город Томск |
|
16 марта 2023 г. |
Дело N А27-15066/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 марта 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Павлюк Т.В.,
Хайкиной С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Полевый В.Н. с использованием технологии онлайн-заседания (web-конференции) информационной системы "Картотека арбитражных дел" рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Икон" (N 07АП-796/2023) на решение от 14.12.2022 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-15066/2022 (судья Куликова Т.Н) по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Икон", Амурская область, город Благовещенск, ОГРН: 1192801002371, ИНН: 2801247927 к муниципальному казенному предприятию "Водоснаб Новокузнецкого муниципального района", с. Сосновка, Новокузнецкий район ОГРН: 1124252000839, ИНН: 4252003568 о признании незаконными действий/бездействий ликвидационной комиссии, обязании устранить нарушения.
В онлайн-режиме посредством использования информационной системы "Картотека арбитражных дел" в судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Икон": Дмитриев Ю.Л. по доверенности от 15.12.2022 (на 1 год).
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Икон" (далее - ООО "Икон", общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с исковыми требованиями к муниципальному казенному предприятию "Водоснаб Новокузнецкого муниципального района" (далее - МКП "Водоснаб Новокузнецкого муниципального района", предприятие) о признании незаконными действия/бездействие ликвидационной комиссии, обязании устранить нарушения.
Решением от 14.12.2022 Арбитражного суда Кемеровской области в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе, дополнениях к ней общество, ссылаясь на существенные нарушения судом норм материального права, просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Указывает на необоснованное уклонение ликвидационной комиссии от составления в установленные законом сроки промежуточного ликвидационного баланса, что влечет неисполнение судебных актов о взыскании задолженности с предприятия и невозможности реализации обществом права на получение удовлетворения своих требований за счет имущества предприятия. Таким образом, с момента завершения срока предъявления требований кредиторов прошло 3 года, при этом промежуточный ликвидационный баланс ликвидационной комиссией не составлен, сведения об окончании процедуры ликвидации в Единый государственный реестр юридических лиц не внесены. Податель жалобы считает, что непредставление ликвидационной комиссией промежуточного ликвидационного баланса в налоговые органы в течение 3-х лет с момента завершения срока предъявления требований кредиторов является злоупотреблением правом.
Взыскиваемая в настоящее время ликвидационной комиссией дебиторская задолженность является просроченной, из представленных предприятием судебных приказов следует, что задолженность у абонентов возникла в период с апреля 2015 года по 31.10.2019. Задолженность у предприятия перед обществом возникла на основании решений суда (дела N А27-14295/2018, А27-20626/2019, А27-26931/2019).
Председатель ликвидационной комиссии предприятия возражает против удовлетворения апелляционной жалобы согласно отзыву.
Сторонами заявлено ходатайство о проведении судебного заседания с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания). Данное ходатайство судом апелляционной инстанции удовлетворено, однако представители общества и предприятия не обеспечили подключение к онлайн - заседанию, по указанным в ходатайствах номерам телефонов не отвечали, в связи с указанными обстоятельствами судом апелляционной инстанции определением от 20.02.2023 судебное заседание в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отложено на 02.03.2023 на 10 час. 25 мин.
В связи с проведением 02.03.2023 правоохранительными органами в здании апелляционного суда проверочных мероприятий по сообщению о минировании здания, учитывая, что дело не относится к числу споров безотлагательного характера, судом апелляционной инстанции в порядке статей 113, 118 АПК РФ изменены дата и время судебного разбирательства на 09.03.2023 на 10 час. 20 мин.
В судебном заседании с использованием технологии онлайн-заседания (web-конференции) информационной системы "Картотека арбитражных дел" представитель ООО "Икон" поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе.
МКП "Водоснаб Новокузнецкого муниципального района", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ), не обеспечило явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции, представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, частей 2, 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя предприятия.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя общества, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Судом установлено и следует из материалов дела, должник является муниципальным казенным предприятием, учредителем и собственником которого является администрация Новокузнецкого муниципального округа Кемеровской области - Кузбасса.
Администрацией Новокузнецкого муниципального района принято решение о ликвидации МКП "Водоснаб НМР" (распоряжение от 11.12.2019 N 3069), сообщение о ликвидации размещено в Вестнике государственной регистрации от 12.02.2020 N 6 (773).
Указанным распоряжением администрации Новокузнецкого муниципального района определен состав ликвидационной комиссии, председателем ликвидационной комиссии утвержден Андрейченко А. А.
Распоряжением администрации Новокузнецкого муниципального района от 01.06.2021 N 1021 состав ликвидационной комиссии МКП "Водоснаб НМР" был изменен, председателем ликвидационной комиссии назначен Чижиков Олег Александрович.
27.01.2020 в Единый государственный реестр юридических лиц (далее- ЕГРЮЛ) внесены сведения о начавшейся ликвидации и председателе ликвидационной комиссии.
Как следует из материалов дела, вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Кемеровской области по делам N А27-14295/2018, N А27-20626/2019, N А27-26931/2019 с МКП "Водоснаб Новокузнецкого муниципального района" в пользу ООО "Водоресурс" взыскана денежная задолженность, право требования которой определениями суда о процессуальном правопреемстве в рамках указанных дел в полном объеме передано правопреемнику - ООО "Икон".
ООО "Водоресурс" (первоначальный кредитор) в установленный статьей 63 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) срок направило в адрес МКП "Водоснаб Новокузнецкого муниципального района" заявление о включении в реестр требований кредиторов суммы задолженности, установленной вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Кемеровской области по делам А27-14295/2018, N А27-20626/2019, N А27-26931/2019.
Ликвидатор уведомлен надлежащим образом о произведенном Арбитражным судом Кемеровской области процессуальном правопреемстве, замены по указанным делам стороны взыскателя - ООО "Водоресурс" на правопреемника - общество с ограниченной ответственностью "Икон".
По истечении 2-х месяцев со дня публикации ликвидационная комиссия обязана составить промежуточный ликвидационный баланс. Об этом необходимо сообщить в регистрирующий орган путем представления уведомления, после чего производится выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица.
Вместе с тем, промежуточный ликвидационный баланс в виде документа, установленного образца ликвидационной комиссией на момент истечения срока предъявления требований кредиторов и рассмотрения настоящего иска не составлен, что послужило основанием обращения истца как кредитора с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении требования, арбитражный суд первой инстанции не установил неправомерности действий ликвидационной комиссии.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ, статьей 13 ГК РФ, разъяснениями, содержащимися в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) государственных органов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Лицо, права которого нарушены, вправе применять способы защиты нарушенных прав, предусмотренные законом, в том числе, указанные в статье 12 АПК РФ.
Порядок ликвидации юридических лиц урегулирован статьями 61 - 64 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 61 ГК РФ с момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим.
По правилам пунктов 2, 3 статьи 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с данным Кодексом, другими законами. С момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.
В соответствии со статьей 63 ГК РФ ликвидационная комиссия публикует в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица. После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица (пункт 2 статьи 63 ГК РФ) и руководитель ликвидационной комиссии уведомляет регистрирующий орган о его составлении (пункт 3 статьи 20 Федерального закона 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", далее- Федеральный закон N129-ФЗ).
Пунктом 5 статьи 63 ГК РФ предусмотрено, что выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения.
Промежуточный ликвидационный баланс составляется после окончания срока предъявления требований кредиторами. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица (пункт 6 статьи 63 ГК РФ).
Исходя из буквального толкования и применения положений пункта 2 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 3 статьи 20 Федерального закона N 129-ФЗ в отдельности и в их взаимосвязи следует, что промежуточный ликвидационный баланс не только должен быть составлен ликвидационной комиссией, но и утвержден собственником казенного предприятия, а также уведомление о его составлении должно быть направлено в регистрирующий орган.
В соответствии с подпунктом б) пункта 4 статьи 20 Федерального закона N 129-ФЗ уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган ранее срока вступления в законную силу решения суда или арбитражного суда по делу (иного судебного акта, которым завершается производство по делу), по которому судом или арбитражным судом было принято к производству исковое заявление, содержащее требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации.
На момент истечения срока предъявления требований кредиторов, в производстве Арбитражного суда Кемеровской области рассматриваются дела с участием МКП "Водоснаб НМР" о взыскании дебиторской задолженности (дело N А27-22402/2015, NА27- 17417/2022), на исполнении находятся исполнительные документы по делам N А27-15700/2017, N А27- 25158/2021, N А27-25183/2021, NА40-39935/2022. По делу NА27-1980/2022 исполнительный лист будет предъявлен к исполнению после получения нового исполнительного листа (в первоначально выданном обнаружена описка).
Ответчиком в материалы дела к отзыву от 25.11.2022 приложены 14 судебных приказов от 08.09.2022, от 11.10.2022 о взыскании денежных средств с должников в пользу предприятия.
Ликвидационная комиссия МКП "Водоснаб НМР" проводит мероприятия по получению (взысканию) дебиторской задолженности ликвидируемого предприятия, дебиторская задолженность только населения за ранее оказанные коммунальные услуги составляет более 24 миллионов рублей.
Представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица в силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ.
Оснований для составления ликвидационной комиссией промежуточного ликвидационного баланса как документа, с которым законодатель связывает возникновение у собственника имущества казенного предприятия обязанность его утвердить, а у председателя ликвидационной комиссии обязанность по уведомлению регистрирующего органа о его составлении, не имеется, поскольку такой документ не будет отвечать признаку достоверности.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 08.04.2014 N 18558/13, в промежуточный ликвидационный баланс подлежат включению требования, не оспариваемые сторонами, как по праву, так и по размеру, иное влечет предоставление в регистрирующий орган ликвидационных балансов, содержащих недостоверные сведения.
Оснований полгать, что ликвидатор бездействует и его бездействие является незаконным, не имеется.
Истец не приводит доказательств того, что проводимая ликвидационной комиссией МКП "Водоснаб НМР" работа по получению (взысканию) дебиторской задолженности является произвольным бездействием в течении длительного времени.
Ответчик, как и ликвидационная комиссия в целом, действует добросовестно, с учетом всех имеющихся фактических обстоятельств, проводя мероприятия по получению (взысканию) всей возможной к получению (взысканию) дебиторской задолженности, обеспечивая сохранность имущества (денежных средств) ликвидируемого предприятия для последующего расчета с кредиторами, в том числе и истцом.
Утверждения истца о том, что не составление ответчиком промежуточного ликвидационного баланса является препятствием для кредитора в получении денежных средств, не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Фактическим препятствием для кредитора в получении денежных средств является большой объём неполученной дебиторской задолженности населения. Вся имеющаяся дебиторская задолженность возникла до начала ликвидации предприятия. Само по себе составление промежуточного ликвидационного баланса при отсутствии у МКП "Водоснаб НМР" необходимых для расчетов с кредиторами объемов денежных средств не приведет к получению Истцом принадлежащих ему денежных средств.
Действующее гражданское законодательство не содержит императивных норм о необходимости завершения начатой юридическим лицом процедуры ликвидации в определенные сроки. Закрепленный в законе порядок ликвидации юридического лица имеет целью гарантировать соблюдение и защиту прав и интересов кредиторов ликвидируемого юридического лица.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии со стороны ликвидационной комиссии нарушений порядка процедуры ликвидации.
С учетом изложенных выше обстоятельств, также оснований для составления ликвидационной комиссией промежуточного ликвидационного баланса как документа, с которым законодатель связывает возникновение у собственника имущества казенного предприятия обязанность его утвердить, а у председателя ликвидационной комиссии обязанность по уведомлению регистрирующего органа о его составлении, не имеется, поскольку такой документ не будет отвечать признаку достоверности.
В конкретном правоотношении длительность подготовки промежуточного ликвидационного баланса обусловлена объективными причинами, связанными с установлением достоверных сведений о кредиторской и дебиторской задолженности должника.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно признал, что требования истца не подлежат удовлетворению.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы государственная пошлина в сумме 1500 рублей за подачу апелляционной жалобы на основании статьи 110 АПК РФ относится судебной коллегией на заявителя, а в оставшейся части подлежит возврату из бюджета как излишне уплаченная в порядке подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 104, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 14.12.2022 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-15066/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Икон" - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Постникову Константину Валерьевичу из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1 500 (Одна тысяча пятьсот) рублей по платежному поручению от 09.01.2023 N 226.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
Т.В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-15066/2022
Истец: ООО "ИКОН"
Ответчик: муниципальное казенное предприятие "Водоснаб Новокузнецкого муниципального района"