город Воронеж |
|
16 марта 2023 г. |
Дело N А35-3963/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 9 марта 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 16 марта 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малиной Е.В.,
судей Аришонковой Е.А.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Киреевой Е.П.,
при участии:
от Администрации города Курска: извещена надлежащим образом, представитель не явился;
от акционерного общества "Спецавтобаза по уборке города Курска": извещено надлежащим образом, представитель не явился;
от Комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска: извещен надлежащим образом, представитель не явился;
от Комитета по управлению имуществом Курской области: извещен надлежащим образом, представитель не явился;
от Комитета городского хозяйства г. Курска: извещен надлежащим образом, представитель не явился;
от Комитета финансов города Курска: извещен надлежащим образом, представитель не явился;
от Комитета финансов Курской области: извещен надлежащим образом, представитель не явился;
от Комитета ЖКХ города Курска: извещено надлежащим образом, представитель не явился;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Курска на решение Арбитражного суда Курской области от 20.12.2022 по делу N А35-3963/2021 по исковому заявлению Акционерного общества "Спецавтобаза по уборке города Курска" к Администрации города Курска о взыскании 14 064 руб. 97 коп., третьи лица: Комитет по управлению муниципальным имуществом города Курска, Комитет по управлению имуществом Курской области, Комитет городского хозяйства г.Курска, Комитет финансов города Курска, Комитет финансов Курской области, Комитет ЖКХ города Курска,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Спецавтобаза по уборке города Курска" (далее - АО "Спецавтобаза по уборке г. Курска", истец) обратилось в Арбитражный суд Курской области к Администрации города Курска (далее - Администрация г. Курска, ответчик) с исковым заявлением о взыскании расходов за ликвидацию места несанкционированного размещения отходов в размере 14 064 руб. 97 коп.
Дело рассматривалось с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска, Комитета по управлению имуществом Курской области, Комитета городского хозяйства г.Курска, Комитета финансов города Курска, Комитета финансов Курской области, Комитета ЖКХ города Курска.
Решением Арбитражного суда Курской области от 20.12.2022 по делу N А35-3963/2021 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация города Курска обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Мотивируя требования апелляционной жалобы, Администрация города Курска указывает на то, что органы Администрации города Курска не осуществляют права и законные интересы в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, поскольку они не относятся к муниципальной собственности. Ввиду того, что действующим правовым регулированием обязанность ликвидации несанкционированного размещения отходов возложена именно за собственника земельного участка, ответчик не может нести расходы на ликвидацию свалок в отношении территорий, на которых обнаружено несанкционированное размещение твердых коммунальных отходов. Также Администрация города Курска не наделена полномочиями органов государственной власти Курской области по организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов. Действующее законодательство не возлагает на органы местного самоуправления несения финансовых затрат на ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов за счет средств местного бюджета без учета полномочий и объема финансовых обязательств органов местного самоуправления в области обращения с отходами и без наделения органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями.
Комитет городского хозяйства г. Курска в своем отзыве поддерживает доводы Администрации города Курска, изложенные в апелляционной жалобе, полагая, что в силу ч. 1 ст. 16 ЗК РФ, ст. 1, ст. 6, п. 4 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" Администрация г. Курска как орган местного самоуправления ограничена в полномочиях в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
В отзыве на апелляционную жалобу АО "Спецавтобаза по уборке города Курска" ссылается на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, указывая, что обязанность по организации устранения несанкционированных свалок лежит на муниципальном образовании "город Курск". В соответствии с п. 2 ст. 3.3. ФЗ N 137-ФЗ от 25.10.2021 именно Администрация г. Курска выдает разрешения на использование земель, государственная собственность, на которые не разграничена, что напрямую свидетельствует о совершении именно ответчиком по распоряжению данными землями. Поскольку полученные от предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, денежные средства поступают в доход бюджета города Курска по установленному нормативу - 100 %. В связи с чем, именно орган местного самоуправления обеспечивается соответствующими финансовыми средствами для исполнения полномочий по распоряжению землями, государственная собственность на которые не разграничена. Следовательно, именно Администрация города Курска, как лицо, получающее доход от использования земельного участка, обязана нести бремя по его содержанию.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители лиц, участвующих в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, не явились.
В материалах дела имеются ходатайства, поступившие по системе электронной подачи документов "Мой арбитр" от АО "Спецавтобаза по уборке города Курска", от Комитета городского хозяйства г. Курска о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
В связи с наличием доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами от 09.10.2017 АО "Спецавтобаза по уборке города Курска" наделено статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по Северо-Восточной зоне города Курска.
18.03.2020 комиссией в составе представителей от АО "САБ по уборке г. Курска", Администрации Железнодорожного округа г. Курска, Комитета городского хозяйства г. Курска, было произведено обследование места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, расположенного по адресу: г. Курск вдоль улицы Театральная в районе дома N 53 по улице Октябрьская, координаты места: 51.753398, 36.218822, о чем был составлен соответствующий акт с приложением материалов фотофиксации. Согласно акту от 18.03.2020 площадь места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов составляет 80 кв. м, предполагаемый объем места размещения твердых коммунальных отходов составляет 8 куб. м.
Ссылаясь на то, что несанкционированное складирование ТКО осуществлено на территории муниципального образования "город Курск", АО "САБ по уборке г. Курска" направило в адрес Администрации г. Курска, Комитета по управлению имуществом Курской области, Комитета городского хозяйства г. Курска требования от 24.03.2020 о ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
Комитет по управлению имуществом Курской области в письме от 31.03.2020 N 05.6-01.01.-19/4135 сообщил, что не уполномочен на проведение мероприятий по обеспечению санитарного порядка, ликвидации несанкционированной свалки и заключение договоров на оказание услуг по ликвидации несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов на земельных участках, расположенных вдоль улицы Театральная.
В ответном письме от 03.04.2020 N 134/02.2 Комитет городского хозяйства г. Курска указал, что не обладает полномочиями по ликвидации несанкционированных свалок; ликвидация подобных свалок лежит на собственнике земельного участка.
АО "САБ по уборке г. Курска" самостоятельно ликвидировало указанное место размещения ТКО, о чем 30.04.2020 составлен акт ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с приложением материалов фотофиксации.
Расходы за ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО составили 14 064 руб. 97 коп., в подтверждение чего АО "САБ по уборке г. Курска" представило локальный сметный расчет и путевой лист от 30.04.2020 N 00000008364 грузового автомобиля, местом разгрузки в которых указан полигон д. Чаплыгино.
АО "САБ по уборке г. Курска" направило в адрес Администрации г.Курска, Администрации Курской области требование (претензию) от 23.09.2020 N 01-10/20-1534, в которых предлагало в течение 30 дней возместить понесенные расходы.
В ответном письме от 19.10.2020 N 4318/02.2 Комитет городского хозяйства г. Курска сообщил, что земельный участок, на котором было обнаружено место несанкционированного размещения ТКО, не является собственностью муниципального образования "Город Курск", поскольку право муниципальной собственности на него не зарегистрировано; согласно имеющейся информации указанный выше земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена; поскольку Администрация г. Курска не является собственником земельного участка, собственность на который не разграничена, а также не распоряжается данным земельным участком, то Администрация г. Курска не наделена полномочиями по ликвидации несанкционированных свалок ТКО, находящихся на данной территории.
Поскольку в добровольном порядке Администрация города Курска отказалась от возмещения истцу вышеуказанных расходов, что послужило основанием для обращения последнего в арбитражный суд с рассмотренным иском.
Руководствуясь статьями 12, 13 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 15, 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьей 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пунктами 16, 17 постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641", суд области пришел к выводу о том, что обязанность по организации устранения несанкционированной свалки ТКО, несанкционированное размещение которой произошло на землях, государственная собственность которых не разграничена, в границах муниципального образования "Город Курск", лежит на данном муниципальном образовании, именно орган местного самоуправления обеспечивается соответствующими финансовыми средствами для исполнения полномочий по распоряжению землями, государственная собственность на которые не разграничен, поэтому взыскал с Администрации сумму неосновательного обогащения в виде понесенных истцом расходов по ликвидации несанкционированной свалки.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводом суда области, исходит из следующего.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пунктам 16, 17 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641", в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 м куб, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее - место несанкционированного размещения ТКО), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней:
а) уведомить собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов;
б) уведомить собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.
Как следует из материалов дела, комиссией, состоящей из представителей от АО "САБ по уборке г. Курска", Комитета городского хозяйства г. Курска, Администрации Железнодорожного округа г. Курска, 18.03.2020 произведено обследование места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, расположенного по адресу: г.Курск вдоль улицы Театральная в районе дома N 53 по улице Октябрьская, координаты места: 51.753398, 36.218822, о чем был составлен соответствующий акт с приложением материалов фотофиксации.
Согласно общедоступным сведениям Публичной кадастровой карты земельные участки, на которых выявлено несанкционированное размещение твердых коммунальных отходов (свалка), на кадастровый учет не поставлены, его границы не определены, то есть это земли, государственная собственность на которые не разграничена. Земельные участки на указанной территории в установленном законом порядке не формировались.
Судебная коллегия отклоняя доводы апелляционной жалобы соглашается с выводами арбитражного суда первой о наличии у Администрации города Курска обязанности компенсировать региональному оператору затраты, связанные с ликвидацией вышеуказанных мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется в том числе, органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Согласно статье 10.1 ЗК РФ полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с Законом Курской области от 30.11.2015 года N 117-ЗКО "О разграничении полномочий органов государственной власти Курской области в сфере земельных отношений в Курской области", Законом Курской области от 05.03.2018 N 8-ЗКО "О перераспределении полномочий между органами государственной власти Курской области по распоряжению земельными участками, право государственной собственности на которые не разграничено" комитет по управлению имуществом Курской области определен органом исполнительной власти Курской области, уполномоченным на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории города Курска, площадь которых превышает 200 кв. м, за исключением земельных участков для сельскохозяйственного использования, для размещения, эксплуатации, обслуживания, строительства индивидуальных жилых домов, для эксплуатации многоквартирных домов, гаражей, лесных участков, огородных и садовых земельных участков.
Как указано выше, спорные несанкционированные свалки располагались на не сформированных земельных участках, полномочия по распоряжению которыми, орган власти субъекта Российской Федерации не осуществлял.
Поскольку границы земельных участков территориально не определены, с достоверностью установить тот факт, что площадь спорных земельных участков превышает установленные указанным нормативным актом 200 кв. м, не представляется возможным. Вместе с тем, площадь ликвидированной свалки с координатами 51.753398, 36.218822 составляет всего 80 кв. м., предполагаемый объем места размещения твердых коммунальных отходов составляет 8 куб. м.
Учитывая изложенное, правовые основания для возложения на субъект Российской Федерации - Курская область обязанности по возмещению региональному оператору компенсации за ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, расположенного на территории муниципального образования "Город Курск", отсутствуют.
При этом, в соответствии с частью 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно пункту 2 Постановления Губернатора Курской области от 15.08.2016 N 226-пг "Об органах исполнительной власти Курской области, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной собственности Курской области земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории городского округа "Город Курск", комитет по управлению имуществом Курской области определен органом исполнительной власти Курской области, уполномоченным на предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Курской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории городского округа "Город Курск", в пределах полномочий, предусмотренных Законом Курской области от 05.03.2015 N 8-ЗКО "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления городского округа "Город Курск" и органами государственной власти Курской области по распоряжению земельными участками, право государственной собственности на которые не разграничено", для освоения территории, комплексного освоения территории в целях строительства стандартного жилья, в части заключения договоров аренды. Иных полномочий Комитету по управлению имуществом Курской области вышеуказанными нормативными актами не предоставлено.
Понятие "освоение территории" определено в статье 55.27 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заключают договор об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования либо наемного дома коммерческого использования.
Таким образом, полномочия Комитета по управлению имуществом Курской области, как представителя исполнительной власти Курской области, в соответствии с вышеперечисленными нормативными актами, сводятся лишь к предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории городского округа "Город Курск", в пользование по договорам об освоении территории в целях строительства и эксплуатации, договорам комплексного освоения территории в целях строительства стандартного жилья, а также договорам аренды (в части заключения договоров). Указанные полномочия являются выражением лишь одного полномочия собственника, а именно полномочия по распоряжению, но не владению и пользованию спорным имуществом.
Вместе с тем, согласно пункту 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
Как следует из материалов дела, Администрацией города Курска выдавались разрешения, регламентирующие использование выделенных земель, право собственности, на которые не разграничено, для размещения элементов благоустройства (контейнерных площадок), оформленных в виде Постановлений, что свидетельствует о реализации полномочий органа местного самоуправления в качестве собственника земель, собственность на которые не разграничена.
Содержание пункта 2.1.3. приложения 1 Муниципальной программы "Организация предоставления населению жилищно-коммунальных услуг, благоустройство и охрана окружающей среды в городе Курске на 2019 - 2024 годы" содержит раздел "участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (ТКО), в том числе при ликвидации несанкционированных свалок", что полностью соответствует полномочиям, предусмотренным пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и относится к вопросам местного значения. Муниципальной программой предусмотрено финансирование данного мероприятия из бюджета города.
Истцом также предоставлены доказательства реализации ответчиком указанных полномочий на всей территории города Курска, а именно договоры на оказание услуг по обращению с ТКО (приложены к ходатайству от 18.11.2022). Данные договоры предполагали сбор и вывоз ТКО на территории города Курска, без разбивки мест образования отходов по формам собственности.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.01.2020 N 304-ЭС19-25436 по делу N А75-21156/2018 указано, что органы местного самоуправления вправе и обязаны оперативно устранять причины образования несанкционированных свалок, выявлять лиц, в результате деятельности которых незаконно размещаются отходы, или собственников земельных участков, привлекая их к ответственности и понуждая к ликвидации захламления отходами земельных участков, несанкционированных свалок.
Как указано выше, определяя уполномоченные органы по распоряжению землями, государственная собственность которых не разграничена, в пункте 2 статьи 3.3 Федерального закона N 137-ФЗ установлено, что этим правом, в том, числе наделены органы местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
Закрепление в пункте 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в качестве вопроса местного значения муниципального района участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО на территории соответствующих муниципальных районов предполагает необходимость реализации органами местного самоуправления ряда задач публично - властного характера по налаживанию устойчивой и согласованно функционирующей системы мер, призванных обеспечивать в целях предотвращения загрязнения территорий городского округа своевременное и бесперебойное оказание услуг по приему и перемещению бытовых и промышленных отходов, а также позволяющих производить их утилизацию и переработку.
Таким образом, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального образования, независимо от формы собственности на землю, равно как и участие в организации деятельности в области обращения с отходами, являющимися результатом жизнедеятельности местного сообщества, в отсутствие правообладателей земельного участка, на котором расположена несанкционированная свалка отходов на территории муниципального образования, относятся к компетенции органа местного самоуправления, в рассматриваемом случае - Администрации города Курска. Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 20.10.2021 N 301-ЭС21-9256 по делу N А43-49410/2019, Определении Верховного Суда РФ от 03.07.2020 N 306-ЭС20-9414 по делу N А06-5913/2019.
Следовательно, учитывая полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны окружающей среды, обращения с твердыми коммунальными отходами, суд обоснованно признал администрацию города Курска плательщиком затрат, связанных с ликвидацией региональным оператором несанкционированной свалки.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 14.10.2022 по делу N А35-1423/2020.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесено, в том числе, участие органов местного самоуправления в организации деятельности по очистке территории от твердых коммунальных отходов.
Истцом предоставлены доказательства реализации ответчиком указанных полномочий на всей территории города Курска, а именно договоры на оказание услуг по обращению с ТКО (N 330 от 27.11.2019 на сумму 1128998,73 руб., N 400 от 27.12.2019 на сумму 3999985,51 руб., N 082 от 30.07.2021 на сумму 3499966,30 руб.). Данные договоры предполагали сбор и вывоз ТКО, смета уличного, мусора на территории города Курска, без разбивки мест образования отходов по формам собственности. Договорами предусмотрено, что источником финансирования работ являются средства бюджета города Курска. Это подтверждает исполнение ответчиком пункта 2.1.3. Муниципальной программы на всей территории города Курска.
Исходя из ст. 62 Бюджетного кодекса РФ, решения Курского городского Собрания от 21.11.2006 N 273-3-РС "О бюджетном процессе в городе Курске", решения Курского городского Собрания от 17.11.2020 N 141-6-РС "О бюджете города Курска на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов", постановления Администрации Курской области от 25.12.2019 N 1353-па "О порядке осуществления органами государственной власти Курской области (государственными органами Курской области), органом управления территориальным государственным внебюджетным фондом и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", приказов Минфина России от 28.12.2010 N 191н и от 06.06.2019 N 85н, доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории муниципального образования "Город Курск", а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков по нормативу 100 процентов поступают в доход бюджета города Курска.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, изложенные обстоятельства свидетельствуют о наличии у муниципального образования "Город Курск" финансового обеспечения, в том числе на мероприятии, связанные с ликвидацией несанкционированных свалок.
Ликвидация истцом несанкционированной свалки по адресу: г. Курск вдоль улицы Театральная в районе дома N 53 по улице Октябрьская, координаты места: 51.753398, 36.218822 подтверждается актом ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов от 30.04.2020, а также путевым листом от 30.04.2020 N 00000008364 грузового автомобиля, местом разгрузки в которых указан полигон д. Чаплыгино.
Таким образом, факт несения истцом расходов на сумму 14 064 руб. 97 коп., связанных с ликвидацией спорной несанкционированной свалки, подтвержден соответствующими доказательствами.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Порядок расчета понесенных расходов на ликвидацию несанкционированного размещения ТКО законодательством РФ не урегулирован, а, следовательно, такие расходы учитываются организацией самостоятельно с учетом фактически понесенных затрат.
Доказательства несения истцом расходов в меньшей сумме ответчиком не представлены.
Учитывая изложенные обстоятельства спора и требования действующего законодательства, истец, выполнив работы по ликвидации свалок твердых бытовых отходов, финансирование которых должно осуществляться администрацией города Курска, вправе требовать возмещения указанных расходов с органа местного самоуправления, в виде взыскания с ответчика 14 064 руб. 97 коп. неосновательного обогащения.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы за рассмотрение апелляционной жалобы в виде государственной пошлины в соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ относятся на заявителя, однако в доход федерального бюджета с него не взыскиваются, поскольку в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ заявитель освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курской области от 20.12.2022 по делу N А35-3963/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Курска - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Малина |
Судьи |
Е.А. Аришонкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-3963/2021
Истец: АО "Спецавтобаза по уборке города Курска"
Ответчик: Администрация МО "города Курска"
Третье лицо: Комитет городского хозяйства города КУрска, Комитет жилищно-коммунального хозяйства города Курска, Комитет по управлению имуществом Курской области, Комитет по управлению муниципальным имуществом города Курска, Комитет финансов города Курска, Комитет финансов Курской области, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд