г. Красноярск |
|
16 марта 2023 г. |
Дело N А33-12318/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена "09" марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен "16" марта 2023 года.
Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Иванцова О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маланчик Д.Г.,
при участии:
от истца (общество с ограниченной ответственностью "РостТех"): Пуздрановской Л.В., представителя на основании доверенности от 01.01.2023 (диплом о высшем юридическом образовании), паспорта,
рассмотрев апелляционную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества "Весна"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "11" августа 2022 года по делу N А33-12318/2022, рассмотренному в порядке упрощённого производства,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "РостТех" (ИНН 2465240182, ОГРН 1102468036714) (далее - истец, ООО "РостТех") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к садоводческому некоммерческому товариществу "Весна" (ИНН 2424003457, ОГРН 1022400562139) (далее - ответчик, СНТ "Весна") о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с ТКО по договору от 01.06.2021 N 06-000010228 за период с 01.07.2021 по 30.09.2021 в размере 37 725 руб. 54 коп.
Решением Арбитражного суда Красноярского края (резолютивная часть подписана 18.07.2022, мотивированное решение изготовлено 11.08.2022 по заявлению ответчика) по делу N А33-12318/2022 исковые требования удовлетворены частично. С СНТ "Весна" в пользу ООО "РостТех" взыскано 31 437 руб. 95 коп. задолженности за услуги по обращению с ТКО за период с 01.07.2021 по 30.09.2021 (37 725,54 руб. - 6287,59 руб. НДС), 1666 руб. 67 коп. судебных расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, СНТ "Весна" обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование апелляционной жалобы, ответчик указывает, что решение суда первой инстанции вынесено с нарушением норм материального права, неверной оценке представленных письменных доказательств; настаивает на факте неоказания услуги истцом.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 270, частью 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", пунктом 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", Третий арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела N А33-12318/2022 по общим правилам искового производства, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дел в суде первой инстанции, о чем вынес определение от 14.11.2022.
Истцом в материалы дела представлен отзыв, в котором последний с доводами апелляционной жалобы не согласился, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
09.03.2023 в судебном заседании истец уточнил исковые требования, просит взыскать с ответчика 37 725 руб. 44 коп. долга, 2 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины. Суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принял уточнение исковых требований.
Ответчик, уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (посредством размещения текста определений о принятии апелляционной жалобы к производству, о переходе к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, а также публичных извещений о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своего представителя не направил. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителя ответчика.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Приказом Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 06.08.2018 N 1/1576-од ООО "РостТех" присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для Красноярской правобережной технологической зоны Красноярского края.
В Красноярскую правобережную технологическую зону входят, в том числе территория Манского района.
По адресам председателя правления СНТ "Весна" по почте направлен договор от 01.06.2021 N 01-000010228 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Информация о необходимости заключения договоров по обращению с твердыми коммунальными отходами размещалась в печатном издании средств массовой информации "Наш Красноярский край" N 67/1050 от 14.09.2018. Также данная информация размещена и доступна в сети Интернет на официальном сайте ООО "РостТех".
Приказом Министерства тарифной политики Красноярского края от 19.12.2019 N 1182-в (с учетом изменений, внесенных, в том числе приказом от 18.12.2020 N 950-в) утвержден единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей ООО "РостТех" на территории Красноярской правобережной технологической зоны Красноярского края на период с 01.07.2021 по 31.12.2021 - 967,62 руб. без учета НДС (прочие потребители), 1161,14 руб. с НДС (население).
В соответствии с Приложением N 1 к приказу N 77-712-од от 05.03.2021 утвержден норматив накопления твердых коммунальных отходов для категории плательщиков - кооперативы, садово-огородные товарищества в размере 0,19 м3.
Согласно публично-кадастровой карты на территории СНТ "Весна" располагается 57 участков.
Пунктом 6 типового договора предусмотрено, что потребитель (за исключением потребителей в многоквартирных домах и жилых домах) оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Региональный оператор в одностороннем порядке подписаны универсальные передаточные документы за период с 01.07.2021 по 30.09.2021 на сумму 37 725 руб. 54 коп. Универсальные передаточные документы и счета на оплату направлены потребителю по почте.
10.09.2021 и 08.02.2022 истцом в адрес ответчика направлены претензии, в которых региональный оператор просил потребителя оплатить задолженность за оказанные услуги.
Поскольку претензии оставлены ответчиком без удовлетворения, истец обратился в арбитражный суд с вышеуказанным иском.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив доводы сторон, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
На основании пункта 1 статьи 779 и пункта 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами; статус регионального оператора присваивается на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с их собственниками, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
В силу части 4 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (часть 5 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ).
Порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов регулируются Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), разделом I(1) которых урегулирован порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В силу пункта 8(17) Правил N 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом N 89-ФЗ договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Из материалов дела следует, что согласно приказу Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 06.08.2018 N 1/1576-од ООО "РостТех" присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для Красноярской правобережной технологической зоны Красноярского края.
В соответствии с пунктом 1.3 соглашения от 06.08.2018 N 12 зоной деятельности указанного регионального оператора является территория Красноярской правобережной технологической зоны Красноярского края в соответствии с территориальной схемой. В Красноярскую правобережную технологическую зону входят территории, в том числе Манского района.
Границы и статус Манского района установлены Законом Красноярского края от 24.12.2004 N 13-2864 "Об установлении границ и наделения соответствующим статусом муниципального образования Манский район и находящихся в его границах иных муниципальных образований.
СНТ "Весна", согласно сведениям из ЕГРЮЛ, имеет юридический адрес: 663502, Красноярский край, Манский район, деревня Кускун малый.
Таким образом, СНТ "Весна" расположена на территории Красноярской правобережной технологической зоны Красноярского кая.
Для истца в 2019 году утвержден единый тариф на оказываемые услуги.
Информация о необходимости заключения договоров по обращению с твердыми коммунальными отходами опубликована в газете "Наш Красноярский край" от 14.09.2018 N 67/1050, а также в сети "Интернет" на официальном сайте истца (https://rosttech.online/).
Ответчик, в отведенный для направления заявок срок, заявку не направил, соответственно, с учетом вышеизложенных правовых норм договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между истцом и ответчиком считается заключенным на условиях типового договора.
Само по себе отсутствие между сторонами в спорный период договора как единого подписанного сторонами документа не исключает обязанности истца оказывать услуги в соответствии с типовым договором, что прямо предусмотрено частью 5 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ, а также пунктами 5, 7 Правил N 1156, а также в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации не может освобождать ответчика от несения бремени содержания имущества (несения расходов на услуги по обращению с коммунальными отходами).
Как следует из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, приведенных в Определении от 26.02.2016 N 309-ЭС15-13978, образование коммунальных отходов - это закономерный и неотъемлемый результат процесса жизнедеятельности человека, а, следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского договора неизбежно вызывает формирование отходов.
Согласно правовой позиции, содержащейся в абзаце 2 пункта 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.1999 N 48, при рассмотрении споров, связанных с оплатой оказанных в соответствии с договором услуг, арбитражным судам необходимо руководствоваться положениями статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, по смыслу которых исполнитель может считаться надлежаще исполнившим свои обязательства при совершении указанных в договоре действий (деятельности). При этом следует исходить из того, что отказ заказчика от оплаты фактически оказанных ему услуг не допускается. Не подписание актов оказанных услуг при доказанности самого факта их оказания не может являться основанием для освобождения заказчика от их оплаты.
В силу статей 9 и 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требовании и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Истец представил в подтверждения факта оказания услуг в спорный период универсальные передаточные документы за период с 01.07.2021 по 30.09.2021 на общую сумму 37 725 руб. 54 коп., которые направлялись в адрес ответчика (в том числе в адрес председателя правления) по почте; выписки из системы ГЛОНАСС, а так же сменные задания, путевые листы и карточки учета работы грузового автомобиля.
При таких обстоятельствах, факт оказания истцом услуг по вывозу твердых коммунальных отходов, образовавшихся в результате осуществления ответчиком предпринимательской деятельности на участках СНТ "Весна" в период с 01.07.2021 по 30.09.2021, подтверждается материалами дела, а доводы апелляционной жалобы об обратном подлежат отклонению как им противоречащие.
Довод о неполучении корреспонденции в связи с неопределенностью адреса местонахождения СНТ "Весна", отклоняется судом апелляционной инстанции.
Пунктом 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
В соответствии с частью 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя и такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем.
Неполучение корреспонденции по месту нахождения в связи с отсутствием адресата по указанному адресу или не совершение этим лицом действий по получению почтовой корреспонденции является риском юридического лица, все неблагоприятные последствия которого несет само юридическое лицо (пункт 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, доводы заявителя апелляционной жалобы, что по причине неопределенности адреса места нахождения СНТ "Весна", отраженного в ЕГРЮЛ, ответчиком не были получены договор, акты о выполненных услугах отклоняются судом апелляционной инстанции.
Довод ответчика о том, что в спорный период отходы не вывозились, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Типовым договором, форма которого утверждена Постановлением N 1156, установлен порядок фиксации потребителем нарушения региональным оператором обязательств по договору, предполагающий составление акта о нарушении региональным оператором обязательств по договору. Составление акта должно производиться либо при участии представителя регионального оператора либо, в случае неявки представителя регионального оператора, в присутствии не менее чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото- и (или) видеофиксации с последующим направлением акта региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем.
Доказательств нарушения истцом обязательств по вывозу ТКО и (или) доказательств, свидетельствующих о наличие каких-либо иных оснований для освобождения ответчика от оплаты услуг по вывозу твердых коммунальных отходов, в материалы дела не представлено.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18.01.2018 N 305-ЭС17-13822, по общему правилу, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Однако такая обязанность не является безграничной. Если истец в подтверждение своих доводов приводит доказательства, а ответчик с ними не соглашается, не представляя документы, подтверждающие его позицию, то возложение на истца дополнительного бремени опровержения документально неподтвержденной позиции процессуального оппонента будет противоречить состязательному характеру судопроизводства (статьи 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Судом апелляционной инстанции установлено, что правовая позиция ответчика в рамках рассматриваемого спора, по сути, состоит в отрицании факта оказания услуг истцом в течение спорного периода и представленных истцом доказательств. При этом, со стороны ответчика не представлено каких-либо доказательств в обосновании своих возражений.
При исследовании обстоятельств дела судом апелляционной инстанции не установлено уклонения регионального оператора от оказания услуг или мотивированного отказа ответчика от приемки оказанных услуг за спорный период; нарушения графика вывоза отходов (претензии относительно качества оказываемых истцом услуг), а также подтверждения самостоятельного вывоза ответчиком и утилизации им отходов способами, не нарушающими санитарного законодательства, заключения соответствующих договоров с иными лицами, на основании которых можно сделать вывод о том, что ответчик не пользовался услугами истца по вывозу отходов.
В силу пунктов 5 и 6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505, в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 23.06.2022 N 303-ЭС22-4152 разъяснил, что при отсутствии согласования между региональным оператором и потребителем количества и объема отдельных контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных потребителем в месте накопления твердых коммунальных отходов, периодичности их вывоза, путем подписания соответствующего приложения к договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами или в иной форме для расчетов подлежат применению нормативы накопления отходов, установленные в региональном законодательстве.
Как установлено судом, ответчик собственных контейнеров в местах осуществления деятельности не имеет, истцом применялся мешковой тип забора, что подтверждается представленными в материалы дела сметными заданиями. Таким образом, услуги подлежат расчету исходя из нормативов накопления ТКО.
В соответствии с Приложением N 1 к Приказу N 77-712-од от 05.03.2021 утвержден норматив накопления твердых коммунальных отходов для категории - кооперативы, садовоогородные товарищества в размере 0,19 м3.
Как следует из материалов дела, стоимость услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами определена истцом на основании приказа Министерства тарифной политики Красноярского края от 18.12.2020 N 950-в, в соответствии с которым с 01.07.2021 по 31.12.2021 тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей на территории Красноярской правобережной технологической зоны Красноярского края составляет 1161,14 руб. за 1 м3 с учетом НДС.
Однако, в соответствии с пунктом 2 приказа Министерства тарифной политики Красноярского края от 27.10.2021 N 198-в приказ Министерства тарифной политики Красноярского края от 18.12.2020 N 950-в утратил силу. Приказом от 27.10.2021 N 198-в утвержден, в том числе тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО за период с 01.07.2021 по 31.12.2021 в размере 1530,23 руб. с учетом НДС. Согласно пункту 4 приказа Министерства тарифной политики Красноярского края от 27.10.2021 N 198-в, приказ вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования и применяется к правоотношениям, возникшим со дня вступления в силу Приказа от 18.12.2020 N 950-в.
Таким образом, поскольку Приказом N 198-в установлен тариф 1530,23 руб. (с учетом НДС), а истцом произведен расчет согласно установленному тарифу в размере 1161,14 руб. (с учетом НДС), при этом суд апелляционной инстанции не может выходить за пределы исковых требований, следовательно, взыскание с ответчика задолженности с учетом меньшего тарифа не нарушает права ответчика.
Услуга рассчитывается по формуле: стоимость услуг = норматив х количество участков х тариф за куб.м.
По данным регионального оператора плата за услуги по обращению с ТКО составляет 12 575,15 руб. в месяц: 0,19 (норматив) х 57 (количество) х 1 161,14 (тариф).
За период с 01.07.2021 по 30.09.2021 задолженность составляет 37 725,44 руб. (12 575,14 х 3).
Как следует из материалов дела и сведений о применении истцом общей системы налогообложения, истец в соответствии с пунктом 1 статьи 143 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком налога на добавленную стоимость.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметом залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
В силу пункта 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент, указанный в пунктах 4 и 5 статьи 161 Кодекса) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.
Подпунктом 36 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что операции по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость.
В целях применения данного освобождения к услугам по обращению с ТКО относятся услуги, в отношении которых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов, либо органом местного самоуправления, осуществляющим регулирование тарифов (в случае передачи ему соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации) (орган регулирования тарифов), утвержден предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами без учета НДС.
Положения названного подпункта подлежат применению налогоплательщиком в течение пяти последовательных календарных лет начиная с года, в котором введен в действие предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами без учета налога, вне зависимости от последующего установления органом регулирования тарифов предельного единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами с учетом налога в течение указанного периода.
Пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 26.07.2019 N 211-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" установлено, что вышеуказанное освобождение от НДС применяется в отношении операций по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, по предельным единым тарифам, вводимым в действие с 01.01.2020.
Таким образом, операции по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляемые региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость только при установлении предельного единого тарифа на услуги регионального оператора без учета НДС. Это подтверждается письмом Министерства финансов Российской Федерации от 19.08.2020 N 03-07-07/72871.
В приказе Министерства тарифной политики Красноярского края от 19.12.2019 N 1182-в (с учетом изменений, внесенных приказом от 18.12.2020 N 950-в) утвержден единый тариф на услугу регионального оператора на территории Красноярской правобережной технологической зоны Красноярского края на период с 01.07.2021 по 31.12.2021 в размере 1161,14 руб. с НДС (для населения).
Таким образом, поскольку единый тариф для истца утвержден с учетом НДС, а в силу положений подпункта 36 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению реализация услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых региональными операторами, лишь в случае установления региональному оператору тарифа без учета НДС, основания для отказа истцу в требованиях о взыскании стоимости оказанных услуг с применением НДС у суда не имеется.
Исходя из вышеизложенного, с учетом уточненных исковых требований, согласно расчету истца задолженность ответчика за оказанные ему услуги за период с 01.07.2021 по 30.09.2021 составляет 37 725 руб. 44 коп.
Проверив представленный истцом расчет задолженности, суд апелляционной инстанции признал его арифметически верным, соответствующим обстоятельствам дела и порядку расчета платы за вывоз ТКО, установленным нормами материального права.
Доказательств оплаты ответчиком оказанных услуг в материалы дела не представлено.
Таким образом, исковые требования ООО "РостТех" подлежат удовлетворению в полном объеме.
Основанием отмены решения суда первой инстанции в данном случае является нарушение судом первой инстанции норм процессуального права (пункт 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), поскольку настоящее дело не могло быть рассмотрено в порядке упрощенного производства в отсутствие необходимых доказательств по делу и без выяснения дополнительных обстоятельств, подлежащих установлению в рамках предмета спора. Согласно части 5 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при отмене решения по основаниям, предусмотренным в части 4 настоящей статьи, арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным настоящим Кодексом для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции. По результатам рассмотрения дела суд апелляционной инстанции согласно пункту 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выносит постановление, которым отменяет судебный акт первой инстанции с указанием обстоятельств, послуживших основаниями для отмены судебного акта (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), и принимает новый судебный акт (пункт 32 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции").
Поскольку исковые требования удовлетворены в полном объеме, судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение искового заявления и апелляционной жалобы подлежат отнесению на ответчика.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "11" августа 2022 года по делу N А33-12318/2022 отменить. Принять новый судебный акт.
Исковые требования удовлетворить. Взыскать с садоводческого некоммерческого товариществу "Весна" (ИНН 2424003457, ОГРН 1022400562139) в пользу общества с ограниченной ответственностью "РостТех" (ИНН 2465240182, ОГРН 1102468036714) 37 725 руб. 44 коп. задолженности за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.07.2021 по 30.09.2021, 2000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Судья |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-12318/2022
Истец: ООО "РОСТТЕХ"
Ответчик: СНТ "ВЕСНА "
Третье лицо: ООО "РОСТЕХ"