г. Ессентуки |
|
23 апреля 2024 г. |
Дело N А25-2178/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.04.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 23.04.2024.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цигельникова И.А.,
судей: Егорченко И.Н., Сулейманова З.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шумовой Е.В.,
в отсутствие представителей акционерного общества "Управляющая компания Архыз" (ОГРН 1220900002179, ИНН 0900003460), Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике (ОГРН 1030900721830, ИНН 0901024631), общества с ограниченной ответственностью "Гранит" (ОГРН 1160917050865, ИНН 0916009499), общества с ограниченной ответственностью "Электронные торговые системы" (ОГРН 1197847189726, ИНН 7810774608),
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу акционерного общества "Управляющая компания Архыз" на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 26.01.2024 по делу N А25-2178/2023
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Управляющая компания Архыз" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике (далее - Управление) о признании недействительными решения и предписания от 30.01.2023 по делу N 009/06/223-2/2023.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Гранит"; общество с ограниченной ответственностью "Электронные торговые системы",
Решением суда от 26.01.2024 в удовлетворении заявленных требований Общества отказано. Судебный акт мотивирован законностью и обоснованностью оспариваемых актов Управления. Установленное Обществом в документации о закупке значение начальной (максимальной) цены с НДС и без учета НДС, нарушает принципы проведения закупки, приводит к созданию участникам, применяющих общую систему налогообложения, преимущественных условий по сравнению с участниками, применяющими упрощенную систему налогообложения, то есть приводит к созданию неравных условий осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Не согласившись с принятым решением суда, Общество обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Считает, что выводы суда первой инстанции сделаны при неправильном применении норм материального права и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, что является основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте суда в сети Интернет, в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определениями апелляционного суда от 14.03.2024 и 22.03.2024 удовлетворены ходатайства Общества и Управления о проведении судебного заседания в режиме веб-конференции.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу возражает по существу доводов Общества.
Представители Общества и Управления не обеспечили свое участие в судебном заседании с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание), несмотря на ранее удовлетворенное апелляционным судом ходатайство. На момент начала судебного заседания и в ходе судебного заседания апелляционным судом выяснялась и констатировалась возможность технического обеспечения апелляционным судом доступа лиц участвующих в деле к подключению посредством видеосвязи к участию в судебном заседании (онлайн-заседание). Судом обеспечено транслирование судебного заседания в онлайн-режиме с использованием исправной аппаратуры суда. Средствами связи суда обеспечено воспроизведение видео- и аудио- сигналов. Технических неполадок и сбоев в работе аппаратуры и программного обеспечения апелляционного суда в целях участия в судебном заседании посредством видеосвязи в онлайн-режиме не установлено (прилагается соответствующая справка отдела эксплуатации, информатизации и МТО Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда).
Ходатайств, заявлений до начала судебного заседания и в ходе судебного заседания от лиц участвующих в деле не поступило.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что Обществом (организатор торгов) 29.12.2022 на официальном сайте http://www.zarupki.gov.ru размещено извещение N 32212007856 о проведении повторного открытого запроса котировок в электронной форме: "Право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений объектов ВТРК "Архыз" (извещение в ЕИС http://www.zarupki.gov.ru N 32211007856; в закупочной документации извещение от 29.12.2022 N ЗКЭФ-ДЭ-025). В п.1.3.6 извещения о проведении открытого запроса котировок в электронной форме установлены сведения о начальной максимальной цене договора/начальной (максимальной) цене единицы товара, работ, услуг: начальная (максимальная) цена договора - 700000р без учета НДС или 800000р, включая НДС. Начальная (максимальная стоимость) оказания услуг в месяц: 70000р, без учета НДС или 84000р, с учетом НДС. Стоимость оказания услуг в месяц определяется путем деления цены договора, определенной участником закупки, с которым по итогам закупки заключается договор на 10 месяцев. Обоснование начальной (максимальной) цены договора либо цены единицы товара, работы, услуги, включая информацию о расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей определено приложением N 3 к извещению. В разделе 7 извещения, установлены порядок рассмотрения заявок на участие в закупке и определения победителя закупки.
На участие в закупке поступили заявки ООО "Континент" с ценовым предложением 490000р без учета НДС, ООО "Гранит" с ценовым предложением 540000р без учета НДС и ООО Компания "Оникс" с ценовым предложением 420000р без учета НДС.
Победителем запроса котировок на право заключения договора признано ООО Компания "Оникс" с ценой договора 420000р без учета НДС, что подтверждается протоколом подведения итогов рассмотрения заявок от 17.01.2023 N ЗКЭФ-ДЭ-025.
ООО "Гранит" обратилось с жалобой в Управление на неправомерные действия Общества (АО "УК Архыз") как организатора закупки (извещение от 29.12.2022 N ЗКЭФ-ДЭ-025). Установленные Обществом требования в извещении и документации начальной (максимальной) цены договора с учетом НДС и без учета НДС, нарушают положения законодательства о закупках.
Решением Управления от 30.01.2023 жалоба ООО "Гранит" признана обоснованной, в действиях Общества (АО "УК Архыз") установлены нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N N 223-ФЗ). Обществу выдано предписание от 30.01.2023 по делу N 009/06/223-2/2022 о необходимости устранить нарушения, допущенные при проведении запроса котировок в электронной форме N 32212007856.
Не согласившись с указанными решениями и предписаниями Управления, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Порядок проведения торгов отдельными видами юридических лиц регламентирован положениями Закона N 223-ФЗ.
Согласно частям 1, 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, названным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 данной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
К числу принципов, которыми должны руководствоваться заказчики при закупке товаров, работ, услуг, относится равноправие (отсутствие дискриминации) участников закупки (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ). Принцип равноправия предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, которые находятся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера. Это, в частности, означает, что допустимым может быть признано установление заказчиком требований, которые в равной мере применяются ко всем участникам закупки и не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика.
В рассматриваемом деле, Обществом в п.1.3.6 извещения о проведении открытого запроса котировок в электронной форме от 29.12.2022 N 32212007856 установлены сведения о начальной максимальной цене договора/начальной (максимальной) цене единицы товара, работ, услуг с учетом НДС и без учета НДС.
При таких обстоятельствах, преимущество в заключении договора с Обществом получают те участники закупки, которые являются плательщиками НДС.
Увеличение цены, указанной Обществом, на сумму НДС для целей сравнения заявок участников закупки лишено законных оснований, поскольку участник, применяющий упрощенную систему налогообложения, не может быть понужден к увеличению предложенной им цены на сумму НДС по требованию заказчика торгов (Общества). Иное противоречило бы нормам законодательства о налогах и сборах.
Заказчик может быть финансово заинтересован в заключении договора с исполнителем, применяющим общую систему налогообложения, поскольку в таком случае согласно п. 2 ст. 171 НК РФ заказчик получает возможность применения налоговых вычетов при осуществлении собственной облагаемой НДС деятельности, то есть имеет возможность уменьшить величину своего налогового бремени.
Однако упомянутый имущественный интерес заказчика не связан непосредственным образом с удовлетворением его потребностей в качественном и своевременном выполнении работ (услуг) (ч. 1 ст. 1 Закона N 223-ФЗ) и в силу законодательно закрепленного принципа равноправия (отсутствие дискриминации) участников закупки не может быть реализован за счет постановки участников закупки, применяющих упрощенную систему налогообложения, в заведомо уязвленное положение в сравнении с иными участниками гражданского оборота.
Подлежит отклонению довод Общества об экономической целесообразности установления спорных положений закупочной документации. Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 23.04.2021 по делу N А56-75118/2019, имущественный интерес заказчика по получении налогового вычета (ч. 2 ст. 171 НК РФ) не связан непосредственным образом с удовлетворением его потребностей в качественном и своевременном выполнении работ (услуг) (часть 1 статьи 1 Закона N 223-ФЗ) и в силу законодательно закрепленного принципа равноправия (отсутствие дискриминации) участников закупки - не может быть реализован за счет постановки участников закупки, применяющих упрощенную систему налогообложения, в заведомо уязвленное положение в сравнении с иными участниками гражданского оборота.
В рассматриваемом деле, организатор закупки - Общество, установив в закупочной документации различные начальные цены предмета закупки, допустил нарушение порядка организации и проведения торгов. Установленный в закупочной документации Общества порядок выбора победителя среди заявок участников закупки, применяющих разные режимы налогообложения, создает преимущественные условия для участников, являющихся плательщиками НДС по сравнению с участниками, применяющими УСН, что противоречит требованиям Закона N 223-ФЗ и влечет за собой необоснованное ограничение участников закупки. Оценка ценовых предложений должна осуществляться исключительно в том виде, в котором ценовые предложения поданы участниками, и за какую итоговую цену участник готов поставить товары (выполнить работы, оказать услуги).
Изложенная судом первой инстанции правовая позиция подтверждается многочисленной судебной практикой.
Письмом от 13.02.2023 N 41 Общество уведомило Управление об исполнении предписания от 30.01.2023, внесены изменения в повторное извещение N 32212007856 о проведении открытого запроса котировок в электронной форме: "Право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений объектов ВТРК "Архыз" (извещение в ЕИС http://www.zarupki.gov.ru N32212007856; в закупочной документации извещение от 29.12.2022 N ЗКЭФ-ДЭ-025). Протоколом N ЗКЭФ-ДЭ-025П рассмотрения заявок на участие в закупке и определение победителя закупки от 28.02.2023 победителем запроса котировок на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений объектов ВТРК "Архыз" признано ООО Компания "Оникс" с ценой договора 380000р без учета НДС. С победителем запроса котировок ООО Компания "Оникс" 14.03.2023 заключен договор оказания услуг N Д/АХО/23/042/0114.
Выводы Управления и суда соответствуют материалам дела и подлежащим применению к спорной ситуации нормам материального прав. Оспариваемые решение и предписание Управления, права и интересы Общества в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности не нарушают и дополнительные обязательства на него не возлагают, являются законными. Нарушений порядка рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, не установлено.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено..
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 26.01.2024 по делу N А25-2178/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Цигельников И.А. |
Судьи |
Егорченко И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А25-2178/2023
Истец: АО "УК Архыз"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО КАРАЧАЕВОЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Третье лицо: ООО "Гранит", ООО "Электронные торговые системы"