город Ростов-на-Дону |
|
14 марта 2023 г. |
дело N А32-17554/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 марта 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Абраменко Р.А.,
судей Попова А.А., Яицкой С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Романовым А.А.,
при участии:
от заявителя: представитель Дьяченко А.С. по доверенности от 22.03.2022 (онлайн-участие),
от заинтересованного лица и третьих лиц: представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "ЖКА Черноморский-3"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.12.2022 по делу N А32-17554/2022
по заявлению акционерного общества "ЖКА Черноморский-3" (ОГРН: 1022302829625, ИНН: 2319025268)
к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю (ОГРН: 1027700485757, ИНН: 7705401340)
при участии третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик гостиничный комплекс "Морской Сочи" (ОГРН: 1202300023342, ИНН: 2366020242, ранее ООО "Комплекс Кавказ"), Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ОГРН: 1042304982510, ИНН: 2309090540), Департамента имущественных отношений Краснодарского края (ОГРН: 1022301228399, ИНН: 2308077553)
о признании незаконным отказа, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "ЖКА Черноморский-3" (далее - заявитель, общество, АО "ЖКА Черноморский-3") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю (далее - заинтересованное лицо, ФГБУ "ФКП Росреестра") о признании незаконным отказа N 13-02965-ПС/22 от 25.02.2022, об обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" исполнить решение Краснодарского краевого суда по делу N 3а-919/2021, внести сведения о кадастровой стоимости земельных участков в Единый государственный реестр недвижимости согласно указанному решению.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.12.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "ЖКА Черноморский-3" обжаловало его в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель просил решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы АО "ЖКА Черноморский-3" указывает, что решением Краснодарского краевого суда от 04.08.2021 по делу N 3а-919/2021установлена кадастровая стоимость в отношении спорных земельных участков. Указанное решение вступило в законную силу. ФГБУ "ФКП Росреестра", являясь стороной по делу N 3а-919/2021, не оспорило решение суда общей юрисдикции. Кадастровая стоимость вышеуказанных объектов, утвержденная Департаментом имущественных отношений по Краснодарскому краю и ГБУ "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ", не соответствует рыночной стоимости. ФГБУ "ФКП Росреестра" неправомерно вводит в заблуждение заявителя, называя предметом оспаривания кадастровую стоимость земельных участков, так как предметом иска является требование об установлении кадастровой стоимости, равной рыночной, то изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости в момент рассмотрения материалов дела не может быть основанием для отказа в исполнении решения суда. Исходя из этого, отказ ФГБУ "ФКП Росреестра" в исполнении решения Краснодарского краевого суда напрямую нарушает законные интересы заявителя.
10.02.2023 в апелляционный суд от публично-правовой компании "Роскадастр" (далее - ППК "Роскадастр") поступило заявление о процессуальном правопреемстве на стороне заинтересованного лица (ФГБУ "ФКП Росреестра") в связи с прекращением деятельности ФГБУ "ФКП Росреестра" путем реорганизацией.
В отзыве на апелляционную жалобу ППК "Роскадастр" просила оставить обжалуемый судебный акт без изменения как законный и обоснованный, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебное заседание проведено с использованием системы веб-конференции в порядке, установленном статьей 153.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, которую просил удовлетворить, отменив решение суда первой инстанции.
Заинтересованное лицо и третьи лица не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев ходатайство о процессуальном правопреемстве, апелляционный суд считает его подлежащим удовлетворению ввиду следующих обстоятельств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Таким образом, основаниями для процессуального правопреемства являются случаи перемены лиц в обязательстве в материальном правоотношении. Материальное правопреемство первично по отношению к процессуальному.
Согласно пункту 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.
В соответствии со сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц от 01.03.2023 ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю прекратило деятельность в результате реорганизации в форме присоединения к ППК "Роскадастр".
Проанализировав представленные документы, принимая во внимание, что участвующими в деле лицами не заявлено каких-либо возражений относительно установления процессуального правопреемства, апелляционный суд считает ходатайство о процессуальном правопреемстве подлежащим удовлетворению.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной государственной кадастровой оценки уполномоченным органом по состоянию на 01.01.2020 установлена кадастровая стоимость земельного участков с кадастровым номером 23:49:0000000:9737 в размере 663 531 150,72 руб. и земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:9738 в размере 4 709 352,6 руб.
Не согласившись с установленной стоимостью, АО "ЖКА Черноморский-3" обратилось в Краснодарский краевой суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости земельных участков исходя из их рыночной стоимости.
Решением Краснодарского краевого суда от 04.08.2021 по делу N 3а-919/2021 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:9737 в размере 380 667 000 руб. и земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:9738 в размере 2 842 000 руб. Датой подачи заявления о кадастровой стоимости объектов считать 02.03.2021. Решение вступило в законную силу 09.11.2021.
28.01.2022 АО "ЖКА Черноморский-3" подано заявление в адрес филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю (правопреемник - ППК "Роскадастр") о внесении в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами 23:49:0000000:9737 и 23:49:0000000:9738 на основании решения Краснодарского краевого суда от 04.08.2021 по делу N 3а-919/2021.
25.02.2022 получен ответ управления N 13-02965-ПС/22, согласно которому исполнение решения не представляется возможным ввиду того, что оспариваемая кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0000000:9737 и 23:49:0000000:9738 не применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Предметом оспаривания должна быть актуальная кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0000000:9737, 23:49:0000000:9738 в размере 1 030 188 639,24 руб. и в размере 7 308 688,44 руб., соответственно.
Заявитель, полагает, что отказ административного органа нарушает его законные права и интересы, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предметом требования по настоящему делу является оспаривание действий филиала ФГУБ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю (правопреемник - ППК "Роскадастр"), выраженных в отказе во внесении изменений в действующую кадастровую стоимость земельных участок, установленных решением Краснодарского краевого суда от 04.08.2021 по делу N 3а-919/2021.
В части 2 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) перечислены характеристики объекта недвижимости, относящиеся к основным сведениям об объекте недвижимости.
Частью 3 статьи 8 Закона о регистрации к дополнительным сведениям об объекте недвижимости отнесены сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах, и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 ст. 38 Закона о регистрации вносятся в уведомительном порядке.
На основании с пункта 1 части 5 статьи 8 Закона о регистрации сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости вносятся в ЕГРН как дополнительные сведения об объекте недвижимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон об оценке) определение кадастровой стоимости ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
По итогам проведенных действий бюджетным учреждением составляется акт, являющийся ненормативно-правовым актом с юридической силой.
В силу статьи 17 Закона об оценке, орган регистрации прав в течение двадцати рабочих дней со дня получения сведений о кадастровой стоимости, определенной в порядке, предусмотренном статьей 16 Закона об оценке, осуществляет внесение в ЕГРН таких сведений.
Согласно пункту 1 статьи 32 Закона о регистрации, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений (актов) об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости и об установлении или изменении разрешенного использования земельного участка.
При этом количественные и качественные характеристики объектов недвижимости, изменение которых влечет за собой изменение кадастровой стоимости, установлены Порядком определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, утвержденным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.09.2018 N 514, а именно кадастровая стоимость подлежит определению в связи с изменением сведений: - о значении площади (в отношении земельного участка, здания, помещения, машино-места);
- о проектируемом значении основной характеристики (в отношении объекта незавершенного строительства); - о степени готовности (в отношении объекта незавершенного строительства); - о категории земель (в отношении земельного участка); - о виде разрешенного использования (в отношении земельного участка); - о назначении, проектируемом назначении (в отношении здания, помещения, объекта незавершенного строительства); - об основной характеристике (в отношении объекта незавершенного строительства);
- о кадастровой стоимости объектов недвижимости, входящих в состав единого недвижимого комплекса (в отношении единого недвижимого комплекса).
Как установил суд первой инстанции, в период с 01.01.2020 и до 01.01.2021 был осуществлен государственный кадастровый учет изменений вида разрешенного использования спорных земельных участков на основании заявлений от 09.07.2020 и от 24.07.2020, поданных заявителем.
В соответствии с п.2 Приказа Минэкономразвития N 514 определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящего Порядка, осуществляется уполномоченными лицами территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав, или в случае принятия решения таким органом о наделении полномочиями по определению кадастровой стоимости в соответствии с частью третьей статьи 24.19 Закона об оценке - уполномоченными лицами подведомственного такому органу бюджетного учреждения в течение 10 рабочих дней с момента возникновения основания определения кадастровой стоимости.
Соответственно, в рамках полномочий предусмотренных действующим законодательством ГБУ "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" был осуществлен перерасчет установленной кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2020 земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:9737, размер которой составил 1 030 188 639,24 руб., и земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:9738, размер которой составил 7 308 688,44 руб. Указанные сведения были внесены в ЕГРН 30.04.2021.
С учетом изложенного, для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01.01.2021 подлежат применению сведения о кадастровой стоимости земельных участков: 23:49:0000000:9737 - 1 030 188 639,24 руб. и 23:49:0000000:9738 - 7 308 688,44 руб.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что заявителем в рамках дела N 3а-919/2021 оспаривалась кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 14.12.2016 N 2640.
В соответствии с пунктом 16 постановления Пленума ВС РФ N 28 в случае утверждения и внесения в ходе рассмотрения дела в государственный кадастр недвижимости результатов очередной кадастровой оценки, применимых к спорному объекту недвижимости, заявитель не вправе изменить требования в порядке части 1 статьи 39 ГПК РФ, части 1 статьи 46 КАС РФ и оспорить результаты очередной кадастровой оценки.
В таком случае АО "ЖКА Черноморский-3" вправе обратиться в суд с самостоятельным требованием при условии соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, когда это установлено законом, и представления соответствующих доказательств (пункт 16 Постановления N 28). То есть, оспариванию подлежат результаты каждой очередной кадастровой оценки.
В свою очередь, АО "ЖКА Черноморский-3", воспользовавшись правом, предоставленным статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", пунктом 1 статьи 22 Закона N 237-ФЗ, оспаривает в рамках гражданского дела N 3а-1282/2022 кадастровую стоимость объектов недвижимости, определенную ГБУ "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ".
Доводы апелляционной жалобы о том, что предметом спора в рамках гражданских дел являются требования об установлении кадастровой стоимости, равной рыночной, а не оспаривание кадастровой стоимости земельных участков, не принимаются апелляционным судом, поскольку заявленные обществом требования преследуют цель изменить внесенную в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровую стоимость земельного участка на его рыночную стоимость. Правовым последствием пересмотра кадастровой стоимости в связи с ее несоответствием рыночной стоимости земельного участка является то, что с момента вступления в силу судебного акта у кадастрового органа возникает обязанность внести в кадастр установленную судебным актом рыночную стоимость земельного участка. С этого момента рыночная стоимость получает статус кадастровой и должна применяться в новом, измененном виде. Изменение кадастровой стоимости направлено на будущее время.
Ссылка заявителя жалобы на то, что изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости в момент рассмотрения материалов дела не может являться основанием для отказа в исполнении решения суда, не принимается апелляционным судом, поскольку пересмотр кадастровой стоимости был связан с изменением разрешенного вида использования объекта, который, в свою очередь, влияет на их стоимость, соответственно, влияет и на рыночную стоимость объектов.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно посчитал, что позиция АО "ЖКА Черноморский-3" о необходимости применении кадастровой стоимости, установленной решением Краснодарского краевого суда от 04.08.2021 по делу N 3а-919/2021, не соответствует положениям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Суд первой инстанции справедливо отметил, что дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость, не свидетельствует о распространении данной кадастровой стоимости на очередной период кадастровой оценки, порядок установления даты, по состоянию на которую подлежит определению кадастровая стоимость, регламентирован Законом об оценочной деятельности, а, значит, у филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю отсутствовали основания для изменения кадастровой стоимости земельных участков.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для признания отказа N 13-02965-ПС/22 от 25.02.2022 незаконным и об обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" исполнить решение Краснодарского краевого суда по делу N 3а-919/2021.
При этом, как следует из отзыва заинтересованного лица на апелляционную жалобу, АО "ЖК Черноморский-3" обратилось в Краснодарский краевой суд с административным иском об установления рыночной стоимости с целью устранения препятствий в исполнении решения Краснодарского Краевого суда от 04.08.2021. Делу присвоен номер 3а-1282/2022 и 09 февраля 2023 было вынесено решение об удовлетворении заявленных требований, земельным участкам с к/н номерами 23:49:0000000:9737, 23:49:0000000:9738 установлена новая кадастровая стоимость, согласно результатам проведенной экспертизы, по состоянию на 01.01.2020. Указанные обстоятельства подтверждены представителем заявителя в судебном заседании апелляционного суда.
Возражениями заявителя, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Учитывая, что все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, судом установлены и подтверждены представленными в материалы дела доказательствами, оснований для иных выводов по существу спора у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судом при принятии обжалуемого судебного акта, являющихся безусловным основанием для его отмены, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 48, 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
произвести процессуальную замену федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю на публично-правовую компанию "Роскадастр" (ОГРН: 1227700700633, ИНН: 7708410783).
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.12.2022 по делу N А32-17554/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.А. Абраменко |
Судьи |
А.А. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-17554/2022
Истец: АО ЖКА Черноморский-3, ФГБУ "Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ФГБУ Кадастровая палата по КК
Третье лицо: Департамент имущественных отношений Краснодарского края, ООО "Комплекс Кавказ", ООО "Комплекс Кавказ", Управление Росреестра по Краснодарскому краю, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Публично-правовая компания "Роскадаст" в лице филиала ППК "Роскадастр" по Краснодарскому краю