город Москва |
|
14 марта 2023 г. |
Дело N А40-201196/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 марта 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Стешана Б.В.,
судей Захаровой Т.В., Ким Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лариной А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ОАО "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.12.2022
по делу N А40-201196/22
по иску ОАО "Российские железные дороги"
(ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727)
к Министерству обороны Российской Федерации
(ОГРН: 1037700255284, ИНН: 7704252261)
о взыскании денежных средств в размере 344 770 руб. 54 коп.
при участии в судебном заседании:
от истца: Шашкин А.А. по доверенности от 25.11.2020 г.,
от ответчика: Франчик Д.И. по доверенности от 12.10.2022 г.
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Министерству обороны Российской Федерации о взыскании денежных средств в размере 344 770 руб. 54 коп.
Решением от 20.12.2022 Арбитражный суд города Москвы в удовлетворении иска отказать.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить, иск удовлетворить.
Заявитель апелляционной жалобы указал, что суд не полностью выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, и неправильно применил нормы материального и процессуального права.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте www.kad.arbitr.ru в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, иск удовлетворить.
Представитель истца возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о том, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для его отмены.
При исследовании обстоятельств дела установлено, что между ОАО "Российские железные дороги" (Истец, перевозчик) и Министерством обороны Российской Федерации (Ответчик) заключен государственный контракт N 1/ДТО-2022/4611219 от 06.01.2022 на оказание услуг по выполнению воинских грузовых железнодорожных перевозок (далее Контракт).
С целью выполнения обязательств, установленных Контрактом, ОАО "РЖД" было организовано прибытие вагонов под погрузку в сроки, указанные в заявках на грузовые перевозки на февраль-май 2022 года войсковой части 58661-16.
В период с февраля по май 2022 года на станцию Ульяновск-Центральный Куйбышевской железной дороги прибыло под погрузку 159 порожних вагонов, привлеченных Истцом у других собственников вагонов. Возможность привлекать вагоны третьих лиц предусмотрена пунктом 1.1.1 Приложения N 1 Технического задания к Контракту.
Истец указывает, что подача и уборка вагонов в войсковую часть осуществлялась перевозчиком в рамках договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования станции "Южная" от 01.07.2018 N 5/350, заключенного между ОАО "РЖД" и АО "Волжско-Уральская транспортная компания"
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 N 1590 в расчет платы за перевозку воинских грузов по инфраструктуре в привлеченном подвижном составе включается стоимость компенсации в случае задержки привлеченного перевозчиком подвижного состава при нахождении его под грузовыми операциями, а также в случае задержки в процессе перевозки или подачи под грузовые операции по причинам, не зависящим от перевозчика и владельца инфраструктуры, с учетом стоимости привлечения перевозчиком подвижного состава.
Компенсационная плата начисляется за время пользования вагонами с даты подачи вагонов под грузовые операции по дату, указанную представителем службы военных сообщений Министерства обороны в уведомлении о завершении грузовой операции ф.ГУ-2б, причем если дата подачи вагона под выгрузку и уборки вагона после выгрузки соответствует дате прибытия груженого вагона по штемпелю в перевозочном документе, то данные сутки подачи под выгрузку и уборку вагона не учитываются в расчете компенсационной платы. Так же, если на станции отправления воинского груза дата уведомления о завершении грузовой операции или передачи вагонов на выставочный путь соответствует дате приема груза к перевозке, то сутки в которые поступило уведомление о завершении грузовой операции или передачи на выставочный путь, в расчете не учитывается.
При определении размера компенсационной платы количество календарных суток нахождения вагонов под грузовыми операциями и/или их задержки рассчитывается в сутках, при этом неполные календарные сутки округляются до полных.
Согласно приложению N 30 к Контракту от 06.01.2022 N 1/ДТО-2022/4611219 на оказание услуг по выполнению воинских железнодорожных грузовых перевозок для нужд Министерства обороны Российской Федерации, с 01.01.2022 установлены размеры ставок за привлечение вагонов-цистерн для бензина, топлива дизельного, мазута различных собственников.
Всего за вышеуказанный период времени Ответчиком было использовано 159 вагонов-цистерн.
В соответствии с Постановлением N 1590 и условиями заключенного Контракта по накопительным ведомостям Истцом Ответчику была начислена компенсационная плата за использование привлеченного подвижного состава в размере 344 770, 54 руб.
С целью соблюдения досудебного порядка урегулирования возникших разногласий истец направил Ответчику претензии с требованием об оплате причитающихся платежей. Претензия проигнорирована. Мотивированного ответа не поступало. На момент рассмотрения спора задолженность не погашена.
Данные обстоятельства послужили основаниями для обращения с заявленными требованиями в суд.
Апелляционная коллегия поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет доводы апелляционной жалобы по следующим основаниям.
Так, распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.07.2018 N 1405-р утвержден Перечень дополнительных работ и услуг, связанных с осуществлением воинских и специальных железнодорожных перевозок, оказываемых единственными исполнителями услуг, определенными пунктами 1 и 2 Указа Президента Российской Федерации от 17.12.2016 N678 "Об определении единственных исполнителей услуг по организации и осуществлению воинских и специальных железнодорожных перевозок" (далее - Перечень дополнительных работ и услуг).
Услуга по привлечению подвижного состава в Перечень дополнительных работ и услуг не включена.
Поскольку привлечение подвижного состава не является связанной с перевозкой дополнительной услугой, исковое заявление ОАО "РЖД", возникшие в связи с осуществлением перевозок грузов в привлеченных вагонах, в силу ст. 126 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) могут быть предъявлены в суд в течение года со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления таких исков.
С учетом вышеизложенного услуга по привлечению подвижною состава не является дополнительной к перевозке услугой, поскольку выполнение перевозки без подвижного состава не представляется возможным.
Плата за использование привлеченного подвижного состава (далее - плата за привлечение) включается в плату за перевозку воинских грузов согласно подпункту а) п. 4 Особенностей тарификации воинских и специальных железнодорожных перевозок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 N 1590 (далее Особенности тарификации, Постановление N 1590).
Первичным учетным документом, являющимся документальным основанием для начисления Заказчику платы за использование привлеченного подвижного состава в перевозке, служит перевозочный документ - транспортная железнодорожная накладная, которые в материалах дела отсутствуют.
Порядок составления транспортной железнодорожной накладной установлен приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27.07.2020 N 256 утверждены "Правила перевозок грузов, порожних к грузовых вагонов железнодорожным транспортом, содержащие порядок переадресовки перевозимых грузов, порожних грузовьгх вагонов с изменением грузополучателя и (или) железнодорожной станции назначение составления актов при перевозках грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, составления транспортной железнодорожной накладной, сроки и порядок хранения грузов, контейнеров на железнодорожной станции назначения" (далее - Правила перевозок грузов).
Согласно п. 202 Правил перевозок грузов "...В графе 78 "Сумма платежей" накладной, заполняемой перевозчиком; на станции отправления указывается сумма платежей по перевозке; на станции назначения указывается сумма платежей, взысканная на станции назначения...".
Сумма платежей но перевозке воинского груза в привлеченном вагоне рассчитывается исходя из нормативного срока его доставки, поскольку договорные сроки для воинских перевозок не применяются.
П. 127. Правил перевозок грузов предусматривает, что: "В графе 5 "Срок доставки истекает" накладной, заполняемой перевозчиком на станции отправления, указывается расчетная дата истечения нормативного или договорного срока доставки в соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом".
Правила исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом утверждены приказом Минтранса России от 07.08.2015 N 245 (далее - Правила исчисления сроков).
Нормативный срок доставки груза, согласно и 2.2. Правил исчислении сроков, определяется исходя из норм суточного пробега вагона в километрах на весь путь следования железнодорожным транспортом и согласно п 5.1 Правил исчисления сроков увеличивается на двое суток - на операции связанные с отправлением и прибытием груза, порожних вагонов.
Таким образом, нормативный срок доставки исчисляется в сутках, длится с момента начальной операции, связанной с отправлением груза, до момента завершения конечной операции, связанной с прибытием груза и является максимальным сроком для начисления платы за перевозку (и, соответственно, платы за использование вагонов, привлеченных перевозке), оплачиваемым за счет Заказчика.
После окончания указанного в перевозочном документе нормативного срока доставки груза, а также после прибытия назначения и раскредитования перевозочного документа (транспортной железнодорожной накладной), в силу п. 210 Правил перевозок грузов начисление каких-либо платежей на основании невозможно.
За использование привлеченного подвижного состава Заказчик оплачивает компенсацию в случаях, прямо предусмотренных подпункте "в" п. 4 Особенностей тарификации (в случае задержки привлеченного перевозчиком подвижного состава, контейнеров при нахождении их под грузовыми операциями, а также в случае задержки в процессе перевозки ил подачи под грузовые операции по зависящим от Заказчика причинам).
Перечень оснований для начисления компенсации является исчерпывающим.
Первичными учетными документами, подтверждающими указанные подпункте "в" п. 4 Особенностей тарификации фактические обстоятельства и являющимися документальным основанием для начисления Заказчику компенсации за задержку привлеченного подвижного состава, служа первичные документы, удостоверяющие факт задержки и содержащие сведения о месте, дате, времени, причинах задержки, а также подтверждающие, что причины задержки зависели от Заказчика (Акты обще: формы, ведомости подачи и уборки вагонов, памятки приемосдатчика), которые также Истцом в материалы дела не были предоставлены.
В отсутствие таких первичных учетных документов оснований для начисления компенсации Заказчику не имеется.
Накопительные ведомости также не являются первичными учетным документами, подтверждающими факт задержки вагонов, не содержат сведений о месте, дате, времени, обстоятельствах и причинах задержки и не могут служить документальным основанием для начисления компенсации за задержку привлеченного подвижного состава.
Согласно ч. 1 п. 1 Инструкции по ведению на станциях коммерческой отчетности при грузовых перевозках ОАО "РЖД", утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 01.03.2007 N 333 р, "...накопительная; ведомость формы ФДУ-92 составляется для начисления сборов и плат за работы и услуги, оказываемые ОАО "РЖД" при перевозке грузов, на основании первичных учетных документов, подписанных заказчиком работы или услуги как представителем плательщика, а также штрафных сумм, признанных плательщиком".
Согласно ч. 3 п. 1 указанной инструкции Перечень работ и услуг и соответствующих им первичных учетных документов для оформления накопительной ведомости определен Порядком оформления и учета работ и услуг ОАО "РЖД" при перевозке грузов в условиях ведения единого лицевого счета, утвержденным ОАО "РЖД" 18.12.2009 N Исх-21852 и Типовыми технологиями оказания услуг операторам подвижного состава, утвержденными ОАО "РЖД" 26.12.2010 N 116.
Услуги по привлечению вагонов указанный Перечень не содержит.
Компенсация за задержку привлеченного подвижного состава к оплате услуги не относится и в указанный Перечень также не включена.
Стоимость указанных начально-конечных приемо-сдаточных операций учтена в тарифе пунктом 1.16. Прейскуранта N 10-01 и отдельной оплате не подлежит.
Не учтенная в тарифе стоимость начально-конечных операций в отношении привлеченных вагонов учтена в Приложениях N 1 и N 2 Особенностей тарификации.
По смыслу п. 1 Постановления N 1590 использование привлеченного железнодорожного подвижного состава осуществляется на условиях, аналогичных условиям использования железнодорожного подвижного состава общего парка, однако расчеты при оказании таких услуг осуществляются с учетом особенностей расчетов, предусмотренных Особенностями тарификации.
При этом применение ст. 39 Устава в отношении расчетов за использование привлеченного подвижного состава не представляется возможным ввиду следующего.
Статья 39 Устава регулирует внесение перевозчику платы за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику, часть 6 и 8 ст. 39 Устава предусматриваю оплачиваемое время за пользование принадлежащими перевозчику вагонами, контейнерами для погрузки грузов, выгрузки грузов в местах общего и в расположенных на железнодорожных станциях местах необщего пользования, а также на железнодорожных путях необщего пользования.
Соответствующее разъяснение содержится в письме ФАС от 30.09.2014 N АГ739899/14.
Статья 39 Устава не предусматривает понятия "компенсация", не содержит упоминания о привлеченных вагонах и не регулирует порядок начисления Заказчику платы за использование привлеченных вагонов и компенсации за их задержку.
Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (далее - Тарифное руководство N 2), утвержденные постановлением ФЭК РФ от 19.06.2002 г. N35/12, регулируют плату за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, к которым привлеченные вагоны также не относятся.
При этом п. 19 Тарифного руководства N 2 предусматривает, что действующие тарифы на перевозки грузов в вагонах, контейнерах федерального железнодорожного транспорта уменьшаются на величину учтенной в тарифах на перевозку грузов оплаты за время нахождения вагонов у грузоотправителей и (или) грузополучателей.
Время пользования принадлежащими перевозчику вагонами исчисляется в часах.
Время нахождения привлеченного подвижного состава под грузовыми операциями учитывается в формуле 5, установленной подпунктом "в" п. 4 Особенностей тарификации для определения компенсации, в случае задержки привлеченного перевозчиком подвижного состава, контейнеров при нахождении их под грузовыми операциями, а также в случае задержки в процессе перевозки или подачи под грузовые операции по причинам, не зависящим от перевозчика и владельца инфраструктуры.
Особенности тарификации не предусматривают правовых оснований для начисления платы за использование привлеченного подвижного состава за время их правомерного нахождения у грузоотправителя/грузополучателя под грузовой операцией в течение технологической нормы времени, предназначенного на ее выполнение, что обусловлено исчислением времени использования привлеченных вагонов в сутках, а также невозможностью уменьшения действующих тарифов на перевозки грузов в привлеченных вагонах на величину учтенной в тарифе оплаты за время нахождении привлеченных вагонов у грузоотправителей и (или) грузополучателем, исчисляемою в часах.
Таким образом, законодатель, установив в Особенностях тарификации плату за использование привлеченных вагонов в сутках, в полном объеме учел положения Правил исчисления сроков доставки грузов, предусматривающих исчисление сроков доставки груза также в сутках.
Иной подход не соответствует принципам добросовестность, разумности, справедливости, влечет нарушение баланса интересов сторон и значительное увеличение расходования средств федерального бюджета вследствие неоправданного начисления суточной платы за нахождение подвижного состава под грузовой операцией в течение технологического (нормативного) времени, предназначенного на ее выполнение, исчисляемого в часах либо минутах.
При изложенных обстоятельствах, и вопреки позиции апеллянта, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод, что в рассматриваемом случае отсутствуют правовые основания для начисления платы за использование привлеченного подвижного состава за время его нахождения у грузоотправителя/грузополучателя под грузовой операцией в течение технологической нормы времени, предназначенного на ее выполнение, отсутствие первичного учетного документа для такого начисления, отсутствие задержки подвижного состава и взыскание платы либо компенсации за использование привлеченного ОАО "РЖД" подвижного состава (вагонов) в сутки их выгрузки после окончания нормативного срока доставки воинского груза на основании накопительной ведомости, что является достаточным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Доводы подателя апелляционной жалобы об обратном основаны на переоценке представленных в дело доказательств. Иное толкование заявителем положений гражданского законодательства, а также иная оценка обстоятельств настоящего дела не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права.
Девятый арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно определен характер спорного правоотношения, круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, проверке и установлению по делу, верно определены законы и иные нормативные акты, которые следовало применить по настоящему делу, дана оценка всем имеющимся в деле доказательствам с соблюдением требований арбитражного процессуального законодательства.
Вместе с тем, заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Оснований, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены судебного решения арбитражного суда первой инстанции по настоящему делу не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 20.12.2022 г. по делу N А40-201196/22 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Б.В. Стешан |
Судьи |
Т.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-201196/2022
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ