16 марта 2023 г. |
дело N А84-6706/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.03.2023.
Постановление в полном объеме изготовлено 16.03.2023.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Баукиной Е.А., судей Зарубина А.В., Мунтян О.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Логуновым К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного казённого учреждения города Севастополя "Единая дирекция капитального строительства" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 06.12.2022,
принятое по иску государственного казённого учреждения города Севастополя "Единая дирекция капитального строительства" (ОГРН 1149204015058, ИНН 9204007681, 299053, город Севастополь, улица Вакуленчука, здание 33-В, офис 204)
к обществу с ограниченной ответственностью "СоюзДонСтрой" (ОГРН 1076168004912, ИНН: 6168018802, 107031г Москва, улица Кузнецкий мост, дом 21/5, комната 129а)
о взыскании неустойки (штрафа),
с привлечением третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора:
- Правительства Севастополя (ОГРН 1149204002166; 299011, город Севастополь, ул. Ленина улица, дом 2)
- Департамента капитального строительства города Севастополя (ОГРН 1149204006434; 299059, город Севастополь, пр. Героев Сталинграда, дом 64).
в присутствии:
от государственного казённого учреждения города Севастополя "Единая дирекция капитального строительства" - представителя Должниковой Ольги Алексеевны по доверенности от 30.12.2022 N 19,
в отсутствии представителей остальных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
государственное казённое учреждение города Севастополя "Единая дирекция капитального строительства" (Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя к обществу с ограниченной ответственностью "СоюзДонСтрой" (далее - ООО "СоюзДонСтрой") с иском о взыскании неустойки (штрафа) в размере 5000,00 руб.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 06.12.2022 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением суда от 06.12.2022, Учреждение обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального права, при неполном исследовании обстоятельств. Апеллянт указывает, что обязанность по обеспечению объектов капитального строительства по видеонаблюдению и предоставлению видеосигнала в информационную систему контроля возложена на подрядные организации, выполняющие строительно-монтажные работы. В материалы дела не представлены доказательств бесперебойного видеонаблюдения в следующие даты (периоды) 21.02.2022, 22.02.2022, 24.02.2022, 28.02.2022-03.03.2022, 21.03.2022-24.03.2022, 28.03.2022-31.03.2022, 04.04.2022-07.04.2022, 11.04.2022-14.04.2022, 18.04.2022-21.04.2022, 25.04.2022, 26.04.2022, 28.04.2022; в систему городского видеонаблюдепия "АРГУС" видеокамеры не заведены в периоды с 11.05.2022-12.05.2022, 16.05.2022 - 19.05.2022, 16.05.2022 - 19.05.2022, 23.05.2022 - 26.05.2022, 30.05.2022. Согласно информации, поступившей от Департамента цифрового развития города Севастополя, видеоизображение в указанные периоды не выводится по причине не предоставления видеопотока подрядчиком. Учреждением начислен штраф за нарушение пункта 6.2.33 Контракта и за отсутствие видеонаблюдения с выводом видеосигнала в автоматизированную систему контроля, что является нарушением пункта 21.4 Контракта.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2023 апелляционная жалоба принята к производству.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "СоюзДонСтрой" возразило против её удовлетворения, указало, что во исполнение обязательства, указанного в пункте 6.2.33, 21.4 Контракта, ООО "СоюзДонСтрой" заключен договор об оказании услуг связи от 25.03.2021 N 223-К с ООО "СевТелекомСвязь". По условиям договора ООО "СевТелекомСвязь" обеспечивает абоненту возможность пользования услугами связи 24 часа в сутки, что позволяет установить видеотрансляцию в режиме реального времени и передачу видеосигнала в АСК непрерывно. ООО "СоюзДонСтрой" письмом от 21.04.2022 N 593 в связи с удалением ссылок с интернет-сайта Правительства г. Севастополя направило Учреждению соответствующую информацию, обеспечивающую доступ на видеонаблюдение каждой камеры, установленной на объекте: "Канализование ул. Декабристов, г. Севастополь". Таким образом, ООО "СоюзДонСтрой" надлежащим образом исполняло обязательства, предусмотренные пунктами 6.2.33, 21.4 Контракта.
ООО "СоюзДонСтрой", извещенное о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации о судебном заседании на сайте http://kad.arbitr.ru/, в судебное заседание 09.03.2023 представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителя ООО "СоюзДонСтрой".
В судебном заседании представитель истца просил отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии с положениями главы 34 АПК РФ.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Между Учреждением (заказчик) и ООО "СоюзДонСтрой" (подрядчик) заключен государственный контракт от 18.12.2020 N 29240076812000001510/34-CMP/2020 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Канализование ул. Декабристов, г. Севастополь" (Контракт).
Согласно пункту 1.1 Контракта подрядчик принимает на себя обязательства в установленный Контрактом срок выполнить строительно-монтажные работы (далее - работы) по объекту: "Канализование ул. Декабристов, г. Севастополь" (далее - объект), а заказчик обязуется принять результат выполненных работ и обеспечить их оплату в соответствии со сметой контракта и условиями настоящего контракта в пределах цены контракта.
Пунктом 1.2 Контракта установлено, что Подрядчик обязуется в установленные Контрактом сроки выполнить строительно-монтажные работы, обеспечивающие нормальную эксплуатацию Объекта в соответствии с требованиями нормативных, правовых актов в области проектирования и строительства, градостроительного плана земельного участка, технической (проектной, рабочей, сметной) документацией, Техническим заданием (Приложение N 5 к настоящему Контракту), в соответствии с Графиком выполнения работ (Приложение N 1 к настоящему Контракту), разработанном на его основе детальным графиком производства строительно-монтажных работ на весь период строительства с наложением ежемесячного освоения денежных средств, движения людей и строительной техники и Графиком оплаты выполненных работ (Приложение N 2 к настоящему Контракту), Сметой контракта (приложение N 6 к настоящему Контракту) а также иными условиями настоящего Контракта.
Согласно пункту 1.3 Контракта результатом выполненных работ по Контракту является новый построенный объект капитального строительства, в отношении которого получено заключение о соответствии построенного (реконструированного) объекта капитального строительства требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов и заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.1 Контракта цена контракта является твердой, определена на весь срок исполнения Контракта и включает в себя прибыль подрядчика, уплату налогов, сборов, других обязательных платежей и иных расходов подрядчика, связанных с выполнением обязательств по контракту, при котором цена Контракта (цена работ) составляет 21 066 173,52 руб. (Двадцать один миллион шестьдесят шесть тысяч сто семьдесят три рубля 52 копейки), в том числе налог на добавленную стоимость (далее - НДС) по налоговой ставке 20 (двадцать) процентов, что составляет 3 511 028,92 руб. (Три миллиона пятьсот одиннадцать тысяч двадцать восемь рублей 92 копейки) (в редакции дополнительного соглашения от 19.04.2022 N 4).
На основании пункта 21.4 Контракта подрядчик обязан предоставлять информацию о ходе выполнения работ на Объекте через автоматизированную информационную систему контроля (АСК) за ходом исполнения мероприятий Федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2025 года" и организовать в указанных целях видеонаблюдение на Объекте с выводом видеосигнала в АСК.
Согласно пункту 3.1 Контракта срок начала работ определен с момента передачи строительной площадки в соответствии с пунктом 5.2.1 Контракта и подписания соответствующего акта о передаче строительной площадки между подрядчиком и заказчиком.
В соответствии с пунктом 6.2.33 Контракта подрядчик принимает на себя обязательство обеспечить видеонаблюдение в режиме реального времени за строительством объекта в течение всего периода выполнения работ на объекте. Видеотрансляция должна сохраняться до полной приемки заказчиком всего комплекса работ на объекте капитального строительства. Количество камер, обеспечивающих видеотрансляцию, должно составлять не менее 3 (трех) штук на сооружение. Подрядчик обязуется использовать надлежащим образом сертифицированное и допущенное к использованию на территории Российской Федерации оборудование.
На основании пункта 13.1 Контракта, за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств, установленных Контрактом, Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Контрактом.
Согласно пункту 13.4 Контракта, за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается в соответствии с Правилами и равен 5000 руб.
Срок окончания работ - не позднее 30.11.2021.
Контракт вступает в силу со дня его заключения Сторонами и действует по 30.12.2022, а в части обязательств до полного их исполнения.
Строительная площадка передана заказчиком подрядчику по акту приема-передачи 30.12.2020.
Постановлением от 29.10.2020 N 560-ПП утверждено Положение о государственной информационной системе "Общегородская система видеонаблюдения "АРГУС" в городе Севастополе" (далее Положение), которым в качестве автоматизированной системы указанной в пункте 6.2.33 и 21.4 Контракта определена система "АРГУС", Департамент цифрового развития города Севастополя определен в качестве оператора "АРГУС".
Согласно пункту 4 Положения к объектам видеонаблюдения АРГУС относятся, в том числе, объекты строительства, финансирование которых осуществляется из бюджета города Севастополя.
Пунктом 5.1 Положения к функциям оператора АРГУС отнесено ведение учета и статистики получения и использования информации, хранящейся в АРГУС.
Обязанность по обеспечению объектов капитального строительства по видеонаблюдению и предоставлению видеосигнала в информационную систему контроля возложена на подрядные организации, выполняющие строительно-монтажные работы.
Таким образом, органом, уполномоченным за предоставление информации о функционировании системы видеонаблюдения при строительстве объектов, является Департамент цифрового развития города Севастополя (далее ДЦР).
Согласно предоставленной ГАУ "Севстройконтроль" информации, ООО "СоюзДонСтрой" не обеспечило надлежащее видеонаблюдение на объекте, в следующие даты (периоды) 21.02.2022, 22.02.2022, 24.02.2022, 28.02.2022-03.03.2022, 21.03.2022-24.03.2022, 28.03.2022-31.03.2022, 04.04.2022-07.04.2022, 11.04.2022-14.04.2022, 18.04.2022-21.04.2022, 25.04.2022, 26.04.2022, 28.04.2022 в систему городского видеонаблюдения "АРГУС" видеокамеры не заведены; в периоды с 11.05.2022-12.05.2022, 16.05.2022 - 19.05.2022, 16.05.2022 - 19.05.2022, 23.05.2022 - 26.05.2022, 30.05.2022 камеры работали с постоянными перебоями.
Департаментом цифрового развития города Севастополя Учреждению предоставлена информация от 01.04.2022 N 594/01-31-02-14/02/22, от 29.04.2022 N 842/01-31-02-14/02/22, от 03.06.2022 N 1119/01-31-02-14/02/22, которой подтверждается работоспособность системы передачи видеопотока в вышеуказанные периоды.
Учреждение направило ООО "СоюзДонСтрой" претензию от 11.04.2022 N 3207/03-05-02-01-20/02/22 с требованием об оплате штрафа в размере 5000 руб. за ненадлежащее исполнение пункта 6.2.33 Договора.
Поскольку претензионное требование ООО "СоюзДонСтрой" не исполнено, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение об отказе в удовлетворении иска, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 307, 309,310, 330-333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), главой 37 ГК РФ, исходил из того, что подрядчик надлежащим образом исполнил обязательство по обеспечению видеонаблюдения в режиме реального времени за строительством объекта, предпринял все меры для стабильной работы камер видеонаблюдения, ввиду чего требование о взыскании штрафа в размере 5000,00 руб. является необоснованным.
Повторно рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
В силу норм статей 8, 307 ГК РФ обязательства возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в том числе из договоров и иных сделок.
В соответствии с нормами статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствии с нормами статей 330 - 333 ГК РФ в случае нарушения обязательства наступают правовые последствия, установленные договором или законом, в частности, уплата неустойки.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства. Если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе ее уменьшить. Таким образом, гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, а право снижения неустойки предоставлено суду в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств.
Как следует из материалов дела, во исполнение обязательства, указанных в пунктах 6.2.33, 21.4 контракта ООО "СоюзДонСтрой" заключило с ООО "СевТелекомСвязь" договор об оказании услуг связи от 25.03.2021 N 223-К.
Согласно условиям договора ООО "СевТелекомСвязь" обеспечивает абоненту возможность пользования услугами связи 24 часа в сутки, что позволяет установить видеотрансляцию в режиме реального времени и передачу видеосигнала в АСК непрерывно.
Постановлением Правительства Севастополя от 29.10.2020 N 560-ПП утверждено Положение о государственной информационной системе "Общегородская система видеонаблюдения "АРГУС" в городе Севастополе" (далее - Положение N 560-ПП). Департамент цифрового развития города Севастополя определен в качестве оператора "АРГУС".
Согласно пункту 4 Положения N 560-ПП оно распространяется, в том числе, на объекты строительства, финансирование которых осуществляется из бюджета города Севастополя.
Обязанность по обеспечению объектов капитального строительства видеонаблюдением и предоставлению видеосигнала в информационную систему контроля возложена на подрядные организации, выполняющие строительно-монтажные работы.
Пунктом 5.1 Положения N 560-ПП к функциям оператора АРГУС отнесено ведение учета и статистики получения и использования информации, хранящейся в АРГУС.
Таким образом, органом, уполномоченным отвечать за предоставление информации о функционировании системы видеонаблюдения при строительстве объектов является Департамент цифрового развития города Севастополя.
В обоснование своих требований истец указывает, что согласно информации, предоставленной ГАУ "СевСтройКонтроль", подрядчик в нарушение пунктов 6.2.33 и 21.4 контракта не обеспечил надлежащее видеонаблюдение, выразившееся в отсутствии видеотрансляции на объекте, в следующие даты (периоды) 21.02.2022, 22.02.2022, 24.02.2022, 28.02.2022 - 03.03.2022, 21.03.2022 - 24.03.2022, 28.03.2022 - 31.03.2022, 04.04.2022 - 07.04.2022, 11.04.2022 - 14.04.2022, 18.04.2022 - 21.04.2022, 25.04.2022, 26.04.2022, 28.04.2022 в систему городского видеонаблюдения "АРГУС" видеокамеры не заведены; в периоды с 11.05.2022-12.05.2022, 16.05.2022 - 19.05.2022, 16.05.2022 - 19.05.2022, 23.05.2022-26.05.2022, 30.05.2022 камеры работали с постоянными перебоями.
Истец ссылается также на информацию, предоставленную департаментом цифрового развития города Севастополя от 01.04.2022 N 594/01-31-02-14/02/22, от 29.04.2022 N 842/01-31-02-14/02/22, от 03.06.2022 N 1119/01-31-02-14/02/22, которой подтверждается работоспособность системы передачи видеопотока в вышеуказанные периоды.
Следовательно, перебои в видеотрансляции на объекте произошли по обстоятельствам, не зависящим от ответчика.
Судом первой инстанций установлено и подтверждено материалами дела, ООО "СоюзДонСтрой" неоднократно уведомляло Учреждение об удалении размещенных на сайте Правительства ссылок на видеонаблюдение.
Так в письмах от 21.04.2022 N 593, 22.04.2022 N 602 ООО "СоюзДонСтрой" указывает, что видеонаблюдение на объекте активно и работает в штатном режиме. Вместе с тем, ссылки на видеонаблюдение, размещенные на сайте Правительства г. Севастополя, по независящим от ООО "СоюзДонСтрой" причинам удалены.
В ответе на претензию Учреждения ООО "СоюзДонСтрой" указывает, что в связи с удалением ссылок с интернет-сайта Правительства г. Севастополя подрядчик дополнительно направил Учреждению письмом от 21.04.2022 N 593 соответствующую информацию, обеспечивающую доступ (письмо от 22.04.2022 N 603).
Согласно письмам департамента цифрового развития города Севастополя от 01.04.2022 N 594/01-31-02-14/02/22, от 29.04.2022 N 842/01-31-02-14/02/22, от 03.06.2022 N 1109/01-31-02-14/02/22 срок хранения видеоархива в "АРГУС" составляет 30 суток с момента размещения камер. За период с 01.03.2022 по 31.03.2022, с 27.03.2022 по 27.04.2022, за период май 2022 года сбоев в работе "АРГУС" не выявлено.
К письмам ГАУ "СевСтройКонтроль" от 24.04.2022, 03.03.2022, 24.03.2022, 31.03.2023, 07.04.2022, 14.04.2022, 21.04.2022, 28.04.2022, 12.05.2022, 19.05.2022, 26.05.2022, 03.06.2022 приложены информационные таблицы по работоспособности камер видеонаблюдения на объекте капитального строительства; в пункте 34, указанных таблиц, в графе "причины" указаны "временные неполадки в системе". Вместе с тем, согласно содержанию таблиц в качестве нарушения вывода видеосигнала в автоматизированную систему контроля в графе "причины" указано - "отсутствует на сайте"; также в таблице указываются иные причины неполадок, такие как: перебои электричества, не оплачено провайдеру, нет интернета на объекте, перепад напряжения, неисправна проводка,
ООО "СевТелекомСвязь" и департамент цифрового развития города Севастополя не уведомляло и не размещало информации на официальных сайтах о каких-либо технических проблемах в даты (за периоды) 21.02.2022, 22.02.2022, 24.02.2022, 28.02.2022 - 03.03.2022, 21.03.2022 - 24.03.2022, 28.03.2022 - 31.03.2022, 04.04.2022-07.04.2022, 11.04.2022 - 14.04.2022, 18.04.2022 - 21.04.2022, 25.04.2022 - 26.04.2022, 28.04.2022.
Вместе с тем обязательство об установке 3 камер видеонаблюдения в режиме реального времени за строительством объекта (пункты 6.2.33, 21.4 Контракта), подрядчиком исполнено, что подтверждается Договором об оказании услуг связи от 25.03.2021 N 223-К. Доказательства выхода камер видео-наблюдения из строя в материалы дела не представлены.
В пунктах 6.2.33 и 21.4 Контракта отсутствует обязанность подрядчика об обеспечении видеонаблюдения за объектом исключительно посредством подключения к автоматизированной системе "АРГУС".
Исходя из указанных обстоятельств, суд первой инстанций пришел к обоснованному выводу, что в данном случае со стороны ООО "СоюзДонСтрой" предприняты все меры для стабильной работы камер видео-наблюдения в режиме он-лайн на объекте, а временные неполадки в системе, не зависящие от действий подрядчика, не являются основанием для привлечения ООО "СоюзДонСтрой" к ответственности в виде штрафа за нарушение пунктов 6.2.33 и 21.4 Контракта.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Центрального округа от 21.02.2023 по делу N А84-3342/2022, от 17.01.2023 по делу N А84-2120/2022.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, которые в силу части 4 статьи 270 АПК РФ являются основанием для безусловной отмены судебного акта, не допущено.
На основании статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в связи с рассмотрением апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 06.12.2022 по делу N А84-6706/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного казённого учреждения города Севастополя "Единая дирекция капитального строительства" - без удовлетворения.
Взыскать с государственного казённого учреждения города Севастополя "Единая дирекция капитального строительства" (ОГРН 1149204015058, ИНН 9204007681, 299053, город Севастополь, улица Вакуленчука, здание 33-В, офис 204) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000,00 рублей в связи с рассмотрением апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Баукина |
Судьи |
А.В. Зарубин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-6706/2022
Истец: Государственное казенное учреждение города Севастополя "Единая дирекция капитального строительства"
Ответчик: ООО "СоюзДонСтрой"
Третье лицо: Департамент капитального строительства города Севастополя, Правительство Севастополя