г. Пермь |
|
16 марта 2023 г. |
Дело N А71-6729/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 марта 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ушаковой Э.А.,
судей Гладких Д.Ю., Яринского С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шималиной Т.В.,
при участии:
от истца: Михеев Т.С., паспорт, доверенность от 16.06.2022, диплом;
от ответчика: Дидковская Н.В., паспорт, доверенность от 19.10.2022, диплом;
Ярынченко И.О., паспорт, доверенность от 19.10.2022, диплом;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца, общества с ограниченной ответственностью "Горэлектросеть",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 14 декабря 2022 года
по делу N А71-6729/2022
по иску общества с ограниченной ответственностью "Горэлектросеть" (ОГРН 1141840005537, ИНН 1840028170)
к публичному акционерному обществу "Россети Центр и Приволжье" филиал
"Удмуртэнерго" (ОГРН 1075260020043, ИНН 5260200603)
третьи лица: акционерное общество "Энергосбыт Плюс" в лице Удмуртского филиала акционерного общества "ЭнергосбыТ Плюс" (ОГРН 1055612021981 ИНН 5612042824), Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики,
о взыскании задолженности за услуги по передаче электрической энергии, пени,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Горэлектросеть" (далее - истец, ООО "Горэлектросеть") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к публичному акционерному обществу "Россети Центр и Приволжье" филиал "Удмуртэнерго" (далее - ответчик, ПАО "Россети Центр и Приволжье") о взыскании задолженности по договору оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности) N К-221 от 15.03.2016 в сумме 13 049 857 руб. 57 коп. за период с января 2022 г. по май 2022 г., 90 225 руб. 69 коп. неустойки за период с 25.02.2022 по 31.03.2022 (с учетом принятых судом первой инстанции в порядке ст. 49 АПК РФ уточнений исковых требований).
На основании ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены акционерное общество "Энергосбыт Плюс" в лице Удмуртского филиала акционерного общества "ЭнергосбыТ Плюс" (далее - АО "ЭнергосбыТ Плюс"), Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики (далее - Минстрой, Министерство).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 14.12.2022 в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, исковые требования - удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы, истец указал, что нормами действующего законодательства при расчетах между сетевыми организациями по ставке, отражающей удельную величину расходов на содержание электрических сетей, предписано применение величины заявленной мощности, согласованной сторонами в договоре и являющейся его существенным условием, между тем судом первой инстанции в нарушение указанных норм применена иная величина мощности. Пояснил, что условиями заключенного между сторонами договора на оказание услуг по передаче электрической энергии (мощности) N К-221 от 15.03.2016 не предусмотрено применение мощности по ставке на содержание сетей, утвержденной регулирующим органом и не зависит от НВВ (п. 3.3.5 договора), величина заявленной мощности определяется именно по соглашению сторон, а не органом регулирования тарифов; Приказ Минстроя УР об утверждении индивидуальных тарифов на 2022 г. не содержит величины заявленной мощности; в приложении N 3 к договору на оказание услуг по передаче электрической энергии (мощности) N К-221 от 15.03.2016 стороны согласовали плановый прогнозируемый баланс на 2022 г., однако ответчик необоснованно уклонился от его применения при проведении взаиморасчетов между сторонами. Считает, что судом первой инстанции допущено необоснованное вмешательство в вопросы тарифного регулирования будущих периодов.
Ответчик и третье лицо, Министерство, представили отзывы на апелляционную жалобу, в которых просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представители ответчика с доводами апелляционной жалобы не согласились по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третьи лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела в порядке ст. 121, 123 АПК РФ, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, что в соответствии со ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, между обществом "Горэлектросеть" (исполнитель) и обществом "Россети Центр и Приволжье" филиал "Удмуртэнерго" (заказчик) заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности) N К-221 от 15.03.2016, по условиям п. 2.1 которого исполнитель обязуется оказывать услуги по передаче электрической энергии (мощности) от точек приема и до точек поставки путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии (мощности) через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю на праве собственности или на ином законном основании, а заказчик обязуется оплачивать эти услуги.
Согласно п. 4.7 договора, оплата услуг по передаче электрической энергии (мощности) производится до 25 числа месяца, следующего за расчетным, исходя из фактических объемов передачи электроэнергии (мощности) согласно акту об оказании услуг по передаче электрической энергии (мощности) и на основании выставленного исполнителем счета-фактуры.
Во исполнение условий договора исполнителем в период январь-май 2022 г. оказаны услуги по передаче электрической энергии, в адрес заказчика направлены для оплаты акты об оказании услуг по передаче электрической энергии (мощности), а также счета-фактуры.
Ссылаясь на то, что оказанные услуги по передаче электрической энергии за период январь-май 2022 года ответчиком в полном объеме не оплачены, на стороне заказчика образовалась задолженность, составляющая, по расчету исполнителя 13 049 857 руб. 57 коп., последнее с соблюдением досудебного порядка обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, установив, что факт оказания истцом услуг по передаче электрической энергии в спорный период сторонами не опровергается, разногласия сторон возникли относительно определения величины мощности, предъявленной к оплате, исходя из подлежащих применению норм права, пришел к выводу о необходимости производить расчет исходя из учтенной при тарифном регулировании мощности в размере 11,25 МВт, в связи с чем признал неверным определение истцом величины мощности, предъявленной к оплате за оказанные услуги в январе-мае 2022 года, согласно Приложению N 3 к договору "Плановый баланс" и отказал в удовлетворении требований истца
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзывов на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции оснований для отмены или изменения судебного акта не установил, поскольку отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергегики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ).
Согласно статье 3 Федерального закона N 35-ФЗ, территориальная сетевая организация - коммерческая организация, которая оказывает услуги но передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует, утвержденным Правительством Российской Федерации, критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
В соответствии с абзацем 12 статьи 3 Федерального закона N 35-ФЗ услуги по передаче электрической энергии - комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, которые обеспечивают передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями и совершение которых может осуществляться с учетом особенностей, установленных пунктом 11 статьи 8 Федерального закона N 35-ФЗ.
Согласно абзацу десятому статьи 3 Федерального закона N 35-ФЗ розничные рынки электрической энергии - сфера обращения электрической энергии вне оптового рынка с участием потребителей электрической энергии.
Основы организации розничных рынков электрической энергии нашли свое закрепление в статье 37 Федерального закона N 35-ФЗ, в соответствии с пунктом 1 которой субъектами розничных рынков являются: потребители электрической энергии; поставщики электрической энергии (энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики, производители электрической энергии, не имеющие права на участие в оптовом рынке в соответствии со статьей 35 Федерального закона N 35-ФЗ); территориальные сетевые организации, осуществляющие услуги по передаче электрической энергии; субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, осуществляющие указанное управление на уровне розничных рынков.
При этом абзацем третьим пункта 4 статьи 26 Федерального закона N 35-ФЗ предусмотрено, что сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства не вправе препятствовать передаче электрической энергии на другие объекты.
В соответствии с частью 2 статьи 26 Федерального закона N 35-ФЗ оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг. Договор оказания этих услуг является публичным.
Услуги по передаче электрической энергии в силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Статьей 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" определены методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий, к числу которых отнесено ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.
Статьей 23.1 Федерального закона N 35-ФЗ предусмотрено государственное регулирование цен (тарифов) на оптовом и розничных рынках. Согласно данной нормы цена (тариф) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов) подлежат государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках (далее - цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям).
Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям являются одной из составляющей ценовой политики, цена которой входит:
в цену (тариф) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей;
в цену (тариф) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей.
Как было указано выше, сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов.
Конечной целью государственного регулирования цен (тарифов) на отдельные виды продукции (услуг), перечень которых определяется федеральными законами в электроэнергетике, является установление экономически обоснованного уровня тарифа (цены).
Согласно части 9 статьи 25 Федерального закона N 35-ФЗ, обеспечение недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике контролируется в соответствии с настоящим Федеральным законом, антимонопольным законодательством Российской Федерации и утверждаемыми Правительством Российской Федерации правилами оптового рынка, правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказываемым организациями коммерческой инфраструктуры услугам.
В соответствии с пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861) собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату. Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения настоящих Правил, предусмотренные для сетевых организаций.
Таким образом, оказание услуг по передаче электрической энергии - это право собственников и иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства, и в случае нежелания заниматься видом деятельности по передаче электрической энергии возлагает лишь одну обязанность - не препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Поскольку оказание услуг по передаче электрической энергии это право собственников и иных законных владельцев электросетевого оборудования, соответственно тарифное регулирование должно соотноситься с предложением регулируемой организации, на которую возлагаются обязанность по соблюдению обязательных требований тарифного регулирования.
Тарифное регулирование в сфере электроэнергетики осуществляется на основе Федерального закона N 35-ФЗ и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Федерального закона N 35-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы) и (или) их предельные уровни, указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Согласно пункту 4 статьи 23.1 Федерального закона N 35-ФЗ государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
Государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном Основами ценообразования и Правилами регулирования, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 23 Федерального закона N 35-ФЗ).
Пунктом 2 Основ ценообразования необходимая валовая выручка определяется как экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.
Из пункта 7 Основ ценообразования следует, что при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. В случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по не зависящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования, если иное не установлено настоящими Основами ценообразования.
В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Федеральной антимонопольной службой, на основании следующих долгосрочных параметров регулирования: базовый уровень подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами; индекс эффективности подконтрольных расходов определяется регулирующими органами с использованием метода сравнения аналогов в соответствии с методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утвержденными Федеральной антимонопольной службой; коэффициент эластичности подконтрольных расходов по количеству активов, определяемый в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными Федеральной антимонопольной службой; уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, определяемый в соответствии с пунктом 40(1) Основ ценообразования; уровень надежности и качества реализуемых товаров (услуг), устанавливаемый в соответствии с пунктом 8 Основ ценообразования и применяемый при регулировании тарифов с даты вступления в силу методических указаний по расчету уровня надежности и качества реализуемых товаров (услуг).
Согласно пункту 49 Методических указаний N 20-э/2, расчет единых котловых на территории субъекта Российской Федерации тарифов на услуги по передаче электрической энергии производится на основе НВВ, рассчитанной в соответствии с пунктом 47 Методических указаний N 20-э/2 для каждой сетевой организации, расположенной на территории субъекта Российской Федерации.
Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории субъекта Российской Федерации устанавливаются одновременно в двух вариантах: двухставочный; одноставочный, а индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций (далее - индивидуальные тарифы), определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).
Пунктом 2 Правил N 861 заявленная мощность определена как величина мощности, планируемая к использованию в предстоящем расчетном периоде регулирования, применяемая в целях установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии и исчисляемая в мегаваттах.
В силу пункта 46 Правил N 861 тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются с учетом использования потребителями указанных услуг мощности электрической сети, к которой они технологически присоединены.
Согласно статье 3 Федерального закона N 35-ФЗ потребителями мощности являются лица, приобретающие мощность, в том числе для собственных бытовых и (или) производственных нужд и (или) для последующей продажи, лица, реализующие электрическую энергию на розничных рынках, лица, реализующие электрическую энергию на территориях, на которых располагаются электроэнергетические системы иностранных государств.
В соответствии с пунктом 14 Основ ценообразования расчетный объем производства продукции и (или) оказываемых услуг определяется исходя из формируемого Федеральной антимонопольной службой сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации (далее - прогнозный баланс).
Формирование прогнозного баланса, а также внесение в него изменений и уточнений осуществляются в соответствии с разделом 5 Основ ценообразования и Порядком формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утвержденным приказом Федеральной службы но тарифам от 12.04.2012 N 53-э/1 (далее - Порядок).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 Порядка сводный прогнозный баланс формируется в целях расчетов регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию и мощность, подлежащих государственному регулированию.
Из пункта 7 Порядка следует, что при формировании сводного прогнозного баланса в целом по единой энергетической системе России учитываются объемы нормативных потерь электрической энергии, отраженные по всем сетевым организациям.
Пунктом 13 Порядка установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов определяют уровень потребности субъекта Российской Федерации (региона) в электрической и тепловой энергии и мощности на основе прогноза электро- и теплопотребления и анализа динамики его изменения за предыдущие 3 года с учетом заключенных и планируемых к заключению договоров о технологическом присоединении к электрической сети и тепловой сети, нормативов технологических потерь электрической и тепловой энергии, а также утвержденных схем теплоснабжения.
Сводный прогнозный баланс формируется согласно графику прохождения документов, утвержденного приложением N 1 Порядка.
В соответствии с данным графиком прохождения документов сетевые организации, не позднее 1 апреля предшествующего года направляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации свои предложения в формате таблиц 3.1, по технологическому расходу электрической энергии и мощности (потерям) в электрических сетях и заявленной (присоединенной) мощности, а также информацию по нормативам технологических потерь электроэнергии при передаче по электрическим сетям, утвержденным Минэнерго России.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, не позднее 20 мая предшествующего года направляет в ФСТ России (в настоящее время ФАС России) сводные по субъекту Российской Федерации предложения в формате таблиц 3.1, 3.1 свод, по сводным прогнозным балансам.
При этом графиком предусмотрено предоставление сетевой организацией уточненных предложений в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 15 августа предшествующего года, и направление данных предложений последним в ФСТ России (в настоящее время ФАС России) не позднее 1 сентября предшествующего года.
На основании поступивших сведений ФАС России в срок не позднее 1 ноября предшествующего года утверждает сводный прогнозный баланс, выписки из которого направляются органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 14 дней после утверждения.
Из системного толкования положений пунктов 14, 80, 81 Основ ценообразования следует, что сводный прогнозный баланс является основным документом, на основании которого формируются тарифные решения в сфере электроэнергетики.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Горэлектросеть" является территориальной сетевой организацией, осуществляет деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии и является регулируемой организацией.
В отношении ООО "Горэлектросеть" Минстроем УР принято тарифное решение - приказ Минстроя УР от 31.12.2019 N 32/17 "О долгосрочных параметрах регулирования для общества с ограниченной ответственностью "Горэлектросеть" на 2020 - 2024 годы и индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ООО "Горэлектросеть" и ПАО "Россети Центр и Приволжье" (филиал "Удмуртэнерго") на 2020 - 2024 годы" (далее - приказ Минстроя УР N 32/17).
Согласно пункту 63 Основ ценообразования, пунктам 49, 52 Методических указаний N 20-э/2 индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций, определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).
В соответствии с пунктом 52 Методических указаний N 20-э/2 регулирующий орган одновременно устанавливает двухставочные и одноставочные индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии.
Расчет двухставочного индивидуального тарифа предусматривает определение ставки на содержание электрических сетей в расчете на МВА (МВт) суммарной присоединенной (заявленной) мощности без разбивки по уровням напряжениям и ставки на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии на ее передачу в расчете на МВт.ч без разбивки по уровням напряжениям.
Ставка на содержание электрических сетей, установленная для сетевой организации - получателя платы, по которой сетевая организация - плательщик (ответчик) рассчитывается с сетевой организацией - получателем платы (истец) рассчитывается как отношение избытка (недостатка) средств, относимого на содержание сетей, к произведению суммарной величины присоединенной (заявленной) мощности на всех уровнях напряжения для точек присоединения сетевой МВА (МВт) и числа месяцев в периоде регулирования.
Базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии является плановый сальдированный переток электроэнергии между сетевыми организациями. Оплата услуг осуществляется за фактический объем сальдированного перетока (абзац восьмой пункта 52 Методический указаний N 20-э/2).
Согласно экспертному заключению по корректировке тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО "Горэлектросеть" на 2022 год в рамках долгосрочного периода 2020-2024 годы (далее - экспертное заключение) для расчета ставки на содержание электрических сетей двухставочного индивидуального тарифа, Минстроем УР признано экономически обоснованным:
- необходимая валовая выручка на содержание сетей на 2022 год в размере 38 556,78 тыс. рублей (таблица 4.9 экспертного заключения);
заявленная мощность - 11,25 МВт (раздел 3 экспертного заключения);
- в разделе 1 экспертного заключения указана установленная мощность трансформаторов и протяженность воздушных и кабельных линий, учтенная регулятором при установлении ставки на содержание электрических сетей. При этом суд отметил, что количество условных единиц (электросетевого оборудования), указанного в ходатайстве об уточнении исковых требований ООО "Горэлектросеть" (исх. N ТМ-22 от 29.11.2022), учтено Минстроем УР при установлении тарифов истцу на 2022 год.
Законодательство, регулирующее правоотношения по передаче электроэнергии, исходит из того, что в силу естественно-монопольной деятельности электросетевых организаций цена услуг по передаче электроэнергии (тарифы) устанавливается государством путем принятия органом исполнительной власти субъекга Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов решения об установлении тарифа.
Во исполнение закрепленных законодателем принципов государственного регулирования в субъектах Российской Федерации реализована котловая экономическая модель взаиморасчетов за услуги по передаче электроэнергии (приказ ФСТ России от 31 июля 2007 года N 138-э/6, информационное письмо ФСТ России от 4 сентября 2007 года N НЯ-5133/12 "О введении котлового метода расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии").
В условиях котловой модели взаиморасчетов все потребители, относящиеся к одной группе, оплачивают котлодержателю услуги по передаче электроэнергии по единому (котловому) тарифу. За счет этого котлодержатель собирает необходимую валовую выручку сетевых организаций, входящих в "котел", и распределяет ее между смежными сетевыми организациями посредством использования индивидуальных тарифов, обеспечивая тем самым необходимую валовую выручку каждой из сетевых организаций (в том числе собственную) для покрытия их производственных издержек и формирования прибыли (пункт 3 Основ ценообразования, пункты 49, 52 Методических указаний N 20-э/2).
Таким образом, решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении тарифа, включающее как "котловой", так и индивидуальные тарифы, учитывает экономически обоснованные потребности всех электросетевых организаций, входящих в "котел". Суд первой инстанции верно указал, что в силу нормативного характера тарифного решения оно обязательно для смежных сетевых организаций, а согласно пункту 35 Правил регулирования) такое решение должно применяться в расчетах по тем же правилам, по которым устанавливался тариф.
Тарифы устанавливаются по инициативе регулируемой организации и при ее непосредственном участии, что позволяет ей своевременно отстаивать свои права, знать о принятом решении и следовать ему при осуществлении деятельности в течение периода регулирования (пункты 12, 25 Правил регулирования тарифов).
Как следует из материалов дела, в силу "котловой" модели тарифного регулирования на территории Удмуртской Республики ПАО "Россети Центр и Приволжье" - является "котлодержателем", у которого аккумулируются оплаченные потребителями по "котловому" тарифу денежные средства за оказанные услуги по передаче электрической энергии для последующего их перераспределения между сетевыми организациями по индивидуальным тарифам.
Судом установлено, что затраты на содержание и эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства, с использованием которых истец оказывает услуги потребителям ПАО "Россети Центр и Приволжье", а также полезный отпуск электрической энергии этим потребителям учтены Минстроем УР при формировании "котлового" и индивидуальных тарифов на 2022 год (приказ Минстроя УР от 31 декабря 2019 года N 32/17 "О долгосрочных параметрах регулирования для общества с ограниченной ответственностью "Горэлектросеть" на 2020 - 2024 годы и индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между обществом с ограниченной ответственностью "Горэлектросеть" и публичным акционерным обществом "Россети Центр и Приволжье" (филиал "Удмуртэнерго") на 2020 - 2024 годы" и приказ Минстроя УР от 27 декабря 2021 года N 26/2 "О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям на территории Удмуртской Республики на 2022 год").
В соответствии с пунктом 49 Методических указаний N 20-э/2 расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым пунктом 27 Методических указаний N 20-э/2 предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность). Расчет единых на территории субъекта Российской Федерации тарифов на услуги по передаче электрической энергии, дифференцированных по уровням напряжения, для потребителей услуг по передаче электрической энергии (кроме сетевых организаций) производится независимо от того, к сетям какой сетевой организации они присоединены.
Сетевая организация, действуя добросовестно и следуя утвержденной регулирующим органом котловой модели расчетов, вправе претендовать на получение платы за услуги лишь в том размере, который учтен регулирующим органом при утверждении индивидуального тарифа (в объеме ее необходимой валовой выручки).
Внутри котловой экономической модели может возникать ситуация, при которой сетевая организация, злоупотребляя своими правами, своими действиями способствует перераспределению котловой выручки в ее пользу в ущерб другим сетевым организациям (включение новых объектов в объем оказанных услуг по передаче электрической энергии, несогласование заявленной мощности, установленной для нее в тарифно-балансовом решении).
Презумпция добросовестности сетевой организации (пункт 5 статьи 10 ГК РФ, пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", далее - Постановление N 25) действует до тех пор, пока данная сетевая организация действует в соответствии с принятыми для нее тарифным решением (часть 2 статьи 9, часть 1 статьи 65 АПК РФ).
В случае, когда сетевая организация намеренно действует в обход тарифного решения с целью перераспределения котловой выручки в свою пользу, такие услуги по передаче электрической энергии (мощности) оплате не подлежат (пункты 1, 2 статьи 10 ГК РФ).
Судом учтено, что применительно к котловой экономической модели взаиморасчетов за услуги по передаче электрической энергии сетевая организация вправе претендовать на получение платы за услуги лишь в том размере, который учтен регулирующим органом при утверждении индивидуального тарифа (в объеме ее необходимой валовой выручки) (определение Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2018 года N 306-ЭС 17-23208).
В данной конкретной ситуации, суд должен обеспечить экономическое восстановление котловой модели взаиморасчетов таким образом, как если бы она фактически была соблюдена всеми ее участниками.
С учетом изложенного, судом первой инстанции сделан верный вывод, что для получения утвержденной необходимой валовой выручки для содержания сетей истца, необходимо производить расчет исходя из учтенной при тарифном регулировании мощности в размере 11,25 МВт.
Как правильно отмечено судом, иной подход, т.е. применение величины заявленной мощности (18,657 МВт) в большем, чем предусмотрено в тарифно-балансовом решении размере при расчетах за передачу электрической энергии повлечет получение истцом необходимой валовой выручки на содержание в 1,66 раза больше (18,657/11,25), чем предусмотрено при тарифном регулировании на 2022 год, что будет являться неосновательным обогащением для истца, а для ответчика прямыми убытками.
Исходя из изложенного, судом первой инстанции сделан верный вывод об отсутствии правовых оснований для оплаты услуг по передаче электрической энергии по двухставочному тарифу по ставке на содержание электрических сетей по иному размеру учтенной мощности в тарифно-балансовом решении Минстроя УР (приказ Минстроя УР N 32/17), поскольку действия общества "Горэлектросеть" могут привести к причинению вреда другим лицам и нарушению установленного законодательством общего принципа - достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии (п.1 ст. 20 Федерального закона N35-ФЗ).
Таким образом, доводы, приведенные истцом в обоснование заявленных требований и изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании вышеприведенных норм права.
Как пояснил Минстрой, корректировка мерами тарифного регулирования возникающих у регулируемых организаций недополученных или необоснованных доходов (пункт 7 Основ ценообразования) является дополнительным механизмом защиты потребителей и организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, и относится исключительно к государственной функции Минстроя УР, которая не может быть подменена судебными институтами.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, руководствуясь вышеприведенными нормами права, учитывая оплату в полном объеме ответчиком оказанных истцом услуг по передаче электрической энергии в спорный период, стоимость которых определена из установленной ставки на содержание сети двухставочного тарифа и заявленной мощности, учтенной в тарифном решении истца, установив отсутствие со стороны ответчика задолженности и просрочки оплаты оказанных услуг, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Оснований для иного вывода у суда апелляционной инстанции не имеется.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что в решении суда не дана оценка всем его доводам, апелляционным судом отклоняется, поскольку с учетом представленных в материалы дела доказательств, пояснений сторон, в том числе Минстроя УР, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания полагать, что какое-либо доводы истца не оценивались судом первой инстанции. Неотражение всех доводов стороны не свидетельствует об отсутствии их надлежащей судебной проверки и оценки.
Доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции исследованы и отклонены, как не свидетельствующие о незаконности и необоснованности обжалуемого судебного акта и не влекущие его отмены.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка. Само по себе не согласие заявителя жалобы с правильными выводами суда не является основанием для отмены (изменения) решения суда, являющегося законным и обоснованным.
Таким образом, основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено. В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 14 декабря 2022 года по делу N А71-6729/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Э.А. Ушакова |
Судьи |
Д.Ю. Гладких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-6729/2022
Истец: ООО "Горэлектросеть"
Ответчик: ПАО "Россети Центр и Приволжье"
Третье лицо: АО "ЭнергосбыТ Плюс" в лице Удмуртского филиала, Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики