г. Тула |
|
15 марта 2023 г. |
Дело N А09-9644/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.03.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.03.2023.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Сентюриной И.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фокиной О.С., в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу акционерного общества "Чистая планета" на решение Арбитражного суда Брянской области от 19.12.2022 по делу N А09-9644/2022 (судья Матвеева Н.И.), принятое по иску акционерного общества "Чистая планета" (г. Брянск, ИНН 3254505836, ОГРН 1093254008980) к обществу с ограниченной ответственностью "Апрель" (Брянская обл., г. Клинцы, ИНН 3241013932, ОГРН 1163256055181), третье лицо: Братченко Сергей Станиславович о взыскании 14 127 руб. 30 коп.,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Чистая планета" (далее - АО "Чистая планета"), г. Брянск, обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Апрель" (далее - ООО "Апрель"), г. Клинцы Брянской области, о взыскании 14 127 руб. 30 коп., в том числе 11 528 руб. 61 коп. долга за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении нежилого помещения площадью 32,3 кв. м с кадастровым номером 32:30:0020404:341, расположенного по адресу: Брянская область, г. Клинцы, ул. Щорса, д.29А, за период с 01.11.2020 по 30.04.2022 и 2 598 руб. 69 коп. неустойки за нарушение сроков уплаты платежей за период с 11.01.2021 по 31.03.2022.
Определением суда от 24.10.2022 исковое заявление АО "Чистая планета" принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства, этим же определением суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Братченко Сергея Станиславовича (далее - Братченко С.С.), г. Клинцы Брянской области (л. д. 1 - 2).
Решением Арбитражного суда Брянской области в виде резолютивной части от 08.12.2022 исковые требования акционерного общества "Чистая планета", г. Брянск, к обществу с ограниченной ответственностью "Апрель", г. Клинцы Брянской области, о взыскании 14 127 руб. 30 коп., в том числе 11 528 руб. 61 коп. долга за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении нежилого помещения площадью 32,3 кв. м с кадастровым номером 32:30:0020404:341, расположенного по адресу: Брянская область, г. Клинцы, ул. Щорса, д.29А, за период с 01.11.2020 по 30.04.2022 и 2 598 руб. 69 коп. неустойки за нарушение сроков уплаты платежей за период с 11.01.2021 по 31.03.2022, а также 2 000 руб. расходов по государственной пошлине, уплаченной по иску и 15 000 руб. судебных расходов на оплату юридических услуг, оставлены без удовлетворения.
Мотивированное решение изготовлено судом области 13.12.2022 в соответствии с частью 2 статьи 229 АПК РФ в связи с поступлением заявления АО "Чистая планета" о составлении мотивированного решения.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, исковые требования удовлетворить. В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что типовой договор с ОО "Апрель" продолжал действовать в ноябре - декабре 2020 года, в 2021 году, а также в 2022 году.
Определением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2023 апелляционная жалоба принята к производству и назначено судебное заседание в порядке части 1 статьи 272.1. АПК РФ.
Ответчику было предложено в срок до 01.03.2023 представить письменный отзыв на апелляционную жалобу.
Ответчик отзыв не представил.
Оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по результатам проведенного конкурсного отбора между АО "Чистая планета" и Департаментом природных ресурсов и экологии Брянской области заключены Соглашения по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Брянской области: N 1 (зона деятельности - районы северной, восточной и южной частей области) и N 2 (зона деятельности - районы западной части Брянской области) согласно которым АО "Чистая планета" присвоен статус регионального оператора с датой начала выполнения обязанностей, предусмотренных соглашением, не позднее 01.01.2019.
Типовой проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО опубликован 24.05.2018 в газете "Брянский рабочий", 25.05.2018 в издании "Учительская газета" (N 20(782), а также на официальном сайте АО "Чистая планета" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
11.09.2020, 15.09.2021 и 12.05.2022 представителями АО "Чистая планета" (региональный оператор), ООО "Чистый город" (перевозчик по г. Клинцы) составлены акты об осмотре нежилого помещения по адресу: г. Клинцы, ул. Щорса, д.29А (л.д.23-25).
В ходе осмотров было установлено, что в названном нежилом помещении на площади 32,3 кв. м обществом "Апрель" (ИНН 3241013932) ведется хозяйственная деятельность, а именно осуществляется торговля продуктами.
В результате хозяйственной деятельности образуются твердые коммунальные отходы (ТКО), при этом договор на обращение с ТКО между образователем отходов (ООО "Апрель") и региональным оператором отсутствует.
Письмом от 13.05.2022 исх.N 9715 АО "Чистая планета" направило ООО "Апрель" проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N НФ-055423 от 15.09.2020 (л. д. 12 - 20).
Договор N НФ-055423 от 15.09.2020 обществом "Апрель" не был подписан.
АО "Чистая планета", ссылаясь на то, что ООО "Апрель" является образователем и собственником ТКО, образуемых в результате ведения хозяйственной деятельности в помещении площадью 32,3 кв. м по адресу: г. Клинцы, ул. Щорса, д.29А, направило ответчику претензию N 11610 от 08.06.2022 с требованием оплатить 11 528 руб. 61 коп. задолженности за оказанные услуги по обращению с ТКО за период с ноября 2020 года по апрель 2022 года и повторно предложило оформить в письменном виде договор на оказание услуг по обращению с ТКО (л. д. 9 - 11).
Претензия была оставлена ответчиком без удовлетворения.
Неисполнение ответчиком обязательств по оплате услуг по обращению с ТКО, послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В силу статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно статье 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Как было указано выше, в соответствии со статьей 24.6 Закона N 89-ФЗ на основании заключенных с Департаментом природных ресурсов и экологии Брянской области соглашений N 1 от 28.04.2018, N 2 от 03.05.2018, АО "Чистая планета" является региональным оператором по обращению с отходами на территории Брянской области.
В соответствии с пунктом 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" предусмотрено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
В силу пункта 2 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее Правила N 1156) устанавливают порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов. Разделом I(1) Правил N 1156 урегулирован порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Аналогичное положение следует из пункта 5 Правил N 1156, согласно которому договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) Правил.
Потребителем согласно пункту 2 Правил N 1156 является собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО.
Пунктом 4 Правил N 1156 установлено, что обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.
Согласно подпункту 8(1) Правил N 1156 региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО в порядке, установленном данным разделом, в отношении ТКО, образующихся в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Пунктом 8(4) раздела 1(1) Правил N 1156 также предусмотрено, что основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО является заявка потребителя либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО. При этом заявка потребителя должна содержать наименование и местонахождение помещений и иных объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 8 (1).
Согласно статье 4 Закона N 89-ФЗ право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.
На основании статьи 210 ГК РФ бремя содержания имущества (отхода), в том числе ответственность за соблюдение требований природоохранного законодательства при обращении с отходами, несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
Следовательно, по общему правилу, презюмируется, что у собственника помещения должен быть договор на оказание услуг по обращению с ТКО с соответствующим региональным оператором либо такой договор должен иметь место между арендатором, ссудополучателем и региональным оператором.
При этом ГК РФ не содержит норм о возложении обязанности по внесению платы за вывоз ТКО на арендатора, ссудополучателя имущества.
Таким образом, вопросы установления права собственности на отходы, а также вопросы определения стороны, ответственной за исполнение обязанностей в области обращения с отходами, возложенных на образователя отходов действующим природоохранным законодательством, регулируются хозяйствующими субъектами в рамках договорных отношений.
Следовательно, с учетом вышеуказанных норм права, суд первой инстанции верно указал, что отсутствие в спорном периоде у собственника помещения либо его арендатора, ссудополучателя договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором не может освобождать собственника помещений от несения бремени содержания имущества (несения расходов на услуги по обращению с ТКО).
Как следует из выписки из ЕГРН собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: Брянская обл., г. Клинцы, ул. Щорса, д.29А, общей площадью 32,3 кв. м, являлась Братченко Валентина Максимовна (запись регистрации N 32-32-05/012/2011-861 от 30.08.2011, л. д. 21 - 22).
В материалы дела истцом представлен ответ на запрос нотариуса Шумейко Н.В., согласно которому к имуществу умершей в мае 2021 года Братченко Валентины Максимовны заведено наследственное дело N 202/2021. Наследником по закону является Братченко С.С., принявший наследство по всем основаниям, в чем бы оно не заключалось и где бы оно ни находилось, путем подачи заявления от 13.10.2021 (л. д. 32).
Таким образом, Братченко С.С. является собственником спорного помещения, расположенного по адресу: Брянская обл., г. Клинцы, ул. Щорса, д.29А.
В отсутствие между арендатором нежилого помещения и исполнителем коммунальных услуг (ресурсоснабжающей организацией) договора, заключенного в соответствии с действующим законодательством и условиями договора аренды, обязанность по оплате коммунальных услуг лежит на собственнике (арендодателе) нежилого помещения (ответ на вопрос N 5 Обзора судебной практики ВС РФ N2 (2015)). Указанные разъяснения применимы и к обязанности по внесению платы за услуги по сбору, транспортировке и утилизации ТКО.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 25.08.2022 по делу N А68-4358/2021.
Ввиду отсутствия между ООО "Апрель" (лицом, осуществляющим хозяйственную деятельность в спорном помещении) и АО "Чистая планета" (региональным оператором) договора оказания услуг по обращению с ТКО суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что лицом, обязанным оплачивать услуги регионального оператора, является Братченко С.С., как собственник этого нежилого помещения.
Фактическое неиспользование собственником Братченко С.С. принадлежащего ему нежилого помещения не освобождает его, как собственника такого объекта, от обязанности нести расходы по его содержанию, в том числе за оказанные коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Следовательно, именно собственник указанного помещения обязан был заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также оплатить региональному оператору стоимость фактически оказанных услуг при условии доказанности факта их оказания.
Учитывая установленные фактические обстоятельства, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований к ООО "Апрель" как к ненадлежащему ответчику. Ходатайства о замене ответчика в порядке статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, несмотря на предложение суда, истец не заявил.
Довод жалобы о том, что типовой договор с ОО "Апрель" продолжал действовать в ноябре - декабре 2020 года, в 2021 году, а также в 2022 году, подлежит отклонению на основании следующего.
В соответствии с названной статьей ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Так, согласно положениям статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за обращение с твердыми бытовыми коммунальными отходами.
В силу абзаца второго пункта 3 статьи 308 ГК РФ обязательство может создавать права для третьих лиц в отношении одной или обеих его сторон только в случаях, предусмотренных законом, иными нормативными актами или соглашением сторон.
Обязанность арендатора поддерживать имущество в исправном состоянии и нести расходы на содержание имущества (пункт 2 статьи 616 ГК РФ) установлена в отношениях с арендодателем, а не с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, которые не являются стороной договора аренды.
Управляющая организация (исполнитель коммунальных услуг, ресурсоснабжающая организация) в отсутствие заключенного с ним договора не имеет возможности осуществлять контроль за тем, какое лицо фактически пользуется нежилым помещением, в том числе на основании договора аренды.
В такой ситуации действует общее правило о том, что в отсутствие договора между арендатором нежилого помещения и исполнителем услуг (ресурсоснабжающей организацией), заключенного в соответствии с действующим законодательством и условиями договора аренды, обязанность по оплате таких услуг лежит на собственнике (арендодателе) нежилого помещения. Данная правовая позиция отражена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденном 26.06.2015 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.
Учитывая изложенное, доводы, приведенные в апелляционной жалобе, повторяют доводы, приведенные истцом в суде первой инстанции, и свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом первой инстанции доказательств, но не опровергают их. Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судом норм права.
При рассмотрении дела судом установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, имеющимся по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 19.12.2022 по делу N А09-9644/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.Г. Сентюрина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-9644/2022
Истец: АО "Чистая планета"
Ответчик: ООО "Апрель"
Третье лицо: Братченко Сергей Станиславович