (л.д.102-104) в отсутствие медицинской справки формы 002-О/У, что им передавалось оружие и патроны для проведения стрельб (учебных занятий).
Учреждением данные выводы не опровергнуты, медицинские справки на указанных лиц не представлены.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание выдано для устранения нарушений, наличие которых подтверждается.
Отсутствие в действиях учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 20.8 КоАП РФ, не говорит обязательно о незаконности выданного предписания.
Как видно из приведенных выше обстоятельств, заявителю вменяется нарушение своей же Инструкции, согласованной ОЛРР ОВРО Управления Росгвардии по Удмуртской Республике, в связи с чем он может и должен принять меры для недопущения ее нарушения.
В решении Верховного Суда Удмуртской Республики от 28.12.2022 выводы относительно законности предписания Управления от 20.09.2022 N 5662/165 отсутствуют.
Доводы учреждения о неверном применении к нему требований Федерального закона от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Закона Удмуртской Республики oт 14 мая 2019 года N 26-РЗ "О физической культуре и спорте в Удмуртской Республике", поскольку оно не является физкультурно-спортивной организацией, отклоняются на том основании, что это не освобождает от необходимости соблюдения своей Инструкции, утвержденной и согласованной в соответствии с пунктом 185 Инструкции МВД России N 288.
Кроме того, судом верно учтено, что обязанность по соблюдению этих законов зависит от фактически осуществляемой деятельности (оказываемых услуг), а не от наличия статуса спортивной организации.
Оспариваемым предписанием учреждению вменено также нарушение прав граждан (потребителей) в связи с недостоверностью (неполнотой) информации, опубликованной на официальном сайте музея (пункт 6 статьи 3 Федерального закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
Поскольку наличие данного нарушения проверкой установлено и учреждением не опровергнуто, а войска национальной гвардии наделены полномочиями требовать от должностных лиц прекращения противоправных действий (подпункт 2 части 1 статьи 9 Закона N 226-ФЗ), суд приходит к выводу, что основания для выдачи оспариваемого предписания у Управления имелись.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания предписания недействительным.
Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ для отмены (изменения) судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 09 января 2023 года по делу N А71-14894/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
Е.Ю. Муравьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-14894/2022
Истец: Бюджетное учреждение культуры и дополнительного образования Удмуртской Республики "Музейно-Выставочный комплекс стрелкового оружия имени М. Т Калашникова
Ответчик: Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Удмуртской Республике