г. Москва |
|
15 марта 2023 г. |
Дело N А40-17843/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 марта 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова В.И.,
судей: |
Никифоровой Г.М., Мухина С.М., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Юнусовым А.К. |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "Красная Пресня" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.07.2020 по делу N А40-17843/20 принятое
по заявлению АО " Красная Пресня " к Комитету государственного строительного надзора г.Москвы
об оспаривании постановления
при участии:
от заявителя: |
Лосева Ю.В. по дов. от 09.02.2023 |
от заинтересованного лица: |
Веприцкий М.А. по дов. от 23.01.2023 |
УСТАНОВИЛ:
АО "Красная Пресня" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Комитета государственного строительного надзора города Москвы (далее- административный орган, ответчик) от 20.01.2020 N 107-Ю о привлечении к административной ответственности по ч.5 ст.9.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 500 000 руб.
Решением от 06.07.2020 суд отказал в удовлетворении заявленных требований, не усмотрев к тому правовых и фактических оснований.
Не согласившись с указанным решением, Общество оспорило его в апелляционном порядке.
Судебное разбирательство было неоднократно отложено в порядке ст.158 АПК РФ, производство по делу приостанавливалось, кроме того, произведена замена судьи на основании ст.18 АПК РФ.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, решение просил отменить.
Представитель Комитета возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, решение просил оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Апелляционный суд, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, а также учитывая позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 21.12.2022 по делу N А40-142551/21, не усматривает оснований для отмены или изменения решения, исходя из следующего.
Вопреки доводам жалобы, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции при рассмотрении спора выполнил предписания ст.210 АПК РФ и обоснованно пришел к выводу о наличии у ответчика оснований для привлечения Общества к ответственности, доказанности события и состава правонарушения, а также соблюдению процедуры привлечения к административной ответственности.
Поддерживая данный вывод, коллегия считает необходимым отметить следующее.
В соответствии с ч.5 ст.9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, влечет наложение административного штрафа.
Как верно установлено судом, в нарушение частей 1, 2 статьи 55 ГрК РФ, Общество осуществляет эксплуатацию Объекта после проведения работ по реконструкции, без оформленного в установленном порядке разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, что создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В силу пункта 14 статьи 1 ГрК РФ изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства является реконструкцией объектов капитального строительства.
В соответствии с часть 6 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство обязано осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов.
Согласно части 1 статьи 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также требованиям, установленным градостроительным планом земельного участка.
В соответствии с частью 2 статьи 55 ГрК РФ для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы, коллегия исходит из того, что ни из материалов дела, ни из позиции общества, не следует убедительных оснований невозможности обращения в уполномоченный орган власти за разрешением на ввод объекта в эксплуатацию; не усматривается и непреодолимых юридических препятствий для выдачи уполномоченным органом власти такого разрешения. В том числе, отсутствие у общества в рассматриваемом случае разрешения на строительство таковым являться не может.
Кроме того, коллегия исходит из того, что из совокупности требований п.2 ч.2 ст.10 Федерального закона N 294-ФЗ, следует, что в качестве основания проведения проверки, требуется информация о возникновении угрозы причинения вреда либо сам факт угрозы.
Из чего следует вывод о законности проведения проверки даже в том случае, если в обращении/заявлении содержится лишь информация об угрозе жизням и здоровью людей.
Руководствуясь вышеуказанными нормами, суд обоснованно отклонил доводы общества и установил, что Ответчиком организована проверка здания по адресу: Хорошевский 2-й проезд, д.7, стр.2, предметом которой являлось поступившее обращение от Госинспекции по недвижимости, и проверка инициирована на законных основаниях.
Доводы заявителя, о том, что выводы акта проверки не соответствуют предмету проверки, коллегией отклонены на основании следующего.
Предметом проверки, организованной Мосгосстройнадзором явилось, поступившее обращение Госинспекции по недвижимости с указанием на угрозу причинения вреда жизням и здоровью людей. Указанная угроза возникает из-за нарушений норм Градостроительного законодательства, а именно: эксплуатации объекта самовольного строительства без разрешительной документации.
При проведении проверки, инициированной в рамках ч. 1.1. ст. 54 и п.2 ч.2 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ, подтвержден факт незаконной эксплуатации объекта капитального строительства, по адресу: Хорошевский 2-й проезд, д.7, стр.2.
В ходе выездной и документарной проверки, в нарушение ст. 55 ГрК РФ, выявлен факт эксплуатации незаконно реконструированного здания без разрешения на ввод в эксплуатацию.
При документарной части проверки был подтвержден факт незаконной реконструкции путем увеличения площади здания с 1883 кв. м. до 3988,6 кв. м.
Данное обстоятельство усматривается из анализа документов, представленных в материалы дела.
Довод заявителя об отсутствии в акте проверки указания на установленные правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, Градостроительным кодексом РФ, другими федеральными законами предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, которым должен соответствовать проверяемый объект, а также об отсутствии вывода, является необоснованным.
Мосгосстройнадзор действует в рамках, предоставленных полномочий, а также в рамках требований ч.1.1. ст. 54 и п.2 ч.2 ст. 10 Федерального закона N 294- ФЗ, предметом которого, как уже указывалось выше являлось поступившее обращение, содержащее информацию об угрозе жизням и здоровью людей.
При проведении проверки Комитет не вправе проверять самовольно возведенный объект с точки зрения соответствия его правилам землепользования и застройки и предельным параметрам разрешенного строительства.
Довод заявителя о том, что Мосгосстройнадзором проведена проверка без фактического выезда, не соответствует действительности и опровергается материалами дела.
Статья 25 Федерального закона N 294-ФЗ устанавливает обязанность юридических лиц при проведении проверки обеспечить присутствие своих руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей.
Так, Общество уведомлено надлежащим образом о проведении проверки и периоде проведения проверки, что подтверждается текстом телеграммы от 07.11.2019 и отчетом о доставке телеграммы генеральному директору АО "Красная Пресня".
Указанная телеграмма была вручена представителю- секретарю Гапоновой.
Однако, в нарушение требований ст. 25 Федерального закона N 294-ФЗ к моменту проведения проверки на объекте по адресу: 2-й Хорошевский пр., д. 7, стр. 2 АО "Красная Пресня" не обеспечило присутствие представителя.
Согласно п.2 ст.15 Федерального закона N 294-ФЗ должностные лица уполномоченного органа не вправе осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, за исключением случаев, прямо предусмотренных указанным Законом.
Факт выезда на объект подтверждается актом проверки от 02.12.2019 и приложенными к акту фотоматериалами, датированными, с указанием адреса проверки и подписанными двумя должностными лицами, проводившими проверку.
Таким образом, при проведении проверки и привлечения АО "Красная Пресня" к административной ответственности за эксплуатацию здания без разрешения на эксплуатацию, Комитетом соблюдены нормы процессуального и материального права. Общество имело возможность воздержаться от эксплуатации объекта капитального строительства до оформления в установленном порядке разрешения на ввод его в эксплуатацию.
Таким образом, состав административного правонарушения, предусмотренный частью 5 статьи 9.5 КоАП РФ, доказан, в том числе доказано, что Общество является субъектом административного правонарушения.
Учитывая изложенное, коллегия, вопреки доводам жалобы, поддерживает вывод ответчика и суда первой инстанции о наличии в действиях (бездействии) общества состава вмененного ему правонарушения.
Судом апелляционной инстанции не установлено нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности, которые в соответствии с разъяснениями п.10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 могут являться основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не усматривает законных оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 06.07.2020 по делу N А40-17843/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.И. Попов |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-17843/2020
Истец: АО "КРАСНАЯ ПРЕСНЯ"
Ответчик: КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА ГОРОДА МОСКВЫ