г. Киров |
|
16 марта 2023 г. |
Дело N А82-20858/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 марта 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Овечкиной Е.А.,
судей Малых Е.Г., Савельева А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Суворовой О.С.,
без участия в судебном заседании представителей сторон и третьих лиц,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Газпром газораспределение Ярославль"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 01.12.2022 по делу N А82-20858/2021,
по исковому заявлению акционерного общества "Газпром газораспределение Ярославль" (ИНН 7604012347, ОГРН 1027600677554)
к территориальной администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии города Ярославля (ИНН 7607008170, ОГРН 1027600513313); мэрии города Ярославля (ИНН 7601001234, ОГРН 1027600683824); Департаменту городского хозяйства мэрии города Ярославля (ИНН 7601001097, ОГРН 1027600677994)
с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Кольцовой Надежды Ивановны, Кольцовой Марины Игоревны, Кольцовой Светланы Викторовны, непубличного акционерного общества "Управдом Фрунзенского района" (ОГРН: 1127604011072, ИНН: 7604228988),
об обязании предоставить доступ в жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Газпром газораспределение Ярославль" (далее - истец, ресурсоснабжающая организация, заявитель, податель жалобы, Общество, АО "Газпром газораспределение Ярославль") обратилось в Арбитражный суд Ярославской области к территориальной администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии города Ярославля (далее - Администрация), мэрии города Ярославля (далее - Мэрия) с иском об обязании ответчиков обеспечить доступ в жилое помещение - квартиру N 8 многоквартирного жилого дома N 1/20 по ул. Подгорная г. Ярославля (далее - жилое помещение, квартира), для производства работ по установке индивидуального прибора учета используемого природного газа и ввода его в эксплуатацию (далее также - ИПУ, прибор учета, прибор учета газа), с последующей оплатой расходов на установку прибора учета газа, а также о взыскании расходов по уплате государственной пошлины.
Определением Арбитражного суда Ярославской области от 27.06.2022 к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля (далее - Департамент).
Исковые требования основаны на положениях статей 125, 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ), пункта 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) и мотивированы невозможностью установки ИПУ в связи с недопуском представителей истца в квартиру, принадлежащую на праве собственности городу Ярославлю.
В деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, участвуют Кольцова Надежда Ивановна (далее - Кольцова Н.И.), Кольцова Марина Игоревна (далее - Кольцова М.И.), Кольцова Светлана Викторовна (далее - Кольцова С.В.), непубличное акционерное общество "Управдом Фрунзенского района" (далее - Управдом; далее также - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 01.12.2022 в удовлетворении требований отказано. Суд первой инстанции отметил, что в рассматриваемом случае муниципальное образование "город Ярославль" в лице Администрации передало квартиру по договору социального найма гражданам. Таким образом, у собственника не имеется обязанности и возможности предоставить Обществу доступ в жилое помещение, переданное по договору социального найма гражданам. С учетом изложенного суд первой инстанции не усмотрел правовых оснований для удовлетворения иска к ответчикам.
АО "Газпром газораспределение Ярославль" с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Ярославской области от 01.11.2022 полностью и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Истец настаивает на наличии у ответчиков обязанности по обеспечению доступа представителей ресурсоснабжающей организации в спорную квартиру.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 15.02.2023 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 16.02.2023 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной нормы стороны и третьи лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело повторно рассмотрено в отсутствие представителей сторон и третьих лиц.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, АО "Газпром газораспределение Ярославль" является организацией, которая осуществляет транспортировку газа по сетям газораспределения, на которую возложена обязанность по установке прибора учета газа.
В муниципальной собственности находится жилое помещение по адресу г. Ярославль, ул. Подгорная, д. 1/20, кв. 8, которое передано гражданам по договору социального найма. В спорной квартире имеется газовое оборудование.
В порядке исполнения возложенной на Общество Законом N 261-ФЗ обязанности по установке приборов учета газа истец, не получив доступ к жилым помещениям, обратился с иском в суд.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Предъявление иска, с учетом характера нарушения права, должно иметь своей целью реальное восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в арбитражный суд лица.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона N 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета.
Согласно пункту 81 Правил N 354 оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 80(1) Правил N 354.
В силу части 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ до 01.01.2019, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 01.01.2019 (в отношении объектов, предусмотренных частями 5.1 и 6.1 статьи 13 Закона N 261-ФЗ, в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 статьи 13 Закона N 261-ФЗ не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
По смыслу приведенных норм действующим законодательством предусмотрены четкие правовые последствия неисполнения собственником обязанности по установке прибора учета, а именно, - возложение указанной обязанности по установке прибора учета на организации, указанные в части 9 статьи 13 Закона 261-ФЗ с последующим возмещением расходов на их установку.
Следовательно, на сегодняшний день закон не предусматривает возможности в судебном порядке требовать возложения на собственника обязанности по установке прибора учета и, соответственно, правовых оснований для удовлетворения подобных требований.
При этом применимо к рассматриваемому спору апелляционный суд отмечает, что в соответствии с пунктами 129, 131, 131(1), 131(2) Правил N 354 обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасную эксплуатацию внутриквартирного газового оборудования обязан потребитель.
Газоснабжение потребителя производится при условии организованных исполнителем и осуществляемых специализированной организацией аварийно-диспетчерского обеспечения, надлежащего технического обслуживания и ремонта, в том числе, внутриквартирного газового оборудования, а также при условии технического диагностирования внутриквартирного газового оборудования, которые осуществляются по соответствующим договорам, заключенным в многоквартирном доме в отношении внутриквартирного газового оборудования, установленного в жилом помещении государственного или муниципального жилищного фонда с нанимателем такого жилого помещения - в части технического обслуживания и текущего ремонта такого оборудования, а с собственником такого жилого помещения - в части капитального ремонта такого оборудования. Указанные лица обязаны обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасную эксплуатацию внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования посредством заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования и (или) внутриквартирного газового оборудования со специализированной организацией, соответствующей требованиям, установленным Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования" (далее - Правила N 410).
К внутриквартирному газовому оборудованию, в том числе относятся индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета газа (абзац седьмой пункта 2 Правил N 410).
При этом потребителям допускается приостановление подачи газа в случае отказа потребителем в допуске исполнителя в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение для проведения контрольной проверки состояния внутридомового газового оборудования и (или) внутриквартирного газового оборудования в порядке, установленном подпунктом "е" пункта 34 Правил N 354, - через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.
Потребителем согласно абзацу пятнадцатому пункта 2 Правил N 354 является собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
В силу части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены ЖК РФ.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное предусмотрено законом или договором.
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с ЖК РФ, договором социального найма данного жилого помещения (часть 1 статьи 61 ЖК РФ).
В силу части 1 статьи 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных ЖК РФ.
В качестве пользователя жилым помещением по договору социального найма наниматель обязан допускать в заранее согласованное время в жилое помещение работников наймодателя или уполномоченных им лиц, представителей органов государственного контроля (надзора) для осмотра технического и санитарного состояния жилого помещения, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, а также для выполнения необходимых ремонтных работ (подпункт "и" пункта 6 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14.05.2021 N 292/пр (далее - Правила N 292/пр).
В силу подпункта "е" пункта 34 Правил N 354 потребитель обязан допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем в порядке, указанном в пункте 85 Правил N 354, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.
По сведениям ответчиков спорная квартира передана по договору найма гражданам Кольцовой Н.И. 1954 г.р., Кольцовой М.И. 1983 г.р., Кольцовой С.В. 1978 г.р., Кольцову О.Я. 2006 г.р., Кольцову А.А. 2013 г.р., которые проживают в указанной квартире и которые являются потребителями коммунальных услуг, в том числе газа.
Таким образом, поскольку жилое помещение находится во владении и пользовании физических лиц, ответчики не могут обеспечить доступ представителям Общества в жилое помещение, поскольку находятся в равном положении с ним с учетом пунктов 34, 85 Правил N 354, пункта 6 Правил N 292/пр.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что судебный акт суда первой инстанции является законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального права. Апелляционная жалоба в таком случае удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 01.12.2022 по делу N А82-20858/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу акционерного общества "Газпром газораспределение Ярославль" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.А. Овечкина |
Судьи |
Е.Г. Малых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-20858/2021
Истец: АО "ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЯРОСЛАВЛЬ"
Ответчик: Мэрия города Ярославля, ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ КРАСНОПЕРЕКОПСКОГО И ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНОВ МЭРИИ ГОРОДА ЯРОСЛАВЛЯ
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА МЭРИИ Г. яРОСЛАВЛЯ, Кольцова Марина Игоревна, Кольцова Надежда Ивановна, Кольцова Светлана Викторовна, НАО "Управдом Фрунзенского района"