город Томск |
|
16 марта 2023 г. |
Дело N А03-7488/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 марта 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Бородулиной И.И., |
|
|
Кривошеиной С.В., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Легачевой А.М. (до перерыва), помощником судьи Толстогузовой Е.В. (после перерыва), рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компания-ДС" (N 07АП-769/23) на решение Арбитражного суда Алтайского края от 15.12.2022 по делу N А03-7488/2022 (судья Трибуналова О.В.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Компания-ДС", г. Бийск Алтайского края (ИНН 2232008902), к Краевому государственному казенному учреждению "Управление автомобильных дорог Алтайского края", г. Барнаул (ИНН 2225079331), КГКУ "Центр государственных закупок Алтайского края", г. Барнаул (ИНН 2224164425), о признании незаконным решения комиссии по закупкам по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для нужд Краевое государственное казенное учреждение "Управление автомобильных дорог Алтайского края" на выполнение работ "по реконструкции автомобильной дороги Алексеевка - Березовка - Солонешное с мостом через ручей Шипуниха на км 34+959 в Солонешенском районе" о признании заявки N 111878938 несоответствующей закону о контрактной системе и документации об аукционе, оформленного протоколом N 0817200000322004831 от 17.05.2022 подведения итогов электронного аукциона, возложении обязанности на Краевое государственное казенное учреждение "Управление автомобильных дорог Алтайского края" заключить государственный контракт по предмету выполнение работ по объекту: "Реконструкция автомобильной дороги Алексеевка - Березовка - Солонешное с мостом через ручей Шипуниха на км 34+959 в Солонешенском районе" (заявка N 111878938) с ООО "Компания-ДС" по цене, заявленной в аукционе,
В судебном заседании приняли участие:
от заинтересованного лица: от Краевого государственного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Алтайского края": Болашов В.В., представитель по доверенности от 09.01.2023, паспорт; от КГКУ "Центр государственных закупок Алтайского края": Олюнина Е.В., представитель по доверенности от 11.05.2022, паспорт;
от иных лиц: без участия (извещены);
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Компания-ДС" (далее по тексту - заявитель, Общество, ООО "Компания-ДС") обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к краевому государственному казенному учреждению "Управление автомобильных дорог Алтайского края" (далее по тексту - Управление), краевому государственному казенному учреждению "Центр государственных закупок Алтайского края" (далее по тексту - Центр госзакупок) о признании незаконным решения комиссии по закупкам по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для нужд КГКУ "Управление автомобильных дорог Алтайского края" на выполнение работ "по реконструкции автомобильной дороги Алексеевка - Березовка - Солонешное с мостом через ручей Шипуниха на км 34+959 в Солонешенском районе" о признании заявки N 111878938 несоответствующей закону о контрактной системе и документации об аукционе, оформленного протоколом N 0817200000322004831 от 17.05.2022 подведения итогов электронного аукциона, возложении обязанности на КГКУ "Управление автомобильных дорог Алтайского края" заключить государственный контракт по предмету выполнение работ по объекту: "Реконструкция автомобильной дороги Алексеевка - Березовка - Солонешное с мостом через ручей Шипуниха на км 34+959 в Солонешенском районе" (заявка N 111878938) с ООО "Компания-ДС" по цене, заявленной в аукционе.
Решением суда от 15.12.2022 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Компания-ДС" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований. Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением обстоятельств дела, несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, неправильным применением норм процессуального и материального права.
Заинтересованные лица в отзывах, представленных в суд в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представители в судебном заседании, доводы апелляционной жалобы отклонили, просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании был объявлен перерыв с 13.03.2023 на 14.03.2023.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Седьмого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.7aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
До даты судебного заседания посредством административного интерфейса "Мой арбитр" одобрено ходатайство заявителя об участии ее представителя в судебном заседании по рассмотрению апелляционной жалобы путем использования системы веб-конференции в порядке статьи 153.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Техническая возможность подключения обеспечена судом апелляционной инстанции, однако вместе с тем в назначенное время представитель указанного лица к судебному онлайн-заседанию не подключился, в связи, с чем апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом путем направления почтовых извещений и размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Седьмого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.7aas.arbitr.ru в соответствии с требованиями абз. 2 ч. 1 ст. 121 АПК РФ, в связи с чем суд вправе рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие заинтересованного лица согласно ч. 3 ст. 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывы, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции считает решение суда не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru/, а также на сайте электронной площадки "РТС-тендер" http://www.rts-tender.ru/ опубликовано извещение о проведении электронного аукциона.
В соответствии с документацией о закупке предметом закупки (идентификационный код закупки: 222222507933122250100104030010000414) является Выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги Алексеевка - Березовка - Солонешное с мостом через ручей Шипуниха на км 34+959 в Солонешенском районе. Начальная (максимальная) цена контракта: 52480481,00 рублей.
Согласно Информационной карты электронного аукциона и в соответствии с пунктом 1.1.6.2 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" к участнику закупки предъявлены дополнительные требования в соответствии с позицией 17 раздела III приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571: наличие у участника закупки одного из следующих опытов выполнения работ: 1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги; 2) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги.
12.05.2022 в 20:41(по МСК) истцом подана заявка, которой присвоен N 1111878938.
Согласно протоколу подачи ценовых предложений по окончании аукциона 13.05.2022 05:24 (по МСК), заявке N 1111878938 оператором присвоен порядковый номер 1 из трех, как - лучшее ценовое предложение участника (50 118 858,31 руб.).
В соответствии с протоколом N 0817200000322004831 от 17.05.2022 подведения итогов электронного аукциона N 0817200000322004831, вторая часть заявки участника N 111878938 признана несоответствующей требованиям документации об аукционе, поскольку в составе заявки заявитель представил муниципальный контракт NФ.2019.114467 на выполнение работ по объекту "Ремонт дороги по пер. Яровой (от ул. Каховская до ул. Туркменская) в г. Бийске"; Ремонт дороги по ул. Туркменская (от пер. Яровой до пер. Шубенский) в г. Бийске"; Ремонт дороги и тротуара по ул. Волочасвская (от пер. Технический до пер. Шубенский) в г. Бийске"; Ремонт дороги от ул. Угольная до ул. Каховская в г. Бийске"; Ремонт автомобильной дороги от п. Нефтебаза до пер. Шубенский г. Бийске"", тогда как заказчик требовал подтвердить опыт выполнения работ по капитальному ремонту дороги, а также предоставленный договор N Ф.2017.110195 не соответствует положениям абзаца пятого и седьмого подпункта "б" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N2571.
Причина отклонения: по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 12 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон N 44-ФЗ, Закон о госзакупках) в связи с непредставлением информации и документов, предусмотренных пунктом 3 части 6 статьи 43 Закона N 44-ФЗ.
В качестве правового обоснования отклонения заявки в протоколе указано на не соответствие заявки требованиям части 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, в частности, указано, что: победителем торгов стал иной участник закупки N 111841184 (N3), с которым по состоянию на 25.05.2022 контракт не заключен (статус "заключение контрактов").
Считая, что заявка Общества отклонена не правомерно, последний обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции, оценив в соответствии со статьями 67, 68, 71 АПК РФ имеющиеся в материалах деле документы, признал обоснованными выводы комиссии по закупкам по определению поставщиков. Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 1 Федерального закона N 44-ФЗ положения закона направлены на обеспечение реализации предусмотренных этим законом целей регулирования соответствующих отношений, в том числе на развитие добросовестной конкуренции, повышение эффективности и результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечение гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов, а также на обеспечение равного положения физических и юридических лиц, являющихся участниками размещения заказов. Согласно статье 3 Федерального закона N 44-ФЗ государственный контракт, муниципальный контракт - договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд. На основании пункта 2 статьи 8 Федерального закона N 44-ФЗ конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям данного Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок. Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 1 статьи 12 Федерального закона N 44-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 64 Закона N 44-ФЗ, действующей в период проведения аукциона и заключения контракта, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 названной статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Закона. В соответствии с частью 1 статьи 69 Закона N 44-ФЗ аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе. Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей (часть 2 статьи 69 Закона N 44-ФЗ). В силу пункта 1, пункта 2 части 6 статьи 69 Закона N 44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе; несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 13 статьи 69 Закона N 44-ФЗ в случае, если аукционной комиссией принято решение о несоответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, всех вторых частей заявок на участие в нем или о соответствии указанным требованиям только одной второй части заявки на участие в нем, такой аукцион признается несостоявшимся. В соответствии с пункта 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 (далее по тексту - Постановление N 2574) утверждены "Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - дополнительные требования).
Пунктом 3 Постановления N 2571 предусмотрено, что позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Согласно пункту 17 дополнительных требований (приложение к Постановлению N 2571) при выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги устанавливается требование о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги; 2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги; 3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги.
Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1 и 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять: не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 100 млн. рублей; не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 100 млн. рублей, но не превышает 500 млн. рублей; не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 500 млн. рублей.
Подтверждающими документами являются в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт (акты) выполненных работ, подтверждающий (подтверждающие) цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ; 3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации; 2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
В соответствии подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона N 44-ФЗ не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 части 12 статьи 48 Закона N 44-ФЗ при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Таким образом, заказчик вправе устанавливать дополнительные требования к участнику закупки.
Из материалов дела следует, что в составе заявки истца представлен муниципальный контракта N Ф.2019.114467 (реестровый N в ЕИС 3222602106019000011).
Муниципальный контракт N Ф.2019.114467 от 26.03.2019 заключен между МКУ "Управление капитального строительства Администрации города Бийска" и ООО "Компания ДС" по итогам закупки N 0117300067819000026 "Ремонт дороги по пер. Яровой (от ул. Каховская до ул. Туркменская) в г. Бийске"; "Ремонт дороги по ул. Туркменская (от пер. Яровой до пер. Шубенский) в г. Бийске"; "Ремонт дороги и тротуара по ул. Волочаевская (от пер. Технический до пер. Шубенский) в г. Бийске"; "Ремонт дороги от ул. Угольная до ул. Каховская в г. Бийске"; "Ремонт автомобильной дороги от п. Нефтебаза до пер. Шубенский г. Бийске", проведенной Администрацией города Бийска для нужд МКУ "Управление капитального строительства Администрации города Бийска Алтайского края".
При проведении закупки N 0117300067819000026 заказчиком были размещены разъяснения положений аукционной документации, согласно которым заказчик поясняет, что работы, предусмотренные Техническим заданием, не относятся ни к капитальному строительству, ни к реконструкции, ни к капитальному ремонту объекта капитального строительства.
Предметом аукциона является выполнение работ по текущему ремонту дорог.
Кроме того, в составе документации, размещенной в ЕИС по закупке 0117300067819000026, размещены положительные заключения о проверке достоверности определения сметной стоимости на объекты закупки.
Предметами проверок являлись объекты ремонта, а не капитального ремонта.
Из материалов дела следует, что в рамках закупки N 0817200000322004831 истец обратился с жалобой в Управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю, решением от 25.05.2022 по делу N 022/06/49-363-2022, жалоба признана не обоснованной, также в решении указано, что согласно ответов на запрос УФАС по АК N 1626/01/03-24 от 24.05.2022 и N 543 от 20.05.2022 предметом закупки N 0117300067819000026 являлись работы по текущему ремонту, работы по закупке 0117300067819000026 (Ф.2019.114467 от 26.03.2019) могли выполняться как при текущем ремонте, так и при капитальном.
Определением суда от 17.10.2022 арбитражный суд истребовал от МКУ "Управление капитального строительства города Бийска" информацию о том, в рамках какой государственной программы осуществлялось финансирование по государственному контракту N 08172000003190118760001 по аукциону в электронной заявке N 13/19/АЭФ; предоставить соответствующие документы о видах финансирования, видах субсидий, программ (государственных, краевой, муниципальной) с источником финансирования и соглашением по этому финансированию для осуществления ремонта данной дороги.
Согласно представленным документам спорный объект реализован согласно соглашению N 108-17- 2019-001 от 15.03.2019 "О предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету Алтайского край в рамках реализации национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" (в редакции дополнительных соглашений от 25.11.2019 N 108-17-2019- 001/1, от 23.12.2019 N 108-17-2019-001/2, от 17.08.2020 N 108- 17-2019-001/3, от 16.09.2020 N 108-17-2019-001/4) (далее - Соглашение), при этом Соглашение не содержит расшифровок расходования федеральных денежных средств, в разрезе видов работ и способов исполнения национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги".
В соответствии постановлением Администрации Алтайского края от 16.10.2014 N 479 "Об утверждении государственной программы Алтайского края "Развитие транспортной системы Алтайского края" (далее - Государственная программа) общий объем финансирования государственной программы Алтайского края "Развитие транспортной системы в Алтайском крае" (далее также - Программа) составляет 120720289,4 тыс. рублей, в том числе из федерального бюджета - 13784893,7 тыс. рублей. Целями Государственной программы являются повышение доступности транспортных услуг для населения Алтайского края и устойчивое функционирование транспортной системы края. К числу задач, требующих, решения для достижения поставленных целей, относятся: развитие региональной, международной сети авиаперевозок и авиации общего назначения; развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры; повышение доступности услуг железнодорожного транспорта; повышение доступности услуг внутреннего водного транспорта; повышение доступности услуг городского электрического транспорта; обеспечение устойчивого роста спроса на газомоторное топливо в ключевых сегментах потребителей. Ожидаемые результаты реализации Государственной программы определены концом 2024 года, с получением результата в виде: обеспеченность дорогами общего пользования на 1 тыс. кв. км площади составит 96,05 км; удельный вес населенных пунктов, не имеющих дорог с твердым покрытием до сети автомобильных дорог общего пользования, составит 15,3%; доля протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального, местного значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, составит 35,9%; доля протяженности автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, составит 51 %; доля протяженности автомобильных дорог местного значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, составит 29,7%; доля автомобильных дорог федерального и регионального значения, работающих в режиме перегрузки, составит 0,54%; количество мест концентрации дорожно-транспортных происшествий (аварийно-опасных участков) на дорожной сети Алтайского края, составит 50%; доля контрактов на осуществление дорожной деятельности в рамках реализации регионального проекта "'Общесистемные меры развития дорожного хозяйства", предусматривающих использование новых технологий и материалов, включенных в Реестр новых и наилучших технологий, материалов и технологических решений повторного применения, % в общем объеме новых государственных контрактов на выполнение работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, составит 80%; доля контрактов на осуществление дорожной деятельности в рамках реализации регионального проекта "Общесистемные меры развития дорожного хозяйства", предусматривающих выполнение работ на принципах контракта жизненного цикла, предусматривающего объединение в один контракт различных видов дорожных работ, % в общем объеме новых государственных контрактов на выполнение работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, составит 70%. Финансирование Государственной программы осуществляется за счет средств: федерального бюджета - в соответствии с Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период; краевого бюджета - в соответствии с законом Алтайского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период; местного бюджета - в соответствии с решениями представительных органов местного самоуправления. Общий объем финансирования Программы составляет 120720289,4 тыс. рублей.
В соответствии с пунктом 7 Постановления Администрации Алтайского края N 479 от 16.10.2014 "Об утверждении государственной программы Алтайского края "Развитие транспортной системы Алтайского края" правила предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований на проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения устанавливают порядок, цели и условия предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований на проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения, а также на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов (далее по тексту - Субсидии).
Субсидии из краевого бюджета предоставляются в целях финансирования расходных обязательств муниципальных образований, связанных с реализацией мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения, а также по капитальному ремонту и ремонту дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов (далее по тексту - Мероприятия).
Субсидии муниципальным образованиям предоставляются Министерством транспорта Алтайского края в соответствии со сводной бюджетной росписью краевого бюджета на соответствующий финансовый год и на плановый период в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства транспорта Алтайского края как главного распорядителя бюджетных средств. Распределение субсидий между бюджетами муниципальных образований утверждается законом Алтайского края о бюджете на очередной финансовый год и на плановый период и правовыми актами Правительства Алтайского края, в соответствии с действующими правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Алтайского края.
В соответствии с пунктом 8 постановления Администрации Алтайского края от 16.10.2014 N 479 правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках реализации национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" устанавливают цели, условия и порядок предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках реализации национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" (далее по тексту - национальный проект, иные межбюджетные трансферты).
Иные межбюджетные трансферты предоставляются бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при осуществлении мероприятий, направленных на достижение результатов реализации регионального проекта "Дорожная сеть" (далее - региональный проект, мероприятия).
Характеристикой результата реализации регионального проекта является достижение показателей реализации регионального проекта, предусмотренных паспортом регионального проекта. Оценка эффективности предоставления иных межбюджетных трансфертов осуществляется Министерством транспорта Алтайского края путем сравнения плановых и фактических значений указанных показателей. Иные межбюджетные трансферты предоставляются Министерством транспорта Алтайского края в соответствии со сводной бюджетной росписью краевого бюджета на соответствующий финансовый год и на плановый период в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства транспорта Алтайского края как главного распорядителя бюджетных средств.
Распределение иных межбюджетных трансфертов между бюджетами муниципальных образований утверждается законом о краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период и правовыми актами Правительства Алтайского края в случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации и Алтайского края.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, по постановлению Администрации Алтайского края от 16.10.2014 N 479 "Об утверждении государственной программы Алтайского края "Развитие транспортной системы Алтайского края" денежные средства предоставляются муниципалитетам на финансирование мероприятий связанных с реализацией работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения, а также по капитальному ремонту и ремонту дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.
В соответствии с Приложением N 11 к Закону Алтайского края от 05.12.2018 N93-3C "О краевом бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" денежные средства на поддержание формирования современной городской среды были выделены в размере 768 129 тыс. 40 руб. (код 105 05 03 42 0 F2 55550), данные средства не были разбиты по конкретным муниципалитетам и по видам работ.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно отклонен довод истца о том, что подтверждением выполнения работ по капитальному ремонту явилось его финансирование из федерального бюджета. Кроме того, в соответствии с частью 4 статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.
То есть после оценки технического состояния автомобильной дороги заказчик сам определяет какой вид ремонта необходимо произвести. Таким образом, указанный контракт не может быть принят в качестве документа, подтверждающего соответствие заявителя требованиям закупки.
Также отклоняется довод о том, что деятельность по устройству асфальтобетонных покрытий, а также устройство элементов обустройства автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами, осуществляемая в процессе осуществления дорожной деятельности, относится к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства в силу прямого указания п. п. 25.2, 25.4, 25.7, 25.8 раздела 111 Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В соответствии с с Классификацией, утвержденной приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402 деятельность по устройству асфальтобетонных покрытий, а также устройство элементов обустройства автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами может выполняться как при реконструкции, строительстве или капитальном ремонте, так и при ремонте автомобильной дороги.
Таким образом, указанная деятельность оказывает влияние на безопасность не только в рамках работ по капитальному строительству, но и ремонту.
Доводы истца со ссылкой на заключение специалистов ООО Специализированная фирма "РусЭксперт" 33-22-05-05 от 24.05.2022 о том, что выполненные им работы по Муниципальному контракту N Ф.2019.114467 (закупка 0117300067819000026) фактически являются работами по капитальному ремонту, а не по текущему, являются несостоятельными, так как это противоречит разъяснениям заказчика.
Из заключения не усматривается, что эксперту были представлены разъяснения заказчика о том, что работы по указанному контракту являются текущим ремонтом дороги, а также не была представлена рабочая документация по всем дорогам, указанным в рассматриваемом муниципальном контракте, кроме ул. Волочаевской в г. Бийске.
Кроме того, суд первой инстанции, верно указал, что эксперт не указывает, согласно каким конкретным документам проводились работы с добавлением нового материала щебеночно-песчаной смеси С5 в объеме более 1000 м3 при строительной длине 0,418 км., то есть в объеме более 2000 м3 на один километр дороги, где конкретно в проектно-сметной документации указано требование полной замены дорожной одежды на новую, более прочную и долговечную, не указал, почему перечисленные виды работ по дорожной одежде и обочинам он относит к капитальному ремонту, а не к текущему, в соответствии с Приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог", почему ремонт тротуара в виде устройства асфальтобетонного покрытия на уже существующую основу он не считает текущим ремонтом дороги.
Согласно документам, представленным истцом (муниципальный контракт, акты по форме КС-2), заключения специалистов ООО "Специализированная фирма "РусЭксперТ", показаний специалистов Кусаиновой Д.М. и Роботаева В.В., работы, проведенные по указанному контракту, не могут быть отнесены к капитальному ремонту.
Специалист Кусаинова Д.М. пояснила, что по своему объему и характеру работы по спорному контракту не могут быть отнесены в соответствии с Приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402 к капитальным работам, они являются работами по ремонту автомобильных дорог.
Специалист Работаев В.В. пояснил, так как работы затрагивали основание дорожной одежды, то эти работы следует относить к капитальному ремонту, а в последующем к реконструкции, но не указал, какие документы свидетельствуют о том, что работы были проведены в таком объеме, который позволяет отнести такие работы к капитальному ремонту или реконструкции, а свои выводы он основывал на "ТР ТС 014/2011. Технический регламент Таможенного союза. Безопасность автомобильных дорог", а не приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402.
Также суд отметил, что пояснения Работаева В.В. были не точными, противоречивыми, специалист приходил к разным выводам при ответе на одни и те же вопросы, в связи с чем к пояснениям специалиста Работаева В.В. арбитражный суд отнесся критически.
Ссылка специалиста Работаева В.В. на Технический регламент Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" ТР ТС 014/2011 также отклонена, поскольку согласно пункту 5 ТР ТС 014/2011 требования технического регламента не распространяются на автомобильные дороги, не относящиеся к автомобильным дорогам общего пользования, такие, как автомобильные дороги промышленных, строительных, лесных и иных производственных предприятий, дороги, предназначенные для временного использования, дороги, расположенные в специальных зонах отчуждения и сооружаемые для нужд обороны или исключительно в спортивных целях. Кроме того, технические требования технического регламента при проектировании (включая изыскания), строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и эксплуатации также не распространяются на улицы населенных пунктов.
Вместе с тем, в рамках муниципального контракта N Ф.2019.114467 от 26.03.2019 осуществлялся ремонт автомобильных дорог в г. Бийске, то соответственно требования технического регламента в данном случае на выполненные работы не распространяются.
Ссылка специалиста на ГОСТ Р 59201-2021. "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Капитальный ремонт, ремонт и содержание. Технические правила", также рассмотрена судом и отклонена, поскольку данный ГОСТ утвержден приказом Росстандарта от 28.10.2021 N 1364-ст, тогда как муниципальный контракт N Ф.2019.114467 заключен 26 марта 2019 г., проектная документация изготовлена еще раньше.
Приказом Минтранса Российской Федерации от 16.11.2012 N 402 утверждена классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них (далее по тексту - Классификация).
Согласно Классификации при ремонте, по земляному полотну и системе водоотвода проводятся следующие работы: а) ремонт размытых и разрушенных участков автомобильных дорог, в том числе вследствие пучинообразованиия и оползневых явлений; б) восстановление дренажных, защитных и укрепительных устройств, отдельных звеньев прикромочных и телескопических лотков, быстротоков и водобойных колодцев, перепадов, подводящих и отводящих русел у мостов и труб, ливневой канализации; в) укрепление обочин.
Таким образом, не подтвержден вывод о том, что в случае проведения работ по земляному полотну вид работ будет капитальный.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 утверждено Положение составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (далее по тексту - Положение).
Согласно пункту 3 (3) Положения состав разделов проектной документации дл реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (включая линейные объекты) определяется заказчиком в соответствии с пунктами 3(1) и 3(2 Положения в зависимости от содержания работ, выполняемых при реконструкции, капитальном ремонте, а также с учетом требований пункта 3(4) Положения указывается в задании на проектирование.
При капитальном ремонте автомобильной дороги в проект должны быть включены следующие разделы или тома: Том 1 ПЗ - "Пояснительная записка"; Том 2 ППО - "Проект полосы отвода"; Том 3 ТКР - "Технологические и конструктивные решения линейного объекта Искусе 1 венные сооружения"; Том 4 ИЛО - "Здания, строения и сооружения, входящие в инфраструктур; линейного объекта"; Том 5 ПОС - "Проект организации строительства"; Том 6 ООС - "Мероприятия по охране окружающей среды"; Том 7 ПБ - "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности" при необходимости"; Том 8 СМ - "Смета на капитальный ремонт".
Специалист подтвердил, что в проекте к спорному муниципальному контракту отсутствуют указанные выше тома (разделы).
Данное обстоятельство также свидетельствует о том, что проект выполнен не на капитальный ремонт.
Вместе с тем, специалист Работаев В.В. пояснил, что по спорному контракту отсутствуют отчет обследований, инженерные изыскания, расчет на прочность рабочей одежды которые обязательно должны проводится при капитальном ремонте, как и отсутствуют в контракте работы по нанесению дорожной разметки, установлении дорожных знаков.
КАУ "Алтайский региональный центр ценообразования в строительстве" проведена экспертиза проектной документации по спорному контракту. При проведении экспертизы КАУ "Алтайский региональный центр ценообразования в строительстве" пришло к выводу, что выполненные работы относятся к работам по ремонту, что отражено в заключении КАУ N 22-1 1692-18-1.
Также в состав заявки истец включил договор субподряда на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги общего пользования федерального значения и устройству BJI N Ф.2017.110195/суб2 от 26.06.2017, который также не может подтверждать соответствие заявителя установленным требованиям, так как он не был заключен и исполнен в соответствии с Законом о контрактной системе, либо в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Также отклоняется довод о том, что рабочей документацией предусматривалось два типа конструкций дорожной одежды: новая дорожная одежда и ремонт существующей дорожной одежды. Конструкция новой дорожной одежды состоит из покрытия: нижний слой - горячий пористый крупнозернистый щебеночный асфальтобетон марки 1 тип А ГОСТ 9128-2013, толщиной 0,07 м., верхний слой - горячий плотный мелкозернистый щебеночный асфальтобетон марки 1 тин А, толщиной 0,05 м.; исправление профиля оснований из щебеночно-песчаной смеси С5, толщиной 0.20 м; досыпка обочин выполнялась из щебеночнопесчаной смеси С5 и устройство укрепительной кромки шириной 0,5 м. из двух слоев асфальтобетона и основания из ЩПС С-5. Кроме того, п.8.3, спорного муниципального контракта о гарантии качества распространялся на все конструктивные элементы и выполненные по контракту работы и устанавливал следующие гарантийные сроки по конструктивным элементам: земляное полотно - 8 лет, дорожная одежда - 6 лет, верхний и нижний слой покрытия - 5 лет и.т.д.
В соответствии с пунктом 11 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Правительство Российской Федерации вправе установить типовые условия контрактов, подлежащие применению заказчиками при осуществлении закупок.
Во исполнение Постановления Правительства РФ от 02.07.2014 N 606 "О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения" приказом Минтранса России от 05.02.2019 N 37 "Об утверждении типовых условий контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции), капитальному ремонту, ремонту автомобильных дорог, искусственных дорожных сооружений и информационной карты типовых условий контракта" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.06.2019 N 54850) (далее - Приказ N 37) утверждены типовые формы государственных контрактов на строительство (реконструкцию), капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог.
Согласно Приказу N 37 при проведении работ по строительству (реконструкции), капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений необходимо устанавливать гарантийные сроки, вне зависимости от вида проводимых работ.
Таким образом, включение в муниципальный контракт N Ф.2019.П4467 от 26.03.2019 гарантийных сроков не свидетельствует о проводимом капитальном ремонте.
С учетом изложенного, в рассматриваемом случае заявка заявителя была правомерно отклонена комиссией. Иное толкование заявителем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствует о неправильном применении судом норм права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Доводов опровергающих установленные судом обстоятельства, в апелляционной жалобе не приведено. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 110, 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 15.12.2022 по делу N А03-7488/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компания-ДС" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-7488/2022
Истец: ООО "Компания-ДС"
Ответчик: КГКУ "Управление автомобильных дорог Алтайского края" (КГКУ "Алтайавтодор"), КГКУ "Центр государственных закупок Алтайского края"