г. Самара |
|
14 марта 2023 г. |
Дело N А55-12386/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 марта 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Некрасовой Е.Н., судей Корнилова А.Б., Сорокиной О.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Трошенковой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 06.03.2023 в помещении суда апелляционную жалобу Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на решение Арбитражного суда Самарской области от 27.12.2022 по делу N А55-12386/2022 (судья Рагуля Ю.Н.), возбужденному по заявлению акционерного общества "Сызранский нефтеперерабатывающий завод" (ИНН 6325004584, ОГРН 1026303056823), г.Сызрань Самарской области, к Средне-Поволжскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН 6316007846, ОГРН 1026301180982), г.Самара,
об оспаривании предписания,
в судебном заседании приняли участие:
от АО "СНПЗ" - Измайлова Т.Ш. (доверенность от 25.03.2020),
от Средне-Поволжского управления Ростехнадзора - Миронова Н.Л. (доверенность от 09.01.2023),
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Сызранский нефтеперерабатывающий завод" (далее - АО "СНПЗ", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным предписания Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - административный орган) от 17.02.2022 N 06-02-22-039-ПОС5/П.
Решением от 27.12.2022 по делу N А55-12386/2022 Арбитражный суд Самарской области заявленные требования удовлетворил.
Административный орган в апелляционной жалобе просил отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
АО "СНПЗ" апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в возражениях на нее.
В судебном заседании представитель административного органа апелляционную жалобу поддержала, просила отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное.
Представитель АО "СНПЗ" апелляционную жалобу отклонила, просила оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее, заслушав представителей сторон в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, АО "СНПЗ" осуществляет лицензируемую деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III класса опасности (лицензия Ростехнадзора от 29.12.2016 N ВХ-ОО-016355), зарегистрировано в государственном реестре опасных производственных объектов (свидетельство Ростехнадзора от 24.11.2017 серии АВ 294405 N 53-00050).
На основании приказа от 21.01.2022 N ПР-301-100-о административный орган в рамках постоянного надзора в отношении АО "СНПЗ" провел осмотр опасного производственного объекта I класса опасности: "База товарно-сырьевая" рег.N А53-00050-0001, расположенного по адресу: Самарская область, г.Сызрань, ул.Астраханская, д.1, по результатам которого составил протокол осмотра от 17.02.2022 N 06-02-22-039-ПОС5.
В протоколе осмотра от 17.02.2022 N 06-02-22-039-ПОС5 указано, что проведен осмотр склада готовой продукции (2-ой газовый блок) цеха N 5, установки ввода присадки МТБЭ производства N 4 АО "СНПЗ"; в ходе осмотра проверено выполнение п.1-11 предписания от 16.09.2021 N 06-09-21/057-ПН/П и установлено, что это предписание не исполнено.
Административный орган выдал обществу предписание от 17.02.2022 N 06-02-22-039-ПОС5/П об устранении в срок до 31.05.2022 нарушений требований п.1 ст.9, ст.11 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ), пп."в" п.8, пп."а" п.14 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдение требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте (утв.Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2020 N 2168; далее - Правило N 2168), п.43, 53, 130, 194, 222, 253, 278, 283, 324 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств" (утв.Приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 N 533; далее - Правила N 533).
По результатам рассмотрения ходатайства АО "СНПЗ" о переносе сроков исполнения предписания от 17.02.2022 N 06-02-22-039-ПОС5/П административный орган установил срок исполнения - до 30.11.2022.
Не согласившись с предписанием административного органа, АО "СНПЗ" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Ч.1 ст.198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из ст.200 АПК РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (ч.1 ст.65 АПК РФ).
Согласно ч.2 ст.201 АПК РФ требование о признании недействительным ненормативного акта, незаконным решения и действия (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые ненормативный акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя. Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из условий является основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (утв.Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401) Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере технологического и атомного надзора, функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.
Административный орган осуществляет свою деятельность в соответствии и на основании Положения о Средне-Поволжском управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (утв.Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14.11.2018 N 558).
Административный орган является территориальным органом межрегионального уровня, осуществляющим надзор за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, строительстве, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах в Российской Федерации, а также в сфере энергетического надзора и надзора за гидротехническими сооружениями.
Из материалов дела видно, что в отношении эксплуатируемого АО "СНПЗ" опасного производственного объекта I класса опасности - "База товарно-сырьевая" (peг.N А53-00050-0001) установлен режим постоянного государственного надзора.
В соответствии со ст.97 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ) под постоянным государственным контролем (надзором) понимается режим государственного контроля (надзора), который заключается в возможности постоянного пребывания инспекторов на объектах постоянного государственного контроля (надзора), указанных в ч.2 и 3 данной статьи, и совершении ими контрольных (надзорных) действий в целях предотвращения причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, обеспечения соблюдения обязательных требований на таких объектах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1082 утверждено Положение о федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности (далее - Положение N 1082), в соответствии с п.24-27 которого на опасных производственных объектах I класса опасности устанавливается режим постоянного государственного контроля (надзора) в соответствии с положениями Закона N 248-ФЗ.
Постоянный государственный надзор осуществляется территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Постоянный государственный надзор заключается в возможности постоянного пребывания уполномоченных должностных лиц территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзора на опасных производственных объектах и совершении ими контрольных (надзорных) действий в соответствии с утвержденным графиком.
При осуществлении постоянного государственного надзора должностными лицами, уполномоченными на его осуществление, могут осуществляться следующие контрольные (надзорные) действия: а) осмотр; б) опрос; в) получение письменных объяснений; г) истребование документов; д) эксперимент.
В соответствии с п.28 Положения N 1082 при осуществлении контрольных (надзорных) действий в рамках постоянного государственного надзора должностными лицами, уполномоченными на осуществление постоянного государственного надзора, проводится оценка:
а) состояния зданий, сооружений, помещений опасного производственного объекта, территории или частей территории опасного производственного объекта, его цехов, участков, площадок, технических устройств, средств и оборудования;
б) работоспособности приборов и систем контроля безопасности на опасном производственном объекте;
в) пригодности к использованию систем наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии;
г) обеспечения охраны и контрольно-пропускного режима на опасном производственном объекте (за исключением объектов, обеспечение безопасности которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса");
д) организационно-распорядительной, технической, разрешительной, учетной и иной документации, наличие которой на опасном производственном объекте предусмотрено обязательными требованиями, ее соответствия указанным требованиям;
е) сведений о результатах производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности;
ж) сведений, подтверждающих соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, эксплуатирующими опасные производственные объекты, обязательных требований;
з) сведений о планируемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, эксплуатирующими опасные производственные объекты, мероприятиях на объекте, относящихся к деятельности, в отношении которой установлены обязательные требования, на предмет своевременности, полноты и достаточности;
и) организации работы комиссий по расследованию причин инцидентов на опасных производственных объектах;
к) соблюдения на опасном производственном объекте требований по проведению проверки знаний рабочих, их инструктажа по безопасности, стажировки на рабочем месте;
л) организации работы аттестационных комиссий по аттестации в области промышленной безопасности организации, эксплуатирующей опасный производственный объект;
м) выполнения мероприятий по устранению причин аварий и инцидентов на опасном производственном объекте, профилактике аварий и инцидентов;
н) правильности идентификации опасного производственного объекта;
о) организации и функционирования системы управления промышленной безопасностью;
п) готовности юридического лица, индивидуального предпринимателя, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии в соответствии с планом мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах.
Согласно п.31 Положения N 1082 территориальные органы Ростехнадзора утверждают графики проведения контрольных надзорных действий при осуществлении постоянного государственного надзора.
Результаты контрольных (надзорных) действий, включенных в график осуществления постоянного государственного надзора, подлежат оформлению в соответствии с требованиями Закона N 248-ФЗ и отражаются в надзорном деле опасного производственного объекта в порядке, установленном Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (п.36 Положения N 1082).
В силу ч.3 ст.76 Закона N 248-ФЗ по результатам осмотра инспектором составляется протокол осмотра, в который вносится перечень осмотренных территорий и помещений (отсеков), а также вид, количество и иные идентификационные признаки обследуемых объектов, имеющие значение для контрольного (надзорного) мероприятия.
Исходя из п.37 Положения N 1082, в случае выявления при осуществлении контрольных (надзорных) действий нарушений обязательных требований юридическому лицу, эксплуатирующим опасные производственные объекты, выдается предписание об устранении выявленных нарушений, контроль исполнения которого предусматривается при осуществлении постоянного государственного надзора, а также принимаются иные предусмотренные законодательством Российской Федерации меры, направленные на пресечение нарушений обязательных требований.
В обоснование законности оспариваемого предписания административный орган сослался на решение Самарского областного суда от 16.12.2021 по делу N 12-1877/2021. Административный орган также указал, что выявленные нарушения отражены в протоколе осмотра, содержащего ссылку на нормативный правовой акт, требования которого нарушены. Оспариваемое предписание выдано на основании п.37 Положения N 1082 и возлагает на АО "СНПЗ" обязанность устранить только те нарушения, которые отражены в протоколе осмотра.
При принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В п.1 предписания от 17.02.2022 N 06-02-22-039-ПОС5/П указано, что АО "СНПЗ" в нарушение требований п.1 ст.9, ст.11 Закона N 116-ФЗ, пп."в" п.8, пп."а" п.14 Правил N 2168 не выполняет основные задачи производственного контроля и обязанности лиц, ответственных за осуществление производственного контроля в части: обеспечения соблюдения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов; контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Между тем, как установлено судом первой инстанции, в целях обеспечения производственного контроля в АО "СНПЗ" разработаны следующие локально-нормативные документы (ЛНД):
- разработан и введен в действие приказом от 25.04.2016 N 603 регламент бизнес-процесса АО "СНПЗ" "Порядок организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах АО "СНПЗ" N ПЗ-05 Р-0341 ЮЛ-039 (версия 1.00);
- разработано и введено в действие приказом от 01.09.2021 N 1993 Положение АО "СНПЗ" "Система управления промышленной безопасностью" (версия 4.00, с изменениями, внесенными приказом АО "СНПЗ" от 25.02.2021 N 0425);
- назначены ответственные лица за осуществление производственного контроля (Приказ от 20.12.2021 N 3506);
- ежегодно разрабатываются: Годовой план по обеспечению промышленной безопасности на ОПО АО "СНПЗ", План мероприятий по устранению выявленных нарушений в области промышленной безопасности, Программа мероприятий по устранению нарушений в области промышленной безопасности, в частности на 2022 год;
- в соответствии с графиком проводятся комплексные проверки состояния промышленной безопасности на ОПО (график осуществления комплексных проверок в рамках производственного контроля за состоянием промышленной безопасности на ОПО АО "СНПЗ" на 2022 год);
- на основании проверок проводится анализ состояния промышленной безопасности на опасных производственных объектах, эксплуатируемых АО "СНПЗ", результаты которого рассматриваются комиссией производственного контроля (КПК), действующей на основании Положения АО "СНПЗ" "О комиссии производственного контроля" (N ПЗ-05 ПСУ-0062 ЮЛ-039) версия 2.00, введенным в действие приказом АО "СНПЗ" от 26.01.2022 N 214;
- для опасных производственных объектов I, II или III классов опасности разработаны планы мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий (ПМЛА);
- техническим устройствам, отработавшим нормативный срок службы, проводится экспертиза промышленной безопасности.
Согласно п.2 предписания АО "СНПЗ" допущено нарушение требований п.1 ст.9 Закона N 116-ФЗ, п.194 Правил N 533, выразившееся в отсутствии на "Базе товарно-сырьевая" N А53-00050-0001, I класс опасности, Склад готовой продукции (II-ой газовый блок, цех N 5) специально предназначенного оборудования и стационарных линий (коллекторов) для выполнения вспомогательных операций по освобождению трубопроводов от остатков сжиженных горючих газов в насосной станции СУГ.
АО "СНПЗ" указывает на то, что для выполнения предписания требуется поэтапное выполнение комплекса мероприятий, связанных с разработкой проекта, проведением ЭПБ, проведением закупочных процедур на поставку МТР, заключение и исполнение договора поставки, выбором подрядной организации, заключением договора и проведением СМР и пуско-наладочных работ, для которых необходимы значительные временные и финансовые затраты, а именно:
- разработка проекта (от 1 до 5 месяцев);
- проведение экспертизы промышленной безопасности проекта (6 месяцев);
- проведение закупочных процедур (до 6 месяцев) (в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) и ЛНД АО "СНПЗ");
- поставка МТР (12 месяцев) (оформление заявки, заключение и исполнение договора);
- выполнение работ (оснащение) (от 2 лет до 3 лет) возможно только в период проведения капитального ремонта, так как АО "СНПЗ" имеет 2-х летнюю структуру межремонтного пробега, то есть по графику капитальный ремонт будет проводиться в 2023 году.
По утверждению АО "СНПЗ", устранение указанных нарушений предполагает выполнение комплекса мероприятий с поэтапным их выполнением в течение продолжительного периода времени, которое может составить до пяти лет.
При этом, как установил суд первой инстанции, в отношении данного пункта предписания АО "СНПЗ" разработаны и параллельно выполняются два варианта устранения:
1. На текущий момент, во исполнение мероприятий по выводу из эксплуатации установки II-ой газовый блок АО "СНПЗ" выполнено следующее:
- данное нарушение будет устранено с вводом в эксплуатацию объекта "Склад сжиженных углеводородных газов (СУГ)" в 2023 году в соответствии с планом КГС;
- разработана проектная документация 5766582-1403 на вновь строящийся объект "Склад сжиженных углеводородных газов (СУГ)";
- заключен договор на выполнение строительно-монтажных работ от 07.04.2021 N 3300721/0165Д с ООО "КИП-Электромонтаж";
2. На текущий момент, во исполнение мероприятий по устранению нарушения на действующей установке II-ой газовый блок АО "СНПЗ" выполнено следующее:
- разработано техническое задание на проектирование N 890 "Доведение до норм промышленной безопасности 2-го газового блока цеха N 5 Проектирование специально предназначенного оборудования и стационарных линий (коллекторов) для выполнения вспомогательных операций по освобождению трубопроводов от остатков СУГ";
- согласовано техническое задание с проектным институтом АО "Самаранефтехимпроект";
- проектным институтом АО "Самаранефтехимпроект" ведется проектирование, заключение договора на оказание услуг.
До полного устранения выявленного нарушения в АО "СНПЗ" разработана Программа мероприятий по устранению нарушений, отмеченных в предписаниях Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, согласованная с ПАО "НК "Роснефть", до реализации которой предусмотрены компенсирующие мероприятия, обеспечивающие безопасную эксплуатацию объекта (приказ от 28.10.2021 N 2926).
Исходя из п.3 предписания, АО "СНПЗ" допустило нарушение п.130 Правил N 533, выразившееся в отсутствии на "Базе товарно-сырьевая" N А53-00050-0001, I класс опасности (установка ввода присадки МТБЭ, производство N 4) специально оборудованного места для выполнения операций по аварийному освобождению неисправных железнодорожных цистерн.
В соответствии с п.130 Правил N 533 на сливоналивных эстакадах должны предусматриваться специально оборудованные места для выполнения операций по аварийному освобождению неисправных цистерн. Меры безопасности при выполнении этих операций должны устанавливаться в проектной документации (документации на техническое перевооружение) и инструкциях.
АО "СНПЗ" используется оборудование на площадке слива присадки МТБЭ из железнодорожных цистерн в соответствии с проектной документацией.
Как указывает общество, для выполнения предписания требуется поэтапное выполнение комплекса мероприятий, связанных с разработкой проекта, проведением ЭПБ, проведением закупочных процедур на поставку МТР и поставка, выбором подрядной организации, проведением СМР и пуско-наладочных работ, для которых требуются значительные временные и финансовые затраты:
- разработка проекта (от 1 до 5 месяцев);
- проведение экспертизы промышленной безопасности проекта (6 месяцев);
- проведение закупочных процедур (до 6 месяцев) (в соответствии с Законом N 223-ФЗ и ЛНД АО "СНПЗ");
- поставка МТР (12 месяцев) (оформление заявки, заключение и исполнение договора);
- выполнение работ (оснащение) (от 2 лет до 3 лет) возможно только в период проведения капитального ремонта, так как завод имеет 2-х летнюю структуру межремонтного пробега, то есть капитальный ремонт будет проводиться в 2023 году.
Для данного предписания разработаны два варианта устранения:
1. На текущий момент, во исполнение мероприятий по выводу из эксплуатации установка ввода присадки МТБЭ АО "СНПЗ" выполнено следующее:
- разработана проектная документация N 5766582-412/11/3/1420/5 на вновь строящийся объект "Узел ввода МТБЭ". Согласно проекту для слива неисправных цистерн на эстакаде предусмотрена стационарная установка верхнего слива УПВС-80С в комплекте с ручным вакуумным насосом для заполнения продуктом опущенного в цистерну стояка. На случай разгерметизации цистерны предусмотрена подземная емкость Е-5.10 объемом 63 куб.м с погружным насосом. Эстакада по всему периметру имеет ограждающий бортик, вдоль которого устроены лотки с уклоном к приямку;
- заключен договор на выполнение строительно-монтажных работ от 17.04.2020 N 3300720/0252Д с ООО "Спутник-Интеграция", завершение работ по графику - октябрь 2022 года.
2. На текущий момент, во исполнение мероприятий по устранению нарушения на действующей установке ввода присадки МТБЭ АО "СНПЗ" выполнено следующее:
- разработано техническое задание на проектирование N 182/2021 "Спроектировать специальное оборудованное место для выполнения операций по аварийному освобождению неисправных цистерн на площадке слива присадки МТБЭ из железнодорожных цистерн", "Спроектировать специально предназначенное оборудование и стационарные линии (коллекторы) для выполнения вспомогательных операций по освобождению трубопроводов от остатков ЛВЖ в насосной для перекачки присадки МТБЭ";
- разработана проектная документация N 12-2425 "Блок аварийного освобождения вагоно-цистерн и планового освобождения насосов Н-3, Н-4. Техническое перевооружение";
- заключен договор с ООО ТЭД от 01.08.2021 N 3303521-1057Д на проведение ЭПБ проектной документации;
- сформирован пакет проектной документации для прохождения экспертизы промышленной документации.
До полного устранения выявленного нарушения в АО "СНПЗ" разработана Программа мероприятий по устранению нарушений, отмеченных в предписаниях Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, согласованная с ПАО "НК "Роснефть", до реализации которой предусмотрены компенсирующие мероприятия, обеспечивающие безопасную эксплуатацию объекта (приказ от 28.10.2021 N 2926).
В соответствии с п.4 предписания АО "СНПЗ" необходимо устранить нарушение п.253 Правил N 533, выразившееся в отсутствии на "Базе товарно-сырьевая" N А53-00050-0001, I класс опасности, (установка ввода присадки МТБЭ, производство N 4) средств автоматического контроля загазованности по предельно допустимой концентрации и нижнему концентрационному пределу распространению пламени: на площадке слива присадки МТБЭ из железнодорожных цистерн, в помещении насосной станции для перекачки МТБЭ.
П.253 Правил N 533 установлено, что для контроля загазованности по предельно допустимой концентрации и нижнему концентрационному пределу распространения пламени в производственных помещениях, рабочей зоне открытых наружных установок должны предусматриваться средства автоматического газового контроля и анализа с сигнализацией, срабатывающей при достижении предельно допустимых величин, и с выдачей сигналов в систему ПАЗ. Места расположения и тип средств автоматического непрерывного газового контроля и анализа с сигнализацией для контроля загазованности в рабочей зоне производственных помещений и открытых наружных установок устанавливаются и обосновываются в проектной документации (документации на техническое перевооружение) в соответствии с техническими характеристиками средств (приборов), указанных в паспортах производителя.
Как установлено судом первой инстанции, АО "СНПЗ" используется оборудование на площадке слива присадки МТБЭ из железнодорожных цистерн и помещение насосной станции для перекачки МТБЭ в соответствии с проектной документацией.
По утверждению общества, для выполнения предписания требуется поэтапное выполнение комплекса мероприятий, связанных с разработкой проекта, проведением ЭПБ, проведением закупочных процедур на поставку МТР и поставка, выбором подрядной организации, проведением СМР и пуско-наладочных работ, для которых необходимы значительные временные и финансовые затраты:
- разработка проекта (от 1 до 5 месяцев);
- проведение экспертизы промышленной безопасности проекта (6 месяцев);
- проведение закупочных процедур (до 6 месяцев) (в соответствии с Законом N 223-ФЗ и ЛНД АО "СНПЗ");
- поставка МТР (12 месяцев) (оформление заявки, заключение и исполнение договора);
- выполнение работ (оснащение) (от 2 лет до 3 лет) (возможно только в период проведения капитального ремонта, так как завод имеет 2-х летнюю структуру межремонтного пробега, то есть капитальный ремонт будет проводиться в 2023 году).
Между тем, в отношении указанного пункта предписания АО "СНПЗ" разработаны два варианта устранения:
1. На текущий момент, во исполнение мероприятий по выводу из эксплуатации установка ввода присадки МТБЭ АО "СНПЗ" выполнено следующее:
- разработана проектная документация N 5766582-412/11/3/1420/5 на вновь строящийся объект "Узел ввода МТБЭ";
- заключен договор на выполнение строительно-монтажных работ от 17.04.2020 N 3300720/0252Д с ООО "Спутник-Интеграция";
2. На текущий момент, во исполнение мероприятий по устранению нарушения на действующей установке ввода присадки МТБЭ АО "СНПЗ" выполнено следующее:
- в 2017 году выполнен проект N 12-2414 "Монтаж датчиков довзрывных концентраций. Техническое перевооружение";
- проведена экспертиза промышленной безопасности проекта, выдано заключение N 197/181-ЭД/19, которое внесено в реестр заключений в РТН за N 53-ТП-20665-2019;
- в январе 2018 года выполнен проект N 5766582-8/17-212-Р "Техническое перевооружение. СБ и ПАЗ установки ввода присадки МТБЭ цеха N 4";
- проведена экспертиза промышленной безопасности проекта, выдано заключение N 298/273-ЭД/19, которое внесено в реестр заключений в РТН за N 53-ТП-04516-2020;
- в июне 2020 года заключен договор N 3303520/0476Д с подрядной организацией ООО "ПОЛАКС" на выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ.
В настоящее время ООО "ПОЛАКС" произведен монтаж металлоконструкций, выполнен монтаж датчиков довзрывных концентраций в насосной тит.212, монтаж датчиков довзрывных концентраций в районе слива присадки из железнодорожных цистерн, монтаж световой и звуковой сигнализации в насосной тит.212 и в районе слива присадки из железнодорожных цистерн. Проложены кабельные линии до операторной.
Остаются незавершенными работы по подключению кабельных линий к контроллеру АСУТП (автоматизированной системы управления технологическим процессом) согласно рабочей документации N 5766582-8/17-212-Р в виду длительных закупочных процедур по заявке SАР 1000033124, ожидаемая дата поставки контроллера - 27.10.2022.
Также пролонгирован договор N 3303520/0476Д с ООО "ПОЛАКС" на выполнение строительно-монтажных работ на 2022 год; срок реализации - декабрь 2022 года.
До полного устранения выявленного нарушения в АО "СНПЗ" разработана Программа мероприятий по устранению нарушений, отмеченных в предписаниях Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, согласованная с ПАО "НК "Роснефть", до реализации которой предусмотрены компенсирующие мероприятия (приказ от 28.10.2021 N 2926).
Исходя из п.5 предписания, АО "СНПЗ" допущено нарушение п.283 Правил N 533, выразившееся в том, что на "Базе товарно-сырьевая" N А53-00050-0001, I класс опасности, (установка ввода присадки МТБЭ, производство N 4) не оборудована громкоговорящей и телефонной связью площадка слива присадки МТБЭ из железнодорожных цистерн.
Производства, имеющие в составе технологические блоки любых категорий взрывоопасности, должны быть оборудованы системами двусторонней громкоговорящей и телефонной связи между технологически связанными производственными участками, а также оборудованы телефонной связью с персоналом диспетчерских пунктов (п.283 Правил N 533).
Как указывает АО "СНПЗ", для выполнения предписания требуется поэтапное выполнение комплекса мероприятий, связанных с разработкой проекта, проведение ЭПБ, проведение закупочных процедур на поставку МТР и поставка, выбор подрядной организации, проведение СМР и пуско-наладочных работ, для которых требуются значительные временные и финансовые затраты:
- разработка проекта (от 1 до 5 месяцев);
- проведение экспертизы промышленной безопасности проекта (6 месяцев);
- проведение закупочных процедур (до 6 месяцев) (в соответствии с Законом N 223-ФЗ и ЛНД АО "СНПЗ");
- поставка МТР (12 месяцев) (оформление заявки, заключение и исполнение договора);
- выполнение работ (оснащение) (от 2 лет до 3 лет) (возможно только в период проведения капитального ремонта, так как завод имеет 2-х летнюю структуру межремонтного пробега, то есть капитальный ремонт будет проводиться в 2023 году).
По утверждению общества, устранение указанного нарушения предполагает выполнение комплекса мероприятий с поэтапным их выполнением в течение продолжительного периода времени, которое может составить до пяти лет.
Для данного предписания разработаны два варианта устранения:
1. На текущий момент, во исполнение мероприятий по выводу из эксплуатации установка ввода присадки МТБЭ АО "СНПЗ" выполнено следующее:
- разработана проектная документация N 5766582-412/11/3/1420/5 на вновь строящийся объект "Узел ввода МТБЭ";
- заключен договор на выполнение строительно-монтажных работ N 3300720/0252Д от 17.04.2020 с ООО "Спутник-Интеграция", срок окончания работ - октябрь 2022 года.
2. На текущий момент во исполнение мероприятий по устранению нарушения на действующей установке ввода присадки МТБЭ АО "СНПЗ" выполнено следующее:
- в ноябре 2016 года разработан проект N 12-2427 "Оборудование переговорными устройствами площадок обслуживания для безопасного перехода на ж/д цистерны";
- в августе 2019 года проведена экспертиза промышленной безопасности проекта, выдано заключение N 198/182-ЭД/19, которое внесено в реестр за N 53-ТП-20656-2019;
- в июне 2020 года закуплено и поставлено на склад АО "СНПЗ" цифровая промышленная громкоговорящая связь ARMTEL.
В результате реализации проекта по оснащению стационарной страховочной системой необходима корректировка рабочей документации N 12-2427 "Оборудование переговорными устройствами площадок обслуживания для безопасного перехода на ж/д цистерны" ввиду отсутствия технической возможности монтажа площадок обслуживания, на которых планировался монтаж переговорных устройств.
В настоящее время разработана документация N 12-2557 "Оборудование переговорными устройствами площадки слива присадки МТБЭ". Получено соглашение от 24.11.2021 N 362 от ООО "ПОЛАКС" на выполнение работ. Планируется заключение дополнительного соглашения к договору N 3303520/0476Д с ООО "ПОЛАКС" на выполнение строительно-монтажных работ по проектной документации N 12-2557 "Оборудование переговорными устройствами площадки слива присадки МТБЭ".
До полного устранения выявленного нарушения в АО "СНПЗ" разработана Программа мероприятий по устранению нарушений, отмеченных в предписаниях Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, согласованная с ПАО "НК "Роснефть", до реализации которой предусмотрены компенсирующие мероприятия (приказ от 28.10.2021 N 2926). Персонал установки на 100% укомплектован портативными взрывобезопасными радиостанциями, что обеспечивает требуемый уровень связи между персоналом установки для оперативного взаимодействия.
В соответствии с п.6 предписания АО "СНПЗ" необходимо устранить нарушение п.222 Правил N 533, выразившееся в том, что на "Базе товарно-сырьевая" N А53-00050-0001, I класс опасности, (установка ввода присадки МТБЭ, производство N 4) не предусмотрены устройства световой и звуковой сигнализации загазованности воздушной среды перед входными дверями и во взрывоопасном помещении здания насосной для перекачки МТБЭ.
Как указывает АО "СНПЗ", для выполнения предписания требуется поэтапное выполнение комплекса мероприятий, связанных с разработкой проекта, проведение ЭПБ, проведение закупочных процедур на поставку МТР и поставка, выбор подрядной организации, проведение СМР и пуско-наладочных работ, для которых требуются значительные временные и финансовые затраты:
- разработка проекта (от 1 до 5 месяцев);
- проведение экспертизы промышленной безопасности проекта (6 месяцев);
- проведение закупочных процедур (до 6 месяцев) (в соответствии с Законом N 223-ФЗ и ЛНД АО "СНПЗ");
- поставка МТР (12 месяцев) (оформление заявки, заключение и исполнение договора);
- выполнение работ (оснащение) (от 2 лет до 3 лет) (возможно только в период проведения капитального ремонта, так как завод имеет 2-х летнюю структуру межремонтного пробега, то есть капитальный ремонт будет проводиться в 2023 году).
Таким образом, по утверждению общества, устранение нарушения предполагает выполнение комплекса мероприятий с поэтапным их выполнением в течение продолжительного периода времени.
Для данного пункта предписания разработаны два варианта устранения:
1. На текущий момент, во исполнение мероприятий по выводу из эксплуатации установка ввода присадки МТБЭ АО "СНПЗ" выполнено следующее:
- разработана проектная документация N 5766582-412/11/3/1420/5 на вновь строящийся объект "Узел ввода МТБЭ";
- заключен договор на выполнение строительно-монтажных работ от 17.04.2020 N 3300720/0252Д с ООО "Спутник-Интеграция".
2. На текущий момент, во исполнение мероприятий по устранению нарушения на действующей установке ввода присадки МТБЭ АО "СНПЗ" выполнено следующее:
- в 2017 году выполнен проект N 12-2414 "Монтаж датчиков довзрывных концентраций. Техническое перевооружение";
- проведена экспертиза промышленной безопасности проекта, выдано заключение N 197/181-ЭД/19, которое внесено в реестр заключений в РТН за N 53-ТП-20665-2019;
- в январе 2018 года выполнен проект N 5766582-8/17-212-Р "Техническое перевооружение. СБ и ПАЗ установки ввода присадки МТБЭ цеха N 4";
- проведена экспертиза промышленной безопасности проекта, выдано заключение N 298/273-ЭД/19, которое внесено в реестр за N 53-ТП-04516-2020;
- в июне 2020 года заключен договор от 16.06.2020 N 3303520/0476Д с ООО "ПОЛАКС" на выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ.
В настоящее время ООО "ПОЛАКС" произведен монтаж металлоконструкций, выполнен монтаж датчиков довзрывных концентраций в насосной тит.212, монтаж датчиков довзрывных концентраций в районе слива присадки из железнодорожных цистерн, монтаж световой и звуковой сигнализации в насосной тит.212 и в районе слива присадки из железнодорожных цистерн. Проложены кабельные линии до операторной.
Остаются незавершенными работы по подключению кабельных линий к контроллеру АСУТП (автоматизированной системы управления технологическим процессом) согласно рабочей документации N 5766582-8/17-212-Р ввиду длительных закупочных процедур по заявке SАР 1000033124.
Также пролонгирован договор N 3303520/0476Д с ООО "ПОЛАКС" на выполнение строительно-монтажных работ на 2022 год; срок реализации - декабрь 2022 года.
До полного устранения выявленного нарушения в АО "СНПЗ" разработана Программа мероприятий по устранению нарушений, отмеченных в предписаниях Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, согласованная с ПАО "НК "Роснефть", до реализации которой предусмотрены компенсирующие мероприятия (приказ от 28.10.2021 N 2926). Персонал установки на 100% укомплектован портативными детекторами газов Ноneywell ВW MicroClip для промышленного применения. Усилен контроль и учет по работе насосов переносными системами вибромониторинга (ВК-5-М) (1 раз в час) с записью в вахтовом журнале; предусмотрено незамедлительное отключение и вывод в ремонт в случае выявления даже незначительных отклонений в работе насосов.
На основании п.7 предписания АО "СНПЗ" необходимо устранить нарушение п.53 Правил N 533, выразившееся в том, что на "Базе товарно-сырьевая" N А53-00050-0001, I класс опасности, (установка ввода присадки МТБЭ, производство N 4) не оснащены блокировками, исключающими пуск или прекращающими работу насоса при отсутствии перемещаемой жидкости в его корпусе или отклонениях ее уровней в приемной и расходных емкостях от предельно допустимых значений насосы поз.Н-3, Н-4 в насосной для перекачки присадки МТБЭ.
П.53 Правил N 533 предусмотрено, что насосы, применяемые для нагнетания сжиженных горючих газов, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, должны оснащаться: блокировками, исключающими пуск или прекращающими работу насоса при отсутствии перемещаемой жидкости в его корпусе или отклонениях ее уровней в приемной и расходной емкостях от предельно допустимых значений; средствами предупредительной сигнализации при достижении опасных значений параметров в приемных и расходных емкостях.
По утверждению АО "СНПЗ", для выполнения предписания требуется поэтапное выполнение комплекса мероприятий, связанных с разработкой проекта, проведение ЭПБ, проведение закупочных процедур на поставку МТР и поставка, выбор подрядной организации, проведение СМР и пуско-наладочных работ, для которых требуются значительные временные и финансовые затраты:
- разработка проекта (от 1 до 5 месяцев);
- проведение экспертизы промышленной безопасности проекта (6 месяцев);
- проведение закупочных процедур (до 6 месяцев) (в соответствии с Законом N 223-ФЗ и ЛНД АО "СНПЗ");
- поставка МТР (12 месяцев) (оформление заявки, заключение договора);
- выполнение работ (оснащение) (от 2 лет до 3 лет) (возможно только в период проведения капитального ремонта, так как завод имеет 2-х летнюю структуру межремонтного пробега, то есть капитальный ремонт будет проводиться в 2023 году).
Устранение данных нарушений предполагает выполнение комплекса мероприятий с поэтапным их выполнением в течение продолжительного периода времени.
Для данного пункта предписания обществом разработаны два варианта устранения:
1. На текущий момент, во исполнение мероприятий по выводу из эксплуатации установка ввода присадки МТБЭ АО "СНПЗ" выполнено следующее:
- разработана проектная документация N 5766582-412/11/3/1420/5 на вновь строящийся объект "Узел ввода МТБЭ".
- заключен договор на выполнение строительно-монтажных работ от 17.04.2020 N 3300720/0252Д с ООО "Спутник-Интеграция".
2. На текущий момент, во исполнение мероприятий по устранению нарушения на действующей установке ввода присадки МТБЭ АО "СНПЗ" выполнено следующее:
- в 2016 году выполнен проект N 12-2413 "Монтаж приборов КИП на насосах Н-3, Н-4 в насосной тит.212. Техническое перевооружение";
- проведена экспертиза промышленной безопасности проекта, выдано заключение N 196/180-ЭД/19, которое внесено в реестр заключений в РТН за N 53-ТП-20669-2019;
- в январе 2018 года выполнен проект N 5766582-8/17-212-Р "Техническое перевооружение. СБ и ПАЗ установки ввода присадки МТБЭ цеха N 4";
- проведена экспертиза промышленной безопасности проекта, выдано заключение N 298/273-ЭД/19, которое внесено в реестр за N 53-ТП-04516-2020;
- в июне 2020 года заключен договор с ООО "ПОЛАКС" на выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ от 16.06.2020 N 3303520/0476Д.
В настоящее время ООО "ПОЛАКС" выполнен монтаж металлоконструкций кабельной эстакады, прокладка кабельных линий от операторной до клеммных коробок насосных агрегатов, выполнен монтаж датчиков: а) температуры подшипников Н-3, 4; б) давления уплотняющей жидкости торцевых уплотнений Н-3, 4; в) температуры уплотняющей жидкости торцевых уплотнений Н-3, 4.
АО "СНПЗ" сослалось на то, что планируется поставка по заявке SАР 1000018232 датчиков уровня уплотняющей жидкости торцевых уплотнений Н-3, 4 и сигнализаторов уровня залива корпусов Н-3, 4.
Остаются незавершенными работы по подключению кабельных линий к контроллеру АСУТП (автоматизированной системы управления технологическим процессом) согласно рабочей документации N 5766582-8/17-212-Р ввиду длительных закупочных процедур по заявке SАР 1000033124.
Также пролонгирован договор N 3303520/0476Д с ООО "ПОЛАКС" на выполнение строительно-монтажных работ на 2022 год; срок реализации - декабрь 2022 года.
До полного устранения выявленного нарушения в АО "СНПЗ" разработана Программа мероприятий по устранению нарушений, отмеченных в предписаниях Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, согласованная с ПАО "НК "Роснефть", до реализации которой предусмотрены компенсирующие мероприятия (приказ от 28.10.2021 N 2926): усилен контроль и учет по работе насосов переносными системами вибромониторинга (ВК-5-М) (1 раз в час) с записью в вахтовом журнале; предусмотрено незамедлительное отключение и вывод в ремонт в случае выявления даже незначительных дефектов в работе насосов.
В отношении указанных насосов проведена экспертиза промышленной безопасности, получены положительные заключения ЭПБ, зарегистрированные за N 53-ТУ-18789-2017, 53-ТУ-02517-2018. Согласно заключениям центробежные насосы признаны соответствующими требованиям нормативно-технической документации в области промышленной безопасности, срок безопасной эксплуатации - до июня и сентября 2022 года.
В п.8 предписания на АО "СНПЗ" возложена обязанность по устранению нарушения п.278 Правил N 533: на "Базе товарно-сырьевая" N А53-00050-0001, I класс опасности, (установка ввода присадки МТБЭ, производство N 4) отсутствует аварийная вентиляция в здании насосной перекачки присадки МТБЭ.
П.278 Правил N 533 установлено, что размещение анализаторных помещений (зданий) на площадке технологической установки (цеха) обосновывается в проектной документации в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности, данных Правил. Объем анализаторного помещения и технические характеристики систем вентиляции должны определяться, исходя из условий, при которых в помещении в течение одного часа должна быть исключена возможность образования взрывоопасной концентрации анализируемых продуктов при полном разрыве газоподводящей трубки одного анализатора независимо от их числа в помещении при наличии ограничителей расхода и давления этих продуктов. Кроме общеобменной вентиляции в помещении должна предусматриваться аварийная вентиляция, которая автоматически включается в случае, если концентрация обращающихся веществ в воздухе помещения достигает 20% НКПР.
На установке ввода присадки МТБЭ отсутствует анализаторное помещение, к которому применяется п.278 Правил N 533.
Насосная перекачки присадки МТБЭ используется в соответствии с проектной документацией.
Как указывает АО "СНПЗ", данное нарушение будет устранено с вводом объекта "Склад метанола" в 2023 году в соответствии с планом КГС.
Для данного пункта предписания разработаны два варианта устранения:
1. На текущий момент, во исполнение мероприятий по выводу из эксплуатации установки ввода присадки МТБЭ, в составе которой находится здание насосной перекачки присадки МТБЭ, АО "СНПЗ" выполнено следующее:
- разработана проектная документация 5766582-412_11_3-1420_4.2-ОВ1 на вновь строящийся объект "Склад метанола";
- заключен договор на выполнение строительно-монтажных работ N 3300720/0252Д от 17.04.2020 с ООО "Спутник-Интеграция", срок завершения работ - сентябрь 2022 года.
2. На текущий момент, во исполнение мероприятий по устранению нарушения на действующей установке ввода присадки МТБЭ обществом выполнено следующее:
- в октябре 2016 года выполнен проект N 12-1410 "Вентсистемы рециркуляционных насосных УВП";
- в январе 2018 года выполнен проект N 5766582-8/17-212-Р "Техническое перевооружение. СБ и ПАЗ установки ввода присадки МТБЭ цеха N 4";
- проведена экспертиза промышленной безопасности проекта, выдано заключение N 298/273-ЭД/19, которое внесено в реестр за N 53-ТП-04516-2020;
- 16.06.2020 заключен договор с ООО "ПОЛАКС" на выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ N 3303520/0476Д;
- сформирован пакет проектной документации для прохождения экспертизы промышленной документации;
- заключено дополнительное соглашение от 01.11.2021 N 4 к договору ООО "ПОЛАКС" от 16.06.2020 N 3303520-0476Д до февраля 2022 года; оформлена пролонгация договора на 2022 год.
Согласно п.9 предписания АО "СНПЗ" необходимо устранить нарушение п.43 Правил N 533, выразившееся в отсутствии на "Базе товарно-сырьевая" N А53-00050-0001, I класс опасности, (установка ввода присадки МТБЭ, производство N 4) дистанционного отключения насосов поз. Н-3, Н-4 в насосной для перекачки присадки МТБЭ.
В соответствии с п.43 Правил N 533 для насосов и компрессоров (группы насосов и компрессоров), перемещающих горючие продукты, должны предусматриваться их дистанционное отключение и отключение по месту, установка на линиях всасывания и нагнетания запорных или отсекающих устройств. Тип арматуры и место ее установки на линиях всасывания и нагнетания, способ ее отключения, в том числе дистанционный, обосновываются в проектной документации (документации на техническое перевооружение) в каждом конкретном случае с учетом диаметра и протяженности трубопровода и характеристики транспортируемой среды.
По утверждению АО "СНПЗ", для выполнения предписания требуется поэтапное выполнение комплекса мероприятий, связанных с разработкой проекта, проведение ЭПБ, проведение закупочных процедур на поставку МТР и поставка, выбор подрядной организации, проведение СМР и пуско-наладочных работ, для которых требуются значительные временные и финансовые затраты:
- разработка проекта (от 1 до 5 месяцев);
- проведение экспертизы промышленной безопасности проекта (6 месяцев);
- проведение закупочных процедур (до 6 месяцев) (в соответствии с Законом N 223-ФЗ и ЛНД Компании);
- поставка МТР (12 месяцев) (оформление заявки, заключение договора);
- выполнение работ (оснащение) (от 2 лет до 3 лет) (возможно только в период проведения капитального ремонта, так как завод имеет 2-х летнюю структуру межремонтного пробега, то есть капитальный ремонт будет проводиться в 2023 году).
АО "СНПЗ" указывает, что устранение данных нарушений предполагает выполнение комплекса мероприятий с поэтапным их выполнением в течение продолжительного периода времени.
Между тем, для данного пункта предписания разработаны два варианта устранения:
1. На текущий момент, во исполнение мероприятий по выводу из эксплуатации установка ввода присадки МТБЭ АО "СНПЗ" выполнено следующее:
- разработана проектная документация N 5766582-412/11/3/1420/5 на вновь строящийся объект "Узел ввода МТБЭ";
- заключен договор на выполнение строительно-монтажных работ от 17.04.2020 N 3300720/0252Д с ООО "Спутник-Интеграция".
2. На текущий момент, во исполнение мероприятий по устранению нарушения на действующей установке ввода присадки МТБЭ АО "СНПЗ" выполнено следующее:
- в 2016 году выполнен проект N 12-2413 "Монтаж приборов КИП на насосах Н-3, Н-4 в насосной тит.212. Техническое перевооружение";
- проведена экспертиза промышленной безопасности проекта, выдано заключение N 196/180-ЭД/19, которое внесено в реестр заключений в РТН за N 53-ТП-20669-2019;
- в январе 2018 года выполнен проект N 5766582-8/17-212-Р "Техническое перевооружение. СБ и ПАЗ установки ввода присадки МТБЭ цеха N 4";
- проведена экспертиза промышленной безопасности проекта, выдано заключение N 298/273-ЭД/19, которое внесено в реестр за N 53-ТП-04516-2020;
- в июне 2020 года заключен договор N 3303520/0476Д с ООО "ПОЛАКС" на выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ.
В настоящее время ООО "ПОЛАКС" выполнен монтаж металлоконструкций кабельной эстакады, прокладка кабельных линий от операторной до клеммных коробок насосных агрегатов, выполнен монтаж датчиков: а) температуры подшипников Н-3, 4; б) давления уплотняющей жидкости торцевых уплотнений Н-3, 4; в) температуры уплотняющей жидкости торцевых уплотнений Н-3, 4.
Планируется поставка по заявке SАР 1000018232 датчиков уровня уплотняющей жидкости торцевых уплотнений Н-3,4 и сигнализаторов уровня залива корпусов Н-3,4.
Остаются незавершенными работы по подключению кабельных линий к контроллеру АСУТП (автоматизированной системы управления технологическим процессом) согласно рабочей документации N 5766582-8/17-212-Р ввиду длительных закупочных процедур по заявке SАР 1000033124, ожидаемая дата поставки контроллера 27.10.2022.
Также пролонгирован договор N 3303520/0476Д с ООО "ПОЛАКС" на выполнение строительно-монтажных работ на 2022 год; срок реализации - декабрь 2022 года.
До полного устранения выявленного нарушения в АО "СНПЗ" разработана Программа мероприятий по устранению нарушений, отмеченных в предписаниях Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, согласованная с ПАО "НК "Роснефть", до реализации которой предусмотрены компенсирующие мероприятия (приказ от 28.10.2021 N 2926). Усилен контроль и учет по работе насосов переносными системами вибромониторинга (ВК-5-М) (1 раз в час) с записью в вахтовом журнале; предусмотрено незамедлительное отключение и вывод в ремонт в случае выявления даже незначительных отклонений в работе насосов. Указанным насосам проведена экспертиза промышленной безопасности, получены положительные заключения ЭПБ, зарегистрированные за N 53-ТУ-18789-2017, 53-ТУ-02517-2018. Согласно заключениям центробежные насосы признаны соответствующими требованиям нормативно-технической документации в области промышленной безопасности и назначен срок безопасной их эксплуатации до июня и сентября 2022 года.
Согласно п.10 предписания АО "СНПЗ" необходимо устранить нарушение п.194 Правил N 533, выразившееся в отсутствии на "Базе товарно-сырьевая" N А53-00050-0001, I класс опасности, (установка ввода присадки МТБЭ, производство N 4) специально предназначенного оборудования и стационарных линий (коллекторов) для выполнения вспомогательных операций по освобождению трубопроводов от остатков ЛВЖ в насосной для перекачки присадки МТБЭ.
В силу п.194 Правил N 533 не допускается применять во взрывопожароопасных технологических системах металлорукава и гибкие шланги (резиновые, пластмассовые) в качестве стационарных трубопроводов для транспортирования СГГ, веществ в парогазовом состоянии, ЛВЖ и ГЖ за исключением обвязки форсунок печей. Для выполнения вспомогательных операций (продувка участков трубопроводов, насосов, отвод отдувочных газов и паров, освобождение трубопроводов от остатков СГГ, ЛВЖ, ГЖ) должны использоваться специально для этого предназначенное оборудование и стационарные линии (коллекторы), на которых предусматриваются отводы (патрубки) с запорной арматурой и глухим фланцем, а при необходимости устанавливается обратный клапан. Для соединения оборудования и технологических трубопроводов со стационарными линиями используются съемные участки трубопроводов. Применение труб из композитных материалов в качестве стационарных трубопроводов устанавливается в исходных данных и обосновывается в проектной документации (документации на техническое перевооружение) с учетом физико-химических свойств перемещаемой среды и регламентированных параметров работы трубопровода. Для проведения операций слива и налива в железнодорожные цистерны и другое нестационарное оборудование должны применяться гибкие шланги или металлорукава, имеющие документы, подтверждающие их соответствие обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Выбор шлангов или металлорукавов осуществляется с учетом свойств транспортируемого продукта и параметров проведения процесса; срок службы металлорукавов и шлангов устанавливается производителем и продлению не подлежит.
АО "СНПЗ" ссылается на то, что для выполнения данного пункта предписания требуется поэтапное выполнение комплекса мероприятий, связанных с разработкой проекта, проведение ЭПБ, проведение закупочных процедур на поставку МТР и поставка, выбор подрядной организации, проведение СМР и пуско-наладочных работ, для которых требуются значительные временные и финансовые затраты, а именно:
- разработка проекта (от 1 до 5 месяцев);
- проведение экспертизы промышленной безопасности проекта (6 месяцев);
- проведение закупочных процедур (до 6 месяцев) (в соответствии с Законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ и ЛНД АО "СНПЗ");
- поставка МТР (12 месяцев) (оформление заявки, заключение и исполнение договора);
- выполнение работ (оснащение) (от 2 лет до 3 лет) (возможно только в период проведения капитального ремонта, так как завод имеет 2-х летнюю структуру межремонтного пробега, то есть капитальный ремонт будет проводиться в 2023 году).
Устранение данных нарушений предполагает выполнение комплекса мероприятий с поэтапным их выполнением в течение продолжительного периода времени.
Для данного пункта предписания разработаны два варианта устранения:
1. На текущий момент, во исполнение мероприятий по выводу из эксплуатации установка ввода присадки МТБЭ АО "СНПЗ" выполнено следующее:
- разработана проектная документация N 5766582-412/11/3/1420/5-ИОС7-ТР4. на вновь строящийся объект "Узел слива МТБЭ". Согласно проекта Дренаж всех насосов и участков трубопроводов производится в заглубленную емкость Е-5.11;
- заключен договор на выполнение строительно-монтажных работ N 3300720/0252Д от 17.04.2020 с ООО "Спутник-Интеграция", срок завершения работ - сентябрь 2022 года.
2. На текущий момент, во исполнение мероприятий по устранению нарушения на действующей установке ввода присадки МТБЭ АО "СНПЗ" выполнено следующее:
- разработано техническое задание на проектирование N 182/2021 "Спроектировать специальное оборудованное место для выполнения операций по аварийному освобождению неисправных цистерн на площадке слива присадки МТБЭ из железнодорожных цистерн", "Спроектировать специально предназначенное оборудование и стационарные линии (коллекторы) для выполнения вспомогательных операций по освобождению трубопроводов от остатков ЛВЖ в насосной для перекачки присадки МТБЭ";
- разработана проектная документация N 12-2425 "Блок аварийного освобождения вагоно-цистерн и планового освобождения насосов Н-3, Н-4. Техническое перевооружение";
- заключен договор с ООО ТЭД от 01.08.2021 N 3303521-1057Д на проведение ЭПБ проектной документации;
- сформирован пакет проектной документации для прохождения экспертизы промышленной документации.
До полного устранения выявленного нарушения в АО "СНПЗ" разработана Программа мероприятий по устранению нарушений, отмеченных в предписаниях Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, согласованная с ПАО "НК "Роснефть", до реализации которой предусмотрены компенсирующие мероприятия, обеспечивающие безопасную эксплуатацию объекта (приказ от 28.10.2021 N 2926).
Исходя из п.11 предписания, АО "СНПЗ" необходимо устранить нарушение п.324 Правил N 533, выразившееся в том, что на "Базе товарно-сырьевая" N А53-00050-0001, I класс опасности, (установка ввода присадки МТБЭ, производство N 4) не предусмотрена сигнализация о неисправной работе вентиляционных систем поз.N N В-10, П-11р, П-11, П-8, В-9 в помещении управления.
Согласно п.324 Правил N 533 в помещениях управления и производственных помещениях должна быть предусмотрена сигнализация о неисправной работе вентиляционных систем.
По утверждению АО "СНПЗ", для выполнения предписания требуется поэтапное выполнение комплекса мероприятий, связанных с разработкой проекта, проведение ЭПБ, проведение закупочных процедур на поставку МТР и поставка, выбор подрядной организации, проведение СМР и пуско-наладочных работ, для которых требуются значительные временные и финансовые затраты:
- разработка проекта (от 1 до 5 месяцев);
- проведение экспертизы промышленной безопасности проекта (6 месяцев);
- проведение закупочных процедур (до 6 месяцев) (в соответствии с Законом N 223-ФЗ и ЛНД АО "СНПЗ");
- поставка МТР (12 месяцев) (оформление заявки, заключение и исполнение договора);
- выполнение работ (оснащение) (от 2 лет до 3 лет) (возможно только в период проведения капитального ремонта, так как завод имеет 2-х летнюю структуру межремонтного пробега, то есть капитальный ремонт будет проводиться в 2023 году).
Устранение данных нарушений предполагает выполнение комплекса мероприятий с поэтапным их выполнением в течение продолжительного периода времени.
Для данного пункта предписания разработаны два варианта устранения:
1. На текущий момент, во исполнение мероприятий по выводу из эксплуатации установка ввода присадки МТБЭ АО "СНПЗ" выполнено следующее:
- разработана проектная документация N 5766582-412/11/3/1420/5-ИОС7-ТР4. на вновь строящийся объект "Узел слива МТБЭ";
- заключен договор на выполнение строительно-монтажных работ N 3300720/0252Д от 17.04.2020 с ООО "Спутник-Интеграция", срок завершения работ - сентябрь 2022 года.
2. На текущий момент, во исполнение мероприятий по устранению нарушения на действующей установке ввода присадки МТБЭ АО "СНПЗ" выполнено следующее:
- в январе 2018 года выполнен проект N 5766582-8/17-212-Р "Техническое перевооружение. СБ и ПАЗ установки ввода присадки МТБЭ цеха N 4";
- проведена экспертиза промышленной безопасности проекта, выдано заключение N 298/273-ЭД/19, которое внесено в реестр за N 53-ТП-04516-2020;
- в июне 2020 года заключен договор N 3303520/0476Д с ООО "ПОЛАКС" на выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ.
Остаются незавершенными работы по подключению кабельных линий к контроллеру АСУТП согласно рабочей документации N 5766582-8/17-212-Р ввиду длительных закупочных процедур по заявке SАР 1000033124, ожидаемая дата поставки контроллера 27.10.2022.
Также пролонгирован договор N 3303520/0476Д с ООО "ПОЛАКС" на выполнение строительно-монтажных работ на 2022 год; срок реализации - декабрь 2022 года.
До полного устранения выявленного нарушения в АО "СНПЗ" разработана Программа мероприятий по устранению нарушений, отмеченных в предписаниях Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, согласованная с ПАО "НК "Роснефть", до реализации которой предусмотрены компенсирующие мероприятия (приказ от 28.10.2021 N 2926). Усилен контроль и учет по работе вентиляционного оборудования переносными системами вибромониторинга (ВК-5-М) (1 раз в час) с записью в вахтовом журнале; предусмотрено незамедлительное отключение и вывод в ремонт в случае выявления даже незначительных отклонений в работе вентиляции.
С учетом установленных обстоятельств суд первой инстанции правильно признал обоснованными доводы АО "СНПЗ" о том, что оспариваемым предписанием административный орган обязывает общество провести комплекс поэтапных мероприятий по устранению нарушений, в том числе техническое перевооружение/реконструкцию опасного производственного объекта, проектные работы с последующей экспертизой промышленной безопасности проектной документации, конкурсные процедуры по закупкам ТМЦ и услуг, заключение и исполнение договоров с проектными институтами, экспертными и подрядными организациями, изготовителями и поставщиками оборудования и стройматериалов, осуществление строительно-монтажных работ сезонного характера с остановкой производства, с учетом утвержденных Программ по реконструкции АО "СНПЗ" и привлечением значительных денежных средств, в пределах незначительного периода времени (3 месяца).
Как установлено судом первой инстанции, до полного устранения выявленных нарушений в АО "СНПЗ" разработана Программа мероприятий по устранению нарушений, отмеченных в предписаниях административного органа, согласованная с ПАО "НК "Роснефть", до реализации которой предусмотрены и введены организационно-технические, компенсирующие мероприятия, обеспечивающие безопасную эксплуатацию объекта до устранения нарушений, указанных в предписании.
Ссылку административного органа на то, что указанные мероприятия не являются компенсирующими, суд первой инстанции обоснованно признал несостоятельной и не подтвержденной материалами дела.
Кроме того, суд первой инстанции отметил, что невозможность исполнения предписания по выявленным административным органом нарушениям при эксплуатации ОПО I класса опасности "База товарно-сырьевая" в 3-месячный срок подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 03.03.2022 по делу N А55-25145/2021 о признании незаконным решения административного органа, выраженного в письме от 09.08.2021 N 301-23540, об отказе АО "СНПЗ" в продлении на 12 месяцев срока исполнения ранее выданного предписания от 19.05.2021 N 06-05-21-351-ПН/П.
Согласно ч.2 ст.69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Исходя из решения суда по делу N А55-25145/2021, административный орган обязан был устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АО "СНПЗ" и продлить срок исполнения предписания от 19.05.2021 N 06-05-21-351-ПН/П (до 19.08.2021) на 12 месяцев, то есть до 19.08.2022.
Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, по результатам проверки исполнения предписания от 19.05.2021 N 06-05-21-351-ПН/П административный орган выдал АО "СНПЗ" новое предписание - от 16.09.2021 N 06-09-21-057-ПН/П, по результатам проверки исполнения которого (на что указано в протоколе осмотра от 17.02.2022 N 06-02-22-039-ПОС5) выдал оспариваемое по настоящему делу предписание - от 17.02.2022 N 06-02-22-039-ПОС5/П. Эти предписания составлены в отношении одних и тех же нарушений (за исключением выполненных обществом пунктов предписания).
Таким образом, проверка исполнения как предписания от 19.05.2021 N 06-05-21-351-ПН/П, так и предписания от 16.09.2021 N 06-09-21-057-ПН/П административным органом фактически произведена до истечения срока исполнения предписания от 19.05.2021 N 06-05-21-351-ПН/П, установленного (продленного) с учетом решения Арбитражного суда Самарской области от 03.03.2022 по делу N А55-25145/2021 до 19.08.2022.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что административный орган вопреки требованиям ч.1 ст.65, ч.5 ст.200 АПК РФ не доказал соответствие оспариваемого предписания закону, а также обстоятельства, послужившие основанием для принятия этого предписания.
С учетом изложенного, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст.71 АПК РФ, суд первой инстанции правильно признал оспариваемое предписание не соответствующим закону, нарушающим права и законные интересы АО "СНПЗ" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем удовлетворил заявленные обществом требования.
Повторно проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу, направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
Суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, а потому у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст.270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В силу ст.333.37 НК РФ административный орган освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражном суде.
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 27 декабря 2022 года по делу N А55-12386/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Некрасова |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-12386/2022
Истец: АО "Сызранский нефтеперерабатывающий завод"
Ответчик: Средне-Волжское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору